На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Факультативный курс "Сам себе психолог" (для детей 14-16 лет)
Факультативный курс "Сам себе психолог" (для детей 14-16 лет)
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Муниципальное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "ЛИРА"
г. Георгиевск Ставропольского края

Разработала педагог-психолог высшей квалификационной категории МОУ Центра "ЛИРА" БАРТКОВА НАТАЛЬЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями. Знакомство с психологией, ее законами и природой предполагает заманчивые перспективы более глубокого понимания себя и других.
Факультативный курс "Сам себе психолог" предназначен для работы с детьми подросткового и старшего школьного возраста (14 - 16 лет). Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи.
Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, а с другой - с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений. Основы психологических знаний не только очень интересны для них, но и очень важны и полезны. Так как именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами, формируются личностные смыслы жизни.
Данная личностно - развивающая программа способна помочь подросткам и старшеклассникам лучше понять законы бытия, осознать свои силы и индивидуальность, заглянуть в будущее.

Цель программы

Построить в сознании ребенка более или менее целостное видение мира человека, который в этом мире живет. Развить социально - психологические навыки взаимодействия и сотрудничества, формировать общую культуру и нравственно - духовные ценности.

Главная цель программы

Каждый человек живет в природе и обществе, и вне природы, так же как и вне общества, существовать не может.

Задачи курса

v дать представление о психологических науках и их практическом значении;
v дать знания о самом себе, а также способы получения этих знаний;
v сформировать отношение к психической культуре как самоценности;
v познакомить с особенностями управления психической жизнью;
v развить и воспитывать культуру общения подростков;
v повысить представления школьников о собственной значимости, ценности, укрепления у него чувства собственного достоинства;
v развить навыки и умения, необходимые для уверенного и рационального поведения, для преодоления затруднений в учебе

Содержание программы предусматривает учебные занятия по изучению психических процессов человека, основ культуры и этикета, роли подростка в обществе, а также по обеспечению нравственной позиции "Я среди людей".

Методы и приемы обучения

¨ метод проблемного обучения;
¨ метод наблюдения;
¨ проективный метод;
¨ метод экспрессии;
¨ метод творческого самовыражения;
¨ групповые дискуссии;
¨ анкетирование;
¨ тестирование;
¨ метод стимульной информации;
¨ этюды и импровизации;
¨ упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
¨ проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций;
¨ свободное и тематическое рисование;
¨ метод незаконченных предложений.

Формы организации учебного процесса

Ø лекции и лектории;
Ø семинар;
Ø беседа;
Ø практикум;
Ø творческая мастерская;
Ø рефлективный тренинг;
Ø коммуникативный тренинг.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей 14 - 16 лет.
Количество детей в группе до 15 человек.

Требования к помещению

Просторная проветриваемая комната, которая может обеспечить аудиторную работу (т.е. за партами), работу "в кругу", и двигательные упражнения; возможность работы в удобных позах ( в том числе и лежа на полу), возможность регулировать освещение и подключить видео - и аудиоаппаратуру.

Временные характеристики

Программа рассчитана на 72 занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Материал для проведения занятий

Для занятий необходимы папка для черчения или рисования, куда помимо обычных листов, вложена тетрадь для аудиторной работы, листы ватмана, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, аудиоаппаратура, воздушный мяч или шар, "волшебный ящик".
В конце каждого занятия с детьми заполняется "стена гласности",заранее подготовленная педагогом, где каждый может выразить свои чувства, отношение, замечания и пожелания ко всему, что происходило в ходе занятия.
Программа предусматривает проведение мероприятий самими детьми, либо непосредственное участие в нем, что способствует закреплению полученных знаний, умений и навыков.
Проверка знаний, умений и навыков в конце каждой темы с помощью контрольных срезов, тестовых заданий. Итоговый анализ работы проводится в конце учебного года в виде творческого отчета- проекта о работе в данном объединении.
Проведение итогового занятия в форме творческих отчетов микрогрупп обучаемых о жизни и работе объединения ведет к наибольшему раскрытию творческого потенциала детей, их самовыражению, что в данном возрасте особенно необходимо, а также позволяет педагогу проанализировать выполнение учебной программы.
Программа предлагает идею своего выбора в развитии творческой мысли детей, что дает им возможность преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, целенаправленно достигать гармоничности развития и создания условий для расцвета природных дарований.

Обучающиеся 1 года обучения должны знать

особенности психических процессов личности;
способы самопознания;
понятие "общение" и его слагаемые;
техники борьбы со стрессом и другими психофизическими состояниями.

Обучающиеся 1 года обучения должны уметь

преодолевать неуверенность, страх, повышенные волнения в различных ситуациях;
успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности;
утверждать свои права и собственную ценность;
конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
предупреждать конфликтные ситуации и выходить из них.

Модель выпускника

1. Знает особенности психических процессов личности;
2. Владеет способами самопознания;
3. Умеет справляться с негативными психофизиологическими состояниями;
4. Устойчив к стрессорам;
5. успешно и полно реализует себя в общении и деятельности;
6. Умеет утверждать свои права и собственную ценность;
7. Социально адаптивная и творчески активная личность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

п/п

 

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

 

ВСЕГО ЧАСОВ

1.

Комплектование группы. Встреча. Знакомство.

2

2.

Введение в образовательную программу.

2

3.

Наше восприятие мира и его особенности.

2

4.

Развитие восприятия. Тренинг развития восприятия и наблюдательности.

2

5.

Внимание. Понятие внимания и его основные свойства.

2

6.

Тренинг по развитию внимания.

2

7.

Функции и значение внимания. Приемы развития внимания.

2

8.

Память. Структура и природа памяти.

2

9.

Игровой тренинг по развитию памяти.

2

10.

Воображение как отражение личности.

2

11.

Приемы развития воображения.

2

12.

Мышление. Природа и виды мышления.

2

13.

Психологический практикум.

2

14.

Методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов.

2

15.

Тренинг развития внимания.

2

16.

Речь. Значение речи для человека.

2

17.

Звучащая речь и ее особенности. Техника интонирования.

2

18.

Язык телодвижений. Невербальные средства общения.

2

19.

Урок психогимнастики.

2

20.

Итоговое занятие "Психические процессы в моей жизни".

2

21.

Как человек выражает свои чувства. Проявление дружбы и любви.

2

22.

Урок психогимнастики "Как поднять другому настроение".

2

23.

Что такое гнев.

2

24.

Чувство гнева и агрессивное поведение.

2

25.

Особенности твоего гнева, в чем причины его порождения и способы его проявления.

6

26.

Альтернативные стили поведения в гневе.

4

27.

Стресс в жизни человека.

2

28.

Техники борьбы со стрессом.

4

29.

Итоговое занятие.

2

30.

Темперамент и свойства личности.

2

31.

Практикум "Какой я для других".

4

32.

Характер. Общее представление.

2

33.

Практикум "Черты характера".

4

34.

Способности. Индивидуальные различия.

2

35.

Психологические тесты, направленные на изучение способностей, творческого мышления.

2

36.

Мотивы и воля. Их важность в учебном процессе.

2

37.

Приемы развития волевых качеств.

2

38.

Семинар "Кто Я? Какой Я?"

2

39.

Общение и его слагаемые.

2

40.

Формы общения между людьми, что помогает и что мешает общению.

2

41.

Осознание себя. Коммуникативный тренинг.

2

42.

Итоговое занятие "Обратная связь".

2

43.

Формирование жизненых ценностей и риоритетов. Важность принятия решений. Ответственность за свои решения. Тренинг ценностных ориентаций.

4

44.

Взаимоотношения родителей и детей в семье. Этиология внутрисемейных отношений.

2

45.

Почему люди ссорятся.

2

46.

Барьеры общения.

2

47.

Конфликтные ситуации. Способы предупреждения и предотвращения конфликтов.

4

48.

Как вести себя в конфликтной ситуации.

2

49.

Уверенное и неуверенное поведение. Как говорить "нет".

2

50.

Игра - тренинг "Пойми меня".

2

51.

Мои проблемы. Обиды.

2

52.

Способы решения проблем.

2

53.

Навыки критики и похвалы.

2

54.

Итоговое занятие. Ярмарка достоинств.

2

55.

Праздник "Я в мире. Мир во мне".

4

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство практического психолога, в 3-х книгах под редакцией И.В.Дубровиной. М.6 Издательство Центр "Академия", 1998 г.
2. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте - 128 стр.
3. Г.В.Барлас "Популярная психология от конфликтов к обретению Я". М. "Академия".
4. В.Каппони, Т.Новак "Сам себе психолог", Санкт-Петербург "Питер", 1994 г.
5. Н.В.Пилипко "Приглашение в мир общения". Издательство "Перспектива", М., 2000 г.
6. Прутченков А.С. "Школа жизни". М., 2000 г.
7. Родионов В.А. "Я и другие" "Тренинг социальных навыков". Ярославль, 2001 г.
8. Прихожан А.М. "психология неудачника: тренинг уверенности в себе". М., 1997 г.
9. Гримак Л.П. "резервы человеческой психики". М., 1987 г.
10. Лебедев В.И. "Личность в экстремальных условиях". М., 1989 г.
11. Леви В. "Искусство быть другим" М., 1980 г.
12. Леви В. "Искусство быть собой". М., 1977 г.
13. Леви В. "Нестандартный ребенок". М., 1989 г.
14. Петровский А.В. "Что мы знаем и чего не знаем о себе?" М., 1988 г.
15. Хьел Рудестам "Групповая психотерапия" Санкт-Петербург "Питер", 1998 г.

 

Рецензия на программу
факультативного курса
"Сам себе психолог"

Педагога-психолога
Центра "ЛИРА"
Бартковой Н.В.

В целях совершенствования работы в сфере оказания психосоциальной помощи детям была разработана образовательная личностно-развивающая программа. Настоящая программа разработана таким образом, чтобы обеспечить максимальное развитие самосознания и рефлексивных способностей детей подросткового и старшего школьного возраста.
Занятия имеют самые разнообразные формы: лекции, дискуссии, анализ конкретных жизненных ситуаций, ролевые и деловые игры, тренинги.
Достижения указанных целей возможно при комплексном применении указанных методов и приемов обучения. Преимущества данных методов в их доступности, возможности применения в обычных условиях.
Данная программа может подготовить ребенка к повседневной жизни с ее проблемами жизни среди людей, то есть позволит детям быть более социально-адаптированными, конкурентоспособными личностями.
Может быть рекомендована в практику работы с детьми образовательных школ и учреждений дополнительного образования.

Рецензенты: Казакова Л.М., специалист
МОУ Центра "ЛИРА",

руководитель городского методического
объединения педагогов-психологов

Крицкая Е.М., директор Центра "ЛИРА",
психолог высшей квалификационной
категории

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.