На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Учет особенностей речевого поведения  педагогов и родителей в практике психологического консультирования
Учет особенностей речевого поведения  педагогов и родителей в практике психологического консультирования
Психологическое консультирование - Консультирование психолога в школе

Душевное и духовное развитие ребенка полностью зависят от условий его воспитания. Формирование личности осуществляется непрерывно: сначала под влиянием речевой среды, а затем - организованного обучения, где очень велика роль родителей и учителей. Именно от того, как и что они говорят, как прикасаются к детям, как заставляют учить уроки или укладывают спать, как смеются в их присутствии или рассказывают о себе, как угрожают или поощряют – от всего этого зависит становление детской души и даже, в известном смысле, судьба целого поколения.
К сожалению, общению с людьми как важнейшей жизненной необходимости нигде не учат. А сами мы учимся умению общаться пока еще очень плохо, о чем свидетельствует большое количество конфликтов в разных сферах нашей жизни. Считаем умение общаться труднодостижимым, не первостепенным и многое в итоге проигрываем. Навыки общения необходимы любому человеку и особенно важны людям, для которых общение – профессиональная необходимость.

Общение не всегда сводится к внешне наблюдаемым контактам людей – оно в них обнаруживается. Оно является сложным процессом, имеющим видимую внешнюю сторону и обширную духовную часть, скрытую от глаз наблюдателя. Тип речевого поведения представляет собой внешнюю структуру внутренней психологической реальности человека. В процессе индивидуального психологического развития структура и содержание внутреннего мира человека преобразуется, что находит свое выражение во внешнем плане в количественных и качественных изменениях речевого поведения. Структурно оно становится более дифференцированным и сбалансированным, а его содержание – сложнее и богаче.
Психологический анализ устной речи педагогов и родителей позволил выделить два устойчивых типа речевого поведения: конструктивный и неконструктивный.
Человек с конструктивным типом речевого поведения заинтересован в общении, ориентирован на установление психологического контакта с собеседником и связное развитие содержания общения. Это проявляется в содержательности и связности речи. Участник характеризуется активностью в общении, обладает развитой речью и речевой реакцией. При этом он четко формулирует мысли, быстро находит новые слова, достаточно аргументирует, устойчиво обсуждает одну линию темы, не перескакивая на другие, лаконичен, вносит много нового в содержание общения. Его поза отражает глубокую включенность в процесс общения: корпус развернут к собеседнику, отмечается достаточный контакт взгляда. Экспрессия достаточно тонкая, многообразная и выразительная.
Таким образом, участники с конструктивным типом речевого поведения оказывают в целом положительное влияние на процесс общения, делают его позитивно насыщенным и содержательным. Содержание общения постоянно обогащается, наблюдается тенденция к сплоченности участников, взаимопониманию между ними. Общение характеризуется открытостью, рефлексивностью, эмпатией, доверием участников друг к другу, конструктивностью, минимумом оценочных суждений, личностными обращениями, преобладанием позитивных эмоций («Ты моя умница!», « Ты постараешься, и у тебя все получится»). Здесь присутствует сопереживание и понимание речи ребенка, возникает контакт, общность, внутри которой происходит воздействие внутреннего мира взрослого на внутренний мир ребенка. Интонация подчас значительнее слова: не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят. Не менее важен и сопутствующий высказыванию жест. Он так же, как и интонация, и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, приободрить, выразить расположение участие. Очень важно в разговоре уметь держать паузу. Искусство разговора – это искусство… молчания. В данном случае парадокс расшифровывается легко: слушать внимательно бывает так же сложно, как и говорить. Как говорил кто – то из великих, талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие.
Такое общение родителей и педагогов с детьми в настоящее время скорее редкость, чем норма. Но именно оно способствует самопознанию, самовыражению, самореализации каждого из собеседников, предполагает обмен идеями, взглядами, переживаниями, личностными смыслами, иначе говоря, содержанием внутреннего мира. Участник с конструктивным типом склонен к созданию отношений, а это, в свою очередь, обеспечивает общность между взрослым и ребенком и, соответственно, эффективность воспитательного воздействия. Неконструктивный тип речевой активности характеризуется тем, что он не только мало «продвигает» общение, а даже часто «разрушает» его. Речь таких участников малосодержательна и бессвязна. Речевая реакция либо замедленная (участники пассивны), либо чрезмерно высока (участники многословны, излишне детализируют сказанное, но при этом привносят очень мало содержания в общение, перескакивают с темы на тему или развивают преимущественно свою линию обсуждения). В развитии общения они не заинтересованы, постоянно отвлекаются, могут резко критиковать высказывания собеседника. Позы участников свидетельствуют о формальной включенности в процесс общения: корпус развернут в сторону от собеседника, отсутствует контакт взгляда. Экспрессия и кинетика окрашены эмоционально однообразно – либо преимущественно негативно, либо - наоборот, чрезмерно «позитивно».
Таким образом, участники с неконструктивным типом речевого поведения могут вносить разлад и негативные эмоции в общение, в силу чего нарастает его деструктивное влияние. Общение характеризуется возрастанием напряжения, недоверием, ограниченностью, отсутствием реального личностного взаимодействия. Естественной реакцией на это становится протест, сопротивление, желание прервать общение.
Данные типы речевого поведения не могут быть «чистыми». Можно говорить лишь о некотором преобладании, выраженности черт определенного типа. Знание специфики речевого поведения необходимо учитывать психологу – консультанту как в его собственной деятельности, так и для оптимизации процесса общения в образовательных и воспитательных учреждениях на разных уровнях.
К сожалению, в настоящее время речевое поведение как родителей, так и учителей часто является неконструктивным. В семьях и образовательных учреждениях прослеживается воспитательный террор взрослых: настоять на своем, заставить, добиться, ни в коем случае не позволить поступить так, как хочется ребенку, если его желание расходятся с представлениями взрослых о пользе. Мы разучились взращивать человека, дорожа всей прелестью его сложностей и противоречий. А любой ребенок, даже самый благополучный, в условиях неправильного с ним обращения может стать проблемным. Слово имеет воспитательную силу, если помогает ребенку осмыслить опыт своего поведения, причины успехов и неудач в своей деятельности, оценить ошибки, сделать из них самостоятельные выводы. Поэтому назидания и нравоучения бесполезны, если ребенок не приучен к анализу своего поведения. Жесткие слова подавляют самосознание ребенка: нельзя, не ходи, замолчи, не кричи, не бегай, накажу и т.д. Слова с отрицательной нагрузкой – это одновременно и негативная оценка поступка, и характеристика личности, поэтому воспринимаются ребенком как негативное к нему отношение. Это тормозит развитие его самосознания, мешает творчеству, самостоятельности, подавляет желание и стремление браться за новые и трудные дела.
Отсутствию взаимопонимания в общении способствует безличное абстрактное восприятие ребенка, построенное на принципе «долженствования» («Ты должен вести себя как подобает!», «Нужно хорошо учиться»). Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не изменяется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще все вместе взятое. Нравственное поведение воспитывается в детях не столько словами, сколько через подражание поведению взрослых.
Ограниченность лексикона – также серьезное препятствие для общения. Бедность личного словаря приводит к тому. что человек, не вспомнив нужного слова, заполняет речевые пустоты жаргоном, ничего не значащими словами – «пустышками» («ну», «это», «понимаешь» и т.д.)
Семья и школа – сферы более подверженные речевой агрессии. Общение очень сильно насыщено оценочными суждениями, обзываниями, высмеиваниями типа: «Какой ты лентяй!», «Ну просто дубина!» и т.д. Наказанию за проступок никогда не должно сопутствовать унижение. Если вы двадцать раз скажете ребенку, что он идиот, бестолочь, подлец, сработает эффект внушаемости и он, в конце концов, в это поверит. Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его еще больше в тупик. А при частом повторении дети либо обижаются и защищаются («А сама какая?», «Ну и буду таким!»), либо перестают на них реагировать. Тогда, например, некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным, а порой и жестоким. Нельзя действовать по принципу угорелой кошки. Необходимо терпение, умение ждать, избегая раздражения и отчаяния, иначе накопившаяся в детях агрессия может быть отреагирована как на окружающих, так и на самих себя. Проявление взаимного терпения и такта в общении могут принести облегчение даже в сложных и конфликтных ситуациях.
Именно от того, какие требования и в какой форме предъявляют окружающие ребенка люди к его интеллектуальным и личностным качествам, когда ежедневно с ним общаются, какую «пищу» ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень активности при этом вызывают – от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание разных характеристик, которые включает в себя личность человека. Поэтому психологу – консультанту следует акцентировать внимание родителей и педагогов на их собственной речевой организации, помочь им на этом нелегком пути через различные формы, техники и приемы работы, так как именно от их речевой организации во многом зависит и взаимопонимание в общении, и выработка взглядов, эталонов поведения, а также формирование аналогичного типа речевого поведения..
Рецепт конструктивного общения одновременно и труден, и прост. Возьмите чашу терпения, налейте туда от полного сердца любви, бросьте две горсти щедрости, капните туда же юмора, посыпьте доброты, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Полученную массу, намазав на кусочек отведенной вам жизни можно предлагать всем, кого вы встретите на своем пути.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М., 1996.
  2. Артемов В.А. Культура речи. – М.: Знание, 1966.
  3. Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. – Мн.: Народная асвета, 1989.
  4. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения // Рос АН, Ин – т рус. яз. - М.: Наука, 1993.
  5. Сакович Н.А. Эмоционально-поведенческие нарушения у подростков как следствие рассогласованности структурных компонентов Я – концепции // Образование и повышение квалификации работников образования: сб. науч. тр. Вып 15.
  6. Вопросы современной психологии, педагогики и повышения квалификации в исследованиях молодых ученых: в 2 ч. / под ред. В.Я. Янчука. – Ч. 1.: Теоретические и прикладные проблемы психологии. – Мн., 2003.
 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.