На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Как научить подростков использовать свои особенности восприятия информации в учебе
Как научить подростков использовать свои особенности восприятия информации в учебе
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

Ольга Хухлаева, д-р пед. наук, канд. психол. наук,
профессор факультета социальной психологии МГППУ,
Евгений Зыков, канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»,
Краснодарский край

Проведите групповые занятия с учениками 5-11-х классов, чтобы они смогли определить свой индивидуальный познавательный стиль и научились использовать его в учебе. В статье - готовые сценарии пяти занятий.

 


Предлагаем занятия, которые помогут ученикам определить свой индивидуальный познавательный стиль. С помощью анкет они узнают, какой у них ведущий способ восприятия информации, ведущее полушарие головного мозга, предпочитаемый темп работы.
Если ребенок знает, как он лучше воспринимает информацию, то сможет лучше учиться. Головной мозг обрабатывает информацию обоими полушариями. Когда преобладает левое полушарие - мозг обрабатывает информацию от частного к общему с опорой на логику и речь, когда правое - от общего к частному с опорой на эмоции, зрительные образы. Темп работы определяет тип нервной системы. Дети с сильным типом склонны к ошибкам, так как стремятся все делать быстро, со слабым - к перенапряжению на контрольных работах.

Занятие №1 Способы восприятия информации

Цель: сформировать представления о типах восприятия информации.
Материалы: бланки анкеты «Определи ведущий способ восприятия», трубочки для сока,
воздушные шары, канцелярские кнопки, зерна риса, лейкопластырь.
Ход занятия Беседа «Способы восприятия»
Педагог-психолог: Мы получаем и передаем информацию разными способами: через зрение, слух и другие чувства, с помощью движений. Но каждому из нас одни способы использовать проще, другие – сложнее. Если, например, ученик лучше понимает схемы и примеры, а учитель рассказывает новый материал устно, урок будет трудно усвоить. Основных способов восприятия три: визуал, аудиал, кинестетик. Ученик-визуал лучше понимает материал в виде графиков, схем, использует слова «посмотрим, представим». Ученик-аудиал воспринимает информацию на слух и использует слова «послушай, давай обсудим». Ученик-кинестетик получает информацию с помощью движений и органов чувств; чтобы усвоить материал, ему надо, например, потрогать, разобрать, что-то сложить.
Анкетирование «Определи ведущий способ восприятия»
Инструкция. Предложите подросткам заполнить анкету, чтобы определить ведущий способ восприятия информации. Попросите посчитать, каких ответов получилось больше: а) ви-зуалы; б) аудиалы; в) кинестетики. Если вышло равное количество ответов, у ребенка развиты все способы восприятия.
Анкета «Определи ведущий способ восприятия информации»
1. Чтобы разобраться в незнакомой обстановке, я обычно…
□ а) смотрю вокруг;
□ б) слушаю людей;
□ в) полагаюсь на внутренние ощущения.
2. Чтобы лучше усвоить материал, я…
□ а) смотрю на текст, подчеркиваю, делаю схемы;
□ б) проговариваю вслух;
□ в) записываю прочитанное.
3. Чтобы человек мне понравился, мне важен…
□ а) его внешний вид;
□ б) звучание его голоса;
□ в) его эмоциональность.
4. Когда я жду гостей, я…
□ а) украшаю комнату;
□ б) готовлю хорошую музыку;
□ в) готовлю игры, приколы.
5. Мне нравятся педагоги, которые…
□ а) показывают презентации;
□ б) интересно рассказывают;
□ в) показывают опыты, рассказывают истории из жизни.
6. На уроке мне трудно…
□ а) долго слушать учителя и не отвлекаться;
□ б) молчать;
□ в) сидеть смирно и не выполнять действий руками.

Упражнение «Определи ведущий способ восприятия у друга»
Инструкция. Предложите подросткам угадать, какой способ восприятия предпочитает использовать сосед слева. Спросите, почему ученик так решил, и совпало ли предположение с данными анкеты соседа.
Упражнение «Кто что любит»
Инструкция. Попросите подростков придумать интересные занятия для аудиалов (например, слушать музыку, разговаривать по телефону), визуалов (рассматривать картины, смотреть фильмы), кинестетиков (делать что-то руками, заниматься спортом).
Упражнение «Что трудно на уроке»
Инструкция. Обсудите с группой, что не получается у учеников разных типов на уроках. Например, аудиалам трудно не болтать, визуалам - воспринимать информацию на слух без зрительных опор, а кинестетикам - не рисовать на полях в тетради.
Упражнение «Меткие стрелки»
Инструкция. Каждому участнику выдайте трубочку для сока и десять зерен риса. Попросите детей как можно дальше выдувать рисинки через трубочку. Победителем выберите того, чьи рисинки окажутся дальше всех.
Упражнение «Носороги»
Инструкция. Разбейте группу на пары. Проткните лейкопластырь кнопкой и приклейте каждому ребенку на лоб. Привяжите к спинам воздушные шары. Попросите детей проткнуть кнопкой на лбу шарик противника. Победителем ста нет тот, кто первым справится с задачей.

Занятие №2 Способы переработки информации

Цель: сформировать представления о ведущем полушарии головного мозга и способах переработки информации.
Материалы: бланки анкеты «Определи свое ведущее полушарие головного мозга», трубочки для сока, веревки (длина 10 метров), бумага.
Ход занятия Беседа «Способы переработки информации»
Педагог-психолог: Когда мы читаем или считаем, работают оба полушария мозга, и они выполняют разные функции. Но у человека может доминировать одно полушарие, и это влияет на учебу.
Левополушарный ученик опирается на логику, мыслит последовательно, от частного к общему. Он затрудняется при выполнении творческих заданий, зато легко справляется с математическими примерами или задачами на логику.
Правополушарный ученик опирается на зрительные образы, эмоции и интуицию. Мыслит целостными образами от общего к частному. Может путать право и лево, верх и низ, из-за чего затрудняется, например, прочитать географическую карту. Не любит абстрактные задания и заучивание определений. Эмоционален, остро переживает учебные неудачи. У ученика-амбидекстра командуют оба полушария. Он может справляться и с абстрактными, и с творческими задачами.

Анкетирование «Определи свое ведущее полушарие»
Инструкция. Чтобы выявить, какое полушарие у ребенка ведущее, попросите выполнить действия, указанные в анкете, и выбрать подходящий ответ. Если подросток отметил больше вариантов а), то у него ведущее полушарие левое, б) – амбидекстр, в) – ведущее полушарие правое.

Анкета «Определи свое ведущее полушарие головного мозга»
1. Прищурься.
□ а) удобно прикрывать левый глаз;
□ б) одинаково удобно прикрывать оба глаза;
□ в) удобно прикрывать правый глаз.
2. Топни одной ногой.
□ а) топаешь правой;
□ б) удобно топать и правой, и левой;
□ в) топаешь левой.
3. Поднеси телефон к уху.
□ а) подносишь к правому уху;
□ б) удобно подносить и к правому и к левому уху;
□ в) подносишь к левому уху.
4. Похлопай в ладоши.
□ а) сверху находится правая рука;
□ б) обе руки параллельны друг другу;
□ в) сверху находится левая рука.
5. Сверни лист бумаги в подзорную трубу и поднеси к одному
глазу.
□ а) открыт правый глаз;
□ б) удобно подносить к обоим глазам;
□ в) открыт левый глаз.
6. Встань одним коленом на стул.
□ а) стоишь правым коленом;
□ б) удобно стоять и правым, и левым коленом;
□ в) стоишь левым коленом.
7. Хочешь подслушать тихий разговор и поворачиваешься одним
ухом.
□ а) поворачиваешь правое ухо;
□ б) удобно поворачиваться обоими ушами;
□ в) поворачиваешь левое ухо.
8. Согни руки на груди.
□ а) сверху находится правая рука;
□ б) удобны оба положения;
□ в) сверху находится левая рука.

Упражнение «Определи ведущее полушарие головного мозга друга»
Инструкция. Предложите подросткам угадать, какое ведущее полушарие головного мозга у соседа слева. Спросите, почему ученик так решил, и совпало ли его предположение с данными анкеты соседа.
Упражнение «Кто что любит»
Инструкция. Предложите подросткам перечислить, какие занятия любят левополушарные ученики (например, слушать новости или собирать информацию) и правополушарные (сочинять, петь, рисовать).
Упражнение «Что трудно на уроке»
Инструкция. Спросите подростков, какие задания на уроке будет трудно выполнить левополушарным учащимся (например, представить зрительный образ) и правополу-шарным учащимся (дать определение абстрактного понятия, записать решение задачи по действиям).
Упражнение «Пылесос»
Инструкция. Разложите на столе мелкие кусочки бумаги и раздайте трубочки ученикам. Попросите их перенести как можно больше кусочков на свой стол или стул. Объясните, что кусочки можно поднимать, только вдыхая через трубочки. В конце игры подсчитайте количество бумажек у каждого ученика и определите победителя.
Упражнение «Веретено»
Инструкция. Разделите группу на тройки, при этом старайтесь объединять подростков похожей комплекции. Раздайте каждой команде по веревке и попросите выбрать водящего. Водящий встает на середину веревки, два других участника берут каждый свой конец. Предложите детям обмотаться веревкой вокруг талии. Победит тот, кто первым доберется до водящего.

Занятие №3 Темп работы с информацией

Цель: сформировать представление о силе нервной системы и ее работоспособности. Материалы: бланки анкеты «Определи свой предпочитаемый темп», листы бумаги, карточки с именами детей.
Беседа «Темп работы»
Педагог-психолог: Каждый из нас работает в своем темпе, который определяется типом нервной системы. Русский физиолог Иван Петрович Павлов считал, что скорость работы зависит от того, насколько сильные сигналы появляются в нервной системе. Он выделил два основных типа.
«Быстрый» ученик легко работает в условиях стресса, например, на контрольной. Выполняет задания быстро, но может допустить ошибку из-за невнимательности или неаккуратно оформить свою работу. «Медленный» ученик раньше утомляется, особенно во время контрольной работы. Его тетрадь всегда чистая, он проверяет задания и внимателен к мелочам. Примечание. Используйте термины «быстрая» и «медленная» нервная система вместо «сильная» и «слабая». Дети могут понять слово «сильная» как «хорошая», а «слабая» как «плохая».

Анкетирование «Определи свой предпочитаемый темп»
Инструкция. Предложите подросткам заполнить анкету и подсчитать количество ответов. , А. Ответы: а) быстрый темп; б) средний; в) медленный.

Упражнение «Определи предпочитаемый темп друга»
Инструкция. Попросите описать темп работы своего соседа. Уточните, по каким признакам подростки оценивали темп, совпали ли ответы с данными анкетирования.
Упражнение «Кто что любит»
Инструкция. Предложите назвать занятия, которые понравятся «быстрым» учащимся (читать книгу сразу, заглядывая в конец) и «медленным» (собирать пазлы, вышивать).
Упражнение «Что трудно на уроке»
Инструкция. Обсудите, с какими проблемами на уроке сталкиваются «быстрые» учащиеся (например, не могут аккуратно оформить решение) и «медленные» (волнуются на контрольных).
Упражнение «Рекламный агент»
Инструкция. Раздайте подросткам карточки с именами участников. Попросите придумать, какой бренд будет называться именем (например, одежда, колбаса, парикмахерская), и придумать ему рекламный текст. Затем предложите прорекламировать бренды. Можете включить двух подростков в «комиссию», которая выберет лучшую рекламу
Упражнение «Покрашенный пол»
Инструкция. Предложите представить, что пол в классе покрасили и передвигаться по нему можно только на специальных ковриках. Раздайте подросткам по два листа бумаги-коврика и попросите добраться от одной стены класса к другой. Чтобы передвигаться, например, можно встать двумя ногами на один лист и положить второй перед собой. Победит тот, кто первым доберется до стены.

Занятие №4 Контрольная работа и индивидуальные особенности работы с информацией

Цель: выработать схему действий на контрольной работе для всех типов учеников. Материалы: пластиковые стаканчики, трубочки для сока.
Ход занятия
Упражнение «Контрольная работа»
Инструкция. Объясните подросткам, что они смогут успешнее выполнять контрольные работы или сдавать экзамены, если будут учитывать свои психофизиологические особенности. Предложите придумать рекомендации по выполнению контрольных работ для разных учеников. Пример рекомендаций: визуалу - представь, о чем говорится в заданиях, создай мысленные образы; аудиалу - несколько раз прочитай шепотом задание, потом выполняй; кинестетику - покрути ручку, так будет легче думать; левополушарному - выполняй задания последовательно, вспомни правила и закономерности, которые можно использовать; правополушарному - посмотри все задания, выбери наиболее интересное и начни с него; «быстрым» - выполни все задания карандашом, проверь себя, выполни еще раз; «медленным» - не беспокойся, что не хватит времени, решай задания последовательно.
Упражнение «Что кому будет мешать»
Инструкция. Назовите обстоятельства, которые могут помешать на контрольной. Попро-.Z сите описать ученика, которого они отвлекут
Примеры помех: сосед по парте что-то спросил у учителя (аудиал); учитель ходит по классу (кинестетик); сосед по парте показал время на часах (визуал); учитель предложил вспомнить правило (левополушарный); светило солнце, и учитель завесил окно шторами (правополу-шарный); учитель сказал, что надо поторопиться, иначе не успеть (медленный); учитель сказал, что не надо торопиться, иначе будут ошибки (быстрый).
Упражнение «По небу шар летит»
Инструкция. Предложите подросткам проверить внимательность. Попросите во время чтения стихотворения изображать полет руками, когда вы произносите «летит». Прочитайте стихотворение сначала медленно, потом повторите быстрее. Дайте дополнительное задание: изобразить «шар» руками. Ускоряйте темп чтения, пока подростки не начнут путаться.
Летит по небу шар, По небу шар летит, И кажется, что шар До неба долетит
Упражнение «Моющий пылесос»
Инструкция. Раздайте участникам трубочки для сока и пластиковые стаканчики: один пустой, второй с водой. Предложите подросткам засасывать воду через трубочку, чтобы перелить ее из одного стакана в другой.

Занятие №5 Приготовление уроков и индивидуальные особенности работы с информацией

Цель: выработать схему действий при подготовке домашней работы для всех типов учеников Материалы: полоски с именами учителей, скотч.
Упражнение «Как эффективно выполнить домашнее задание»
Инструкция. Участники придумывают советы, как эффективно выполнять домашнее задание и запоминать материал разным ученикам.
Пример рекомендаций: визуалу - сделай схему или рисунок; аудиалу - несколько раз прочитай вслух то, что хочешь запомнить; кинестетику - пропой то, что нужно выучить, сделай тезисы; левополушарному - выдели логические блоки и запоминай материал по частям; правополушарному – запомни главную мысль целиком, потом переходи к деталям; «быстрым» – включи веселую музыку и начни с легких заданий, чтобы включиться в работу; «медленным» – делай домашнее задание в тишине, начни с трудных заданий – когда устанешь, у тебя останутся только простые.
Упражнение «Что кому будет мешать»
Инструкция. Предложите ситуации, которые могут отвлечь от домашней работы. Обсудите, каким ученикам они помешают сильнее.
Примеры помех: в соседней комнате залаяла собака (аудиал); бабушка стала печь пирожки, вкусно запахло (кинестетик); в комнату заглянула сестра (визуал); по радио передают новости (левополушарный); новости переключили на музыку (правополушарный); мама сказала, что через полчаса надо идти в поликлинику (медленный); громко тикают часы (быстрый).
Упражнение «Кто я?»
Инструкция. Наклейте на лоб одному из подростков полоску с именем какого-то учителя. Предложите ребенку угадать надпись, для этого попросите его задавать остальным участникам вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
Упражнение «Найди цвет»
Инструкция. Называйте по очереди цвета. Попросите подростков на счет три дотронуться до детали одежды этого цвета на одном из учеников. Если хотите усложнить задание, назовите цвета мало видимых деталей, например, заколки. Предложите два цвета, чтобы дети тянулись правой и левой рукой. Если ребенок не успевает найти названный цвет, он выбывает из игры.
Источник: Справочник педагога-психолога в школе, №12, 2017г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.