Консультирование подростков
Психологическое консультирование - Консультирование психолога в школе

В силу особенностей возраста подросток чаще всего не осознает потребности в психологической помощи. На первом этапе консультирование консультант решает две задачи:
1) формирование мотивации на работу у подростка, осознание им необходимости социально-психологической помощи;
2) диагностика консультантом знаний подростка о природе человеческих отношений, умения отделять главное от второстепенного, об опыте(положительном или отрицательном), который подросток вынес , общаясь со значимыми взрослыми, его понимании норм поведения, жизненные ценности.

Кризисные состояния у подростка чаще всего вызывают следующие ситуации:
1) переживания по поводу оскорблений, запугивания, угроз физического насилия, издевательского отношения более старших в школе и на улице;
2) взаимоотношения в семье;
3) сексуальное насилие;
4) тревога по поводу значимых людей;
5) беременность;
6) взаимоотношения с друзьями и любимыми и т.п.
Кризисные состояния у подростков проявляются в форме переходящих состояний психического напряжения, замкнутости, пассивности или эмоциональных расстройств.
Переживаемый ребенком кризис острее воспринимается по сравнению с аналогичным в другом, более зрелом возрасте. Подросток чаще испытывает фрустрационные состояния.
Первая задача консультанта – сформировать доверительные отношения. Если кризис связан с отношениями с родителями, даже эффект «Оказывается не все взрослые такие плохие, как я думал», «Некоторые меня понимают» уже является психотерапевтическим эффектом. Положительное начало консультации – подчеркивание взрослости подростка, самостоятельности, добровольности. В работе с подростком не может быть единственно правильной линии поведения консультанта, все зависит от его опыта и интуиции. Если проблемная ситуация связана с родителями, то первая консультация проводится с подростком, затем с родителем и только после этого можно провести совместную сессию. Хорошим приемом в работе с подростком может быть техника обмена ролями, драматизации, задание посмотреть на ситуацию с другой позиции. Хорошим подспорьем могут быть рисунки. На консультациях с подростки целесообразно вводить информирование с целью расширения психологической осведомленности . Ребенка не следует перегружать вопросами.
Коммуникативные умения подростка:

  • подросток умеет принимать знаки внимания , но не умеет их оказывать( не ждите благодарности за консультацию).
  • Подросток принимает критику, если она справедлива.
  • Подросток не умеет выбрать адекватную реакцию на несправедливую критику; в таких ситуациях демонстрирует провокационное поведение
  • У подростков существует негласный запрет на моральную поддержку, проявление искренних чувств, но они готовы оказать действенную помощь
  • Говорить о своих переживаниях для подростка равнозначно проявлению слабости

Для выбора поведения в кризисной ситуации для подростка характерны варианты или зависимого поведение, подчинение либо агрессивное провокационное поведение. Консультанту нужно помнить, что для современного подростка такие ценности взрослых, сформированных в другую эпоху, как активная жизнь, творчество, познание, профессиональное становление, будущее после школы, не являются актуальными для их переживаний и вызывают всплеск личностной тревоги. Высшие рейтинги в ценностях подростков занимают «материальная обеспеченность», «счастливая семейная жизнь», дружбы, уверенность в себе, любовь.

Ситуация

Обратилась классная руководитель 8 класса по поводу ученицы Тани А.. Девочке 15 лет, проживает в семье, где отец алкоголик, мать зависимая от него женщина. Девочка, несмотря на неплохой интелект, учится все хуже и хуже, стала замкнута , депрессивна, на доверительный разговор не идет.
Задачи: возможности консультирования классной руководительницы и в случае прихода матери , как работать с ней( в ситуации если женщина интеллектуально ограничена и интеллектуальна достаточна) Вариант выбирает «клиент».

* Задачи социального педагога при работе с классным руководителем:1) собрать информацию более подробную о поведении девочки (в т.ч. с целью исключения фактов насилия), о сохранившихся доверительных отношениях со сверстниками, о значимых лицах для нее, которые способны оказывать влияние, о существующих увлечениях, интересах, привлечь к работе психолога с целью диагностики. Изучить обстановку дома, уточнить информацию о родителях, степени алкоголизации отца, степени зависимости-независимости матери и т.п.
*Задачи психолога: Работать с подростком с целью выяснения характера сложившихся отношений между девочкой и матерью , оставшихся каналах влияния девочки на мать(любит, жалеет, вместе спасаются от отца и т.п.). Далее работа с матерью по традиционному алгоритму, включив анализ эффективности взаимоотношений с дочерью и возможен третий этап : совместная работа с матерью и дочерью.

Примерное содержание минимальной информации при консультировании развода, расставания.

1.Общие сведение: стаж в браке, наличие и возраст детей, с какого момента произошел развод.
2. Оформлен ли юридический развод. Как давно.
3. Как воспринимается развод: эмоционально переживаемым, или связан с материальной составляющей, или разделом имущества, детьми.
4. Ситуация в разводе воспринимается как безвыходная или как временные трудности, что говорит о перспективах, изменилось ли самоотношение.
5.Какие мысли и чувства и намерения остались по отношению к бывшему супругу.
6. Какая существует объяснительная схема развода
Помните: эмоциональный фон развода создает женщина.

Ребенок.
1.Что знает о разводе.
2.Говорили ли ему причины и какие ,если говорили. как сейчас характеризует ребенка
Об истинных причинах развода ребенку говорить не надо, ни одного из родителей в глазах ребенка обвинять нельзя.
3.Что изменилось в жизни ребенка:
4. Как складывается общение родителей и ребенка

Примерное содержание минимальной информации в ситуации запросов, связанных с подростками

1. Состав семьи, возраст родителей, количество детей.
2. Особенности функционирования семьи, эмоциональный семейный климат, характер семейных отношений.
3. Локус жалобы, симптомы в поведении подростка (для анализа возможных вторичных выгод)
4. Выяснить характер общения с подростком в семье, стиль семейного воспитания
5. Выяснить ожидания каждого родителя относительно ребенка,
6. Выделить из них деструктивные ожидания
7. Выяснить какие послания получал ребенок от родителей , относительно его личностных качеств, ума, успешности и т.п.
8. На консультации использовать приемы, типа «горячего стула» в ходе которых родитель смог бы взглянуть на ситуацию глазами подростка

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.