Упражнение №1 1. «Вечерний обзор событий»
Цель упражнения — беспристрастная регистрация в сознании смысла произошедшего, а не повторное переживание всех событий.
Многие люди считают полезным записывать свои наблюдения, впечатления или инсайты в психологическом дневнике. Перечитав написанное, можно уловить что-то новое, незамеченное ранее. Это упражнение лучше всего выполнять в самом конце дня. Перед засыпанием постарайтесь восстановить все события, прокручивая их как фильм. Однако начните с конца, т.е. именно с того момента, когда вы решили немного поупражняться. Сначала вспомните все, что происходило поздним вечером, затем после обеда, в полдень и т.д. Дойдите до утра и вашего пробуждения. Вечерний обзор событий может быть использован для анализа жизни в целом и себя в ней. Это упражнение может быть модифицировано, тогда оно позволяет заострить внимание на каком-то одном аспекте «я», на отдельной модели, которую бы вы хотели познать глубже, на специфическом внутреннем процессе. Наиболее важным фактором является тот настрой, с которым вы выполняете упражнение. «Просматривая» прожитый день, старайтесь, насколько возможно, выступать в роли отстраненного объективного наблюдателя, спокойно и беспристрастно регистрирующего каждое событие. Переходите от одного события к другому, сохраняя невозмутимость, не испытывая чувства радости при успешном его разрешении или тоски и печали в случае неудачи.
Упражнение №2 2. «Анализ подличностей»
Данная модификация вечернего обзора событий представляет собой просмотр произошедшего в течение дня с точки зрения заключенных в вас подличностей. Подличности — это множество разнообразных личностей или психологических формаций, которые заключены внутри вас и которые характеризуются самостоятельными нуждами, целями и деятельностью. Некоторые из них совершенно индивидуальны. Другие — тривиальны и общеизвестны: ребенок, родитель, искатель, зануда, поэт, одиночка и т.д. Перед первым занятием необходимо выявить те подличности (возможно, две или три), которые, по вашему мнению, играют важную или активную роль в данный период жизни.
|