Юлия Кузнецова, Мария Мягкова, педагоги-психологи ГБУ «Центр помощи детям», г. Курган, Курганская обл.
Как психологически подготовить старшеклассников к ГИА
Оказать психологическую помощь учащимся при подготовке и сдаче государственной итоговой аттестации вы можете по программе «Всё в твоих руках!». В статье - тематический план программы. «Всё в твоих руках!» - ускоренная комплексная программа занятий по подготовке учащихся 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации (ГИА) с элементами психологического тренинга. В программе пять занятий (таблица). Предлагаем содержание занятия «Психологическая готовность к ГИА», на котором проведите анкетирование старшеклассников, чтобы определить уровень их готовности к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Попросите учеников подискуссировать на тему «Возможности, которые предлагает нам жизнь».
Почему нужно психологически готовить детей к ГИА.
Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают сильное эмоциональное напряжение. Старшеклассники переживают за результаты, которые напрямую влияют на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Учащиеся становятся тревожными и перестают видеть положительные результаты своего труда. Какие результаты от программы ожидать. После прохождения программы у старшеклассников снизится уровень личностной и школьной тревожности, стабилизируется психоэмоциональное состояние. На занятиях учащиеся узнают о приемах активного запоминания и смогут применить их на практике.
Тематический план программы «Всё в твоих руках!»
Тема занятия
|
Содержание
|
Количество часов
|
Психологическая готовность к ГИА
|
1. Приветствие. 2. Основная часть. Упражнение «Ассоциации». Оценка готовности выпускников к ГИА. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь». Упражнение «Молодец!». 3. Заключительная часть. Релаксация «Летний дождь»
|
1
|
Как подготовиться к ГИА
|
1. Приветствие. 2. Основная часть. Упражнения: «По радио сказа ли». «Преодоление». Мини-лекция «Как готовить ся к экзаменам». 3. Заключительная часть. Релаксация «Цветок в ладошках»
|
1
|
Поведение на экзамене
|
1. Приветствие. Разминка «Считалка». 2. Основная часть. Мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов». Мозговой штурм. 3. Заключительная часть. Релаксация «Безопасное место»
|
1
|
Память и приемы запоминания
|
1. Приветствие. 2. Основная часть. Упражнение «Пустой стул». Мини-лекция «Память. Приемы организации запоминаемого материала». Упражнения на раз витие памяти: «Двадцать слов», «Лица с именами и фамилиями» и «Логически связанный текст». 3. Заключительная часть. Психофизиологическая релаксация
|
1
|
Приемы волевой мобилизации
|
1. Разминка. 2. Основная часть. Упражнения: «Часы», «Ассоциации», «Эксперимент». Мини-лекция «Экспресс-приемы волевой мобилизации». Упражнения: «Волевое дыхание», «Приятно вспомнить». 3. Заключительная часть. Релаксация «Полет к звезде». Упражнение «До встречи на экзамене!»
|
1,5
|
Всего
|
5,5
|
Занятие из программы психологической подготовки к ГИА «Всё в твоих руках!»
В статье - содержание первого занятия программы «Всё в твоих руках!», подготовленной Юлией Кузнецовой и Марией Мягковой. На занятии предложите школьникам заполнить анкету (в конце статьи), чтобы определить их психологическую готовность к ГИА. Расскажите, чем они будут заниматься в рамках программы и какие вопросы обсуждать. Вводная часть Приветствие Правила работы в группе. Педагог-психолог: ОГЭ и ЕГЭ - это такой же экзамен, но только в другой форме. На экзамене ситуация для всех учеников одинаковая, но каждый переживает ее по-своему. С чем это связано? С тем, как вы выучили материал и насколько уверены в своих силах. Иногда бывает так: вы хорошо выучили материал, а на экзамене возникает чувство, что все забыли. Для того чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации. К экзамену вам необходимо запомнить много материала, формул, графиков, правил. Очень важно понять, какой способ запоминания подходит каждому из вас, как можно помочь себе запомнить то, что обычно запоминается с трудом. На занятиях мы будем психологически готовиться к экзаменам. Я предложу вам приемы борьбы с волнением, вы их опробуете и выберите те, которые подходят
Правила работы в группе
1. На занятии работать от начала и до конца, не опаздывать. 2. Не обсуждать вне группы то, что происходит на занятиях. 3. Стараться активно участвовать во всех заданиях. 4. По возможности открыто выражать свои мысли и чувства, но если вы не готовы говорить, можете сказать «нет». 5. Называйте друг друга по имени и не говорите о присутствующих в третьем лице. 6. Говорите от себя лично: «Я считаю, что…» вместо «Некоторые думают…». 7. Оценивайте только действия других, но не их личность. Например: «Мне не нравится, когда ты говоришь… или поступаешь…» вместо «Ты мне не нравишься». больше всего. Надеюсь, что знания, полученные в ходе занятий, помогут успешно пройти все испытания на выпускных экзаменах. Познакомьте учеников с правилами работы в группе.
Основная часть Упражнение «Ассоциации» Попросите школьников по очереди придумать ассоциации к слову ОГЭ (ЕГЭ). Ответы запишите на доске или ватмане. Обсудите результаты с учениками. Подведите подростков к выводу, что у экзамена две стороны – позитивная и негативная. Если негативных ассоциаций больше, используйте фразы-уловки, например: «На результаты экзамена не влияет субъективное мнение учителя», «ОГЭ (ЕГЭ) – это возможность показать свой потенциал».
Оценка готовности выпускников к государственной итоговой аттестации
Допматериалы: Анкета «Готовность к ГИА» (см.ниже). Педагог-психолог: Каждый человек хоть раз в жизни испытывал чувство повышенной тревожности. Оно возникает в ситуации неопределенности. Вы ощущаете напряжение и беспокойство, предчувствуете «недоброе». Хотя тревога - негативное эмоциональное состояние, она мобилизует человека. В русском языке есть еще одно значение этого слова -призыв к битве. Организм реагирует на призыв: в кровь поступает адреналин. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, человек дышит глубже. Такое состояние называют стрессовым. Стресс призван помочь человеку в критической ситуации: схватке с равным по силе врагом или бегстве от сильного соперника. В состоянии стресса возможности человека возрастают. Например, мужчина спасается бегством от быка и перепрыгивает двенадцатиметровый ров, а женщина поднимает автомобиль, под которым оказались ее дети. Перед сдачей экзаменов каждый испытывает волнение, потому что организм реагирует на стресс. Тревожность связана с темпераментом человека, его личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием. Раздайте ученикам бланки анкеты и предложите ответить на вопросы, чтобы оценить их психологическую готовность к ГИА. Для того чтобы ответить на вопросы, участникам необходимо определить степень личного согласия или несогласия с утверждениями. С помощью анкеты вы узнаете уровень осведомленности учащихся о процедуре проведения ГИА, степень их тревожности, наличие способности к самоорганизации в условиях проверки знаний. Педагог-психолог: Любую ситуацию можно воспринимать по-разному. «Победитель», «счастливчик» позитивно относится к жизни, он активен и уверен в себе. Такого человека мы называем оптимистом. Успех и удача способствуют положительному отношению, но и само оно создает условия, «приманивает» удачу и успех. Не путайте позитивное отношение с ожиданием «подарков судьбы». В основе позитивного отношения - вера в себя, ощущение своих возможностей. Уинстон Черчилль сказал: «Пессимист видит трудности в каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности».
Дискуссия «Возможности, которые предлагает нам жизнь»
Допматериалы: Притча об одиноком человеке (см. конце статьи). Прочитайте ученикам притчу об одиноком человеке. Предложите подискуссировать на тему возможностей, которые предоставляет нам жизнь. Выслушайте мнение подростков, подведите итоги. Упражнение «Молодец!» Педагог-психолог: Разделитесь на две группы. Образуйте два круга: внутренний и внешний. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего и встать друг напротив друга. По моему сигналу по очереди называйте друг другу свои достижения. Тот, кто слушает, загибает пальцы и на каждую реплику партнера отвечает: «А это ты молодец! Раз. А это ты молодец! Два». Мужественно утверждайте о себе только хорошее, даже если вы думаете о себе плохо. Если кто-нибудь почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!» Каждый раз, когда вы негативно оцениваете себя, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться. И это естественно, что вы пока не можете быть совершенными. По моему сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг влево и меняют партнеров. Игра продолжается. Заключительная часть Релаксация «Летний дождь» Педагог-психолог: Сядьте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы стоите на опушке леса. Перед вами великолепный вид на лес, залитые солнцем луга. Воздух раскален от солнца и наэлектризован. Нет ни малейшего ветерка. Душно. Все замерло в ожидании дождя. Вы чувствуйте, как подул слабый ветерок. Вот он становится все сильнее и сильнее. Череда грозовых туч закрыла солнце. Почувствуйте порывы пронизывающего ветра. Ощутите, как ветер уносит все ненужное: беспокойство, разочарование, тревогу. Сроднитесь с ветром. Почувствуйте его силу и энергию. Теперь это ваша сила и энергия. Вот хлынул теплый летний ливень. Его прозрачные струи омывают вас, приносят с собой чистоту и ясность, наполняют вас новой жизнью, новыми идеями. Вы видите, как дождь стихает. Небо очищается, светит солнце, и чувствуете себя обновленными, бодрыми и уверенными. Запомните этот образ и возьмите с собой.
Анкета «Готовность к ГИА»
Абсолютно согласен Полностью не согласен Интерпретация оценок Низкие показатели: от 1 до 4. Средние показатели: от 5 до 7. Высокие показатели: от 8 до 10. Подведение итогов Если у подростка низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7 и 12, то он плохо знаком с тем, как проводится ГИА. Высокий показатель по вопросу 5 и низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 говорят о высоком уровне тревоги. Низкие показатели по вопросам 2, 3 и 9 свидетельствуют о том, что старшеклассник недостаточно владеет навыками самоконтроля. Внимание. Модификация анкеты М.Ю. Чибисовой «Готовность к ЕГЭ».
Притча об одиноком человеке
Один человек мечтал найти хорошую работу с достойной оплатой, жениться на красавице и прославиться. В один морозный зимний день он спешил на собеседование в престижную компанию, как вдруг перед ним на землю упал пожилой человек. Он посмотрел на старика, подумал, что тот пьян и пошел дальше. Собеседование он провалил. Однажды летом он гулял по улице. На площади выступала труппа уличных актеров. Выступление было увлекательным и веселым, собралось много зрителей, и он тоже остановился посмотреть. После выступления, когда зрители начали расходиться, кто-то слегка коснулся его плеча. Это была старая женщина в костюме клоуна, которая играла главную роль. Она спросила, понравилось ли ему выступление, но он даже не посмотрел на нее и молча ушел. Как-то дождливой ночью, уставший, он возвращался домой и мечтал принять горячую ванную. Вдруг его мысли перебил приглушенный всхлип. На скамейке плакала промокшая женщина. Должно быть, у нее случилось какое-то несчастье, и ей нужна была помощь. Он задумался, подойти к ней или нет, но мысли о горячей ванной и теплой постели взяли верх, и он прошел мимо. Он прожил одинокую жизнь и умер. На небе он встретил ангела-хранителя: – Знаете, я прожил довольно несчастную и бессмысленную жизнь. У меня были мечты, но они не исполнились. – Друг мой, чтобы они исполнились, нужны были твои руки, глаза и сердце. – Зачем? – Помнишь ли пожилого мужчину, которой упал перед тобой на ледяной тропе? Он был генеральным директором той компании, в которой ты хотел работать. Ты мечтал о хорошей работе – все было в твоих руках. Ну, а старую женщину, одетую клоуном, помнишь? Это была красивая, молодая и талантливая актриса. Она полюбила тебя сразу. Вас ждало счастье, дети, любовь. Все, что требовалось, – твои глаза, а ты даже не посмотрел на нее. А женщину на скамейке в холодную дождливую ночь помнишь? Она была известным писателем, переживала кризис и просто нуждалась в поддержке. Если бы ты помог, позже она бы написала книгу. Книга стала бы бестселлером. В предисловии она рассказала бы, как ее жизнь перевернулась с ног на голову в ту ночь и кто вдохновил ее на написание книги. Все что требовалось от тебя – это твое сердце. Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №1, 2018г |