На главную Профориентация старшеклассников Программы и курсы Профессиональное самоопределение учащихся выпускных классов
Профессиональное самоопределение учащихся выпускных классов
Профориентация школьников - Программы и курсы

К.С.Раузер
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ
Одним из важных аспектов работы психолога в средней школе является профориентационная работа, направленная на повышение эффективности профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение – это длительный процесс, который начинается в детском возрасте и заканчивается в зрелые годы. Профессиональное самоопределение характеризуется избирательностью отношения к миру профессий. Осознанный выбор профессии подразумевает учет как индивидуальных особенностей самого человека, так и требований профессии к человеку, а также знание социально-экономических условий своего региона.

Процесс профессионального самоопределения длится в течение всей жизни. Впервые профессиональная направленность интересов ярко проявляется в подростковом возрасте, когда у учащихся возникает необходимость выбора будущей профессии. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с этим выбором, обучение для многих приобретает личный интерес и превращается в процесс самообразования. Для подрастающего человека результатом профессионального самоопределения в 9–11 классах, по мнению Е.А. Климова, «является относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план», который «предусматривает ближайшие шаги на профессиональном пути: выбор формы обучения, учебного заведения».
Актуальность работы состоит в том, что можно выделить важные аспекты, от которых зависит сформированность профессионального самоопределения – в частности это уровень развития некоторых структур интеллекта школьника. Это позволяет сделать предположение, что одним из направлений помощи в профориентации может быть формирование в процессе учебы этих структур интеллекта.
Цель работы: выявление взаимосвязи интеллекта и сформированности профессионального самоопределения. Объект исследования – учащиеся 9-х классов двух школ г. Санкт-Петербурга (юноши и девушки – всего 31 человек,  возраст  15–16  лет).  База  исследования:  общеобразовательная  школа № 21 и общеобразовательная школа № 455 с углубленным изучением английского языка.
Предполагается, что сформированность профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста взаимосвязана с уровнем сформированности отдельных структур интеллекта. Для проверки выдвинутой гипотезы в работе использовались: методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель) и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для диагностики сформированности профессионального самоопределения учащихся выпускных классов, выработки рекомендаций по выбору профессии, а также в целях повышения эффективности профессионального самоопределения и повышения успеваемости ученика в целом. В работе изучаются такие явления, как профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность. Интеллект в этом исследовании рассмотрен как общая способность к познанию и решению проблем (адаптивность человека), определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Адаптивность человека, эффективность принимаемых им решений и деятельности в целом в значительной мере зависят от того, в какой степени он овладел понятийным мышлением.
В ходе исследования в зависимости от степени сформированности профессиональной идентичности были выделены две группы учащихся – с высокой и низкой степенью сформированности профессиональной идентичности. Сравнительный анализ полученных результатов в группах проводился с помощью критерия U Манна–Уитни.
Исследование показало, что образованные по принципу сформированности профессиональной идентичности группы характеризуются наличием статистически значимых различий в уровне сформированности некоторых структур интеллекта: интуитивное понятийное мышление (субтест 2) (p < 0,011) и понятийное логическое мышление (субтест 3) (p < 0,054). Таким образом, можно сделать вывод, что сформированность профессионального самоопределения зависит от уровня сформированности интуитивного понятийного мышления (выделение сущностного признака) и понятийного логического мышления (осознание закономерных связей между явлениями), которые, в свою очередь, входят в общую структуру интеллекта.
Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – 420 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.