На главную Документация школьного психолога Нормативные документы (Беларусь) Положение о социально–педагогической и психологической службе учреждения образования
Положение о социально–педагогической и психологической службе учреждения образования
Документация школьного психолога - Нормативные документы (Беларусь)

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства образования Республики Беларусь
27.04.2006 № 42

Положение
о социально–педагогической и психологической службе (СППС)
учреждения образования

ГЛАВА 1 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991г. «Об образовании» в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598;  Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г.,  № 37, 2/844), Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001г.  № 1554 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г., № 103,  5/9279).
2. Настоящее Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности  социально–педагогической и психологической службы (далее – СППС) учреждений образования, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, специального, профессионально–технического, среднего специального и высшего, социально-педагогических учреждений (далее – учреждение образования) и служит правовой и организационно–методической основой ее работы.
3. СППС учреждения образования представляет собой систему практического использования достижений психологии и социальной педагогики для оптимизации образовательного процесса и развития личности обучающихся и воспитанников.
4. Общее руководство деятельностью СППС осуществляет руководитель  учреждения образования. Координирует и направляет деятельность СППС заместитель руководителя по воспитательной (идеологической и воспитательной) работе.
5. В своей деятельности СППС руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением и  разработанным на его основе положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утверждаемым руководителем учреждения образования.

ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

6. Целью деятельности СППС учреждения образования является содействие  в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и  воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении.
7. Основные задачи СППС учреждения образования:
организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении;
содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах  учреждения образования, семьях обучающихся, воспитанников  и их социальном окружении;
предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспитанников, пропаганда здорового образа жизни;
повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.
8. Принципы деятельности СППС учреждений образования:
приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников;
личностно–ориентированный подход;
гуманистический характер деятельности;
доступность;
конфиденциальность.
9. СППС учреждения образования в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников;
изучение уровня развития обучающихся, воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального положения, склонностей и потенциальных возможностей в процессе воспитания, обучения, профессионального самоопределения, профилактика и выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении, социальной адаптации;
социально-педагогическое и психологическое сопровождение талантливых обучающихся и воспитанников;
разработка и реализация комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи  обучающимся и воспитанникам; осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении, социально-эмоциональное развитие детей с особенностями психофизического развития, формирование их жизненной компетенции;
организация работы по оказанию комплексной помощи  обучающимся, воспитанникам, находящимся в социально опасном положении и признанным нуждающимися в государственной защите, согласно межведомственным планам индивидуальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (по их реабилитации и коррекции отклонений в психическом,  личностном и социальном развитии);
психолого-педагогическое сопровождение процесса интегрированного (совместного) обучения;
участие в подготовке обучающихся и воспитанников к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина, профессионала;
осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни;
формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся на всех уровнях образования;
участие в  мониторинге положения и качества обучения и воспитания обучающихся, воспитанников в учреждении образования;
участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, воспитанников, содействие в развитии детских и молодёжных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников;
изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, разработка методических материалов для участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты и охраны детства.

 

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СППС

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

10. Специалистами СППС учреждения образования являются прежде всего педагог социальный и педагог-психолог. Конкретные наименования и численность должностей педагогических работников СППС определяются руководителем учреждения в пределах общей штатной численности, определенной в установленном порядке на основе типовых штатов и нормативов численности работников, или согласованной с вышестоящей организацией и финансовым органом штатной численности соответствующего учреждения образования.
11. СППС учреждения образования организует выявление и учет обучающихся и воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите:
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, воспитывающихся в опекунских и приемных семьях,  детей с особенностями психофизического развития;
оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
ставших жертвами преступлений, жестокости, психического и физического насилия;
с асоциальным и делинквентным поведением;
употребляющих алкоголь, наркотические и токсичные вещества;
с нарушением эмоционально-волевой сферы;
имеющих конфликтные отношения с педагогами, родителями, ровесниками, оставившими семью либо учреждение образования;
родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем;
из семей беженцев либо из семей, которые пострадали в результате стихийных бедствий, катастроф;
из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа  либо освободившихся из мест лишения свободы;
других категорий обучающихся и воспитанников, имеющих проблемы.
12. СППС учреждения образования оказывает социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку всем нуждающимся в ней обучающимся, воспитанникам, родителям, иным участникам образовательного процесса, а также обратившимся лично (коллективно) или по рекомендации органов опеки и попечительства, органов охраны детства, педагогов, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и других заинтересованных.
13. СППС учреждения образования обеспечивает сопровождение обучающихся, воспитанников, семей, которые нуждаются в помощи, в течение срока и в объемах, определяемых индивидуальным планом помощи обучающимся, воспитанникам, который разрабатывается специалистами СППС, или межведомственным индивидуальным планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Объем, формы, продолжительность первичной социально-педагогической и психологической помощи и последующего сопровождения определяются специалистами СППС с учетом возраста обучающихся и воспитанников,  характера проблемы, ее анализа и перспектив разрешения. Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться в индивидуальной или групповой форме.
14. Специалисты СППС учреждения образования в случае необходимости направляют обучающихся, воспитанников, имеющих трудности в обучении и социализации или особенности психофизического развития,  в учреждения, предназначенные для оказания углубленной помощи: социально-педагогический центр, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, наркологический диспансер  и другие,  для оказания им  комплексной помощи.
СППС устанавливает и поддерживает контакты с учреждениями, предназначенными для оказания углубленной помощи, патронирует продвижение направленных в них участников образовательного процесса и отслеживает его результаты, мотивирует обучающихся и воспитанников, их семьи на посещение названных учреждений.
15. СППС учреждения образования оказывает социально-педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним c ведома и во взаимодействии с родителями или лицами, их заменяющими, с учетом мнения самого несовершеннолетнего. 
16. СППС учреждения образования участвует в рассмотрении случаев, связанных с непосещением обучающимися, воспитанниками учреждения образования, принятием решений об их дисциплинарной  ответственности, постановке на учет в учреждении образования, комиссии по делам несовершеннолетних и инспекции по делам несовершеннолетних; оказанием материальной помощи, соблюдением социальных гарантий и льгот,  а также других случаев, которые могут привести к ущемлению прав и интересов обучающихся, воспитанников.
17. СППС учреждения образования проводит социально-педагогический и психологический анализ всех случаев суицидального поведения обучающихся, воспитанников, совершения уголовно-наказуемых деяний и  насилия в отношении  их,  а также  случаев торговли людьми.
18. СППС учреждения образования осуществляет патронат детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  лиц с особенностями психофизического развития на протяжении двух лет после окончания учреждения образования и оказание им  индивидуально ориентированной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки  в социальной адаптации на начальном этапе  самостоятельной жизни.
19. СППС учреждения образования информирует администрацию учреждения образования, органы управления образования и органы охраны детства о нарушении  прав и интересов обучающихся, воспитанников и лицах, их допустивших.
20. Режим работы специалистов СППС определяется с учетом особенностей учреждения образования, обеспечения доступности для обучающихся, воспитанников,  других участников образовательного процесса и возможности выполнения функций, предусмотренных настоящим Положением.
21. Документация СППС учреждения образования включает:

  • план работы СППС на год, утвержденный руководителем учреждения образования;
  • план работы СППС на месяц;
  • планы работы специалистов СППС на месяц, на день (неделю);
  • материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, воспитанникам, родителям (межведомственный  индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего; индивидуальный план помощи воспитанникам, обучающимся; индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся, воспитанников из учреждения образования; акты обследования жилищных условий; другие необходимые материалы);
  • график работы специалистов СППС;

аналитические отчеты о работе  за год;
отчеты и аналитические материалы о реализации программ социально-педагогической и психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;
журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;
социально–педагогическая характеристика учреждения образования;
социально–педагогические характеристики учебных групп и классов;
учет воспитанников, обучающихся, их семей, указанных в п. 11   настоящего Положения;
информация об учреждениях и организациях, с которыми взаимодействует СППС;
перечень социально-педагогических и психологических методик, используемых в работе специалистами СППС.

ГЛАВА 4

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СПЕЦИАЛИСТОВ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


22. СППС учреждения образования  в пределах своей компетенции имеет право:
определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;
представлять и отстаивать интересы обучающихся, воспитанников, прежде всего оказавшихся в социально опасном положении, в учреждениях образования, государственных и общественных организациях, в судебных, правоохранительных и следственных инстанциях в пределах  законодательства Республики Беларусь;
получать от других структурных подразделений и работников учреждения образования необходимую информацию и документы по вопросам, входящим в компетенцию СППС;
участвовать в работе органов и комиссий, осуществляющих социальное воспитание обучающихся, воспитанников;
направлять в установленном порядке запросы в организации для получения необходимой информации  в целях защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и оказания им комплексной социально-педагогической и психологической помощи;
посещать учебные занятия, культурно-массовые и оздоровительные мероприятия, проводимые в учреждении образования, семьи  обучающихся, воспитанников с целью предупреждения и решения их социально–педагогических и психологических проблем;
вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, в установленном порядке органов управления образованием, здравоохранения, внутренних дел и других заинтересованных предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса, социального воспитания, защиты и охраны детства;
обращаться в установленном порядке в соответствующие организации с ходатайством об оказании необходимой помощи обучающимся, воспитанникам  в преодолении социального неблагополучия.
23. Специалисты СППС учреждения образования обязаны:
руководствоваться в своей деятельности законодательством Республики Беларусь и документами Министерства образования Республики Беларусь;
соблюдать этические нормы, хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате  консультативной работы (кроме случаев, когда данные сведения  представляют угрозу для воспитанника, других людей, государства);
рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции;
совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке;
вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности;
соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся, воспитанников;
нести ответственность за правильность выводов, адекватность используемых в работе средств и методов, обоснованность даваемых заключений и рекомендаций, сохранение конфиденциальной информации, полученной в ходе профессиональной деятельности.

ГЛАВА 5 
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

24. СППС учреждения образования сотрудничает с педагогами и  преподавательским составом, структурными подразделениями  учреждения образования, общественными объединениями, органами ученического самоуправления и родителями по социально–педагогическому и психологическому сопровождению участников образовательного процесса.
25. СППС учреждения образования взаимодействует в пределах своей компетенции с органами опеки и попечительства, органами охраны детства, комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекциями по делам несовершеннолетних, органами и организациями здравоохранения, культуры, по труду и социальной защите, спорта и туризма, внутренних дел, прокуратурой и  судами, а также общественными объединениями, другими организациями и заинтересованными.
26. СППС учреждения образования работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции социально–педагогической и психологической работы.
27. Деятельность специалистов СППС учреждения образования координируется социально–педагогическими центрами (районными, городскими, областными), которые оказывают организационную и методическую помощь.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.