На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Психологическая программа процесса адаптации первоклассников к школьному обучению
Психологическая программа процесса адаптации первоклассников к школьному обучению
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

Утверждено
методическим советом МОУ «Усть-Нерская основная
общеобразовательная школа
с коррекционными классами
“____” _________ 2008 г.

Психологическая программа процесса
адаптации первоклассников
к школьному обучению

МОУ «УНООШ с коррекционными классами»

Педагог-психолог: Паскал Виктория Викторовна

- Цели и задачи:
- способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению;
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию
школьника;
- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в про
цессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
- развивать и корректировать психические функции обучающихся;
- развивать способность к обобщениям;
- развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать
состоянием нерешительности и неуверенности;
- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;
- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
- снижать уровень агрессивности обучающихся;
- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;
- создавать обучающимся ситуацию успеха;
- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
- формировать адекватное поведение обучающихся;
- формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к
совместной деятельности с педагогом;
- формировать учебные мотивы обучающихся;
- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;
- определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению;
- проводить диагностику способностей обучающихся;
- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.

Актуальность программы:
В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.
Неадаптированность обучающихся к школе связана, с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемостьобучающихся в последующие годы.
Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.

Длительность программы 1 год

Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год

Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения,
психологического обследования

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных
особенностей детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание и память в основном непроизвольны.
Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Настоящая программа составлена для учеников 1 класса В клас-
се: 7% обучающихся на высоком уровне, 35.7% на среднем и 57.3% низком уровне готовности к школьному обучению.


Психические процессы

У Р
Высокий

О В Н
Средний

И
Низкий

Память

14%

14%

72%

Внимание

14%

64.5%

21.5%

Уровень готовности к школьному обучению

7%

35.7%

57,3%

Произвольная сфера

37%

21%

42%

Интеллектуальное
развитие

7%

21%

72%

Воображение

28%

28%

44%

МЫШЛЕНИЕ

тип "мыслителя"

тип "образного
мышления"

21%

79%

Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики за 2008/09 уч.г. и индивидуальных особенностей обучающихся.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


Дата

Тема занятия:

Кол-во часов:

8.09

Тренинги:
а)“Интервью”;
б)“Планета сердец”;
в) Статистическая медитация

1

15.09

Исследование кратковременной памяти, уровня внимания и самоконтроля школьников

1

22.09

Тест Керна-Йирасека на определение интеллектуального развития ребенка

1

29.09

Исследование воображения, мотивации обучающихся

1

6.10

Исследование мышления

1

13.10

Урок релаксации. Сказкотерапия на тему: «Кроличий музей»

1

20.10

Развитие мелкой моторики пальцев рук (Игра «Дождик», упражнения «Сказочная поляна», «Лабиринты» ). Сказкотерапия: «Пойманчик Агао с планеты людчей»

1

27.10

Развитие воображения (Упражнения «Закончи рисунок», «Лесная газета») . Беседа на тему: «От болезней всех полезней»

1

17.11

Развитие цветоразличения (Упражнение «Краски», игра «Ромашка»)

1

24.11

Беседа на тему: «Эмоции и здоровье»

1

1.12

Развитие памяти (Упражнения «Волшебные мешочек», «Цепочка», «Цифры»)

1

8.12

Развитие психомоторных и сенсорных процессов у младших школьников: «В гостях у месяцев»

1

15.12

Сказкотерапия: «Когда ребенка дразнят»

1

22.12

Игровая психотерапия: техника“Ноги топают” Кэти Вандерлих(Cathy Wunderlich)

1

29.12

Развитие воображения (Упражнения «Домовой», «Фигуры», игра « Узнай на ощупь»)

1

12.01.09

Беседа на тему: «Вредные привычки»

1

19.01

Развитие произвольной сферы (Упражнение «Узоры», игра «Кто точнее?»)

1

26.01

Развитие слуховой памяти (Упражнение «Звуки», игра «Стой»). Сказкотерапия: «Фиолетовый котенок»

1

2.02

Беседа: «Колокольчики добра». Тренинг “Домовой”

1

9.02

Коррекция произвольной сферы (Упражнения «Каждой руке – свое дело», «И мы»). Тренинг на тему: «Острова счастья»

1

2.03

Развитие логического мышления (Упражнения «Часы», «Найди пару») Тренинг: «Зажги звезду»

1

9.03

Развитие мышления (Упражнение «Раздели на части», игра «Не ошибись!»)

1

16.03

Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Четвертый лишний», «Хлопки»)

1

30.03

Развитие концентрации внимания (Упражнения «Поезд», «»Цифры», «Сгруппируй узор»)

 

6.04

Коррекция агрессивности (Упражнения «Распускающийся бутон», «Письмо Бяке и Буке») . Галерея негативных портретов

1

13.04

Коррекция памяти (Упражнения «Окончание слов», «Назови слово»)

1

20.04

Развитие внимания и наблюдательности (Упражнение «Перепутанные линии», игра «Художник»).

1

27.04

Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый - мягкий», игра «Кубик»)

1

4.05

Развитие мелкой моторики пальцев рук (Упражнение «Золотая рыбка», игра «Звездное небо»)

1

11.05

Развитие способности к переключению внимания (Упражнения «Перепутанные буквы», «Угадай предмет»)

1

18.05

Коррекция памяти (Упражнение «Найди кольцо», игра «Учимся запоминать»). Тренинг «Созвездие»

1

25.05

Коррекция межличностных отношений класса (Упражнение «Живые цепочки», игра «Рукопожатие», «Подарок другу»)

1

 

Всего: 32 часа

32

К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;
* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
* нравственно-моральные качества;
* знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
* положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ

- повыситься:
* уровень работоспособности;
* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
* уровень развития памяти;
* внимания;
* мышления;
* восприятия;
* произвольной сферы;
* интеллектуального развития;
* воображения.
* работоспособности;
* речевой активности;
* познавательной активности.
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
*признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;
* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно в парах, в группах.

К КОНЦУ ГОДА ВСЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ БЛАГОПРИЯТНО АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Список литературы, использованной при разработке программы:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
  2. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.
  3. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
  4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
  5. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
  6. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
  7. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
  8. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
  9. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988
  10. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
  11. Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
  12. Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
  13. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
  14. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
  15. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
  16. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
  17. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
  18. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
  19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
  20. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
  21. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
  22. Школьный психолог - М., 2003 г

Программу составила

Педагог-психолог: В.В.Паскал

Проверено зам. директора по УВР: В.Н.Якимец

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.