Искусство договариваться
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционные игры

Мероприятие для младших школьников
«Искусство договариваться». Психологический квест для подростков
Предлагаем сценарий психологического квеста для подростков. По сценарию, участникам команд нужно пройти четыре испытания и честно оценить свою работу.

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК
Участники: группа подростков от 20 до 30 человек.
Цель: стимулировать групповое единство, взаимное уважение и интерес учащихся.
Задачи: выявить специфику социального самопроявления учеников, эмоциональные особенности социально-психологического поведения конкретных подростков, обозначить проблемные зоны для дальнейшей воспитательной и психологической работы.
Примерное время: 55 минут.


Ирина ЗАКИРОВА,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ МО «Долгопрудненский техникум», город Долгопрудный
Мария ФОКИНА,
педагог-психолог ГБПОУ МО«Долгопрудненский техникум», к. п. н., город Долгопрудный

Часть 1. Активизация работы, распределение на команды

10 мин (X)
Поприветствуйте участников, сообщите о целях занятия - сплотить коллектив, установить новые дружеские связи, эмоционально сблизиться.
Педагог-психолог: Сейчас мы сыграем в игру, которая позволит нам выразить взаимные симпатии и сформировать команды для прохождения квеста.
Бросьте мяч любому ученику и сообщите инструкцию: «Я назову положительное человеческое качество, твоя задача - бросить мяч тому из присутствующих, у кого это качество выражено в наибольшей степени. Итак, брось мяч самому дружелюбному человеку в классе». Участнику, который получил мяч, сообщите: «Ты будешь капитаном первой команды. Встань у доски, скоро рядом с тобой выстроятся капитаны других команд. Теперь брось мячик самому талантливому человеку».
Таким образом, перечислите несколько положительных качеств. Например, «самый веселый и жизнерадостный», «самый ответственный», «самый творческий». Назовите столько качеств, чтобы хватило определить 4-6 человек - капитанов команд. Число команд зависит от количества участников - но в каждой команде должно быть 4-5 человек. Когда капитаны команд выстроятся у доски, начинается набор членов в каждую команду.
Педагог-психолог: Ваша задача - набрать себе команду из числа оставшихся участников. Делать вы это будете по определенным правилам. Капитаны по очереди будут приглашать к себе любого участника. Каждый приглашенный становится рядом с капитаном. Далее каждый приглашенный в команду участник приглашает еще одному человека в команду.
Учащиеся вызывают друг друга в команду до тех пор, пока все не окажутся в командах.

Часть 2. Вводный инструктаж

5 мин(Х)
Допматериалы Список штрафных заданий для команд см. на e.psihologsh. ru.
Педагог-психолог: Ваши команды будут поэтапно выполнять задания, которые покажут, умеете ли вы работать вместе, сотрудничать, договариваться. За каждое задание команда получает определенное количество баллов. При этом будут учитываться скорость и качество работы. Для перехода на следующий этап команда должна набрать «проходной балл».
Если достаточного количества баллов команда не набрала, она получает штрафное задание, например за минуту написать как можно больше профессий. Если выполнит его - переходит к следующему этапу. Команда, которая первой справилась с заданием, получает дополнительно 5 баллов.
Все участники должны соблюдать правила поведения во время квеста. Первое правило - нельзя никого оскорблять. За любые оскорбительные слова и жесты в адрес своего игрока или соперника команда теряет 5 баллов. Второе правило - пока выступает докладчик одной команды, все участники внимательно его слушают, не перебивают, не разговаривают между собой и не шумят. За нарушение второго правила команда теряет 3 балла.
Запишите кратко правила на доску.

Часть 3. «Уникальность команды»

15 мин (Т)
Педагог-психолог: У вас в распоряжении пять минут, чтобы придумать название команды и кратко описать ее уникальность. Чтобы выполнить задание, каждая команда выбирает секретаря. Он будет записывать все идеи. Докладчиком может быть любой член команды. «Проходной балл» за задание - 4.
Раздайте каждой команде письменные принадлежности и «лист оценок», разделенный на три столбца: 1) «Название команды»; 2) «Наша оценка команде за выполнение этапа 1»; 3) «Наша оценка команде за выполнение этапа 4».
Педагог-психолог: Сейчас команды по очереди представят результаты работы. Представитель команды говорит название и рассказывает, в чем ее уникальность. Остальные внимательно слушают. На этом этапе вы оцениваете друг друга. Важно быть честными, объективными, справедливыми. В будущем вам еще предстоит этап со взаимной оценкой, поэтому старайтесь не создавать условий, при которых вам захотят отомстить за необъективность.
Как оценивать другие команды? Секретарь каждой команды, кроме команды-докладчика, записывает в лист оценок название коман ды. После окончания доклада команды в течение 30 секунд советуются и выставляют в свой лист оценок баллы от 2 до 5 – за доклад в целом и идею.
Работа строится по описанной схеме. Когда все команды выступят и поставят оценки соперникам, подсчитайте средние баллы.
Педагог-психолог: Пока я буду считать средние баллы по взаимным оценкам, вы должны распределить комплименты между членами команды. Важно, чтобы у каждого игрока был хотя бы один комплимент.
Каждая команда получает набор карточек в коробке, на которых напечатаны комплименты: самый сообразительный, самый общительный, самый вежливый, самый пунктуальный, самый спортивный, наше солнышко, лидер. Участники по кругу поочередно вытаскивают карточки, зачитывают их содержание и передают тому игроку, которому данный комплимент подходит больше всего. Себе комплименты оставлять нельзя.
Вы в это время подсчитайте средние баллы, затем озвучьте их и выпишите на доске напротив каждой команды, начислите дополнительные (за скорость) и штрафные баллы (если команда не набрала «проходной балл»). По такой же схеме подсчитайте баллы за все следующие задания.

Часть 4. «Архитектор - строитель»

15 мин (Т)
Чтобы выполнить задание второго этапа квеста, каждая команда выбирает двух архитекторов. Остальные участники - строители. Для этапа понадобятся карточки с любыми 16 символами, рисунками, размещенными на карточке по одному в 4 столбика на 4 строчках в каждом.
Педагог-психолог: Сейчас архитекторы, подойдут ко мне, чтобы получить карточку с символами. Задача: не показывая карточку строителям, объяснить на словах, что нужно нарисовать. Первую строку объясняет один архитектор, вторую -другой, затем снова первый и так далее. Строители тоже рисуют по очереди. (Каждый по одной или по 2 строки, в зависимости от количества людей в команде.) Задача строителей - внимательно слушать и рисовать то, что просит архитектор. Строители не имеют права задавать вопросы. Архитекторы - не имеют права показывать что-либо с помощью жестов. Проходной балл - 80. Перед началом выполнения этого задания у вас есть 90 баллов. За каждую ошибку в рисунке вы теряете 1 балл. За каждый правильно выполненный рисунок получаете 1 балл.
Когда команды выполнят задание, пригласите капитанов с карточками-образцами и готовыми рисунками сесть за первые парты. Задача каждого капитана - честно и справедливо проверить рисунки, выполненные его командой, и отметить галочкой каждую ошибку. Затем они подсчитывают количество ошибок и вычитают полученное число из 90. Далее подсчитывают количество правильно выполненных рисунков, прибавляют полученное число к предыдущему результату и сообщают итоговый балл.

Часть 5. «Плот»

10 мин
Чтобы пройти этот этап психологического квеста, каждая команда получает один разворот газеты.
Педагог-психолог: Каждая газета – это ваш плот, на котором вы по моему сигналу должны будете разместиться в течение двух минут. Ноги каждого игрока должны стоять на плоту, даже на миллиметр не касаясь пола. Команда получит 5 баллов, если справится с заданием, и 0 баллов – если не справится.

Часть 6. «Комплимент сопернику»

15 мин (Т)
Педагог-психолог: На этом этапе ваша задача - дать самую лучшую рекламу команде соперников, которую выберет ваш капитан. Составьте ей хвалебную, но искреннюю и справедливую рекламу в любой форме: в рассказе, стихотворении, сценке, газетной статье. Время на работу - 5 минут.
Баллы за задание начисляют сами участники по аналогии с заданием «Уникальность команды». Пока вы подсчитываете средние баллы, каждая команда общим голосованием выбирает лучшего игрока.

Часть 7 Подведение итогов

10 мин (X)
Озвучьте итоговые баллы каждой команды, назовите победителей, предложите капитанам назвать лучших игроков своих команд.
Ведущий: Самое главное достижение сегодня – не победа одной из команд, а то, как вы справлялись с заданиями, проявляли себя. Вы, наверное, обратили внимание на то, как помогает нам во взаимодействии умение договариваться, слышать друг друга, быть вежливыми и внимательными друг к другу. Чтобы завершить нашу встречу, я предлагаю всем обменяться воображаемыми подарками. Это поможет выразить вам свою симпатию и укрепит наши знания друг о друге.
Бросьте мяч любому участнику и назовите воображаемый подарок. Участник, получивший мяч, бросает его участнику, которому он хотел бы вручить данный подарок. Затем назовите следующий подарок и так далее. Себе подарки оставлять нельзя. Варианты подарков: большой красивый и вкусный торт, букет роскошных роз, пушистый котенок, встреча со звездой шоу-бизнеса, экскурсия по ночной Москве, волшебная палочка с лимитом в три желания, путешествие на тропический остров, волшебное путешествие в мир фэнтези, возможность взять интервью у Президента России, право разработать сценарий компьютерной игры, возможность исполнить главную роль в популярном молодежном сериале.
В заключение отметьте тех участников квеста, которые проявили себя особенно позитивно, прокомментируйте свои наблюдения и поведение учеников с точки зрения конкретной ситуации, поблагодарите за участие.
Источник: Справочник педагога-психолога в школе, №12, 2017г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.