К.С.Раузер ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ Одним из важных аспектов работы психолога в средней школе является профориентационная работа, направленная на повышение эффективности профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение – это длительный процесс, который начинается в детском возрасте и заканчивается в зрелые годы. Профессиональное самоопределение характеризуется избирательностью отношения к миру профессий. Осознанный выбор профессии подразумевает учет как индивидуальных особенностей самого человека, так и требований профессии к человеку, а также знание социально-экономических условий своего региона.
Процесс профессионального самоопределения длится в течение всей жизни. Впервые профессиональная направленность интересов ярко проявляется в подростковом возрасте, когда у учащихся возникает необходимость выбора будущей профессии. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с этим выбором, обучение для многих приобретает личный интерес и превращается в процесс самообразования. Для подрастающего человека результатом профессионального самоопределения в 9–11 классах, по мнению Е.А. Климова, «является относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план», который «предусматривает ближайшие шаги на профессиональном пути: выбор формы обучения, учебного заведения». Актуальность работы состоит в том, что можно выделить важные аспекты, от которых зависит сформированность профессионального самоопределения – в частности это уровень развития некоторых структур интеллекта школьника. Это позволяет сделать предположение, что одним из направлений помощи в профориентации может быть формирование в процессе учебы этих структур интеллекта. Цель работы: выявление взаимосвязи интеллекта и сформированности профессионального самоопределения. Объект исследования – учащиеся 9-х классов двух школ г. Санкт-Петербурга (юноши и девушки – всего 31 человек, возраст 15–16 лет). База исследования: общеобразовательная школа № 21 и общеобразовательная школа № 455 с углубленным изучением английского языка. Предполагается, что сформированность профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста взаимосвязана с уровнем сформированности отдельных структур интеллекта. Для проверки выдвинутой гипотезы в работе использовались: методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель) и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для диагностики сформированности профессионального самоопределения учащихся выпускных классов, выработки рекомендаций по выбору профессии, а также в целях повышения эффективности профессионального самоопределения и повышения успеваемости ученика в целом. В работе изучаются такие явления, как профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность. Интеллект в этом исследовании рассмотрен как общая способность к познанию и решению проблем (адаптивность человека), определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Адаптивность человека, эффективность принимаемых им решений и деятельности в целом в значительной мере зависят от того, в какой степени он овладел понятийным мышлением. В ходе исследования в зависимости от степени сформированности профессиональной идентичности были выделены две группы учащихся – с высокой и низкой степенью сформированности профессиональной идентичности. Сравнительный анализ полученных результатов в группах проводился с помощью критерия U Манна–Уитни. Исследование показало, что образованные по принципу сформированности профессиональной идентичности группы характеризуются наличием статистически значимых различий в уровне сформированности некоторых структур интеллекта: интуитивное понятийное мышление (субтест 2) (p < 0,011) и понятийное логическое мышление (субтест 3) (p < 0,054). Таким образом, можно сделать вывод, что сформированность профессионального самоопределения зависит от уровня сформированности интуитивного понятийного мышления (выделение сущностного признака) и понятийного логического мышления (осознание закономерных связей между явлениями), которые, в свою очередь, входят в общую структуру интеллекта. Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – 420 с. |