На главную Профориентация старшеклассников Материалы Современные технологии личностного и профессионального самоопределения
Современные технологии личностного и профессионального самоопределения
Профориентация школьников - Материалы

В настоящее время процесс профессиональной ориентации реализуются по средствам большого многообразия интерактивных технологий, каждая из которых направлена на решение той или иной поставленной задачи. Родители могут посещать совместно с детьми многие из предложенных ниже форм профориентационной работы.

1. Творческая мастерская


В мастерской специально организуется развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске, в режиме диалога и полилога приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни. Отношения участников носят взаиморазвивающий характер, как между мастером и обучаемыми, так и между участниками мастерской. Происходят коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков, осмысление и перестройка оснований собственной деятельности и поведения, общения и поступков по отношению к себе, к другим, к окружающему миру.
Мастерская как технология реализуется во многом по правилам интенсивного интерактивного взаимодействия, за счет наличия инновационного знания, импровизации, сочетания условного и реального планов действий, освоения алгоритмических «шагов» и блок-структур разнообразных техник и приемов. Принятие готовых образцов, как правило, не поощряется, а для того чтобы что-то демонстрировать перед аудиторией, необходимо осуществить самоподготовку, выполнить специальные задания, прописать будущую презентацию.


Основными признаками творческой мастерской специалисты считают следующие:
- максимальную включенность и активную позицию участников;
- диалогическое и полилогическое (дискуссионное) взаимодействие;
- некоторую неопределенность и возможность для импровизации в заданиях;
- низкую степень регламентации действий участников;
- свободу выбора содержания, способов, техник, форм и средств деятельности;
- столкновение интересов, конфликт или наличие интриги, парадоксальности предлагаемых заданий;
- психологическую поддержку участников и атмосферу открытости, творчества, доброжелательности и взаимного доверия.


2. Квест


В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений». Как игровой жанр он сформировался задолго до появления Интернета и изначально предполагал выполнение каких-либо заданий, записанных на бумажках.
В реальной жизни квестом называют салонную или уличную игру, в рамках которой участникам необходимо выполнить ряд заданий и прийти к определенному результату. Формы проведения таких игр довольно разнообразны. Их устраивают в домашних условиях, на городских улицах, в специальных помещениях, оборудованных соответствующими декорациями.
Квесты могут длиться несколько часов и задействовать от 2-3 до нескольких десятков человек. Контроль за ходом игры осуществляет ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредником между персонажами.
Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.
Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу как взрослым, так и детям. Если говорить о малышах, то подобные задания заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками. Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.
Все, кому известно, что такое квест нередко интересуются, какая же цель такого активного времяпрепровождения. Почему люди разного возраста играют в эти игры, чем интересно прохождение квестов? Такие игры помогают человеку:
• стать внимательнее;
• развить логику;
• улучшить координацию движений;
• стать интеллектуальнее и сообразительнее;
• получить новые знания.


Одной из форм квеста может стать мастер-класс.

Мастер-класс - оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности.
Классический мастер-класс включает:
• Демонстрацию специалистом своего мастерства или своего понимания проблемы в практической форме. Роль мастера — консультант, помогающий организовать учебную работу, осмыслить на новом более высоком уровне творческую деятельность. В отличие от тренинга и семинара мастер-класс обычно проводится для тех, кто уже состоялся как профессионал, но не удовлетворён уровнем, которого уже достиг. В отличие от конференции в мастер-классе отсутствует равенство сторон процесса обучения.
• Вовлечение ученика в активную деятельность по освоению мастерства под контролем специалиста.
Один из примеров использования мастер-класса в процессе квеста - это распределение мастеров различных сфер деятельности по станциям. На станции после прохождения мастер-класса ребята должны выполнить задание мастера и тогда станция будет считаться пройденной.
Использование технологии мастер-класса в процессе квеста позволит детям в режиме реального времени узнать тонкости различных профессий и побывать в роли настоящего профессионала.


Также при разработке квеста может быть использован метод проигрывания ролей (инсценировки).
Цель проигрывания ролей (role playing): в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую управленческую или социально-психологическую ситуацию и затем дать обучаемым возможность оценить поступки и поведение участников игры - исполнителей. Одной из разновидностей метода инсценировки является ролевая игра.
Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ролевой игры является не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами.
Ролевая игра - способ расширения опыта участников анализа посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.


Специфика использования ролевой игры:
■ наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему. Такой моделью может стать фабрика, завод, магазин, музей или отдельное подразделение какой-либо организации с достаточно подробным описанием специфики, имеющихся ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых, социальнопсихологических);
■ наличие ролей;
■ различие целей участников игры, исполняющих разные роли;
■ взаимодействие ролей;
■ наличие общей цели у всего игрового коллектива;
■ многоальтернативность вариантов;
■ наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;
■ наличие управляемого эмоционального напряжения.
В процессе такого взаимодействия дети получают возможность раскрыть свой внутренний потенциал, развить коммуникативные навыки и попробовать в себя в различных профессиях и сферах деятельности.
Большинство квестов подразумевает использование технологии мозгового штурма.


Метод мозгового штурма


Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Включает этап экспертной оценки.


Этапы и правила мозгового штурма


Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличатся организацией и правилами их проведения:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.


2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
о Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
о Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
о Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
о Комбинируйте и улучшайте любые идеи.


3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Мозговой штурм в рамках профориентационного квеста позволит учащимся получить новую, актуальную и интересную информацию о профессиях и проявить себя.

Источник: Организация профориентационного сопровождения в условиях современной школы: методическое пособие /авт. состав. Т.Г. Ерохина - Краснодар : ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2022. - 54 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.