Психологическая подготовка к ГИА
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Юлия Кузнецова, Мария Мягкова, педагоги-психологи ГБУ «Центр помощи детям», г. Курган, Курганская обл.

Как психологически подготовить старшеклассников к ГИА

Оказать психологическую помощь учащимся при подготовке и сдаче государственной итоговой аттестации вы можете по программе «Всё в твоих руках!». В статье - тематический план программы.
«Всё в твоих руках!» - ускоренная комплексная программа занятий по подготовке учащихся 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации (ГИА) с элементами психологического тренинга. В программе пять занятий (таблица).
Предлагаем содержание занятия «Психологическая готовность к ГИА», на котором проведите анкетирование старшеклассников, чтобы определить уровень их готовности к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Попросите учеников подискуссировать на тему «Возможности, которые предлагает нам жизнь».

Почему нужно психологически готовить детей к ГИА.

Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают сильное эмоциональное напряжение. Старшеклассники переживают за результаты, которые напрямую влияют на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Учащиеся становятся тревожными и перестают видеть положительные результаты своего труда. Какие результаты от программы ожидать. После прохождения программы у старшеклассников снизится уровень личностной и школьной тревожности, стабилизируется психоэмоциональное состояние. На занятиях учащиеся узнают о приемах активного запоминания и смогут применить их на практике.

Тематический план программы «Всё в твоих руках!»

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Психологическая готовность к ГИА

1. Приветствие.
2. Основная часть. Упражнение «Ассоциации».
Оценка готовности выпускников к ГИА. Дискуссия:
«Возможности, которые предлагает нам жизнь».
Упражнение «Молодец!».
3. Заключительная часть. Релаксация «Летний
дождь»

1

Как подготовиться к ГИА

1. Приветствие.
2. Основная часть. Упражнения: «По радио сказа
ли». «Преодоление». Мини-лекция «Как готовить
ся к экзаменам».
3. Заключительная часть. Релаксация «Цветок
в ладошках»

1

Поведение на экзамене

1. Приветствие. Разминка «Считалка».
2. Основная часть. Мини-лекция «Как вести себя
во время экзаменов». Мозговой штурм.
3. Заключительная часть. Релаксация «Безопасное
место»

1

Память и приемы запоминания

1. Приветствие.
2. Основная часть. Упражнение «Пустой стул».
Мини-лекция «Память. Приемы организации
запоминаемого материала». Упражнения на раз
витие памяти: «Двадцать слов», «Лица с именами
и фамилиями» и «Логически связанный текст».
3. Заключительная часть. Психофизиологическая
релаксация

1

Приемы волевой мобилизации

1. Разминка.
2. Основная часть. Упражнения: «Часы»,
«Ассоциации», «Эксперимент». Мини-лекция
«Экспресс-приемы волевой мобилизации».
Упражнения: «Волевое дыхание», «Приятно
вспомнить».
3. Заключительная часть. Релаксация «Полет
к звезде». Упражнение «До встречи на экзамене!»

1,5

Всего

5,5

Занятие из программы психологической подготовки к ГИА «Всё в твоих руках!»

В статье - содержание первого занятия программы «Всё в твоих руках!», подготовленной Юлией Кузнецовой и Марией Мягковой. На занятии предложите школьникам заполнить анкету (в конце статьи), чтобы определить их психологическую готовность к ГИА. Расскажите, чем они будут заниматься в рамках программы и какие вопросы обсуждать.
Вводная часть
Приветствие
Правила работы в группе.
Педагог-психолог: ОГЭ и ЕГЭ - это такой же экзамен, но только в другой форме. На экзамене ситуация для всех учеников одинаковая, но каждый переживает ее по-своему. С чем это связано? С тем, как вы выучили материал и насколько уверены в своих силах. Иногда бывает так: вы хорошо выучили материал, а на экзамене возникает чувство, что все забыли. Для того чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
К экзамену вам необходимо запомнить много материала, формул, графиков, правил. Очень важно понять, какой способ запоминания подходит каждому из вас, как можно помочь себе запомнить то, что обычно запоминается с трудом.
На занятиях мы будем психологически готовиться к экзаменам. Я предложу вам приемы борьбы с волнением, вы их опробуете и выберите те, которые подходят

Правила работы в группе

1. На занятии работать от начала и до конца, не опаздывать.
2. Не обсуждать вне группы то, что происходит на занятиях.
3. Стараться активно участвовать во всех заданиях.
4. По возможности открыто выражать свои мысли и чувства, но если вы не готовы говорить, можете сказать «нет».
5. Называйте друг друга по имени и не говорите о присутствующих в третьем лице.
6. Говорите от себя лично: «Я считаю, что…» вместо «Некоторые думают…».
7. Оценивайте только действия других, но не их личность. Например: «Мне не нравится, когда ты говоришь… или поступаешь…» вместо «Ты мне не нравишься».
больше всего. Надеюсь, что знания, полученные в ходе занятий, помогут успешно пройти все испытания на выпускных экзаменах.
Познакомьте учеников с правилами работы в группе.

Основная часть
Упражнение «Ассоциации»
Попросите школьников по очереди придумать ассоциации к слову ОГЭ (ЕГЭ). Ответы запишите на доске или ватмане. Обсудите результаты с учениками. Подведите подростков к выводу, что у экзамена две стороны – позитивная и негативная. Если негативных ассоциаций больше, используйте фразы-уловки, например: «На результаты экзамена не влияет субъективное мнение учителя», «ОГЭ (ЕГЭ) – это возможность показать свой потенциал».

Оценка готовности выпускников к государственной итоговой аттестации

Допматериалы: Анкета «Готовность к ГИА» (см.ниже).
Педагог-психолог: Каждый человек хоть раз в жизни испытывал чувство повышенной тревожности. Оно возникает в ситуации неопределенности. Вы ощущаете напряжение и беспокойство, предчувствуете «недоброе». Хотя тревога - негативное эмоциональное состояние, она мобилизует человека. В русском языке есть еще одно значение этого слова -призыв к битве. Организм реагирует на призыв: в кровь поступает адреналин. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, человек дышит глубже. Такое состояние называют стрессовым.
Стресс призван помочь человеку в критической ситуации: схватке с равным по силе врагом или бегстве от сильного соперника. В состоянии стресса возможности человека возрастают. Например, мужчина спасается бегством от быка и перепрыгивает двенадцатиметровый ров, а женщина поднимает автомобиль, под которым оказались ее дети.
Перед сдачей экзаменов каждый испытывает волнение, потому что организм реагирует на стресс. Тревожность связана с темпераментом человека, его личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием.
Раздайте ученикам бланки анкеты и предложите ответить на вопросы, чтобы оценить их психологическую готовность к ГИА. Для того чтобы ответить на вопросы, участникам необходимо определить степень личного согласия или несогласия с утверждениями. С помощью анкеты вы узнаете уровень осведомленности учащихся о процедуре проведения ГИА, степень их тревожности, наличие способности к самоорганизации в условиях проверки знаний.
Педагог-психолог: Любую ситуацию можно воспринимать по-разному. «Победитель», «счастливчик» позитивно относится к жизни, он активен и уверен в себе. Такого человека мы называем оптимистом. Успех и удача способствуют положительному отношению, но и само оно создает условия, «приманивает» удачу и успех. Не путайте позитивное отношение с ожиданием «подарков судьбы». В основе позитивного отношения - вера в себя, ощущение своих возможностей. Уинстон Черчилль сказал: «Пессимист видит трудности в каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности».

Дискуссия «Возможности, которые предлагает нам жизнь»

Допматериалы: Притча об одиноком человеке (см. конце статьи).
Прочитайте ученикам притчу об одиноком человеке. Предложите подискуссировать на тему возможностей, которые предоставляет нам жизнь. Выслушайте мнение подростков, подведите итоги.

Упражнение «Молодец!»
Педагог-психолог: Разделитесь на две группы. Образуйте два круга: внутренний и внешний. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего и встать друг напротив друга. По моему сигналу по очереди называйте друг другу свои достижения. Тот, кто слушает, загибает пальцы и на каждую реплику партнера отвечает: «А это ты молодец! Раз. А это ты молодец! Два». Мужественно утверждайте о себе только хорошее, даже если вы думаете о себе плохо. Если кто-нибудь почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!» Каждый раз, когда вы негативно оцениваете себя, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться. И это естественно, что вы пока не можете быть совершенными.
По моему сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг влево и меняют партнеров. Игра продолжается.
Заключительная часть
Релаксация «Летний дождь»
Педагог-психолог: Сядьте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы стоите на опушке леса. Перед вами великолепный вид на лес, залитые солнцем луга. Воздух раскален от солнца и наэлектризован. Нет ни малейшего ветерка. Душно. Все замерло в ожидании дождя. Вы чувствуйте, как подул слабый ветерок. Вот он становится все сильнее и сильнее. Череда грозовых туч закрыла солнце. Почувствуйте порывы пронизывающего ветра. Ощутите, как ветер уносит все ненужное: беспокойство, разочарование, тревогу. Сроднитесь с ветром. Почувствуйте его силу и энергию. Теперь это ваша сила и энергия. Вот хлынул теплый летний ливень. Его прозрачные струи омывают вас, приносят с собой чистоту и ясность, наполняют вас новой жизнью, новыми идеями. Вы видите, как дождь стихает. Небо очищается, светит солнце, и чувствуете себя обновленными, бодрыми и уверенными. Запомните этот образ и возьмите с собой.

Анкета «Готовность к ГИА»

анкета ГИА
анкета1 ГИА

Абсолютно согласен
Полностью не согласен
Интерпретация оценок
Низкие показатели: от 1 до 4. Средние показатели: от 5 до 7. Высокие показатели: от 8 до 10.
Подведение итогов
Если у подростка низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7 и 12, то он плохо знаком с тем, как проводится ГИА. Высокий показатель по вопросу 5 и низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 говорят о высоком уровне тревоги. Низкие показатели по вопросам 2, 3 и 9 свидетельствуют о том, что старшеклассник недостаточно владеет навыками самоконтроля.
Внимание. Модификация анкеты М.Ю. Чибисовой «Готовность к ЕГЭ».

Притча об одиноком человеке

Один человек мечтал найти хорошую работу с достойной оплатой, жениться на красавице и прославиться.
В один морозный зимний день он спешил на собеседование в престижную компанию, как вдруг перед ним на землю упал пожилой человек. Он посмотрел на старика, подумал, что тот пьян и пошел дальше. Собеседование он провалил.
Однажды летом он гулял по улице. На площади выступала труппа уличных актеров. Выступление было увлекательным и веселым, собралось много зрителей, и он тоже остановился посмотреть. После выступления, когда зрители начали расходиться, кто-то слегка коснулся его плеча. Это была старая женщина в костюме клоуна, которая играла главную роль. Она спросила, понравилось ли ему выступление, но он даже не посмотрел на нее и молча ушел.
Как-то дождливой ночью, уставший, он возвращался домой и мечтал принять горячую ванную. Вдруг его мысли перебил приглушенный всхлип. На скамейке плакала промокшая женщина. Должно быть, у нее случилось какое-то несчастье, и ей нужна была помощь. Он задумался, подойти к ней или нет, но мысли о горячей ванной и теплой постели взяли верх, и он прошел мимо.
Он прожил одинокую жизнь и умер.
На небе он встретил ангела-хранителя:
– Знаете, я прожил довольно несчастную и бессмысленную жизнь. У меня были мечты, но они не исполнились.
– Друг мой, чтобы они исполнились, нужны были твои руки, глаза и сердце.
– Зачем?
– Помнишь ли пожилого мужчину, которой упал перед тобой на ледяной тропе? Он был генеральным директором той компании, в которой ты хотел работать. Ты мечтал о хорошей работе – все было в твоих руках.
Ну, а старую женщину, одетую клоуном, помнишь? Это была красивая, молодая и талантливая актриса. Она полюбила тебя сразу. Вас ждало счастье, дети, любовь. Все, что требовалось, – твои глаза, а ты даже не посмотрел на нее.
А женщину на скамейке в холодную дождливую ночь помнишь? Она была известным писателем, переживала кризис и просто нуждалась в поддержке. Если бы ты помог, позже она бы написала книгу. Книга стала бы бестселлером. В предисловии она рассказала бы, как ее жизнь перевернулась с ног на голову в ту ночь и кто вдохновил ее на написание книги. Все что требовалось от тебя – это твое сердце.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №1, 2018г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.