План работы педагога-психолога на первое полугодие
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

Воспользуйтесь примерным планом работы на первое полугодие, чтобы спланировать свою работу на 2018-2019 учебный год. Мероприятия в плане структурированы по основным направлениям работы педагога-психолога.
Ольга Пронина,
методист информационно-методического отдела МБУ ДО «Центр детского творчества № 1», г. Ульяновск

Грамотно составленный план деятельности – одно из условий эффективной работы педагога-психолога школы. В статье – готовый план на первое полугодие, который поможет вам спланировать свою работу.
Когда планировать свою работу. План работы на новый учебный год удобнее всего составлять в конце предыдущего, например в июне. Новый план нужно связать с предыдущим. Скорректируйте свою работу, опираясь на результаты проведения мероприятий и реализаций программ прошедшего года. К сентябрю план должен быть уже готов и до 15-го числа представлен руководителю на утверждение.
Что включить в план работы. Разбейте план на шесть направлений: психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое консультирование, психологическое просвещение и профилактика, методическая работа, психологическое сопровождение управления школой. Запланируйте мероприятия по каждому направлению. Затем пропишите примерные сроки выполнения работы. Скорее всего в процессе работы вы что-то сделаете раньше намеченного срока, а что-то перенесете на следующий месяц.

 

План работы на первое полугодие

Вид деятельности и тема мероприятия

Цель

Примерное содержание работы

Рекомендуемый
период
проведения

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Диагностические исследования в 1, 5,10-х классах в связи с переходом на новый уровень образования

Психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться входе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности

1.   Подготовка и апробация тестовых материалов (стартовая диагностика образовательных возможностей, в 5-х,
10-х классах - сформированных УУД и компетенций).
2.  Определение времени и способа проведения диагностики (первая половина дня, использование диагностического инструментария на бумажных и электронных
носителях, проведение личных собеседований с отдельными учащимися в случае необходимости).
3.  Обработка результатов диагностики, внесение результатов в базу данных, оформление справок, отчетов, диаграмм, сравнительных таблиц и презентаций для обсуждения на педагогических советах и родительских
собраниях (в обезличенной форме).
4.   Составление индивидуальных рекомендаций для
родителей, учащихся и педагогов по результатам диагностических измерений (используются в непосредственном общении с респондентом)

Сентябрь

Диагностика сформированное™ УУД и личностных результатов учащихся по итогам освоения образовательной программы за 1-е полугодие

1.   Подготовка диагностических материалов
2.  Составление графика проведения диагностических измерений по согласованию с классным руководителем
3.   Обработка результатов диагностики в сравнении со стартовыми срезами, проведенными в начале учебного года.
4.  Формулирование рекомендаций по разработке индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, планов корректирующих и предупреждающих действий

Январь

Диагностика с целью определения психологической готовности учащихся к процедурам ГИА и ОГЭ. Предварительный этап, (в 9-х и 11-х классах)

1.   Подготовка диагностических заданий (адаптация
к условиям освоения образовательной программы в конкретной школе с учетом специфики учебного плана)
2.  Проведение диагностических процедур по графику.
3.  Подготовка рекомендаций для учителей-предметников, учащихся и родителей по оптимизации процесса
психологической подготовки к сдаче экзаменов

Декабрь

 

 

 

 

Выборочная диагностика среди учащихся «группы риска» с целью выявления детей и подростков, находящихся в сложной или социально-опасной ситуации

1.   Подготовка персонифицированных тестовых заданий
с учетом социальной ситуации учащихся.
2.  Проведение комплексных диагностических процедур
(тестирование или анкетирование, личная беседа с учащимся и родителями, посещение учащегося на дому)
3.  Составление по результатам диагностики индивидуального плана работы педагога-психолога с учащимися, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.
4.   Подготовка памяток для классных руководителей,
учителей-предметников, родителей по организации
«вывода» учащегося из сложной социальной ситуации

Октябрь

Мониторинг допрофильной подготовки и диагностика профессионального самоопределения (9-11-е классы)

1.   Подготовка анкет, тестов для проведения диагностики качества допрофильной подготовки и сформированности интереса учащихся к конкретным сферам профессиональной деятельности (с целью выбора профессии)
2.  Специальная диагностика для распределения учащихся 9-х классов по направленностям профильного
обучения на уровне среднего общего образования
(10-11-е классы) и составления проекта учебного плана на следующий учебный год.
3.  Подготовка на основе результатов диагностики
«советов психолога» по выбору учащимися 9-х классов
профиля обучения на уровне среднего общего образования, а учащимися 11-х классов выбора направления
дальнейшего профессионального обучения

Ноябрь

Анкетирование и другие виды исследований для решения индивидуальных затруднений (проблем) учащихся, родителей - по запросам

1.   Подготовка диагностических материалов для конкретного диагностического повода (с учетом специфики психолого-педагогической проблемы) учащегося
2.  Проведение диагностики в индивидуальном режиме
3.  Подготовка персонифицированных рекомендаций
с учетом индивидуальной ситуации развития

По запросам -в течение первого полугодия

Выборочная диагностика уровня развития специальных способностей и определения вида одаренности

1.   Подготовка диагностических материалов для конкретного диагностического повода (с учетом наблюдаемых признаков одаренности учащихся).
2.  Проведение диагностики в индивидуальном режиме
3.  Подготовка персонифицированных рекомендаций
с учетом индивидуальной ситуации развития

В течение первого полугодия по графику, согласованному с учителями-предметниками

Диагностика уровня профессиональной готовности учителей молодых специалистов

Оказание психологической поддержки в процессе адаптации к выполнению трудовых функций

1. Подготовка диагностических материалов
2. Формулирование рекомендаций молодым специалистам с целью профилактики профессиональных затруднений и выработке стиля педагогической деятельности
3. Подготовка рекомендаций для составления программ наставничества в отношении молодых педагогов

Сентябрь

Коррекционно-развивающая работа

Формирование групп учащихся для организации коррекционной поддержки. Составление расписания занятий

 

Создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг педагога-психолога или направление к специалистам (например, логопеду, дефектологу, неврологу)

 

Формирование списочного состава групп для проведения коррекционно-развивающих занятий осуществляется на основе результатов диагностики, педагогических наблюдений учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога, родителей

 

Октябрь

 

Проведение коррек-ционно-развивающих занятий, психологических тренингов, индивидуальной работы с различными категориями учащихся

 

1. Составление и реализация плана коррекционно-развивающих занятий (либо развернутую коррекционно-развивающую программу) и других форм коррекционной психологической поддержки.
2. Ведение дневника наблюдений педагога-психолога с целью фиксации динамики личностного развития, психологического состояния учащихся в процессе коррекционно-развивающей работы.
3. Мотивация родителей учащихся к регулярному посе щению коррекционно-развивающих занятий

 

В течение полугодия по графику

 

Проведение психолого-педагогических консилиумов для направления учащихся в организации, оказывающие специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги

 

  1. Формирование личного дела учащегося, нуждающегося в специализированных видах медицинской, психологической, психотерапевтической помощи, оказание которых невозможно в условиях школы.
  2. Оформление развернутой психолого-педагогической характеристики на учащегося.
  3. Проведение заседания консилиума в присутствии родителей учащегося, приглашенных экспертов.
  4. По результатам принятых консилиумом решений в случае необходимости оформление направления учащегося на ПМПК с согласия родителей

 

По мере необходимости

 

Консультации, беседы, игры, психологом классных часов с целью профилактики возникновения проблем в межличностных отношениях.

 

1. Посещение педагогом-психологом классных часов
с целью профилактики возникновения проблем в межличностных отношениях.
2. Обеспечение доступности помощи педагога-психолога для всех учащихся школы в режиме «онлайн».
3. Популяризация доверительных отношений учащихся с педагогом-психологом для решения проблем в межличностной сфере (социальная реклама, информирование всех участников образовательных отношений о возможности получения качественной психологической поддержки у школьного психолога)
4. Мониторинг педагогом-психологом активности учащихся в социальных сетях в интернете. Посещение педагогом-психологом популярных среди подростков и юношей площадок, сообществ, чатов в интернете

 

В течение года по графику (плану)

 

Оказание помощи учащимся выпускных классов в профессиональном и личностном самоопределении

 

Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы

 

Проведение тематических классных часов, индивидуальных бесед, презентаций профессий, организация встреч со специалистами разных профессий и экскурсий на предприятия

 

в период осенних и зимних каникул

 

Организация работы кружка (клуба, факультатива) с целью проведения коррекционно-развивающей работы за счет часов школьного компонента учебного плана

 

 

Оказание специализированных видов психолого-педагогической помощи в систематическом режиме Формирование основ психологической грамотности учащихся

 

 

1. Разработка программы работы кружка (клуба, факультатива) на основе изучения запросов учащихся и их родителей в специализированных видах психолого-педагогической помощи и поддержки.
2. Организация работы кружка (клуба, факультатива)

 

Проведение занятий по расписанию

 

Психолого-педагогическое консультирование

Организация работы телефона доверия, «страницы доверия» на школьном сайте, «почты доверия» и т. д

 

 

 

Оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений

 

 

Обеспечение возможности для всех участников образовательных отношений получить экстренную психологическую помощь, в том числе в анонимном режиме

 

 

Постоянно

 

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, родителей, педагогов

 

 

 

 

 

 

 

1. Создание банка тем консультаций и обеспечение возможности участникам образовательных отношений самостоятельно выбирать тему для «откровенного разговора».
2. Организация циклов бесед с педагогом-психологом в режиме круглого стола по актуальным темам-проблемам

 

 

По отдельному плану педагога-психолога

 

 

 

 

 

Организация работы консультативного пункта, психолого-педагогического консилиума

1.   Составление повестки плановых заседаний психолого-педагогического консилиума с целью профилактики возникновения случаев дезадаптации учащихся, рассмотрения адаптированных развивающих про
грамм, индивидуальных образовательных маршрутов
для учащихся с ОВЗ.
2.  Формирование памяток, рекомендаций, буклетов
по результатам консультативной работы

Ежемесячно

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Выступления педагога-психолога на педагогических советах, проведение методических объединений

Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей

Обучение педагогов школы технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учениками, организации и проведению педагогического диагностического мероприятия

 

Проведение родительских собраний

1.   Обучение родителей учащихся простым методикам решения конфликтов с детьми и построения продуктивных отношений на основе взаимоуважения.
2.  Ознакомление со спецификой возрастных кризисов
и правильной тактикой поведения родителей.
3.  Помощь родителям в организации режима дня,
отдыха детей и подростков в свободное от учебы время

Ежемесячно

Организация работы «странички психолога» на официальном сайте школы

1.   Регулярная подготовка интересных и актуальных
материалов для всех участников образовательных отношений (экспресс-тестов, опросов, советов, рекомендаций) и размещение их на страничке психолога
2.  Выпуск электронной стенгазеты

Еженедельно

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Участие в составлении годового плана работы школы, плана работы методических объединений,планов проведения родительских собраний, плана работы с молодыми специалистами

Формирование банка эффективных психологических методических материалов для сопровождения образовательного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования участниками образовательных отношений

Курирование блока психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности

Август -сентябрь

Разработка комплексных планов программ коррекционно-развивающей работы

Формирование содержания планов и программ на основе адаптации апробированных эффективных психолого-педагогических практик с учетом особенностей социальной, образовательной ситуации в конкретной школе

Сентябрь

 

 

 

Вид деятельности

и тема мероприятия

Цель

Примерное содержание работы

Рекомендуемый
период проведения

 

 

Оформление буклетов, памяток, листовок, газет по различным темам психологической профилактики и просвещения

 

1. Отбор актуального содержания для раздаточного материала.

2. Постоянное обновление и распространение методических материалов

3. Организация акций, выставок методической продукции

Постоянно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление основной рабочей документации педагога-психолога

1. Составление плана работы на год, плана работы на месяц, на неделю (день).

Постоянно

 

 

 

 

2.   Составление графика работы, циклограммы видов
психолого-педагогической деятельности, расписаний
занятий, консультаций, индивидуальной работы
3.   Оформление индивидуальных результатов психодиагностических материалов, личных карточек, психологических портфолио учащихся.
4.   Оформление журналов регистрации проведения
различных видов психолого-педагогической работы
с различными категориями участников образовательных отношений.
5.   Подготовка аналитических справок и отчетов
6.   Перечень психологических методик и пакеты инструментария для проведения психологических диагностик

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Участие в разработке годового плана работы школы, программы развития

Создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе образовательной организации, профилактика эмоционального выгорания и трудовых споров, межличностных конфликтов

Курирование блока психологической работы

Август -

 

сентябрь

 

 

 

 

Диагностика и мониторинг психологического климата в педагогическом коллективе, изучение ведущих мотивов профессионально-педагогической деятельности, степени удовлетворенности педагогов условиями труда

1.   Подбор диагностического инструментария в зависимости от особенностей кадрового состава школы
2.  Обработка результатов диагностики, оформление
справок, рекомендаций для администрации школы по оптимизации условий труда и отдыха педагогов

Октябрь, декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сплочение педагогического коллектива, оптимизация профессиональных отношений

 

1.   Поиск и апробация эффективных технологий совместной профессиональной деятельности учителей-предметников, классных руководителей, администрации.
2.   Организация досуговых мероприятий для формирования позитивной корпоративной культуры и профилактики конфликтов

Постоянно

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Родительское собрание «Адаптация - это легко!» в 1-х и 5-х классах

Консолидировать работу учителей и родителей в процессе адаптационного периода «привыкания» учащихся 1-х классов к условиям пребывания в школе после летнего периода Организовать взаимодействие педагогического коллектива с семьями в целях обеспечения подготовки учащихся 5-х классов к новой образовательной ситуации в связи с переходом в основную школу

1.   Выбор председателя и секретаря родительского
собрания.
2.   Определение периодичности проведения родительских собраний, удобного времени и места их проведения.
3.   Ознакомление родителей с расписанием занятий
4.   Советы педагога-психолога и врача педиатра по организации рационального режима питания, сна и отдыха детей, организации свободного времени
5.   Ознакомление с основными локальными актами
и образовательной программой школы

Сентябрь

Педагогический лекторий «Секреты воспитания родителей и педагогов: учимся друг у друга»

Обеспечить совместную работу учителей и родителей по максимальному удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей учащихся с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья

1.   Организация педагогического лектория для родителей (обсудить план и режим работы на первое полу
годие, назначить ответственных).
2.  Выступление педагога-психолога по результатам
стартовой диагностики образовательных возможностей учащихся. Советы по учету индивидуальных
особенностей детей в процессе воспитания и развития
3.  Советы дизайнера по оформлению комнаты учащегося дома: оптимальный подбор мебели, цветового решения с учетом санитарно-гигиенических требований
4.   О посещении детьми кружков по интересам: как выбрать? Сколько раз в неделю посещать?
5.   Выступление педиатра о профилактике заболеваемости гриппом и ОРВИ, правильное питание, закаливание и режим дня дома.
6.   Советы психолога: детские страхи и неврозы - преодолеем вместе

Октябрь

 

 

 

 

 

Родительское собрание «Формируем адекватную самооценку учащихся»

Согласование с родителями педагогической тактики формирования адекватной самооценки у учащихся с учетом реального уровня образовательных возможностей и уровня притязаний. Профилактика переутомления учащихся

1.   Выступление педагога-психолога «Возрастные особенности развития детей: что следует учитывать родителям?».
2.  Низкая самооценка и перфекционизм - две крайности и путь к неврозу.
3.  Советы по организации осенних каникул для родителей
4.  О результатах диагностики затруднений в обучении
Что делать дальше? Советуемся с родителями при составлении индивидуальных образовательных траекторий

Ноябрь

Консультация «Родители - союзники, эксперты в деле образования или потребители образовательных услуг?»

Создать условия для активизации педагогической функции родителей, включение родителей в процесс оценки качества школьного образования

1.   Обсуждение результатов опросов, анкетирования родителей по теме «Удовлетворенность качеством
и условиями школьного образования».
2.  Обсуждение предложений, поступивших от родителей, по улучшению качества образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования
3.  «Когда учеба не в радость?» Анализируем причины
и ищем решение проблем.
4.  «Как воспитать отличника?» Организация обмена
лучшими практиками семейного воспитания

Декабрь

Консультация «Особенный ребенок»

Согласование усилий по формированию индивидуальных программ развития школьников

1.   «Воспитываем вундеркиндов?» Как правильно выбрать перечень дополнительных образовательных услуг
для ребенка, чтобы не навредить здоровью? Признаки стресса и детского переутомления. Советы психолога
2.  «Счастливое детство - это время, проведенное с родителями». О пользе совместного активного отдыха
и общения родителей с детьми
3.  «Обсуждаем план зимних каникул: проведите время с пользой для здоровья». Выступление врача-педиатра
4.   Отличник - «зубрила» или одаренный ребенок? Как распознать одаренность и отличить трудолюбие и выдающиеся способности?
5.   Школьная неуспеваемость и дезадаптация не приговор? Вместе ищем причины и разрабатываем пошаговый план реабилитации.
6.   Межличностное общение в кругу сверстников: о чем родители должны знать?

Январь

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа, июнь 2018

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.