На главную Коррекционная работа психолога в школе Работа с семьей Методики, используемые в диагностической и коррекционной работе с парой.
Методики, используемые в диагностической и коррекционной работе с парой.
Коррекционная работа психолога в школе - Работа с семьей

Эти методики модифицированы под специфические задачи коррекционной работы с детско-родительской парой.

"Совместный рисунок"
При использовании данной методики родитель и ребенок последовательно делают два совместных рисунка.
1. Родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними лежит чистый лист белой бумаги, сориентированный горизонтально, и пачка цветных карандашей (или фломастеров).


Инструкция: "Я попрошу Вас нарисовать картинку. Рисовать, нужно молча, не разговаривая друг с другом. Каждый из вас будет рисовать только одним карандашом или фломастером, который выберет сейчас".
Дальше психолог предлагает родителю и ребенку выбрать по одному карандашу. После этого еще раз напоминает о том, что, рисовать, нужно молча, и предлагает начать работу. Психологу важно обращать внимание на следующие моменты:

  • кто какой карандаш выбрал; кто первым взял карандаш; был ли выбор, сделанный каждым из участников, полностью самостоятельным;
  • кто первым начал рисунок;
  • кто первым закончил рисунок; как и кем было принято решение об общем окончании работы;
  • были ли паузы при выполнении задания у родителя или ребенка; как распределялось пространство листа между рисующими;
  • было ли невербальное взаимодействие между родителем и ребенком, какое.

После того, как задание выполнено и оба участника закончили рисовать, психолог просит рассказать о том, что изображено на рисунке, не обращаясь ни к кому конкретно: "Расскажите, пожалуйста, что нарисовано на вашем рисунке?"
При этом важно обращать внимание на то, кто рассказывает основную часть информации, как начинается рассказ: по инициативе самого рассказчика или его просит, заставляет, подталкивает к рассказу партнер. Важно отмечать моменты диалога в процессе рассказа, моменты согласия (несогласия), вносятся ли дополнения в рассказ, кем и какого рода.

2. Родитель и ребенок сидят друг напротив друга, между ними чистый лист белой бумаги (сориентирован вертикально). Далее процедура повторяется аналогично варианту 1.
По окончании рисования психолог спрашивает каждого: ребенка и родителя, — о том, какой из рисунков им больше понравилось рисовать, и с чем это связано.
Расположение партнеров (рядом или напротив друг друга) влияет на актуализацию опыта сотрудничества, если сидят рядом, и опыта конфронтации, противостояния, если сидят напротив.
В коррекционной работе можно использовать либо первый, либо второй вариант рисунка, в зависимости от того, на каком взаимодействии психологу хотелось бы сделать акцент.

  • При симбиозе подойдет второй вариант, т.к. партнерам необходимо приобретать опыт противостояния.
  • При доминирующей и потворствующей гиперпротекциях важно развитие, как навыков сотрудничества, так и навыков конструктивного противостояния, поэтому имеет смысл использовать как первый, так и второй вариант.
  • При повышенной моральной ответственности и эмоциональном отвержении важно сделать акцент, прежде всего на конструктивном взаимодействии.

В ходе выполнения рисунка участниками уместны любые вопросы, комментарии или дополнительные инструкции, которые покажутся важными и необходимыми психологу.

"Совместные дела"
Инструкция: "Договоритесь, что вы будете делать вместе в ближайшее воскресенье. Зарисуйте (или запишите) дела, о которых вы договорились, на листе бумаги. Когда будете обсуждать ваши совместные дела, постарайтесь учитывать мнения и интересы друг друга".
Наблюдая за выполнением задания, психологу важно обращать внимание на то, кто проявляет большую инициативу, насколько каждый из партнеров выражает согласие или несогласие в ходе обсуждения, отмечать невербальные проявления партнеров в ходе выполнения задания.
Иногда, когда работа закончена, бывает полезно попросить партнеров оценить в процентах степень своего желания выполнять перечисленные дела или степень своего согласия выполнять их. При этом важно, чтобы оценка проводилась партнерами независимо друг от друга.
Эта методика универсальна для коррекционной работы в паре, она хорошо работает практически при любом типе нарушения. Просто в каждом случае необходимо поставить свой акцент:

  • при доминирующей гиперпротекции - на желаниях и мнении ребенка;
  • при потворствующей гиперпротекции - наоборот, на желаниях матери;
  • при эмоциональном отвержении - на поиске тех дел, которые хочется делать вместе.

"Один карандаш"
Родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними чистый лист белой бумаги и один карандаш.
Инструкция: "Нарисуйте вдвоем картинку, на которой обязательно должны быть дом и дерево. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один карандаш. Придумайте название рисунка и напишите его также одним карандашом".
Психологу важно фиксировать вербальные реакции партнеров в ходе выполнения задания, отслеживать, чтобы партнеры все время держали карандаш вдвоем и отмечать те моменты, когда кто-то из партнеров выпускает карандаш из руки.
Здесь возможны различные акценты в зависимости от типа нарушения отношений в паре.
Например, при доминирующей гиперпротекции ребенка просят: во-первых, задумать, как он будет рисовать дом и дерево, будет ли еще что-нибудь на рисунке; во-вторых, быть ведущим в этом рисунке. При этом мама, оказываясь в роли ведомой, должна следовать за ребёнком, держась за карандаш.
После выполнения задания важно провести обсуждение полученного опыта, расспросив родителя и ребенка о том, легко ли было рисовать одним карандашом, понравилось или нет задание и почему, как чувствовали себя в процессе рисования.

"Командир - Подчинённый"
Для выполнения этого задания понадобятся кубики из строительного набора (10-15 штук).
Один из партнеров здесь назначается командиром, другой — подчиненным. Перед парой ставится следующая задача: "Вам надо построить что-то из кубиков (дом, башню и т.п. — что-то одно). Один из вас - командир, именно он придумает, что вы будете строить, и как это будет выглядеть. Командир будет отдавать приказы подчиненному. Командир руководит строительством и говорит подчиненному, какой кубик взять и куда поставить. При этом нельзя показывать, какой кубик взять и куда поставить. Можно только приказывать словами. Подчиненный выполняет приказы командира. Вам необходимо как можно быстрее построить то, что задумал командир, из всех кубиков, которые у вас есть".
После выполнения задания можно предложить партнерам поменяться ролями.
Если в роли командира - ребенок, которому сложно не жестикулировать, можно попросить его спрятать руки за спину.
В диагностическом варианте использования этой методики психолог отмечает вербальные и невербальные проявления партнеров и характер их взаимодействия друг с другом.
В коррекционном варианте важно обсуждать те чувства, которые возникают у партнеров в ходе выполнения упражнения, а также схожесть с ситуациями их повседневного взаимодействия. Акценты, опять же, могут быть различными.
Например, при потворствующей гиперпротекции важно сосредоточиться на анализе ситуации, когда родитель - Командир, а ребенок - Подчиненный.

"Узелок"
Родитель и ребенок прячут одну руку за спину, и у каждого остается по одной рабочей руке. Перед ними веревочка или шнурок.
Инструкция: "У каждого из вас сейчас может работать одна рука, а на двоих - две. Вам вдвоем нужно завязать узелок на веревочке".
При диагностике отмечаются вербальные и невербальные проявления партнеров, кто берет на себя инициативу в выполнении задания.
При коррекции важно, как обычно, провести обсуждение чувств и мыслей родителя и ребенка в ходе выполнения задания.

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.