"Дискуссионные качели" - суть этой занимательной формы – в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску раскачивают "качели"; чем сильнее толчек (аргумент), тем выше взлет "качелей". Партнерами становятся две группы учащихся, расположившиеся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу – "качели" начинают свое движение. Если обсуждаемый вопрос чрезвычайно сложен, можно придать "качелям" альтернативный характер: партнеры "справа", допустим, заведомо что-то утверждают, а партнеры "слева" – отрицают. Например: "Я не боюсь говорить правду, потому что…" – начинает одна сторона. "А я боюсь говорить правду, потому что…" – отвечает другая сторона.
В основе "дискуссионных качелей" лежит дискуссия – метод убеждения, призванный путем вовлечения воспитанников в обмен мнениями по общественно значимым проблемам отстаивать свою точку зрения и обогащать ее в процессе общения с оппонентами. Использование дискуссионного метода полезно и необходимо, т.к. в спорах рождаются и оттачиваются важные качества человека: стремление дознаться до истины, умение отстаивать свои взгляды, аргументировать собственную точку зрения и, наконец, мужество признания ошибочности прежних утверждений. Атмосфера борьбы мнений в коллективе способствует формированию уважительного отношения к взглядам оппонентов – выдержки, корректности и тактичности в споре.
Условия эффективности проведения "дискуссионных качелей":
- Тема должна быть актуальной, проблемной, стимулирующей обмен мнениями.
- Тема конкретизируется вопросами для обсуждения. Их может быть немного (4-5), но их формулировка должна быть четкой, а по содержанию должна вызывать интерес участников.
- Необходимо своевременно оповестить всех, кого желательно привлечь к обсуждению (подготовка объявлений, пригласительных билетов, выступлений в стенной печати и по радиоточке). До сведения участников доводятся тема, вопросы и рекомендуемая литература.
- Желательно специальное оформление помещения, где будет проходить дискуссия. В этих целях используются плакаты, стенды с соответствующими материалами и т.п.
- Необходим подбор опытного ведущего, умеющего зажечь аудиторию, от мастерства которого во многом зависит весь ход дискуссии.
- Важно установить регламент, четкий и предупреждающий всякую возможность пустых словопрений.
- Необходимо определить правила поведения. Они могут быть следующими:
- Если остаешься – оставайся добровольно.
- Если остался – говори.
- Если говоришь – говори откровенно.
- Если слушаешь – слушай доброжелательно.
- Если споришь – спорь тактично.
Дискуссионные качели "Творцы и потребители"
Цель: формирование понятий и суждений о значимости трудовой деятельности в жизни человека.
Задачи:
- создание атмосферы доверия, свободного высказывания мнений, суждений;
- воспитание культуры обмена мнениями, формирование уважительного отношения к взглядам оппонентов: выдержки, корректности и тактичности в споре;
- развитие потребности в созидательной деятельности, творчестве, положительного отношения к труду.
Подготовительная работа: предварительно определяются 2 группы оппонентов: "Творцы" и "Потребители", которые должны будут доказать значимость своей принадлежности к той или иной группе в обществе. Для этого в течение недели каждая группа занимается исследовательско-поисковой деятельностью. Подготовительная работа состоит из 2-х этапов:
1этап: Заранее в группе вывешивается объявление о проведении дискуссионных качелей с перечнем обсуждаемых вопросов.
- текст объявления может подготовить и оформить творческо-оформительская группа, которая также займется и оформлением помещения, в котором будет проходить мероприятие.
- вопросы для обсуждения могут быть предложены куратором или самими учащимися по выбранной тематике. В качестве вопросов для дискуссии можно использовать высказывания известных философов, писателей, например:
- Назначение человека – в разумной деятельности.
Аристотель
- Жить - значит работать. Труд есть жизнь человека.
Ф. Вольтер
- Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!
- Когда труд – обязанность, Жизнь – рабство!
М. Горький
- Чтобы жить, надо уметь что-нибудь делать.
М. Горький
- Исключительное счастье человека – быть при своем постоянном любимом деле.
В.И. Немирович- Данченко
- Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
Ф. Энгельс
2этап: С целью более полной аргументации своих позиций "творцы" и "потребители" собирают информацию из разных источников, используя при этом ряд методов:
- экспресс-опрос;
- интервьюирование;
- анализ литературных источников и СМИ;
- метод незаконченных предложений и др.
Ход: Любая дискуссия должна вестись в доброжелательном тоне, с уважением друг к другу. Это особенно важно для юношеского возраста в силу их повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для них излишней резкости суждений, а порой и просто нетерпимости к тому, что кажется им неверным. Здесь очень многое зависит от таких качеств педагога, как его личная убежденность и принципиальность и вместе с тем доброжелательное отношение ко всем учащимся, большая выдержка, терпение и такт в исправлении ошибочных суждений. Ведущий задает ритм разговору, поддерживает игровой элемент формы, иногда комментирует ход дискуссии, поддерживая участников в их усилиях. Он же содействует сохранению возвышенного уровня, следя, чтобы "качели" не "ползли по земле", а возносились в осмыслении сути явлений жизни.
Как руководить дискуссией?
- Приглашайте к участию стеснительных ребят:
- не спрашивайте стеснительных в "мертвой тишине", даже самоуверенные ребята теряются в такой ситуации;
- будьте внутренне уверены, что любой, даже самый стеснительный учащийся, легко ответит на вопрос.
- Направляйте комментарии и вопросы одного ученика к другому:
- подбодрите учащихся, ориентируйте на общение друг с другом, а не на ожидание вашего мнения.
- Если вы не уверены, сто поняли то, что сказал учащийся, значит, и другие ребята тоже не смогли это понять.
- попросите другого учащегося прокомментировать ответ первого, а потом первый пояснит, если его высказывание прокомментировано неверно.
- перескажите сами высказывание учащегося и спросите: "Я правильно тебя понял или ошибаюсь?"
- Вытягивайте больше информации. Например:
- Это сильный аргумент, как ты смог обосновать его?
- Расскажи нам, как ты пришел к такому выводу, шаг за шагом.
- Не отвлекайтесь от предмета дискуссии. Например:
- Сегодня мы обсуждаем… и Сергей сделал предположение…
- Прежде чем продолжить, подведем итоги…
- Дайте время подумать над ответом. Некоторые ребята легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
- Когда учащийся заканчивает ответ, оглядите аудиторию, оцените реакцию других ребят. Например, если учащиеся выглядят озадаченными, спросите их почему, если согласно кивают, попросите их привести примеры и доказательства сказанному.
По окончанию "дискуссионных качелей" большое значение имеет заключительное слово ведущего, в котором подводятся итоги обсуждения, даются оценки выступлений, выражается благодарность участникам.
|