Социально-педагогическая работа с семьей
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

1. Психолого-педагогическая работа с семьей

В рамках нормального развития семьи имеется ряд трудностей, требующих своевременной помощи и разрешения. На выполнение этой задачи направлена психолого-педагогическая работа с семьей.
Направления психолого-педагогической работы с семьей:
• диагностическое;
• коррекционное;
• профилактическое;
• просветительское.


Работа с семьей может проводиться как по запросу, так и по показаниям. Данное деление зависит от того, кто является заказчиком.
Работа по запросу ведется тогда, когда в качестве заказчика выступает отдельный человек, испытывающий личные трудности. Это может быть кто-либо из членов семьи (подросток, который не может найти общего языка с родителями; родитель, недовольный поведением ребенка) или специалист, непосредственно связанный по роду своей деятельности с кем-либо из членов семьи, чаще всего с ребенком (учитель).
Работа по показаниям проводится по заказам социальных служб или структур (администрация школы, комиссия по делам несовершеннолетних и т.п.). В качестве заказчика здесь выступает официальное лицо или группа лиц, которые могут быть непосредственно не связаны с конкретной семьей и обращение которых к специалистам является частью выполнения ими своих функциональных обязанностей. При этом они не испытывают личных трудностей, не вовлечены в ситуацию эмоционально (администрация школы ставит вопрос о целесообразности обучения ребенка в данной школе, так как ребенок не справляется с учебной программой).


Независимо от того, кто является заказчиком, оказание психолого-педагогической помощи семье подразумевает работу с различными людьми. Усилия социальных педагогов и психологов могут быть направлены на:
• детей;
• родителей;
• семью в целом как систему.


2. Психолого-педагогическая работа с детьми

Наиболее часто за помощью к специалистам, работающим с семьей, обращаются по поводу детей. Работа с ребенком может вестись по показаниям и по запросу.
Показания к психолого-педагогической работе связаны с наличием у ребенка проблем, которые проявляются в нарушенном поведении или развитии. Запросы по поводу детей чаще всего исходят от родителей или учителей. Дети начинают выступать в качестве заказчиков обычно с подросткового возраста.
Прежде чем будут предприняты конкретные действия, направленные на ребенка, необходимо провести диагностические исследования. При этом может оказаться, что коррекционная или профилактическая работа не нужна или должна быть направлена не на ребенка. Особенно часто это бывает, когда запрос исходит от родителей. Это усиливает значимость диагностики.


В диагностическом направлении работы с ребенком условно можно выделить некоторые наиболее часто встречающиеся задачи.
1. Контроль развития ребенка. В детстве необходим контроль за нормальным развитием с целью своевременного обнаружения даже легких трудностей, отставаний и профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития. Возможно и необходимо сравнение реального хода развития ребенка с оптимальным, т.е. максимально достижимым, уровнем в благоприятных условиях.
Для контроля развития ребенка могут диагностироваться:
• личностные черты ребенка;
• особенности эмоционально-волевой сферы;
• особенности мотивационно-потребностной сферы;
• уровень сформированности и развития познавательных функций и процессов;
• уровень сформированности различных навыков и умений.
Полученные данные могут предоставляться самому ребенку, родителям, специалистам, сопровождающим детское развитие. Диагностика уровня развития детей широко распространена и часто применяется даже без какого-либо специального запроса. Она проводится как ряд плановых процедур во всех школах или детских дошкольных учреждениях, имеющих в своем штате психолога или социального педагога.


2. Выявление проблемных зон нормального развития ребенка.
В развитии детей и при отсутствии патологических нарушений имеется множество трудностей педагогического и психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.
Для выявления проблемных зон нормального развития чаще всего проводится диагностика личностных особенностей, состояний, межличностных отношений. С ними бывают связаны типичные трудности, испытываемые детьми в определенном возрасте. Данные могут использоваться специалистами для построения профилактической и коррекционной работы с детьми и просветительской с родителями.


3. Выявление патологического развития ребенка. Такие исследования проводятся по показаниям, т.е. когда поведение ребенка явно отличается от привычного, свойственного детям данного возраста. Иногда ведутся по запросу со стороны учителя или родителей (крайне редко).
Выявление патологии требует специальных навыков и специфических методик и является задачей узких специалистов. Этические нормы работы не допускают разглашения данных диагностики и информирования, например, учителя, даже если именно от него исходил запрос. Полученные данные используются специалистами для построения просветительской и коррекционной работы с родителями ребенка, целью которой является мотивирование родителей на сотрудничество со специалистами и коррекция их уровня ожиданий и притязаний в отношении ребенка, а также оказание им психологической поддержки в выполнении ими родительских функций.


4. Выявление проблем, связанных с аномальным развитием ребенка. Речь идет не о детях с патологией психического развития, а о детях с нарушенным соматическим здоровьем. К ним относятся дети-инвалиды; дети, страдающие хроническими соматическими заболеваниями; часто болеющие дети. Они имеют специфические психологические проблемы, которые порождают трудности при взаимодействии с ними педагогов, врачей, родителей. Трудности проявляются в связи с тем, что учебная мотивация снижена, а причиной этого может оказаться астенизация.
К отклоняющемуся от нормального относится и развитие одаренных детей. Это источник психологических и педагогических проблем. Они связаны с необходимостью индивидуализации сроков и содержания обучения, трудностями межличностных отношений ребенка, нестандартностью его интересов, личностных качеств, опасностью формирования чрезмерных ожиданий и уровня притязаний как самого ребенка, так и его близких и т.п.
Профилактическая работа с ребенком чаще всего проводится по показаниям – на основании данных, полученных из диагностики. Задача профилактики – предотвращение болезненных состояний. Трудности в развитии, обучении, воспитании с помощью психологопедагогических воздействий должны быть минимизированы, чтобы они не достигли критического уровня. Плановая диагностическая работа ведется именно с целью правильного построения профилактической работы.
Коррекционные психологические воздействия на детей (психологическая помощь детям) осуществляются по запросу и по показаниям или результатам диагностики.
Запрос может исходить от самого ребенка (обычно не ранее подросткового возраста) или от взрослых (родители, специалисты).
В настоящее время в качестве двух основных показаний для психологической помощи детям называют возникновение кризисной жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость в школе и др.) или грубое расстройство поведения (страхи, агрессивность, воровство и др.).

3. Психолого-педагогическая работа с родителями

Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.
Проблемы в выполнении семьей воспитательной функции могут быть связаны с особенностями освоения членами семьи семейного пространства (территории), как физического, так и духовного. Эффективность выполнения родителями функций воспитания, помимо других факторов (стиля воспитания, жизненных ценностей и т.д.), во многом зависит от того, удалось ли супругам создать домашний очаг. Семейное пространство (жилище семьи) превращается в домашний очаг при наличии основных условий – психологической безопасности, доброжелательной атмосферы в семье. Она определяется:
• наличием автономной персональной территории для каждого члена семьи («своего места»);
• наличием гибких внешних границ, позволяющих сохранить баланс между интимностью семейной жизни и открытостью семейного пространства для друзей и родственников;
• соответствующей организацией быта семьи, что дает возможность заниматься дома как индивидуальной, так и совместной деятельностью.
Превращение жилища семьи в домашний очаг позволяет членам семьи удовлетворять потребность в укрытии, эмоциональной безопасности, эмоциональной поддержке, эмоциональных отношениях, идентификации с семейными ценностями.
Л.М. Фридман большое внимание уделяет духовной территории, она подчеркивает, что, кроме пространственной территории, человек нуждается в неприкосновенной духовной территории. Духовная территория человека – это область, вторжение в которую других, даже близких, людей вызывает неприятные чувства: боль, негодование, гнев, раздражение, которые не всегда можно выразить из опасения обидеть близких. Внутри своего духовного пространства человек чувствует себя комфортно.
Многие конфликты и разногласия происходят в семье из-за нарушения физической или духовной территории. Поэтому при работе с семьей важно учитывать и использовать понятие территории (личного пространства). Это может реализовываться при выполнении просветительской, коррекционной функции при работе с членами семьи.
Показаниями для работы с родителями являются трудности ребенка в сочетании с результатами диагностики, свидетельствующими о наличии роли родителей в возникновении этих трудностей. Возможна работа и по запросу, который обычно исходит от самих родителей.
Трудности воспитания, существующие в семье, часто воспринимаются родителями как нерасчлененный, спутанный клубок. Это приводит к тому, что на первых этапах взаимодействия с педагогом, психологом, специалистом по работе с семьей они не могут четко сформулировать свою проблему.
Для решения этой проблемы при установлении рабочего контакта с такого рода семьями основные усилия следует направить на решение задач:
• определение и выделение актуальной проблемы;
• определение объекта помощи и предмета воздействия (ребенок, родитель, взаимоотношения «ребенок–родитель», взаимоотношения «ребенок–ребенок», семья в целом);
• выбор (при необходимости) других специалистов, к которым целесообразно направить родителей;
• выбор способа воздействия: индивидуальная работа с родителем, работа с супружеской парой, работа с семьей в целом, с ребенком и родителем, организация групповой работы с детьми, с группой родителей и т.п.

3.1. Классификация родительских жалоб (В.В. Столин)


В.В. Столин предлагает классификацию родительских жалоб. По его мнению, жалоба может являться признаком неблагополучия:
• самого обратившегося родителя;
• внутрисемейных отношений (между любыми членами семьи);
• самого ребенка.
Следует учитывать степень генерализованности нарушений, на которые жалуются родители: проблемы ребенка могут существовать только внутри семьи, проблемы ребенка могут существовать только вне семьи, проблемы ребенка могут существовать как внутри, так и вне семьи.
1. Жалоба родителей на ребенка абсолютно не обоснована. Проблем ребенка, о которых говорит родитель, в реальности не существует. Обращение родителя вызвано его собственной характерологией (тревожность, мнительность, внушаемость и т.п.). При этом родитель может также обращаться к психологу на всякий случай. Объект работы – личные проблемы обратившегося родителя.
2. Жалоба обоснована только отношением самого родителя. Ребенок при этом не обладает указанными родителем чертами или особенностями поведения, а приписывать их ребенку родителя заставляют его собственные проблемы. Например, родителю кажется, что ребенок его недостаточно любит, в то время как на самом деле он сам испытывает сложные чувства к ребенку. Работу следует направить на коррекцию родительского отношения к ребенку.
3. Жалоба частично или полностью обоснована. У ребенка действительно есть признаки неблагополучия, на которые указывает родитель, но они касаются лишь сферы взаимоотношения родителя с ребенком. Например, ребенок ведет себя грубо только в отношениях с родителем, тем самым вымещая какую-либо давнюю обиду. Усилия направляются на гармонизацию внутрисемейных отношений: объектом работы будут являться детско-родительские, а возможно и супружеские отношения.
4. Жалоба на некоторые особенности поведения ребенка обоснована, ребенок действительно имеет проблемы в своем развитии, при этом они не вызваны нарушением семейных отношений. Например, отношения родителей с ребенком нормальные, но он не справляется со школьной программой или не может установить контакт с ровесниками. Работать следует с самим ребенком и его окружением (учителями, сверстниками), рассматривая родителей в качестве союзников.
5. Жалоба, касающаяся поведения ребенка в семье и вне ее, обоснована, при этом отношение к ребенку со стороны родителей в пределах нормального. В этих случаях ребенок действительно имеет достаточно выраженные нарушения поведения, которые могут быть обусловлены акцентуациями характера или какими-либо болезненными изменениями. Объектом работы становится сам ребенок, возможно, потребуется привлечение других специалистов (врачи, юристы и т.п.).
При работе с родителями диагностическое направление менее развито, работа идет в просветительском, коррекционном, профилактическом ключе.

4. Программы образования родителей

В последние десятилетия получили распространение специальные программы образования родителей. Основной целью такого рода программ является передача соответствующих знаний, формирование представлений и навыков в различных аспектах воспитания в семье. В зависимости от выбранных приоритетов, содержание образовательных программ может фокусироваться на тех или иных проблемных темах, касающихся детско-родительских отношений в семье (формирование ролевой позиции, формирование навыков передачи ответственности, формирование навыков коммуникации и т.п.).
По принципу объединения сходных проблем, могут создаваться обучающие группы для родителей детей-инвалидов и детей с психосоматическими заболеваниями, для родителей приемных детей. В узком значении термина под содержанием образовательных программ для родителей следует понимать обращение к когнитивным и поведенческим аспектам семейного взаимодействия. В том случае, когда основной задачей программы является коррекция неадекватных родительских позиций и установок, а также реконструкция эмоциональных аспектов родительских отношений, говорят о группах психотерапии для родителей.
А.С. Спиваковская отмечает, что основным содержанием групповых занятий с родителями является обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного общения, супружеских отношений (включая интимные) и особенностей взаимодействия с ребенком.
А. Аладьин разработал модель работы с родителями, названную автором «Тренинг эффективности родителей». Он определяет основные задачи обучения родителей следующим образом.
1. Дать родителям знания о законах и механизмах семейной системы. Показать влияние родительских семей на жизнь в собственной семье.
2. Передать модель построения взаимоотношений с детьми, обучить навыкам межличностного взаимодействия, позволяющим реализовать данную модель.
3. Предоставить возможность для тренировки навыков на практике, повышая уровень компетентности.
Структура и содержание тренинга родительской эффективности определяются чередованием информационных и рефлексивных этапов, что позволяет реализовать дидактические моменты и исследовать эмоциональные проявления и чувства родителей. Занятия проходят в форме групповой дискуссии. В рамках живой беседы (в связи со спонтанными высказываниями родителей о своих детях) непосредственно и постепенно вводится учебная информация. После занятий участники группы получают домашнее задание, позволяющее им удерживать себя в позиции члена учебной группы между занятиями.

Общая схема занятий
1) родителям в атмосфере психологической безопасности помогают раскрыть и выразить свои мысли и обучают думать и говорить о своих детях в терминах конкретных фактов;
2) разрабатываются, демонстрируются и апробируются способы эмпатического реагирования родителей при взаимодействии с ребенком;
3) отрабатываются коммуникативные навыки, позволяющие родителям адекватно реагировать на «послания» детей, которые предназначены для родителей;
4) родителей обучают техникам игровой терапии, формулируются правила, которые должен выполнять родитель во время игры с ребенком в домашних условиях;
5) родители обучаются способам постепенной передачи ответственности ребенку за его поведение;
6) рассматриваются способы влияния на убеждения и ценности ребенка. Родители знакомятся с детскими защитными реакциями на применение давления и силы, обучаются техникам «соконсультирования» (активное слушание проблем ребенка, поддержка права ребенка на выбор, ненавязчивое предложение собственных знаний и опыта, моделирование);
7) рефлексия и осознание происшедших за время тренинга изменений, закрепление полученных навыков, проектирование будущего взаимодействия с детьми.
С.Л. Ковалев выделяет аспекты воспитания приемных детей, в рамках которых могут появляться проблемы.
1. Правовой аспект состоит в выработке юридических норм, обеспечивающих защиту прав усыновленного ребенка в новой семье, осуществление усыновления как юридической процедуры. Проблемы могут возникнуть в связи с отсутствием у приемных родителей социальных навыков контакта с учреждениями, осуществляющими контроль над процессом усыновления.
2. Экономический аспект определяется объемом финансовых и материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей усыновленного ребенка. Появление проблем обусловлено наличием противоречивого отношения социального окружения к самому факту усыновления. Приемным родителям могут приписываться корыстные мотивы, о чем сообщается (специально либо случайно) усыновленным детям.
3. Педагогический аспект предполагает разработку и реализацию специальной (щадящей) программы помощи усыновленному ребенку в учебной деятельности. Поскольку такой ребенок чаще всего характеризуется как педагогически запущенный, с задержкой психического развития, с умственными отклонениями, он нуждается в особом типе психолого-педагогической поддержки. Это в свою очередь требует от приемных родителей дополнительных сил по усвоению специфических педагогических навыков.
4. Психологический аспект заключается в необходимости воссоздания благоприятной психологической внутрисемейной атмосферы в связи с появлением нового члена семьи. Это требует от родителей способностей разрешать возникшие в связи с процессом адаптации эмоциональные проблемы ребенка. Дополнительные психологические трудности могут возникнуть в том случае, если приемные родители и усыновленный ребенок принадлежат к разным конфессиям и национальным культурам.

4.1. Воспитание родителей. Вопросы содержания знаний в области воспитания родителей


Воспитание родителей является частью социальной политики, поскольку процесс социализации начинается в семье, с первых месяцев жизни. Ошибки и просчеты в воспитании могут быть неисправимыми, проявляться в асоциальном поведении ребенка, трудностях его адаптации, различных отклонениях в развитии личности. Профилактическая функция воспитания родителей – предотвращение неразрешимых социальных проблем.
С точки зрения социальной политики целью воспитания родителей является обеспечение благополучия как родителей, так и детей. Или целью является изменение качества жизни семьи, создание такого образа жизни, который удовлетворил бы высокие потребности ее членов, помог бы семье стать счастливой. Благополучие – это и уровень, и качество жизни.
Воспитание родителей само по себе не создает дополнительных материальных возможностей, но помогает родителям направить имеющиеся ресурсы на то, что в наибольшей степени будет содействовать благополучию семьи и целенаправленному развитию ребенка.


Вопросы содержания знаний в области воспитания родителей
1. О роли пола (что такое мужчина и женщина, проживание совместно с людьми одного и разного пола, дружба, выбор супруга или супруги.
2. О личной гигиене и здоровье.
3. Об устройстве своего дома: что надо купить и как расположить.
4. О бюджете семьи и расходах.
5. О домоводстве: приготовлении пищи, покупке, уход за больными.
6. Об уходе за детьми и их воспитании: помощь ребенку в его развитии (питание, дисциплина, гигиена и т.д.).
7. О взаимоотношениях в семье.
8. О семейном законодательстве.
9. О помощи, оказываемой семье государством, о государственных службах и системе услуг, об отношении семьи к другим общественным институтам: школе, церкви, учреждениям здравоохранения, социального обеспечения, досуга…
10. О знаниях мировоззренческого характера, касающихся образа жизни семьи, ее духовных ценностей, взаимоотношений, правил поведения: распределение обязанностей, ответственность каждого и т.д.

4.2. Формы передачи знаний


• Неформальная (друзья, соседи, родственники).
• Неофициальная (литература, журналы, газеты специального направления, лагеря, курсы, семинары для родителей, услуги видеотехники, церковь, ассоциации).
• Официальная форма организована и материально обеспечивается государством, тесно связана с социальной политикой государства, с его семейными программами. Это детские консультации при поликлиниках, консультации в школах и дошкольных учреждениях.
Источник: Основы социально-педагогической работы с семьей Методические рекомендации 2009 Авторы-составители: преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Т.Д. Вакушенко, старший преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» С.Г. Туболец

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.