На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа коррекции личностной тревожности у младших подростков (4-6 классы)
Программа коррекции личностной тревожности у младших подростков (4-6 классы)
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Плотко Елена Константиновна,
психолог, социальный педагог,
МОУ г. Кемерово «Гимназия №42»
г. Кемерово
Программа коррекции личностной тревожности
у младших подростков (4-6 классы).
Номинация: Лучшая коррекционно-развивающая программа, программа элективного курса по психологии.

Аннотация: Программа разработана и апробирована в 2004-2005 уч. г. Основана на представлениях о тревожности, разработанных в рамках гештальт-подхода. Включает в себя 3 этапа: исследование участниками группы собственных границ; отработка навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми; коррекционная работа по запросу участников группы.
Проблема: в результате отслеживания социально-психологического статуса учащихся 4-6 классов с высокой личностной тревожностью было выявлено, что они, обладая большим потенциалом, испытывают значительные трудности, как в обучении, так и в установлении контактов с окружающими, которые сопровождаются снижением эмоционального фона и ухудшением самочувствия.
Цель: улучшение самочувствия и повышение эмоционального фона за счет снижения уровня личностной тревожности.
Задачи:

  • Исследование собственных границ участниками группы;
  • Освоение участниками группы навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми;
  • Разрешение ряда психотравмирующих ситуаций, способствующих повышению тревожности.

Целевая группа: младшие подростки (учащиеся 4-6 классов)
Идея: исследовав свои границы и освоив навыки их отстаивания в социальной среде, учащиеся смогут адекватно выражать свои непосредственные реакции на различные ситуации. Это будет способствовать разрядке возникающего возбуждения и снижению тревожности. Учащиеся смогут стать более успешными: повысить свою успеваемость и социальный статус в классном коллективе.
Ресурсы:

  • Занятия может проводить психолог, обладающий навыками коррекционной работы в рамках гештальт-подхода, гештальт-терапевт;
  • Тренинговая комната должна быть оборудована партами или столами для выполнения письменных заданий, доской или пробковым стендом, настенными часами; а также должна иметь достаточно свободного места для работы в тренинговом круге;
  • Для занятий необходимы: бумага формата А3; цветные карандаши, мелки, краски и кисти, фломастеры; бумажные носовые платки; английские булавки и канцелярские гвоздики; ножницы; раздаточный материал по темам «Активное слушание» и «Я-заявление»; гербы, листы обратной связи, банка орехового масла, батон, джем.
  • Каждое занятие длится в течение 40-60 минут; всего 10 занятий с периодичностью 1 раз в неделю.

Подготовительная работа – формирование группы. Группа формируется из учащихся 4-6 классов по результатам диагностики тревожности. (В своей работе я использовала детский вариант явной тревожности (CMAS) для детей 7-12 лет). Во время обратной связи учащимся с повышенной и высокой тревожностью предлагается принять участие в работе группы, назначается время и место первого занятия. Группа должна быть не более 10 человек; оптимальное количество – 5-7 человек.
Занятие 1.
Цель: знакомство, обсуждение цели и формирование правил работы группы.

  • Упражнение «Снежный ком» – 10 минут. Инструкция: Для того чтобы нам с вами познакомиться и запомнить имена друг друга, давайте с вами сделаем снежный ком. Для этого каждый сейчас должен придумать себе прилагательное, которое начинается с той же буквы что и его имя. Потом я начну первая: скажу свое имя и прилагательное к нему. Второй человек, сидящий от меня справа, должен сначала повторить мое высказывание, а затем сказать свое. Дальше каждый последующий должен сначала повторить все предыдущие высказывания, начиная с моего, а затем назвать свое. Так количество высказываний будет постепенно увеличиваться, образуя снежный ком». Затем если группа большая можно предложить учащимся на небольших листочках (заготовленных заранее) написать свои имена и прикрепить их к груди на английские булавки. В конце занятия их можно собрать в отдельную коробку, чтобы на следующем занятии снова ими воспользоваться.
  • Упражнение «Мой личный герб» – 15 минут. Инструкция: Теперь мы можем называть друг друга по имени, но по-прежнему почти ничего друг о друге не знаем. Для того, чтобы получше познакомиться, давайте нарисуем свой личный герб. Я раздам вам вот такие заготовки (см. Приложение 1), а вы должны будете заполнить их. На это я даю вам 5 минут. Потом по желанию можно будет рассказать про свой герб (10 минут), а затем мы вывесим все гербы вот здесь на стенде (или доске), и вы сможете с ними познакомиться более подробно после занятия.
  • Упражнение «Соглашения» – 15 минут. Инструкция: В ваших классах проводилось тестирование. По его итогам мы выяснили, что вам часто мешает повышенная тревожность, когда вы волнуетесь, переживаете из-за того, что еще не случилось и т.д. здесь мы с вами собрались для того, чтобы научиться справляться с этими неприятными чувствами. Но в процессе нашей работы могут возникать такие ситуации, о которых вы бы не хотели, чтобы знали другие люди. Ведь каждому из нас неприятно, когда о нем сплетничают. Для того чтобы этого не было, я предлагаю написать соглашения (или правила) нашей группы. И первым правилом пусть будет «Не разглашать тайны». Оно означает, что вы можете рассказывать своим друзьям и родителям что вы сами делали на этом занятии, но не можете говорить о том, что делал или говорил другой человек. (на доску крепится лист на нем записывается правило). А какие еще должны быть правила в группе, чтобы вам было удобно в ней работать? Составляется свод правил, затем все участники ставят под ними свои подписи в знак того, что будет их соблюдать. Если кто-то не согласен с правилами группы, он ее покидает.
  • Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи (см. Приложение 2) – 5 минут.

Занятие 2.
Цель: исследование собственных границ и способа взаимодействия с окружающим миром.

  • Упражнение «Ассоциации с погодой» – 5 минут. Инструкция: Для того чтобы нам узнать, кто с каким настроением пришел сегодня на занятие, давайте сейчас проассоциируем себя с погодой. Я сегодня как теплый весенний день, когда светит солнце, но еще не жарко, а только тепло и безветренно. Продолжите дальше по кругу.
  • Упражнение «Осознавание собственных границ» – 30 минут. Инструкция: Сейчас возьмите листы формата А3, оставьте в центре место размером со свою ладонь, а вокруг нарисуйте мир, в котором вы живете. Это может быть все, что вас окружает, все, что вы считаете важным. Для рисования вы можете выбрать любые инструменты: краски, мелки, карандаши. Как вам захочется. На это вам дается 10 минут. Когда эта работа будет выполнена, дается следующая часть инструкции: А теперь в центре нарисуйте себя и то, как вы взаимодействуете с этим миром. На это вам дается 5 минут. По окончании работы проводится обсуждение – 20-30 минут: Теперь посмотрите на свой рисунок. Какие чувства он у вас вызывает? Что вам в нем нравится, а что нет? Чтобы вы сказали о человеке, который нарисовал такой рисунок? Подходит ли это высказывание к вам? Обсуждение может взывать у некоторых участников сильные эмоциональные переживания. При этом важно поддержать их, помогая им выразить свои эмоции, и определить, с чем конкретно они связаны. Можно предложить им послушать отклики других членов группы, если в этом будет необходимость.
  • Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут.

Занятие 3.
Цель: освоение участниками группы техники Я-заявления.

  • Упражнение «Ассоциации с фруктами» – 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с каким либо фруктом. Я сегодня похожа на спелое зеленое яблоко: ничего необычного, просто нормальное рабочее настроение. Продолжите по кругу.
  • Теоретическая часть – 10 минут: На прошлом занятии мы с вами исследовали то, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром. Многие из вас были недовольны тем, что у него получилось. Сегодня мы попробуем с вами разобраться в том, как происходит это взаимодействие и что надо уметь для того, чтобы оно проходило успешно.

Для того чтобы происходило взаимодействие, человеку необходимо отправить во внешнюю среду сообщение (или совершить какое-то действие). При этом сам человек становится отправителем сообщения, а среда его получателем. Когда сообщение получено, получатель посылает отправителю обратную связь (подтверждение, что сообщение получено или совершено действие). Это выглядит следующим образом (схема чертится на доске или на листе, прикрепленном к пробковому стенду):

Сообщение

Отправитель - Получатель

Обратная связь
Для того, что чтобы взаимодействие было эффективным (чтобы получить от среды именно то, на что мы рассчитывали, отправляя сообщение) необходимо уметь отправлять правильные сообщения. К сожалению, мы часто получаем из среды совершенно не такую реакцию, которую ожидали. Особенно это касается взаимодействия с людьми. Это означает, что мы не умеем правильно формулировать свои сообщения. Сегодня мы с вами поучимся это делать. Для этого давайте составим список обязанностей отправителя. (Мозговой штурм)

  • Упражнение «Бутерброд с ореховым маслом» – 15 минут. Инструкция: для выполнения этого упражнения мне понадобится один желающий. (Дальше инструкция дается после того, как выйдет помощник) Твое задание – объяснить младшему брату, как сделать бутерброд с ореховым маслом. Братом буду я. Я буду выполнять все твои инструкции. (Следовать указаниям учащегося необходимо настолько точно, насколько он говорит, не боясь взывать смех своими действиями. Младший брат ничего не знает: ни как открыть банку с маслом, ни как открыть пакет с хлебом, ни какой стороной ножа пользоваться и т.д. Это упражнение должно показать, как тяжело порой слушающему понимать мысли говорящего.)

Сейчас давайте обсудим, что было сделано хорошо, а что можно изменить. Возможно, у нас появятся дополнения к нашему списку обязанностей отправителя.

  • Теоретическая часть – 15 минут: Однако иногда, несмотря на все наши приложенные усилия, мы все-таки получаем негативную обратную связь. Что же делать в таких ситуациях? Можно использовать технику Я-заявления. Это безопасный способ высказывания другому человеку того, что вы ощущаете и какими видите ваши отношения в будущем. Например: «Я сержусь, когда кто-то берет мои вещи без разрешения и прошу тебя предупреждать меня, если тебе в следующий раз понадобится что-то из моих вещей». В Я-заявлении говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего и предлагает варианты разрешения сложной ситуации. (Раздать участникам группы раздаточный материал по теме «Я-заявление» (см. Приложение 3))

Давайте потренируемся формулировать Я-заявления. (Раздать участникам таблицы Я-заявления (см. Приложение 4), чтобы они их заполнили, а затем обсудить их.)

  • Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут.

Занятие 4.
Цель: освоение участниками группы техники активного слушания.

  • Упражнение «Ассоциации с одеждой» – 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с одеждой. Я сегодня похожа на деловой костюм, у меня нормальное настроение, я готова к работе. Продолжите дальше по кругу.
  • Упражнение «Пересказ» – 15 минут. Инструкция: На прошлом занятии мы уже касались того, как тяжело слушающему бывает понять говорящего. Сегодня мы попробуем с вами научиться делать это правильно. Мне надо 5 добровольцев. Четыре из них должны выйти за дверь. Когда четверо выйдут, дать инструкцию оставшемуся: твоя задача слушать мой рассказ как можно внимательнее, а затем пересказать его тому, кто зайдет.

«Я сидела в своей комнате в гостинице и смотрела фильм «Стар Трек», когда, посмотрев на часы, поняла, что было уже 5:00, а я должна была успеть на самолет в 5:30. аэропорт находился в 15 минутах езды от гостиницы. Я схватила сумку и пиджак и пошла вдоль по коридору к лифту. Я вошла в него и проехала 3 этажа вниз до первого этажа. Когда дверь лифта открылась, я увидела потрясающего брюнета в красной рубахе, напоминающей цистерну пожарной машины и белоснежных шортах. Но не это привлекло мое внимание: на цепи он вел обезьяну в спортивном костюме. Я так загляделась на мартышку, что, когда выходила из холла, мой чемодан попал в турникет. Я упала и разодрала колено, а левый нижний угол чемодана разорвался на 6 дюймов, и как раз в это время я увидела, что отъезжает последнее такси. Было уже 5:20, и я опоздала на самолет».
Каждому входящему дается такая же инструкция, как и первому добровольцу. В конце зачитывается первоначальная история. Для сравнения. Затем проводится обсуждение того, как исказилась информация при пересказе.

  • Теоретическая часть – 10 минут: Давайте составим список черт хорошего слушателя. (Мозговой штурм).

Для того, чтобы правильно слушать есть несколько правил, которые все вместе называются техникой активного слушания. (Раздать раздаточный материал к теме «Активное слушание» (см. Приложение 5), обсудить его.)

  • Работа в тройках – 15 минут. Инструкция: Разбейтесь сейчас на тройки и возьмите оценочные бланки (см. Приложение 6). Один из вас в тройке будет рассказчиком, другой – слушателем, а третий – наблюдателем. Рассказчик должен в течение 3 минут рассказывать слушателю о важном для него событии. Слушатель должен использовать приемы активного слушания, а наблюдатель фиксировать в бланке какие приемы были использованы и сколько раз. Затем 2 минуты на обратную связь и меняетесь ролями. Каждый должен побывать и рассказчиком, и слушателем, и наблюдателем.
  • Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут.

Занятия 5-10.
Цель: завершение участниками группы незавершенных сложных ситуаций.

  • Упражнение «Ассоциации с временами года» – 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с каким либо временем года. Я сегодня похожа на спелое лето: это середина года, когда длинные дни и можно много чего успеть сделать. У меня хорошее рабочее настроение. Продолжите по кругу.
  • Индивидуальная коррекционная работа – 30 минут. Инструкция: Сегодня и на нескольких следующих занятиях мы с вами будем заниматься решением ваших насущных проблем. Я буду работать с одним из вас на разрешение какой-либо сложной ситуации из вашей жизни. Остальные могут при этом присутствовать, но не мешать нам. Это может быть важно для вас потому, что часто нам приходится решать одни и те же проблемы, и то, как справится с какой-то проблемой ваш товарищ, может помочь вам справиться с такой же проблемой самостоятельно. Кто желает поработать со мной сегодня? (Дальше идет индивидуальная коррекционная работа).
  • Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут. (Обратную связь можно заменить шерингом).

Критерии оценки эффективности коррекционной работы:

    • Снижение у учащихся уровня тревожности по результатам диагностики (контрольного среза);
    • Повышение успеваемости и социального статуса учащихся в классном коллективе;
    • Субъективная оценка учащимися своего самочувствия и эмоционального состояния.
Приложение 1

Мой личный герб

Мое имя

То, что я люблю

 

 

 

 

 

 

То, что я дела хорошо

Моя любимая вещь из того

 

 

 

 

 

 

Мой девиз

Место, где я живу

 

 

 

 

 

 

Места,которые я посетил

Приложение 2
Лист обратной связи

Дата___________________________ФИО________________________________

  • Оцени сегодняшнее занятие по 5-балльной системе.__________________
  • Что сегодня тебе больше всего понравилось?________________________ ______________________________________________________________
  • Что сегодня тебе больше всего не понравилось?_____________________ ______________________________________________________________
  • Что для тебя сегодня было полезно?_______________________________ ______________________________________________________________
  • Замечания, предложения, пожелания на следующее занятие______________________________________________________________________________________________________________________

Я-заявление

Я чувствую…

  • Используйте слова, которые точно описывают ваши чувства.
  • Не преувеличивайте чувства.
  • Не используйте «жертвенных» слов.

 

Когда кто-то (ты)…
  • Описывайте поведение точно (поведение – это то, что видно и слышно, а не то, что вам кажется).
  • Не используйте обидных слов.
Потому что…
  • Будьте максимально конкретны.
  • Делайте упор на то, как это влияет на вас.
  • Не преувеличивайте эффекта, так как это вызывает защитную или скептическую реакцию.
  • Не используйте слов, которые хорошо звучат, но не являются правдой.
В следующий раз я бы хотел…

___________________________________________________________________________________________________________
Таблица Я-заявления


Ситуация

Я-заявление

Вы долго простояли в очереди в столовой, как вдруг два ученика подбежали и влезли впереди вас

Я чувствую_______________________
Когда кто-то______________________
Потому что_______________________
В следующий раз__________________

Вам подарили диск с новой компьютерной игрой. Когда вы пришли домой после школы, то увидели, что ваша сестра поцарапала его

Я чувствую_______________________
Когда кто-то______________________
Потому что_______________________
В следующий раз__________________

Вы сидите за партой, и вдруг проходящий мимо одноклассник обзывает вас

Я чувствую_______________________
Когда кто-то______________________
Потому что_______________________
В следующий раз__________________

 

Приложение 5
Техника активного слушания


Действие

Цели

Как это сделать

Пример

Поддержка

  • Проявить интерес;
  • Помочь собеседнику продолжать говорить.
  • Воздерживайтесь от выражения согласия или несогласия;
  • Используйте нейтральные слова, спокойные интонации, невербальное общение.

Вы не могли бы мне побольше рассказать об этом?

Прояснение

  • Яснее понять, о чем идет речь;
  • Получить больше информации;
  • Помочь говорящему увидеть другие точки зрения.
  • Задавайте вопросы.

Когда это произошло?

Выражение понимания идеи

  • Показать, что вы слушаете то, о чем идет речь;
  • Показать, насколько верно вы понимаете основные мысли собеседника.
  • Выделяйте основные идеи и факты;
  • Перефразируйте собеседника.

Значит, ты хочешь, чтобы она тебя больше не подводила?

Выражение понимания чувств

  • Показать, что вы понимаете, что чувствует человек;
  • Дать возможность переоценить свои чувства после того, как он услышит свои чувства от другого.
  • Выделяйте основные чувства собеседника;
  • Перефразируйте собеседника.

Мне кажется, что тебя это сильно огорчает.

Обобщение

  • Собрать воедино все идеи, факты, чувства;
  • Создать базу для дальнейшего диалога.
  • Повторите главные идеи и чувства.

По-моему, главное из того, что я услышал, это…

Заключение

  • Продемонстрировать уважение к собеседнику.

Выразите уважение к чувствам и мыслям собеседника

Я очень ценю твое желание решить это.

Приложение 6
Оценочные бланки для работы в тройках по теме «Активное слушание»

Имя слушателя


Приемы активного слушания

Сколько раз употреблял

Оценка (справился не справился)

Поддержка

 

 

Прояснение

 

 

Выражение понимания идеи

 

 

Выражение понимания чувств

 

 

Обобщение

 

 

Заключение

 

 

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.