Коровай Людмила Анатольевна, психолог ЦВР "Ветразь" Октябрьского района
Введение
На современном этапе успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем неподготовленными. Отчасти это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных рекомендаций по данному вопросу, так как нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Поэтому данная программа школы интеллектуального и творческого развития "Страна Чудес" направлена на работу с детьми 6 лет и призвана помочь детям психологически подготовиться к новой для них роли – роли ученика, через развитие познавательной активности детей, развитие самопознания, развитие интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы, творческих способностей. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес. Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого часть учебного материала данной программы строится не в виде готовых знаний, а в виде проблем, "препятствий", побуждающих к самостоятельному поиску, "открытию". Дошкольный и начало младшего школьного возраста – это период, когда основной деятельностью ребенка является игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Поэтому большинство заданий, используемых в данной программе, носят игровой, занимательный характер. А использование разумного сочетания игры и серьезных заданий помогает детям познакомиться с ролью ученика и осваивать основные умения учебной деятельности: умение с помощью взрослого ставить познавательные задачи, анализировать их, находить способы решения, планировать самостоятельную деятельность, контролировать правильность выполнения задания, самостоятельно производить коррекцию своих ошибок и ошибок сверстников, умение оценивать собственную деятельность и результаты. Данная программа по целевому назначению – общекультурная, по содержанию – профильная, по степени авторства – творческая, по сроку реализации – одногодичная, по особенностям развития – общая. При составлении программы были использованы материалы коррекционно- развивающей программы для детей "Погружение в сказку" Н. Погосовой (Под ред. Т.Д, Зинкевич-Евстигнеевой. Тренинг по сказкотерапии. – СПб., РЕЧЬ, 2000.) и специальная психолого-педагогическая литература. Обязательным условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения и взаимодействия на занятиях, создание ситуации успешности для каждого ребенка. Детям предлагается совместная со сверстниками и самостоятельная деятельность как игрового, так и творческого импровизационного характера, соответствующая уровню их возраста и развития. При работе по данной программе руководителю необходимо помнить, что все выполняемое детьми, все их слова, движения, импровизации, результаты продуктивной деятельности являются успешными, удачными и прекрасными. И неважно как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за выполнение особо трудных упражнений и заданий непременно хвалить. Цель программы - разностороннее развитие ребенка – развитие его эмоциональной сферы, интеллектуальных и творческих сил, конструктивных качеств личности. Задачи:
- Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- Развивать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), увеличивая объем внимания и памяти;
- Развивать образное мышление, сенсорное восприятие (ощущения, восприятия, представления);
- Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии;
- Способствовать формированию положительных черт характера у детей, отрицательному отношению к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления.
Организационные условия реализации программы
Данная программа предназначена для работы с детьми 5 – 6 лет. Общее количество часов – 144 часа. Занятия с детьми проходят два раза в неделю, продолжительность занятий два часа. Количество участников группы не должно превышать 8 человек. Руководителем в работе по данной программе используются и групповая и индивидуальная формы работы, поскольку в программе предусматривается психологическая диагностика детей (диагностика уровня психического и интеллектуального развития). Для индивидуальной работы с детьми (диагностики) выделяется 8 часов. При организации рабочего пространства необходимым является соблюдение санитарно-гигиенических норм (соответствие размера столов и стульев росту детей, достаточная освещенность помещения и др.) и норм пожарной безопасности. На занятиях должны соблюдаться правила техники безопасности при работе с карандашами, ножницами, клеем, точилками.
Кадровые условия
Руководитель, работающий по данной программе, должен иметь психологическое образование и как минимум один год стажа работы по специальности.
Материально-технические условия
Реализация данной программы требует наличия оснащенного кабинета с ковровым покрытием или ковром, вмещающего 8 посадочных мест, кабинет должен быть достаточно просторным для организации двигательной активности детей. Необходимое оборудование и материалы:
- аудиоаппаратура;
- аудиокассеты с записями необходимой музыки;
- игрушки и игровой инструментарий;
- магнитная доска, фигурки и буквы на магнитах;
- дидактические и развивающие игры;
- канцелярские принадлежности (альбомы, простые и цветные карандаши, краски, кисточки, папки на каждого ребенка, в которых хранится весь выполненный ребенком на занятиях материал и которые дети украшают сами дома, делая свою папочку уникальной, непохожей на другие, ножницы, точилки, ластики, ватман, фломастеры и многое другое);
- необходимый для проведения игр и упражнений реквизит (прозрачная ткань, покрывало, шарфы, платочки, ленты, обручи, бумажные цветы, соленое тесто, фигурки из бумаги, куклы-марионетки, камни, украшения, колокольчики, грецкие орехи, мешочки, ракушки, корона, открытки, иллюстрации и многое другое).
Учебно-тематический план
№
|
Темы
|
Общее количест-во часов
|
В том числе
|
|
Теор-их
|
Прак-их
|
|
Вводное занятие
|
2
|
1
|
1
|
|
"Страна дружбы и понимания"
(Развитие коммуникативных способностей детей)
|
17
|
4
|
13
|
1
|
Знакомство друг с другом
|
3
|
1
|
2
|
2
|
Дружные путешественники
|
10
|
2
|
8
|
3
|
Жизнь как чудо
|
4
|
1
|
3
|
|
"Учимся, играя" (Развитие познавательной и интеллектуальной сферы детей)
|
43
|
12
|
31
|
4
|
Разноцветный город
|
5
|
1
|
4
|
5
|
Веселый город "Угадай-ка"
|
12
|
4
|
8
|
6
|
В гостях у Мальвины
|
8
|
2
|
6
|
7
|
Игралочка
|
8
|
3
|
5
|
8
|
Трудные ступеньки
|
10
|
2
|
8
|
|
"Наше настроение" (Развитие эмоционально-личностной сферы детей)
|
31
|
7
|
24
|
9
|
Волшебный лес "Страны Чудес"
|
10
|
2
|
8
|
10
|
У самого синего моря
|
8
|
2
|
6
|
11
|
Такие разные настроения
|
13
|
3
|
10
|
|
"Фантазируем, играем, сочиняем" (Развитие творческих способностей детей)
|
33
|
10
|
23
|
12
|
Путешествие по волшебным островам
|
8
|
2
|
6
|
13
|
В гостях у Мороза Ивановича
|
8
|
3
|
5
|
14
|
Новогодняя сказка
|
4
|
1
|
3
|
15
|
Удивительный город "Небывандия"
|
10
|
3
|
7
|
16
|
Этот удивительный мир
|
3
|
1
|
2
|
|
Итоговое занятие
|
2
|
1
|
1
|
|
Индивидуальные занятия (диагностика)
|
8
|
3
|
5
|
|
"Необычное путешествие" Совместные занятия детей с родителями
|
4
|
1
|
3
|
|
Встречи с родителями
|
4
|
3
|
1
|
|
Итого:
|
144
|
42
|
102
|
Содержание программы
Занятия с детьми по данной программе, строятся в форме путешествия детей по "Стране Чудес" и тематика разделов логически связана в единый сюжет. Каждое занятие начинается с того, что дети вместе с руководителем попадают в необычную "Страну Чудес", путешествуя по которой, они посещают различные города, которые есть в этой стране, волшебный лес, берег моря, волшебные острова и т. д. Знакомятся с жителями "Страны Чудес", гостят у них, помогают им, играют с ними, выполняют их задания, преодолевают трудности и препятствия, возникающие на пути.
- Некоторые из занятий по темам: "Волшебный лес "Страны Чудес", "У самого синего моря", "Путешествие по волшебным островам", "В гостях у Мороза Ивановича" являются сказкотерапевтическим, то есть строятся на основе сюжета одной определенной сказки.
(Сказкотерапия в данном случае выступает как процесс активизации ресурсов, потенциала личности, процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это еще и процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг). В процессе остальных занятий на каждом занятии используется практический материал, относящийся к нескольким (двум - трем) блокам программы из семи ниже перечисленных. Например: Одно из занятий по теме "В гостях у Мальвины" включает в себя практические задания из трех блоков: а) игра на формирование навыков взаимодействия "Поднимите мяч"; б) упражнения и задания направленные на развитие внимания и зрительной памяти "Где ошибся Буратино?", "Помоги Буратино справиться с заданием"; в) упражнение на развитие связной речи и увеличение словарного запаса детей "Помоги Мальвине придумать диктант". Блоки программы:
- Развитие психических познавательных процессов;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие речи;
- Формирование навыков общения, взаимодействия с окружающими;
- Развитие эмоционально-волевой сферы;
- Анималотерапия;
- Развитие координации движений и мелкой моторики рук;
1. Развитие психических процессов.
Данный блок содержит игры, упражнения, задания направленные на развитие психических познавательных процессов детей: наблюдательности, внимания, памяти, мышления, воображения.
- Развитие творческих способностей предполагает выполнение детьми творческих заданий, то есть заданий, где необходимо мыслить творчески: нечто придумать, сочинить, дополнить, изменить.
- Развитие речи в рамках данной программы включает:
а) развитие артикуляции речевого дыхания, фонематического слуха; б) работу по уточнению звукопроизношения, развитию моторики речевого аппарата; в) развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности; г) увеличение словарного запаса детей; д) работу над связной речью; е) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой.
4. Формирование навыков общения, взаимодействия с окружающими. Содержание этого блока призвано помочь ребенку в общении с окружающим миром. Он содержит разнообразные игры и упражнения, способствующие формированию конструктивных навыков общения у детей, преодолению излишней скромности и застенчивости, снятию у ребенка тревожности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. 5. Развитие эмоционально-волевой сферы. В данном блоке любимые детьми виды деятельности: рисование, танцы и движение используются в целях снятия тревожности, агрессии. В целях интенсивного развития эмоциональности и общительности, поскольку через выразительность движений и действий ребенок раскрывает свои чувства и воздействует на других. Способность выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние обогащает и облегчает общение ребенка с окружающим миром, расширяет его социальные контакты, придает уверенность в себе и своих силах.
Анималотерапия.
(Анималотерапия – направление работы, связанное с оказанием помощи в эмоциональном развитии детей с использованием домашних животных или их образов). На занятиях главными помощниками при знакомстве детей друг с другом и во время путешествия являются кошка и собака, с которыми дети знакомятся перед началом путешествия. Они помогают ребятам справляться со всеми заданиями и преодолевать различные препятствия и трудности. Именно от лица этих игрушек взрослый предлагает детям многие игры, упражнения и задания, которые включены в раздел “Страна дружбы и понимания”. 7. Развитие координации движений и мелкой моторики рук. Данный блок включает развитие двигательной сферы, координации движений, развитие пластичности и выразительности движений, развитие умения произвольно напрягать и расслаблять мышцы, развитие согласованности движений тела, снятие телесного напряжения, развитие умения двигаться легко и свободно, умение выполнять движения в нужном ритме и темпе, развитие умения красиво и артистично действовать с различными предметами: лентами, куклами, тканью… А также развитие тонкой моторики пальцев рук: пальчиковая гимнастика, раскрашивание, штриховка, работа с соленым тестом, завязывание – развязывание, обводка, складывание фигурок из бумаги и т. д. Практический материал данных блоков содержится в каждом разделе программы.
Разделы программы
- Развитие коммуникативных способностей детей
В данном разделе предлагается использование художественных произведений, игр, упражнений, заданий направленных на эмоциональное сближение детей, развитие групповой сплоченности, развитие навыков общения, отработку механизмов межличностной коммуникации.
- Развитие познавательной и интеллектуальной сферы детей
Рекомендуемые игры, упражнения, задания направлены на развитие наблюдательности, тренировку внимания и памяти, развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (повышение уровня развития мыслительных действий и операций: сравнение, обобщение, группировка, классификация, конкретизация), пространственного мышления, а также на развитие мелкой моторики рук.
- Развитие эмоционально-личностной сферы детей
Большая часть занятий по темам "Волшебный лес "Страны Чудес" и "У самого синего моря", "В гостях у Мороза Ивановича" строится по методу сказкотерапии при котором используемые игры, упражнения, задания чередуются с прочтением детям сюжета сказки и направлены на: расширение представлений детей об эмоциях и связанных с ними физических состояниях, развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами, активизацию лучших черт каждого ребенка, развитие чувствительности, восприимчивости к окружающему миру, снятие эмоционально-психического и телесного напряжения, активизацию и обогащение словарного запаса, развитие связной речи, стабилизацию психических процессов (развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие), а также на развитие произвольного внимания, наблюдательности, воображения, образного мышления. Занятия по теме "Такие разные настроения" направлены на развитие умения чувствовать и описывать свои состояния и настроения, настроение окружающих, на развитие умения сопереживать окружающим, на развитие способности через тело, мимику, пантомиму выражать свое внутреннее эмоциональное состояние, на совершенствование выразительности движений и действий через которые ребенок раскрывает свои чувства и воздействует на других.
- Развитие творческих способностей детей
Данный раздел содержит задания, упражнения, игры выполнение которых развивает способности детей создавать образы на основе словесного или воспринятого ранее образного описания, вносить элементы нового в продуктивные виды деятельности.
Работа с детьми школы интеллектуального и творческого развития предусматривает психологическую диагностику (диагностика уровня психического и интеллектуального развития) детей. Для индивидуальной работы (диагностики) выделяется 8 часов. В конце года, после того как занятия будут закончены, родителям можно предложить продиагностировать ребенка повторно по этой же диагностической программе, чтобы отследить динамику развития уровня психического и интеллектуального развития.
- Совместные занятия детей с родителями
Два занятия в учебном году проводится совместно с родителями. На этих занятиях родители являются равноправными участниками, они вместе с детьми попадают в "Страну Чудес" и выполняют все задания вместе.
Работа по данной программе включает в себя и работу с родителями детей, посещающих школу, через:
- проведение тематических встреч с родителями;
- организацию и проведение совместных занятий детей с родителями;
систему домашних заданий, требующих совместной деятельности
Прогноз результативности Занятия по данной программе помогут шестилеткам научиться:
- Описывать признаки предметов и явлений;
- Сравнивать предметы между собой;
- Классифицировать предметы и явления, называть группы предметов
обобщающим словом, определять принадлежность предмета к той или иной группе, находить лишний предмет, который не входит в данную группу;
- Узнавать предметы по описанию;
- Определять последовательность событий; .
- Рассуждать о противоположности признаков и явлений;
- Целенаправленно запоминать;
- Творчески мыслить;
- Строить умозаключения;
- Ориентироваться в пространстве;
- Выражать свои эмоции и состояния;
Лучше понимать свои чувства и чувства других людей;
Работа с детьми также включает в себя:
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие находчивости и сообразительности;
- Отработку механизмов межличностной коммуникации;
- Развитие воли и навыков самостоятельности;
- Снятие психо-мышечного напряжения;
- Обучение навыкам саморегуляции;
- Развитие эмоциональной сензитивности;
Литература
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.
- Кушнир Н. Я. Детский сад – школа: проблемы преемственности – Мн., 2000. – 152 с.
- Кряжева Н. Л Кот и пес спешат на помощь... – Ярославль, 2000. – 176 с.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997. - 208 с.
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб., 2001. – 160 с.
- Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. Авторы-составители: С. Е. Гаврина и другие. – Тверь, 2000. – 64 с.
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М., 2001. – 48 с.
- Синицина Е. И. Умные слова .Серия: "Через игру – к совершенству". М. – 1997. – 176 с.
- Тренинг по сказкотерапии. п. р. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб., 2000 – 254 с.
- Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители Н. Ильина и другие. – СПб., - 1999. – 384 с.
- Тарабрина Т. И. 50 развивающих игр. – Ярославль, 1999. – 112.
- Учимся по сказке "Мороз Иванович" (По мотивам сказки В. Одоевского). – М., 1997. – 32 с.
- Умные слова. Серия: "Через игру – к совершенству". - М., 1997. – 176 с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М., 2000. – 464 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995. – 160 с.
|