На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Готовые блоки программы по работе с одаренными подростками
Готовые блоки программы по работе с одаренными подростками
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Часто родители и педагоги обращаются к психологам не с запросом : «выявить и развить одаренность», а с просьбой помочь решить про: блемы, которые возникают у одаренных детей, особенно в переходном возрасте. В материале - блоки индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы для работы с одаренными детьми,  нуждающимися в психолого-педагогической помощи.

О.И. Захарова,

педагог-психолог МБОУ «Центр психолого- медико-социального сопровождения» для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи, г. Старый Оскол, Белгородская обл.

«ЧЕЛОВЕК, ВОСПРИЯТИЕ КОТОРОГО ХРОНИЧЕСКИ ОПЕРЕЖАЕТ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ, ВСЕГДА НАХОДИТСЯ ПОД СТРЕССОМ».
Лета Холлингзуорт

Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Основываясь на анализе психологической литературы, посвященной одаренности, можно выделить ряд качеств, которые характерны для большинства одаренных детей.
Перфекционизм. Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Так, например, одаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в любой своей работе. Стремлению к высоким стандартам часто сопутствует чувство неудовлетворенности, и это может негативно сказаться на формировании я-концепции. Однако нужно признать, что без перфекционизма не может быть никаких выдающихся достижений. Поэтому, воспитывая ребенка, мы должны учить его прорабатывать и главную идею, и детали.
Социальная автономность. Степень ее развития характеризует степень самостоятельности и независимости. Проявляется она в готовности отстаивать свою точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно. Данное качество - основа для большого количества проблем, с которыми постоянно сталкивается одаренный ребенок. Из этого обычно произрастает неприязнь к традиционному школьному обучению, Уроки в традиционном режиме кажутся одаренным слишком простыми и однообразными, а оттого скучными и неинтересными. Результат - скрытый или явный конфликт со школой и учителями.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ЧАСТО НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ОКРУЖАЮЩИЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ НИХ И В МЫСЛЯХ, И ЖЕЛАНИЯХ, И ПОСТУПКАХ, И НЕСПОСОБНЫ ВСТАТЬ НА ПОЗИЦИЮ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА


Эгоцентризм. Одаренные дети часто не понимают, что окружающие отличаются от них и в мыслях, и желаниях, и поступках, и неспособны встать на позицию другого человека. Наиболее характерен для одаренных детей познавательный вид эгоцентризма. Они не могут понять того, как другие не могут постичь то, что просто и понятно им самим. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем. Другие виды эгоцентризма (моральный и коммуникативный), проявляющиеся у одаренного ребенка, не следует относить к числу негативных качеств, они практически не имеют ничего общего с эгоизмом. Эгоцентризм в данном случае - особенность возрастного развития, в основном преодолеваемая со временем.
Лидерство. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора и руководителя групповых игр и дел. Основная причина склонности одаренного ребенка командовать сверстниками - его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и быстрота мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения участников и, как бы предупреждая их, берет на себя роль лидера. С возрастом эта ситуация несколько видоизменяется.
Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх, особенности характера, темперамента, следствием которых является не стремление утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной деятельности, выраженный в увлеченности углубленной интеллектуальной работой, самодостаточность.
Соревновательность. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих обычные способностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке. Построенная на этой основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками. Но соревнование как метод психосоциального развития имеет и свои недостатки.

Внимание

Формируемое в результате побед чувство превосходства к числу положительных уже не относится и существенно деформирует дальнейшее развитие личности.

Особенности эмоционального развития. Повышенная уязвимость. Источником ее является сверхчувствительность. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, приводит к тому, что они принимают все на свой счет.

Психофизическое развитие. Отмечается только одна психофизическая характеристика, отличающая одаренных детей, - это высокий энергетический уровень. Он позволяет длительное время заниматься любимым делом с полной отдачей, долго бодрствовать и меньше спать.
В подростковом возрасте одаренные дети часто испытывают проблемы, когда основные задачи возрастного развития (самоактуализация и определение своего места среди сверстников в референтной группе) вступают в противоречие с уже существующими проблемами.
К их числу относят:
• несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
• особую систему ценностей;
• стремление к совершенству;
• проблемы с самооценкой; эгоцентризм;
• дезадаптивность (проблемы в общении со сверстниками);
• повышенную потребность во внимании взрослых;
• повышенную чувствительность к ситуациям оценивания (конкурсы, олимпиады, соревнования);
• трудности профессионального самоопределения.
Не всегда одаренные дети, имеющие подобные проблемы, могут самостоятельно с ними справиться, и тогда требуется помощь специалиста. Для этого была разработана индивидуально ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с одаренными детьми 8-11-х классов, нуждающимися в психолого-педагогической помощи (приложение). Программа позволяет создать условия для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, развить и скорректировать жизненно необходимые навыки, В дальнейшем это помогает одаренному подростку эффективно реализовать свои способности.
Цели программы: оказать психолого педагогическую помощь подросткам с признаками одаренности, которые имеют проблемы в развитии; гармонизировать их личность, создать условия для реализации потенциала.
Задачи: развить навык самопознания; сформировать позитивную я-концепцию;
• увеличить репертуар способов сам.орегуляции психического состояния; обучить адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций;
• помочь осознать личностные ценности; помочь в выборе дальнейшей сферы деятельности;
• сформировать образ желаемого будущего.
Содержание программы определяется индивидуально, характером выявленных проблем. У каждого одаренного ребенка может быть проблема или ряд проблем из перечисленных выше, в зави-симости от этого корректируется и программа занятий, количество
| Внимание часов по проблемной теме может увеличиваться.
Программа состоит из трех блоков:
1. Личностное развитие.
2. Социальное развитие.
3. Профессиональное развитие.
Работа по программе индивидуальная или в малых группах - 2-3 подростка со схожими проблемами. Для большей эффективности коррекционной работы программа предполагает дополнительную консультационную деятельность с родителями одаренных детей.
Методы работы; беседа, наблюдение, диагностические тесты, метод анализа конкретных ситуаций, психогимнастические упражнения, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения, арт-терапия.
Критерии оценки результатов программы представлены в таблице.

Критерий

Показатель

Диагностический инструментарий

Личностное развитие

Самооценка.
Навыки
самопознания

Тест-опросник для определения уровня самооценки (СБ. Ковалев}. Тест «Кто Я?» (М. Кун).
Тест «Идентификация типов акцентуаций характера». Экспертный опрос

Социальное развитие

Навыки
саморегуляции. Адаптивность

Карта наблюдений. Анкета для родителей.
Методика для выявления ведущей стратегии поведения в конфликте (модификация теста К. Томаса)

Профессиональное развитие

Система ценностей. Жизненные перспективы

Ценностные ориентации (М. Рокич), Дифференциальный диагностический опросник Е. Климова.
Тест профессиональных предпочтений Дж. Холланда

Результаты работы по программе:
сформированность навыков самопознания;
адекватная самооценка;
увеличенный репертуар саморегуляции;
снизились конфликтные ситуации в социальном окружении;
профессиональный жизненный план; сформированность реального образа

Приложение

Содержание индивидуально ориентированной коррекционно- развивающей программы для работы с одаренными детьми 8-11-х классов

БЛОК 1. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Количество часов - 3.
Занятие 1
Тема: «Установление контакта»
Цель: мотивированность одаренного ребенка участвовать в занятиях программы. Задачи:
1) познакомить с задачами и методами работы;
2) сформировать безопасное доверительное пространство; 4) замотивировать на активное участие в работе. Методы работы; беседа, наблюдение.
Занятие 2
Тема: «Самопознание»
Цель: овладеть навыками самопознания. Задачи;
1) диагностировать индивидуальные особенности личности;
2) проанализировать результаты диагностики, обсудить сильные и слабые стороны личности;
3) расширить навыки самопознания.
Методы работы: тестирование, анализ полученных данных, беседа, наблюдение. Диагностический инструментарий: тест М. Куна «Кто Я?», тест «Идентификация типов
Занятие 3 Тема: «Я-концепция»
Цель: сформированная позитивная я-концепция. Задачи:
1) диагностировать уровень самооценки;
2) проанализировать результаты диагностики;
3) познакомить с понятием «я-концепция», соотнести полученные в ходе диагностики данные с этим понятием.
Методы работы: тестирование, анализ, беседа, наблюдение.
Диагностический инструментарий: тест-опросник для определения уровня самооценки (автор С.В. Ковалев).


БЛОК 2. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Количество часов - 3.
Занятие 4 Тема: «Эмоциональная устойчивость»
Цель: сформированные представления об эмоциональной устойчивости. Задачи:
1) познакомить с понятием «эмоциональная устойчивость»;
2) осмыслить понятия «волнение», «тревога», «страх» и их проявления;
3) познакомить со способами повышения эмоциональной устойчивости. Методы работы: беседа, наблюдение.
Занятие 5
Тема: «Навыки саморегуляции»
Цель: овладеть навыками саморегуляции: Задача: обучить способам саморегуляции:
а) с управлением дыханием;
б) с управлением тонусом мышц;
в) с воздействием слова;
г) с использованием образов.
Методы работы: психогимнастические, дыхательные и релаксационные упражнения, элементы арт-терапии.
Занятие 6
Тема: «Конфликты и их решения»
Цель: сформированные адекватные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Задачи:
1) диагностировать показатели и формы агрессии;
2) выявить ведущую стратегию поведения в конфликте;
Методы работы: тестирование, анализ полученных данных, беседа, наблюдение, элементы арт-терапии.
Диагностический инструментарий; тест «Диагностика показателей и форм агрессии», методика для выявления ведущей стратегии поведения в конфликте (модификация теста К. Томаса).


БЛОК 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Количество часов - 3.
Занятие 7
Тема: «Жизненные ценности»
Цель: осознанность личностных ценностей, личной ответственности за последствия своего
поведения.
Задачи:
1) диагностировать систему ценностей;
2) ранжировать ценности по степени значимости;
3) сформировать объективный локус-контроль.
Методы работы: тестирование, анализ, беседа, наблюдение. Диагностический инструментарий: ценностные ориентации (М. Рокич).
Занятие 8
Тема: «Жизненные перспективы»
Цель: научиться ставить перед собой реальные жизненные цели с учетом своих способностей и желаний, находить способы достижения желаемого. Задачи:
1) диагностировать смысложизненные ориентации;
2) проанализировать результаты диагностики;
3) спланировать образ желаемого будущего и этапы его достижения. Методы работы: тестирование, анализ, беседа, наблюдение.
Диагностический инструментарий: тест смысложизненных ориентации (Д.А. Леонтьев).
Занятие 9
Тема: «Профессиональное самоопределение»
Цель: сформировать профессиональные предпочтения. Задачи:
активизировать проблемы выбора профессии;
выявить профессиональные интересы и склонности одаренного ребенка;
соотнести интересы и склонности с выбранной профессией. Методы работы: тестирование, анализ, беседа, наблюдение,
Диагностический инструментарий: методика «Карта интересов», дифференциальный диагностический опросник Е. Климова, тест профессиональных предпочтений Дж. Холланда.
Занятие 10
Количество часов -1. Тема: «Подведение итогов»
Цель: обсудить результаты работы. Задачи:
1) обобщить полученные теоретические знания и практические навыки;
2) получить обратную связь;
3) развить навык рефлексии.
Методы работы: диагностика, беседа, анализ. Диагностический инструментарий: методика «Кто я? Какой я?».

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.