Утверждено методическим советом МОУ «Усть-Нерская основная общеобразовательная школа с коррекционными классами “____” _________ 2008 г.
Психологическая программа процесса адаптации первоклассников к школьному обучению
МОУ «УНООШ с коррекционными классами»
Педагог-психолог: Паскал Виктория Викторовна
- Цели и задачи: - способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению; - способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника; - выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в про цессе адаптации обучающихся к школьному обучению; - развивать и корректировать психические функции обучающихся; - развивать способность к обобщениям; - развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности; - развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся; - научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; - снижать уровень агрессивности обучающихся; - снижать эмоциональную напряженность обучающихся; - создавать обучающимся ситуацию успеха; - корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии; - изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся; - формировать адекватное поведение обучающихся; - формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к совместной деятельности с педагогом; - формировать учебные мотивы обучающихся; - формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи; - определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению; - проводить диагностику способностей обучающихся; - анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.
Актуальность программы: В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них. Неадаптированность обучающихся к школе связана, с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам. Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемостьобучающихся в последующие годы. Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.
Длительность программы 1 год
Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год
Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание и память в основном непроизвольны. Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Настоящая программа составлена для учеников 1 класса В клас- се: 7% обучающихся на высоком уровне, 35.7% на среднем и 57.3% низком уровне готовности к школьному обучению.
Психические процессы |
У Р Высокий
|
О В Н Средний
|
И Низкий
|
Память
|
14%
|
14%
|
72%
|
Внимание
|
14%
|
64.5%
|
21.5%
|
Уровень готовности к школьному обучению
|
7%
|
35.7%
|
57,3%
|
Произвольная сфера
|
37%
|
21%
|
42%
|
Интеллектуальное развитие
|
7%
|
21%
|
72%
|
Воображение
|
28%
|
28%
|
44%
|
МЫШЛЕНИЕ
|
тип "мыслителя"
|
тип "образного мышления"
|
|
21%
|
79%
|
Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики за 2008/09 уч.г. и индивидуальных особенностей обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Дата |
Тема занятия:
|
Кол-во часов:
|
8.09
|
Тренинги: а)“Интервью”; б)“Планета сердец”; в) Статистическая медитация
|
1
|
15.09
|
Исследование кратковременной памяти, уровня внимания и самоконтроля школьников
|
1
|
22.09
|
Тест Керна-Йирасека на определение интеллектуального развития ребенка
|
1
|
29.09
|
Исследование воображения, мотивации обучающихся
|
1
|
6.10
|
Исследование мышления
|
1
|
13.10
|
Урок релаксации. Сказкотерапия на тему: «Кроличий музей»
|
1
|
20.10
|
Развитие мелкой моторики пальцев рук (Игра «Дождик», упражнения «Сказочная поляна», «Лабиринты» ). Сказкотерапия: «Пойманчик Агао с планеты людчей»
|
1
|
27.10
|
Развитие воображения (Упражнения «Закончи рисунок», «Лесная газета») . Беседа на тему: «От болезней всех полезней»
|
1
|
17.11
|
Развитие цветоразличения (Упражнение «Краски», игра «Ромашка»)
|
1
|
24.11
|
Беседа на тему: «Эмоции и здоровье»
|
1
|
1.12
|
Развитие памяти (Упражнения «Волшебные мешочек», «Цепочка», «Цифры»)
|
1
|
8.12
|
Развитие психомоторных и сенсорных процессов у младших школьников: «В гостях у месяцев»
|
1
|
15.12
|
Сказкотерапия: «Когда ребенка дразнят»
|
1
|
22.12
|
Игровая психотерапия: техника“Ноги топают” Кэти Вандерлих(Cathy Wunderlich)
|
1
|
29.12
|
Развитие воображения (Упражнения «Домовой», «Фигуры», игра « Узнай на ощупь»)
|
1
|
12.01.09
|
Беседа на тему: «Вредные привычки»
|
1
|
19.01
|
Развитие произвольной сферы (Упражнение «Узоры», игра «Кто точнее?»)
|
1
|
26.01
|
Развитие слуховой памяти (Упражнение «Звуки», игра «Стой»). Сказкотерапия: «Фиолетовый котенок»
|
1
|
2.02
|
Беседа: «Колокольчики добра». Тренинг “Домовой”
|
1
|
9.02
|
Коррекция произвольной сферы (Упражнения «Каждой руке – свое дело», «И мы»). Тренинг на тему: «Острова счастья»
|
1
|
2.03
|
Развитие логического мышления (Упражнения «Часы», «Найди пару») Тренинг: «Зажги звезду»
|
1
|
9.03
|
Развитие мышления (Упражнение «Раздели на части», игра «Не ошибись!»)
|
1
|
16.03
|
Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Четвертый лишний», «Хлопки»)
|
1
|
30.03
|
Развитие концентрации внимания (Упражнения «Поезд», «»Цифры», «Сгруппируй узор»)
|
|
6.04
|
Коррекция агрессивности (Упражнения «Распускающийся бутон», «Письмо Бяке и Буке») . Галерея негативных портретов
|
1
|
13.04
|
Коррекция памяти (Упражнения «Окончание слов», «Назови слово»)
|
1
|
20.04
|
Развитие внимания и наблюдательности (Упражнение «Перепутанные линии», игра «Художник»).
|
1
|
27.04
|
Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый - мягкий», игра «Кубик»)
|
1
|
4.05
|
Развитие мелкой моторики пальцев рук (Упражнение «Золотая рыбка», игра «Звездное небо»)
|
1
|
11.05
|
Развитие способности к переключению внимания (Упражнения «Перепутанные буквы», «Угадай предмет»)
|
1
|
18.05
|
Коррекция памяти (Упражнение «Найди кольцо», игра «Учимся запоминать»). Тренинг «Созвездие»
|
1
|
25.05
|
Коррекция межличностных отношений класса (Упражнение «Живые цепочки», игра «Рукопожатие», «Подарок другу»)
|
1
|
|
Всего: 32 часа
|
32
|
К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: * эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ; * чувство единства, умение действовать согласованно; * готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; * целостная психолого-педагогическая культура; * учебные мотивы; * устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность; * основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности); * адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя; * адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других; * нравственно-моральные качества; * знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков; * положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ
- повыситься: * уровень работоспособности; * уровень развития мелкой моторики пальцев рук; * уровень развития памяти; * внимания; * мышления; * восприятия; * произвольной сферы; * интеллектуального развития; * воображения. * работоспособности; * речевой активности; * познавательной активности. К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: *признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение; * сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру; * выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией; * анализировать процесс и результаты познавательной деятельности; * контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять; * работать самостоятельно в парах, в группах.
К КОНЦУ ГОДА ВСЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ БЛАГОПРИЯТНО АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Список литературы, использованной при разработке программы:
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
- Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.
- Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
- Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
- Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
- Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
- Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
- Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988
- Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
- Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
- Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
- Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
- Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
- Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
- Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
- Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
- Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
- Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
- Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
- Школьный психолог - М., 2003 г
Программу составила
Педагог-психолог: В.В.Паскал Проверено зам. директора по УВР: В.Н.Якимец
|