Развитие умений вербального общения
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционные игры

Шлифуются навыки вербального общения в играх, которые можно проводить и с учителями, и со школьниками.


Игра 1. Дискуссия.


Группа учителей или школьный класс делится на тройки, в каждой тройке по условию игры - первый глухой и немой, второй - глухой и паралитик, третий - слепой и немой (только слышит и показывает).
Задание: договориться о месте встречи в городе, о подарке имениннику, о цвете, в который нужно покрасить забор.


Игра 2. Обращения.


В игре вырабатывается умение выражать свои чувства педагогически целесообразно. С этой целью обратитесь к учащемуся, а затем классу спокойно, доброжелательно, строго, с иронией.


Игра 3.


Обучаемые делятся на пары и получают вести задание вести беседу каждый на свою тему. Например, один будет говорить о спорте, другой - о медицине, один о философии, другой о психологии, один - о профессиональной подготовке учителей, другой - о новинках художественной литературы. Игра пойдет в нужном направлении, если стороны будут стараться не перекричать друг друга, а делать больше пауз, говорить как можно тише, задавать вопросы на «свою» тему, заставлять собеседника уступать инициативу, проявлять изобретательность, творчество.


Игра 4. Космический репортаж.


Цель игры — демонстрация умения слушать. Космическая экспедиция обнаружила на одной из планет неизвестные наскальные изображения и пытается передать их на землю. Но видеосвязь нарушена, есть только радиосвязь, и только односторонняя — от корабля на землю. Один участник передает словами изображение, все остальные в центре управления полетом рисуют это изображение.
Используйте следующие упражнения для тренировки речевого аппарата и мимической мускулатуры. Контролируйте правильность их выполнения по зеркалу.


Упр. 1 - гримасы.


Глядя в зеркало, стройте гримасы, передавая мимикой различные эмоции: гнев, радость, удивление, страх, восторг и др. Обратите внимание на вовлечение в работу всех групп мышц: лба, щек, век, глазного яблока, губ, челюстей. Гримасничая, необходимо искать новые, неожиданные выражения, мимические движения, передающие разнообразие оттенков чувств.


Упр. 2 - для губ и языка.


Несколько раз сделайте движение губами, как при произнесении звуков, меняя различные положения: губы сомкнуты, губы «трубочкой», «пятачком»; вращение губ в положении «пятачок» вверх, вниз, вправо, влево, вкруговую (в обе стороны).


Упр.3.


Составьте короткий рассказ и постарайтесь « произнести» его с помощью языка, жестов, мимики. Попробуйте провести между учениками, раз битыми на пары, «диалоги без слов». Дайте задание другим учащимся «прочитать» эти «диалоги». Сравните «прочтение» и расшифровку этих диалогов. Дайте мимическую интерпретацию действий учителя в некоторых ситуациях педагогического общения (упражнение выполнено хорошо, не слушаете мое объяснение, мешаете работать товарищам й т.п.).


Упражнения на совершенствование дикции


Упр.1.


Произнесите ряд основных гласных И Э А О У Ы:
резко, толчками, импульсивно, отрывисто произносится каждый звук;
на одном дыхании, чтобы звуки незаметно переходили один в другой без резкой границы.


Упр. 2.


Тот же ряд гласных проговорить с различными трудными для произношения сочетаниями согласных:
БДГИ - БДГЭ - БДГА - БДГО - БДГУ - БДГЫ - БДГИ - ГДВЭ - ГДВА - ГДВО -ГДВУ - ГДВЫ и т.п.


Упр. З.


Работа со скороговорками, которая преследует цель дальнейшего совершенствования речевого аппарата, совершенствование дикции.
Произносить скороговорку нужно сначала медленно, преувеличенно четко, выговаривая все звуки с напряжением речевого аппарата. Затем постепенно наращивать темп, все время следя за правильностью произношения звуков. Примеры скороговорок.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовал да зарапортовался.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках и т.п.


Упр. 4.


Прочитайте тексты из различных методических журналов. Тщательно выговаривайте слова. Разберите возможные затруднения дикционного характера. По несколько раз повторите труднопроизносимые слова, сочетания.


РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ИНТРАКШВНОГО ОБЩЕНИЯ


Рекомендуем следующие игры.


Игра 1.


Преподаватель приходит в класс в первый раз. Необходимо познакомиться и организовать выборы актива.


Игра 2.


В классе зреет конфликт на основе недостаточно хороших условий и низкого качества обучения. Староста, как стало известно учителю, намерен написать жалобу от имени класса администрации школы. Действия учителя по локализации и устранению конфликта.


Игра 3.


Формирование педагогических умений в сложных обстоятельствах. Прекрасно воспитывает уверенное поведение, быстрые ответы на замечания. Для этого в группе тренинга один из занимающихся дает, услышав упрек, ответ агрессивный, другой - неуверенный, третий -уверенный. Фраз для игры можно подобрать множество. Вот некоторые из них:
У Вас слишком короткая юбка (узкие брюки). В такой одежде прошу на занятия не приходить.
С вашими способностями надо учиться лучше. Лень - отвратительная черта человека.
Я видел вас с сигаретой во рту. Девушка, будущая мать, не должна курить. Это преступление перед вашим будущим ребенкоус
Ваши шутки не остроумны. Будьте серьезнее на занятиях.
Ваша болтовня мешает окружающим. Не хотите заниматься, читайте книгу, но не мешайте другим
Педагог, сделавший замечание, извиняется в удобоваримой форме за бестактность, не теряя достоинства, заканчивает разговор.


Игра 4.


Наиболее трудный вид ролевых игр - провокация. В то же время они прекрасно готовят к выходу из сложных ситуаций общения с подростками, юношами и девушками. Вариантов этих игр много. Они не требуют тщательной подготовки. В начале игры водящий выходит на несколько минут из помещения, а оставшиеся организуют провокацию. Это может быть карикатура на вышедшего, нарисованная на доске, или грубый вопрос, или поющая песню аудитория. Студенты, играющие роль школьников, могут встать на парты, залезть под столы и т.п. Водящий должен не объяснять, что делать, а включиться в игру остроумно, находчиво ответить на вопрос, найдя выход из сложившейся ситуации, и спокойно начать урок.
При разыгрывании определенных ситуаций и при их анализе необходимо обращать внимание не только на правильность решения задата, но и на коммуникативную форму, в которую она обличена.


РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБЩЕНИЯ


Игра 1. «Понять партнера».


Один участник выходит из круга. Четырем-пяти участникам в круге ставится задача глазами выразить ему свое желание вступить с ним в контакт. После этого находящийся в круге водящий должен определить по глазам, кто именно желает вступить с ним в контакт.


Игра 2. «Сиамские близнецы».


Участники игры распределяются по парам. Задание заключается в том, чтобы сделать как можно больше шагов в положении, при котором два участника изображают близнецов. Для этого оба участника, выбравшие друг друга, встают рядом, плечо к плечу, расставив ноги на ширину плеч так, чтобы стопой одной ноги соприкасаться со стопой партнера. Эти две «внутренние» для пары ноги объявляются «сросшимися» на время шры. Затем участники, поддерживая друг друга и следя за тем, чтобы их «внутренняя общая нога» не распалась, должны прошагать как можно больше. Желательно, чтобы каждый участник попытался походить таким образом со всеми членами группы по очереди.
При любом варианте обмен впечатлениями следует не забыть предложить каждому участнику. Суть обсуждения сводится к рассказам о способах, которые использовал тот или иной участник для достижения цели.


Игра 3. «Слепой и поводырь».


Группа распределяется попарно. В каждой паре один из партнеров берет на себя роль ведомого, а другой - ведущего. Ведомый завязывает себе глаза. После этого ведущие коллективными усилиями быстро меняют ме- стонахоясдение мебели, находящейся в комнате. После этого ведущие возвращаются к ведомым. Задача ведущих состоит в том, чтобы познакомил, своих ведомых с особенностями видоизмененного пространства. Причем объявляется запрет на любые звуки и прежде всего на речевое общение. Ведущие должны провести своих подчиненных по самому сложному маршруту в комнате. Игра ведется либо на время, либо на выполнение задачи - преодоление конкретного набора препятствий. Затем участники меняются местами.
У игры два условных уровня эффектов. Первый уровень связан с обработкой навыков достижения взаимопонимания между партнерами. Здесь при обсуждении полезно обращать внимание на личный опыт каждого как успешного, так и неудачного контакта с партнером.
Второй слой эффектов связан с личностными переживаниями зависимости и ответственности. Игра создает возможности для личных открытий самодиагностического характера, а также для наработки приемов установления взаимного контакта в паре.


Игра 4. «Если птичка, то какая?»


Один из играющих выходит за дверь, группа выбирает из состава присутствующих того, кого необходимо будет угадать. Вернувшись в комнату, игрок начинает задавать группе вопросы, предлагая сравнить загадочного участника с различными видами, классами, типами животных и растений, рыб и птиц, кухонной утвари и времен года, часть суток и странами света.
В зависимости от того, какие ассоциации вызывает у группы загаданный игрок, у спрашивающего постепенно начинает складываться целостный образ этого человека. Обычно дается 3 попытки при численности группы более 15 человек.
Если это цветок, то какой?
Если это зверь, то какой? И т.д.
Безусловно, главным действующим лицом в такой игре является тот, кого загадали. После того как разгадывание состоялось или не состоялось, ведущий обязательно должен поинтересоваться у того, к кому относились все высказанные ассоциации, как ему слушалось, как сиделось. Что было неожиданным? Что обрадовало? Что огорчило?
Что же касается того игрока, кто стремиться разгадать загаданную персону, то здесь проявляются способности участника наблюдать и быть внимательным.


Игра 5. «Подарок».


Каждый участник без слов, жестами, мимикой должен показать, какой подарок он дарит «имениннице», она и все пробуют угадать, какой это подарок.


Игра 6. «Сообщение».


Разбиваются по парам, каждый должен без слов, жестами сообщить своему напарнику какое-то сообщение, а он должен понять и рассказать, в чем смысл сообщения.


Игра 7. «Передача чувств».


Все встают в шеренгу, в затылок друг к другу, первый человек поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т.п.), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. У последнего спрашивают какое чувство он получил, сравнивают с тем, какое было послано вначале, как каждый участник понимал полученное им чувство.

Источник: Барсукова Ж.А., Котлярова Э.В. Психология общения. Методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. - Изд-во Могилевского гос. ун-та, 1999. - 53с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.