На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Модель профессиональной деятельности социального педагога
Модель профессиональной деятельности социального педагога
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

Профессиональная деятельность социального педагога направлена на процесс воспитания детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нём. Объектом социально-педагогической деятельности является прежде всего ребёнок в микросоциальном мире, а предметом - процесс социального воспитания.
Социальное воспитание как система содействия самоорганизации человеком собственной жизни включает различные пространственно-временные компоненты. Пространство, определённым образом оформленная среда существования и преобразования личности человека, разбивается на следующие компоненты:

  • семейно-бытовая среда (дом, семейно-соседская общность);
  • культурно-образовательная и школьная среда (школа, внешкольные учреждения);
  • ценностно-коммуникативная среда (референтная группа);
  • информационно-оценочная среда (средства массовой информации);
  • среда инструментально-творческого самовыражения (производственные бригады, кружки, творческая деятельность).

Социальный педагог работает с определённым контингентом воспитанников:
- социально перспективные (одарённые, социально - ориентированные и социально - ответственные);
- социально незащищённые (сироты, малообеспеченные и многодетные семьи);
- социально опекаемые (приёмные дети, приёмная опекунская семья);
- социально неблагополучные («трудные дети», несовершеннолетние правонарушители, беспризорные дети).
Цели системы социального воспитания: направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе; необходимое содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути и в разных жизненных пространствах её социального взаимодействия; конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности (полоролевой и семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досугово-творческой, социально-правовой и гражданской, физической и психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.).
Основные принципы организации процесса социального воспитания:
* индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении её жизненных отношений;
* групповая поддержка самого человека и его ближайшей микросреды (семьи, школы, общины) в физическом, психическом и социальном становлении индивидуально-творческих начал личности;
* общественная защита прав каждого ребёнка и взрослого на достойную жизнь в обществе независимо от его физического и умственного развития, социального статуса;
* практическая забота о сохранении физического и психического здоровья в данной микросреде;
* последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека;
* организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой);
* обеспечение и поддержка успешного субъект – субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве;
* обеспечение готовности юного человека к ответственной самоорганизации, нравственному самостроительству собственной жизни и собственной личности через организацию опыта самостоятельной деятельности и самостоятельного общения в контактной группе;
* помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на физическое увечье, душевный срыв, личностную жизненную утрату или кризис, человек может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе окружающих людей;
* реадаптация человека в изменившемся социуме посредством усиления степени его самостоятельности и самоконтроля ситуации.
Многомерность профессиональной деятельности социального педагога определяет разнообразие направлений и форм работы.
1. Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды на растущего человека. Формы работы:
- наблюдение;
- беседа;
- социологический опрос;
- интервьюирование;
- анкетирование;
- изучение документов;
- контент – анализ документов, сообщений, мнений;
- паспортизация класса, школы, микрорайона.
2. Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи:
- изучение причин проблемного развития личности;
- отношение участия;
- поддержка детей из семей риска;
- содействие в решении проблем;
- сотрудничество с семьёй, школой и общественностью;
- посредничество в личностной самореализации;
- побуждение личности к самореализации и самостоятельности.
3. Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях:
- прояснение проблемы;
- отреагирование проблемы;
- выбор программы и плана действий;
- обсуждение путей решения проблемы;
- помощь в организации выхода из проблемы;
- координация усилий ближайшего окружения личности;
- создание группы поддержки.
4. Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы:
- моделирование ситуаций для нового опыта;
- моделирование сфер успешной деятельности;
- организация диалога и сотрудничества;
- организация микросреды с изменёнными отношениями;
- помощь в разблокировке позитивных эмоций;
- создание и оценка ситуаций успеха;
- изменение представлений личности о своём «Я»;
- поддержка инициатив;
- создание условий для творчества.
Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности социального педагога:
а) исполнение (копирование чужих образцов выполнения деятельности);
б) планирование (осуществление деятельности по собственному представлению без учёта обстоятельств);
в) проектирование (осуществление деятельности, исходя из её системного понимания).
Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные социальные роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.

 


Социальная роль

Деятельность

 

Эксперт

Изучение особенностей социальной среды, составление прогноза влияния её на развитие личности, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение проблемы.
Изучение особенностей социальной среды, составление прогноза влияния ее на развитие личности, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение проблемы

 

Проектировщик

Проектирование социально-педагогической деятельности, определение участников и условий реализации проекта

Участник совместной деятельности

Побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы

Защитник интересов

Защита прав личности

 

Посредник

Связующее звено между личностью и социальными службами, педагогическим коллективом школы, государственными учреждениями, общественными организациями

 

Духовный наставник

Социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме

 

Социальный терапевт

Содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций

 

Деятельность социального педагога во многом определяется его профессиональными установками. Об установках социального педагога на себя как специалиста можно предположить следующее: на субъект – субъектном полюсе — это значимость личностных проявлений для успеха социально-педагогической деятельности; на субъект – объектном полюсе – он ориентирован на поведение специалиста в соответствии с общими предписаниями и правилами, т.е. на функционально – ролевое поведение, часто лишённое личностного начала.
Установка на воздействие с клиентом может быть как ролевой – на жёсткое управление и контроль в деятельности, авторитарность в общении, так и личностной – на сотрудничество, совместную деятельность в общении и партнёрские отношения. Личностно ориентированное взаимодействие характеризуется неформальным исполнением профессиональных ролей, при этом педагог, наполняя личностным смыслом профессиональную деятельность, играет и другие роли: товарищ, партнёр, собеседник, советчик и т.д.
При ролевом варианте социальный педагог стремится внести в процесс взаимодействия нормативное содержание без учёта его личностной значимости для клиентов. При личностно ориентированном взаимодействии он стремится к развивающему, личностно значимому и привлекательному для обеих сторон содержанию. Таким образом, личностное проявляется в профессиональном, в деятельности через ценностные ориентации и установки личности. Сами же установки и ценностные ориентации специалиста в профессиональной деятельности базируются на глобальном отношении человека к различным сторонам жизни, и прежде всего к людям, самому себе, к деятельности. При положительном отношении к людям, себе как личности при интересе к общению и сотрудничеству с людьми шансы на формирование личностного полюса социально-педагогических установок весьма велики.

Источник:

Профессиональная деятельность социального педагога: Методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», 2003.- 55с.

Автор-составитель: П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПКиПРРиСО».

Рецензенты: В.И. Кучинский, проректор по научно-методической работе УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», канд. пед. наук;

М.В. Кузнецова, ст. преподаватель кафедры экономической теории и истории УО «ВГАВМ»

 

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.