Основные направления работы психолога в доме ребенка А.Ю.Пасторова Центр интегративного воспитания, Санкт-Петербург, Р.Ж.Мухамедрахимоб, Санкт-Петербургский государственный университет В статье предлагается авторский вариант программы работы психолога в домах ребенка, освещаются его функциональные обязанности, формы учета деятельности, направления, задачи и формы работы
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 декабря 1999 года в целях улучшения жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в штатные нормативы домов ребенка введена должность педагога-психолога. В соответствии с современными представлениями о развитии детей первых месяцев и лет жизни, работа психолога в учреждении для детей младенческого и раннего возраста должна быть направлена на удовлетворение потребностей каждого ребенка во взаимодействии со стабильным и отзывчивым близким взрослым, на оптимизацию характеристик первичного социально-эмоционального окружения детей. Обобщение интенсивного научно-исследовательского и каждодневного практического опыта психологической работы в российско-американском проекте «Влияние изменения социального окружения на раннее развитие детей в домах ребенка» привело авторов к выделению и описанию основных направлений, задач и форм работы психолога в домах ребенка. Профессиональная работа психолога в доме ребенка может быть наиболее эффективной, если она соответствует основным принципам ранней помощи для детей с особыми потребностями: семейно-центрированность; междисциплинарный вид командной работы; уважение к личности и партнерство во взаимодействии с детьми и взрослыми; открытость к запросам; конфиденциальность полученной информации. Согласно принципу семейно-центрированности, профессиональная деятельность психолога направлена на создание для детей условий, близких к семейным, а именно на установление и поддержание оптимальных взаимоотношений между ребенком и ухаживающим за ним взрослым. Такая направленность подразумевает взаимодействие психолога как с детьми, так и с людьми из его ближайшего окружения — персоналом, родителями или другими членами семьи. В процессе профессионального взаимодействия психолог должен исходить из современных представлений о совместной деятельности специалистов разных областей знаний, обслуживающих детей раннего возраста. Его деятельность направлена на поддержание совместных форм работы профессионалов, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями междисциплинарной работы. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Требования к уровню квалификации. С нашей точки зрения, для полноценного выполнения задач, связанных с работой в доме ребенка, психолог должен иметь высшее психологическое образование по специальности «Клиническая психология» или «Психология» со специализацией по одной из следующих областей: возрастная психология, психология социальной работы, медицинская психология, специальная психология. Он должен иметь дополнительные теоретические и методические знания в следующих областях:
- психология развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (в том числе детей из разных групп риска отставания в развитии);
— психическое здоровье детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (в том числе современные представления о социально-эмоциональном развитии детей, теория привязанности, теория объектных отношений); — современные направления организации и функционирования семей-но-центрированных междисциплинарных программ ранней помощи (раннего вмешательства); — современные представления о совместном (интегративном) воспитании детей разного возраста и уровня развития; — психологическое консультирование (в том числе клиент-центрирован-ное и семейное); — психологическая работа с группой (в том числе знания о групповой динамике). Служебные взаимоотношения. По административным вопросам психолог непосредственно подчиняется главному врачу учреждения (в его отсутствие и.о. главного врача или дежурному администратору) и выполняет распорядительные документы администрации учреждения и вышестоящих организаций. По профессиональным, методическим вопросам (в том числе за получением консультации коллег по поводу собственной работы психолога — су-первизии) обращается в профессиональные сообщества (методические психологические центры, психологические ассоциации и т. п.). ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Психолог должен знать и выполнять: Конституцию РФ; законы РФ и решения Правительства РФ; декларацию прав и свобод человека; конвенцию о правах ребенка; основы законодательства в области охраны труда, техники безопасности, здравоохранения, социальной защиты; правила внутреннего трудового распорядка; правила пожарной безопасности; санитарные правила для данного типа учреждений. Функциональные обязанности. Психолог совместно с сотрудниками учреждения содействует созданию оптимальных условий для охраны здоровья и социального и эмоционального развития детей, проживающих в учрежде- нии. Он также содействует психологическому просвещению ухаживающих за ребенком близких взрослых, персонала учреждения, родителей и родственников детей, усыновителей. Планируя и организуя свою профессиональную работу с детьми, психолог обязан своевременно обнаружить признаки психологического неблагополучия у детей и предоставить им психологическую помощь в случае возникновения и/или усугубления у них сложных эмоциональных состояний, проблем в развитии и/или поведении. Психолог обязан также проводить мероприятия, направленные на профилактику возникновения психологического неблагополучия у детей. Для решения этих задач психолог использует современные методы психологической диагностики, формы и техники работы с детьми (например, диагностика состояния ребенка совместно со специалистом из другой профессиональной области: педиатром, дефектологом, физическим терапевтом, индивидуальная и/или групповая работа с детьми). Планируя и организуя свою работу с персоналом, психолог совместно с другими профессионалами учреждения проводит и/или участвует в мероприятиях, повышающих подготовку взрослых, непосредственно ухаживающих за детьми, в областях, касающихся психологии развития и психического здоровья детей, а также навыков работы в междисциплинарной команде. Психолог обязан предоставить психологическую помощь сотрудникам учреждения в случае возникновения и/или усугубления у них сложных эмоциональных состояний (например, тревога, депрессия, переживания, связанные с разлучением с детьми, ухудшением состояния кого-либо из детей, взаимоотношениями с родителями или взаимоотношениями внутри коллектива взрослых). Психолог проводит мероприятия по предотвращению психологического неблагополучия сотрудников: в том числе групповые консультации для персонала, обмен информацией до, во время и после процесса возвращения ребенка в семью/усыновления или перехода ребенка в новое учреждение. Психолог проводит работу, направленную на выяснение и устранение причин, приводящих к нарушениям во взаимодействии в паре «ребенок — ухаживающий близкий взрослый», для чего использует консультации или работу с парой «ребенок — близкий взрослый». Психолог совместно с другими профессионалами учреждения проводит и/или участвует в мероприятиях, позволяющих лучше согласовывать профессиональную деятельность сотрудников (работать в междисциплинарной команде). Такими мероприятиями могут стать собрания всех специалистов и администрации учреждения, собрания специалистов для проведения совместной диагностики состояния детей и выработки программы междисциплинарной ранней помощи и т.п. Психолог также разрабатывает, организует и проводит обучающие мероприятия (например, социально-психологические тренинги) для сотрудников и администрации учреждения с целью повышения их подготовки в области эффективного взаимодействия: в том числе на уровне «специалист — специалист», «специалист — сотрудник группы», «администрация — сотрудник группы», «администрация — специалист». Психолог принимает участие в разработке дополнительных критериев для отбора кадров с учетом психологических характеристик, позволяющих взрослым эффективно работать с детьми. Планируя и организуя свою работу с родителями, психолог предоставляет психологическую помощь родителям в случае возникновения или усугубления у них сложных эмоциональных состояний, связанных с ухудшением состояния ребенка, разлучением с ребенком, возвращением ребенка в биологическую семью или со взаимоотношениями с сотрудниками учреждения. В качестве подобной помощи психолог может проводить индивидуальное или семейное консультирование, а также организовывать общение и обмен информацией между персоналом и родителями до, во время и после возвращения ребенка в биологическую семью. Планируя и организуя свою работу с усыновителями, психолог предоставляет психологическую помощь усыновителям в случае возникновения или усугубления у них сложных эмоциональных состояний, связанных с трудностями в принятии ребенком новых родителей и/или понимании особенностей развития и поведения ребенка усыновителями. В качестве подобной помощи психолог может в случае необходимости предоставлять усыновителям информацию о ребенке, полученную в результате проведения психологической работы с ребенком, обсуждать с усыновителями психологические аспекты усыновления, организовывать общение и обмен информацией между персоналом и усыновителями до, во время и после процесса усыновления, а также организовывать и проводить первые встречи между ребенком и усыновителями. Работа с усыновителями ведется в точном соответсвии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации1. Планируя и организуя просветительскую работу, психолог использует существующие в учреждении и/или проводит специальные встречи для сотрудников и администрации, чтобы информировать о целях, задачах, предмете и средствах психологической работы. Психолог также готовит, распространяет и обсуждает с сотрудниками учреждения информационные материалы о психологической работе. В случае необходимости психолог предоставляет сотрудникам учреждения информацию о существующих центрах психологической помощи и условиях их работы. Непрерывное обновление и уточнение научных знаний и представлений в области развития детей раннего возраста и в области работы со взрослыми требует от психолога постоянного повышения квалификации. Для этого психолог должен регулярно знакомиться с современной научной литературой по данным областям и обобщать опыт собственной психологической работы в учреждении. Психолог может также организовывать и проводить собственные научные исследования, а также обмениваться опытом психологической работы с отечественными и зарубежными коллегами (например, участвуя в семинарах, стажировках, конференциях и т. п.). ' По законодательству, действующему на территории РФ, соблюдается тайна усыновления (Ред.), Выполняя свои профессиональные обязанности, психолог работает в помещениях учреждения (в том числе в группах) и в специально выделенной для психологической работы комнате. Психолог работает в соответствии с этическими нормами и правилами психолога, соблюдает конфиденциальность информации, полученной в процессе психологической работы. ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Психолог ведет учет проводимой в доме ребенка работы по следующим формам1. 1. План работы психолога (Форма № 1). План включает описание целей и задач психологической работы в учреждении, составляется на периоды, принятые как отчетные в данном учреждении (например, квартал, полугодие, год), и может содержать графы, представленные в таблице 1.
План работы психолога (Форма №1) Таблица 1
№п/п |
Раздел работы
|
Формы и техники работы
|
Срок или регулярность проведения
|
Ожидаемый результат
|
|
|
|
|
|
2. Журнал учета психологической работы (Форма №2). В журнале достаточно подробно регистрируются все проведенные психологом виды психологической деятельности (таблица 2). Таблица 2 Журнал учета психологической работы (Форма №2)
№ п/п |
Вид психологической работы (например, диагностика, консультация, собрание команды и т. п.)
|
Основное содержание (например, оценка уровня внимания, нарушение взаимоотношений с ребенком,совместная диагностика и т. п.)
|
Участники
|
Результат или принятое решение
|
|
|
|
|
|
3. Индивидуальная карта (Форма №3). Индивидуальная карта заполняется психологом на то лицо (на ребенка или взрослого), с которым проводится психологическая работа. В карте содержатся все материалы на данное лицо, полученные психологом, включая описание причин обращения или начала психологической работы, данные всех проведенных психологом обследований и наблюдений, а также описание бесед и/или занятий, проводимых психологом с данным лицом или касающихся данного лица. В случае необходимости психолог может разрабатывать и использовать дополнительные виды документации. Направления, задачи и формы работы психолога в доме ребенка представлены в таблице 3. Предлагаемое описание не исчерпывает всех аспектов психологической работы в доме ребенка, но подчеркивает, с нашей точки зрения, наиболее важные из них. Мы надеемся, что представленный опыт научно-исследовательской и практической психологической работы может быть полезен при организации работы психолога и психологической службы в домах ребенка, определении функциональных обязанностей психолога в домах ребенка и других детских учреждениях, и будет способствовать улучшению психологического состояния детей и персонала детских учреждений. Таблица 3
Направления, задачи и формы работы психолога
Основная проблема |
Задачи работы
|
Формы и техники работы
|
Направление работы: работа с персоналом
|
1) Отсутствие специальных знаний и профессиональной подготовки в области развития детей и/или работы в междисциплинарной команде у части сотрудников групп
|
определение уровня знаний и подготовки персонала; совместно с другими профессионалами учреждения организация и участие в обучающих мероприятиях для педагогов групп
|
анкетирование; участие в текущем обучении персонала (семинары, МПС); моделирование оптимальных способов взаимодействия с детьми (визиты в группы, приглашение педагогов групп на занятия с детьми и т.п.); предоставление педагогам специальной литературы
|
2) Возникновение или усугубление сложных эмоциональных состояний у персонала (например, тревога, депрессия, переживания, связанные с разлучением с детьми, ухудшением состояния кого-либо из детей, взаимоотношениями с родителями или взаимоотношениями внутри коллектива)
|
обеспечение доступной и своевременной психологической помощи; профилактическая работа с персоналом
|
наблюдение; индивидуальное консультирование; индивидуальная краткосрочная психотерапевтическая помощь; групповое консультирование; организация общения и обмена информацией между персоналом и родителями или учреждением до, во время и после процесса возвращения ребенка в семью (усыновления) или перехода ребенка в новое учреждение; (в соответствии с законодательством РФ)
|
3) Нарушения во взаимоотношениях между персоналом и детьми
|
выяснение причин нарушений во взаимоотношениях и оказание своевременной помощи по оптимизации взаимоотношений между взрослыми и детьми
|
наблюдение; интервью; консультация пары «близкий ухаживающий взрослый-ребенок»
|
4) Отсутствие (или слабость) механизмов совместного (междисциплинарного) функционирования в работе различных профессионалов
|
определение потребности в поддержке междисциплинарной работы; организация, поддержка и участие в процедурах, позволяющих лучше согласовывать профессиональную деятельность сотрудников и помогающих им анализировать собственную работу
|
наблюдение; анкетирование; встречи сотрудников каждой группы; собрания команды, обслуживающей определенное количество детей (например, этаж или несколько групп); собрания всех специалистов и администрации; совместная междисциплинарная диагностика состояния детей и выработка программы ранней помощи
|
5) Отсутствие у сотрудников знаний и профессиональной подготовки в области эффективного взаимодействия на различных уровнях («специалист — специалист», «специалист — сотрудник группы», «администрация-сотрудник группы», «администрация — специалист»)
|
разработка, организация и проведение обучающих мероприятий для сотрудников и администрации
|
наблюдение; анкетирование; социально-психологические тренинги
|
Основная проблема Задачи работы Формы и техники работы 6) Необходимость специального подбора кадров для учреждений, работающих с детьми разработка дополнительных критериев отбора и проведение процедур отбора кадров в соответствии с потребностями учреждения интервью, тестирование, собеседование Направление работы: работа с детьми Возникновение или усугубление сложных эмоциональных состояний, проблем в развитии и поведении у детей определение уровня коммуникативной компетентности сотрудников; обеспечение доступной и своевременной психологической помощи; профилактическая работа с детьми наблюдение; тестирование; индивидуальное консультирование; индивидуальная краткосрочная психотерапевтическая помощь; групповая краткосрочная психотерапевтическая помощь; групповые занятия с детьми, направленные на формирование социальных навыков и способствующие развитию Эмоциональной сферы детей Направление работы: работа с родителями Возникновение или усугубление сложных эмоциональных состояний у родителей, связанных с ухудшением состояния ребенка, разлучением с ребенком, возвращением ребенка в биологическую семью или с взаимоотношениями с сотрудниками учреждения обеспечение доступной и своевременной психологической помощи родителям индивидуальное (семейное) консультирование; организация общения и обмена информацией между персоналом и родителями до, во время и после процесса возвращения ребенка в семью Направление работы: работа с усыновителями Возникновение сложных эмоциональных состояний у усыновителей, связанных с трудностями в принятии ребенком новых родителей и понимании особенностей развития и поведения ребенка усыновителями обеспечение доступной и своевременной психологической помощи усыновителям индивидуальное (семейное) консультирование; предоставление информации о ребенке, полученной в процессе психологической работы с ним; организация и проведение первых встреч ребенка и усыновителей Направление работы: просветительская работа Недостаточная информированность сотрудников учреждения о целях, задачах, предмете и средствах психологической работы определение представлении сотрудников о психологической помощи; предоставление сотрудникам адекватной информации о работе психолога (психологической службы) учреждения интервью; анкетирование встречи с коллективом и администрацией учреждения; подготовка и предоставление сотрудникам учреждения информационных материалов о работе психологической службы; предоставление информации о существующих центрах психологической помощи и условиях их работы
Направление работы: повышение квалификации Постоянное обновление и уточнение научных знаний и представлений в области развития детей раннего возраста и в области работы со взрослыми овладение наиболее точной и современной информацией в области психического развития детей раннего возраста и в области работы со взрослыми знакомство с современной научной литературой; обобщение опыта собственной психологической работы, организация и проведение собственных научных исследований; обмен опытом с отечественными и зарубежными коллегами
|