На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Тренинговое занятие для учащихся 11-12 классов при подготовке к экзаменам
Тренинговое занятие для учащихся 11-12 классов при подготовке к экзаменам
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги

Психологическая коррекция подготовки учащихся к тестированию
Важность ее в процессе психологического сопровождения тестирования заключается в снятии тревожности. Наиболее эффективно это осуществляется в процессе тренинговых занятий. Ниже приводим описание тренингового занятия для учащихся 11-12 классов при подготовке к тестированию.

Тренинговое занятие для учащихся 11-12 классов

Цель: оказание психологической поддержки учащимся 11–12 классов при подготовке к тестированию.


Задачи:
- содействовать развитию навыков психорегуляции;
- способствовать раскрытию внутреннего потенциала и ресурсов личности учащегося;
- изучить эмоциональное состояние, настроение и самочувствие учащихся.
Ход занятия
Вступительное слово ведущего, разъяснение целей и задач группы.

Упражнение № 1. Тест «Эмоциональные сферы»
Цель: изучение эмоционального состояния человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.
Материалы: стандартный лист бумаги (формат А4), простой карандаш, цветные карандаши, ластик, планшеты.
Инструкция: всем известно, что вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то аурой, мы же называем ее сферой. Каждый из нас представляет эту сферу по-своему. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и ластик, где это необходимо. Величина сферы, ее расположение, используемая цветовая гамма произвольны и индивидуальны. (Интерпретацию смотри: «Школьный психолог. – № 24. – 23-20 июня 2004 г. – С.9-24).

Упражнение № 2 «Имитация»
Цель: активизировать участников, создать настрой на работу.
Инструкция: станьте, пожалуйста, в круг. Для начала рассчитаемся на первый-второй. Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый-второй, первый-второй, первый-второй и т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали.
Убыстряем темп. Еще быстрее.
Примечание: Кто-нибудь обязательно сбивается и ведущий инициирует аплодисменты всех участников.

Упражнение № 3 «Две стороны медали»
Цель: изучение отношения учащихся к тестированию; осознание учащимися «-» и «+» сторон тестирования
Материалы: листы бумаги, ручки шариковые, планшеты.
Инструкция: первый этап выполняйте индивидуально: разделите лист на две части: левая «—», правая «+». В левой части листа необходимо, продумав, написать все плохое, связанное с тестированием, а в правой все хорошее. Извлеките выгоду из ситуации.
Второй этап: групповая работа. Объединитесь в «тройки» и, сравнив ответы, оставьте только совпадения.
Ответы зачитываются представителями групп. Происходит обсуждение: каковы впечатления от выполнения? Что нового для себя узнали? Чему научились?

Упражнение № 4 «Образы»
Цель: эмоциональная поддержка учащихся перед тестированием; раскрытие ресурсов и потенциалов личности учащегося.
Материалы: стандартный лист бумаги (формат А4), простой карандаш, цветные карандаши, ластик, планшеты.
Инструкция:
1) у каждого из вас есть какое-то эмоциональное отношение к предстоящему тестированию. Подумайте, пожалуйста, что это за отношение и попробуйте определить его одним или несколькими чувствами. Запишите эти чувства на листе. Попробуйте придумать образ, который бы наиболее полно и ярко отражал эти чувства, образ, в который могут воплотиться эти чувства. Это может быть все что угодно: существо, предмет, живое, неживое и пр.;
2) объединитесь в «двойки» и расскажите друг другу об этом существе: как его зовут; где оно живет; с кем оно живет; с кем общается; есть ли у него друзья; чем питается; как поддерживает свое существование; что оно умеет делать; чего оно хочет; что оно делает для своего хозяина или обладателя (того, кто рисовал рисунок). Обсудите, что полезного для вас может сделать это существо, и как вы им можете пользоваться;
3) в общем кругу поделитесь впечатлениями, эмоциями, тем что у вас получилось.

Упражнение № 5 «Поза кучера»
Цель: обучение учащихся приемам релаксации в стрессовой ситуации.
Инструкция: теперь пришло время ознакомить вас с некоторыми техниками релаксации и концентрации.
Попробуйте принять следующую позу: центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сдавлен живот. Ноги расставлены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами, как у кучера, который расслабился, расслабил поводья, и его лошади бредут сами собой. Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно.
Участники принимают «позу кучера». Ведущий должен проконтролировать правильность выполнения этого упражнения.

Упражнение № 6 «Полное дыхание»
Цель: обучение учащихся приёмам релаксации в стрессовой ситуации.
Инструкция: дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.
Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.
Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот. Задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните, постепенно втягивая живот. Выдох через рот.

Упражнение № 7 «Девиз»
Цель: осознание собственной жизненной установки в стрессовой ситуации.
Материалы: листы бумаги, ручки шариковые, планшеты.
Инструкция: в течение 2 минут, подумайте каждый над своим девизом, который отражает Ваше жизненное кредо, отношение к стрессовой ситуации. Затем вы по очереди зачитаете свои девизы другим участникам группы и дадите пояснения к ним.

Упражнение № 8 «Паровозик»
Цель: эмоциональная разрядка участников группы.
Инструкция: встаньте и постройтесь друг за другом, руки на плечах стоящего впереди. Стоящий впереди выполняет роль машиниста локомотива. Он с открытыми глазами, а остальные с закрытыми глазами.
Машинист ведет состав.
По команде начинается движение, вначале медленно, а потом ускоряется. Выполняющий роль машиниста должен провести состав так, чтобы вагончики, остальные участники, не разомкнули сцепку.
Упражнение можно повторять два, три раза, меняя машиниста.

Упражнение № 9 Тест «Эмоциональные сферы»
(см. упражнение № I)
Сравните, изменилась ли ваша сфера по сравнению с той, которую вы нарисовали в начале нашего занятия.
(Рисунки участников группы в конце занятия собираются. Их можно использовать для выработки конкретных рекомендаций для каждого из участников группы; прослеживания изменений в эмоциональном состоянии по окончании работы в группе.)
Завершающее слово ведущего группы, подведение итогов занятия.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.