- На обложке (первой странице) программы (проекта) указывается следующее:
- наименование вышестоящего учреждения, организации и учреждения образования, в котором разработан и реализуется документ;
- название программы (проекта);
- для кого программа (проект) предназначена;
- сроки ее реализации;
- фамилия, имя, отчество, должность, ученая степень, звание (если имеются) автора/авторов, автора-составителя/авторов-составителей;
- фамилия, имя, отчество, должность, ученая степень, звание научного консультанта, руководителя программы (проекта) (если имеются);
- место и год создания программы (проекта).
II. На 1-й странице – данные о рецензентах, экспертах, сведения о документе и дате утверждения программы (проекта) учебно-методическим, методически или другим советом учреждения образования.
III. Структура программы (проекта)
Желательно в программе (проекте) дать четкие однозначные определения основных терминов, список используемой литературы, в приложении – описание диагностического инструментария (тексты опросников, анкет, тестов, интервью и др.). Таким образом, в программе даются ответы на вопросы: ЧТО? – направление и задачи деятельности; КАК? – действия и мероприятия; ГДЕ? – место проведения; КОГДА? – начало и окончание; КТО – исполнитель; СКОЛЬКО СРЕДСТВ? – объем финансирования. ПРОГРАММА (от греч. – объявление, распоряжение) – изложение основных положений, целей, содержания (плана) деятельности, работ. ПРОЕКТ (от лат. – брошенный вперед) – замысел, план; сложная система педагогической деятельности, предположительная схема технологического процесса. КОНЦЕПЦИЯ (от лат. – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, комплекс руководящих идей для освещения этих явлений; ведущий замысел, совокупность конструктивных принципов деятельности. Характеристики ПРОГРАММЫ деятельности: актуальность, общественная значимость. Принципы реализации: прогностичность, отражаемая в целях и планируемых результатах; рациональность – определение таких целей и способов их достижения, которые в данных условиях для данного комплекса решаемых задач и имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат; реалистичность – соответствие между желаемым и возможным, целями и необходимыми для этого средствами; целостность – обеспеченность полноты состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также необходимая их последовательность; сбалансированность – по всем ресурсам (кадровым, научно-учебно-методическим, организационным, информационным, материально-техническим, финансовым, временным); контролируемость и диагностичность – возможность определять промежуточные цели и обеспеченность надежным диагностическим инструментарием.
ОБРАЗ ЖИЗНИ – типологическая, «портретная» характеристика преломления и воплощения ре-альных условий жизнедеятельности (природных, экономических, социально-политических, культурных и др.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей проявляется. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ, «ПОРТРЕТНАЯ» ХАРАКТЕРИСТИКА общности, группы, индивида представляет собой особенности труда (учебы), общения, быта, поведения в сферах досуга, склада мышления, деятельности (общественно-политической, трудовой и т.д.). ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ, «ПОРТРЕТНАЯ» ХАРАКТЕРИСТИКА:
- Типичного, «среднего» «хорошего» студента отражается в его поведении, общении, деятельности (образе жизни) посредством проявлений, или особенностей: 1. Социально-демографических, 2. Психологических, 3. Статусно-правовых, 4. Экономических, 5. Психолого-педагогических и др.
- Студента с признаками асоциального поведения:
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ По Р.В. Овчаровой: Неадекватная социальная активность, трудновоспитуемость, труднообучаемость, общая средовая дезадаптация, которые в совокупности обусловлены: I. Индивидуально-типологическими особенностями личности подростка: дисгармония психического развития, противоречивость и неустойчивость личностного развития. II. Свойствами его как субъекта самосознания: нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неадекватный уровень притязаний, неудовлетворенная потребность в признании и принятии. III. Свойствами как субъекта общения: неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств, слабая социальная рефлексия, недостаток знаний социально-этического характера, неадекватность поведения, низкий социальный статус. IV. Труднообучаемостью: Дисгармония мотивов учения, низкая учебно-познавательная активность, несформированность основных учебных умений, неуспешность обучения, школьная тревожность.
В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ осуществляется комплексное воздействие на умственную, эмоционально-чувственную, поведенческую сферы личности студентов, в процессе которого осваиваются идейно-нравственные, правовые, эстетические и другие нормы, формируются моральные убеждения, обогащаются система ценностей и отношения друг к другу, к окружающей действительности.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ВОСПИТАННИКА
Сущностная сфера (уровни воздействия)
|
Мишени воздействия (воспитания)
|
Методы воздействия (воспитания)
|
доминирующий
|
другие эффективные
|
Интеллектуальная (когнитивная)
|
Знания
|
Убеждение
|
Лекции, семинары, диалоговые формы занятий, активные формы обучения
|
Мотивационная
|
Сознание; смыслы, ценности, установки
|
Стимулирование
|
Тренинги, аутотренинг, упражнения, рефлексивные техники, релаксация, арттерапия, телесно ориентированные техники, НЛП, групповая терапия
|
Эмоциональная
|
Внушение
|
Волевая
|
Сознание, эмоции и чувства
|
Требование
|
Саморегуляции
|
Функциональные состояния организма
|
Коррекция
|
Предметно-практичес-кая (операционная)
|
Навыки, умения, способы и средства общения, деятельности
|
Воспитываюшие ситуации
|
Воспитывающие ситуации, упражнения, ролевые, оргдеятельностные игры,
|
Экзистенциальная
|
Эмоции и чувства
|
Метод дилемм
|
Рефлексия, релаксация, арттерапия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|