Воспользуйтесь примерным планом работы на первое полугодие, чтобы спланировать свою работу на 2018-2019 учебный год. Мероприятия в плане структурированы по основным направлениям работы педагога-психолога. Ольга Пронина, методист информационно-методического отдела МБУ ДО «Центр детского творчества № 1», г. Ульяновск
Грамотно составленный план деятельности – одно из условий эффективной работы педагога-психолога школы. В статье – готовый план на первое полугодие, который поможет вам спланировать свою работу. Когда планировать свою работу. План работы на новый учебный год удобнее всего составлять в конце предыдущего, например в июне. Новый план нужно связать с предыдущим. Скорректируйте свою работу, опираясь на результаты проведения мероприятий и реализаций программ прошедшего года. К сентябрю план должен быть уже готов и до 15-го числа представлен руководителю на утверждение. Что включить в план работы. Разбейте план на шесть направлений: психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое консультирование, психологическое просвещение и профилактика, методическая работа, психологическое сопровождение управления школой. Запланируйте мероприятия по каждому направлению. Затем пропишите примерные сроки выполнения работы. Скорее всего в процессе работы вы что-то сделаете раньше намеченного срока, а что-то перенесете на следующий месяц.
План работы на первое полугодие
Вид деятельности и тема мероприятия
|
Цель
|
Примерное содержание работы
|
Рекомендуемый период проведения
|
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
|
Диагностические исследования в 1, 5,10-х классах в связи с переходом на новый уровень образования
|
Психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться входе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности
|
1. Подготовка и апробация тестовых материалов (стартовая диагностика образовательных возможностей, в 5-х, 10-х классах - сформированных УУД и компетенций). 2. Определение времени и способа проведения диагностики (первая половина дня, использование диагностического инструментария на бумажных и электронных носителях, проведение личных собеседований с отдельными учащимися в случае необходимости). 3. Обработка результатов диагностики, внесение результатов в базу данных, оформление справок, отчетов, диаграмм, сравнительных таблиц и презентаций для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях (в обезличенной форме). 4. Составление индивидуальных рекомендаций для родителей, учащихся и педагогов по результатам диагностических измерений (используются в непосредственном общении с респондентом)
|
Сентябрь
|
Диагностика сформированное™ УУД и личностных результатов учащихся по итогам освоения образовательной программы за 1-е полугодие
|
1. Подготовка диагностических материалов 2. Составление графика проведения диагностических измерений по согласованию с классным руководителем 3. Обработка результатов диагностики в сравнении со стартовыми срезами, проведенными в начале учебного года. 4. Формулирование рекомендаций по разработке индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, планов корректирующих и предупреждающих действий
|
Январь
|
Диагностика с целью определения психологической готовности учащихся к процедурам ГИА и ОГЭ. Предварительный этап, (в 9-х и 11-х классах)
|
1. Подготовка диагностических заданий (адаптация к условиям освоения образовательной программы в конкретной школе с учетом специфики учебного плана) 2. Проведение диагностических процедур по графику. 3. Подготовка рекомендаций для учителей-предметников, учащихся и родителей по оптимизации процесса психологической подготовки к сдаче экзаменов
|
Декабрь
|
|
|
|
|
Выборочная диагностика среди учащихся «группы риска» с целью выявления детей и подростков, находящихся в сложной или социально-опасной ситуации
|
|
1. Подготовка персонифицированных тестовых заданий с учетом социальной ситуации учащихся. 2. Проведение комплексных диагностических процедур (тестирование или анкетирование, личная беседа с учащимся и родителями, посещение учащегося на дому) 3. Составление по результатам диагностики индивидуального плана работы педагога-психолога с учащимися, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. 4. Подготовка памяток для классных руководителей, учителей-предметников, родителей по организации «вывода» учащегося из сложной социальной ситуации
|
Октябрь
|
Мониторинг допрофильной подготовки и диагностика профессионального самоопределения (9-11-е классы)
|
1. Подготовка анкет, тестов для проведения диагностики качества допрофильной подготовки и сформированности интереса учащихся к конкретным сферам профессиональной деятельности (с целью выбора профессии) 2. Специальная диагностика для распределения учащихся 9-х классов по направленностям профильного обучения на уровне среднего общего образования (10-11-е классы) и составления проекта учебного плана на следующий учебный год. 3. Подготовка на основе результатов диагностики «советов психолога» по выбору учащимися 9-х классов профиля обучения на уровне среднего общего образования, а учащимися 11-х классов выбора направления дальнейшего профессионального обучения
|
Ноябрь
|
Анкетирование и другие виды исследований для решения индивидуальных затруднений (проблем) учащихся, родителей - по запросам
|
1. Подготовка диагностических материалов для конкретного диагностического повода (с учетом специфики психолого-педагогической проблемы) учащегося 2. Проведение диагностики в индивидуальном режиме 3. Подготовка персонифицированных рекомендаций с учетом индивидуальной ситуации развития
|
По запросам -в течение первого полугодия
|
Выборочная диагностика уровня развития специальных способностей и определения вида одаренности
|
1. Подготовка диагностических материалов для конкретного диагностического повода (с учетом наблюдаемых признаков одаренности учащихся). 2. Проведение диагностики в индивидуальном режиме 3. Подготовка персонифицированных рекомендаций с учетом индивидуальной ситуации развития
|
В течение первого полугодия по графику, согласованному с учителями-предметниками
|
Диагностика уровня профессиональной готовности учителей молодых специалистов
|
Оказание психологической поддержки в процессе адаптации к выполнению трудовых функций
|
1. Подготовка диагностических материалов 2. Формулирование рекомендаций молодым специалистам с целью профилактики профессиональных затруднений и выработке стиля педагогической деятельности 3. Подготовка рекомендаций для составления программ наставничества в отношении молодых педагогов
|
Сентябрь
|
Коррекционно-развивающая работа
Формирование групп учащихся для организации коррекционной поддержки. Составление расписания занятий
|
Создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг педагога-психолога или направление к специалистам (например, логопеду, дефектологу, неврологу)
|
Формирование списочного состава групп для проведения коррекционно-развивающих занятий осуществляется на основе результатов диагностики, педагогических наблюдений учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога, родителей
|
Октябрь
|
Проведение коррек-ционно-развивающих занятий, психологических тренингов, индивидуальной работы с различными категориями учащихся
|
|
1. Составление и реализация плана коррекционно-развивающих занятий (либо развернутую коррекционно-развивающую программу) и других форм коррекционной психологической поддержки. 2. Ведение дневника наблюдений педагога-психолога с целью фиксации динамики личностного развития, психологического состояния учащихся в процессе коррекционно-развивающей работы. 3. Мотивация родителей учащихся к регулярному посе щению коррекционно-развивающих занятий
|
В течение полугодия по графику
|
Проведение психолого-педагогических консилиумов для направления учащихся в организации, оказывающие специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги
|
|
- Формирование личного дела учащегося, нуждающегося в специализированных видах медицинской, психологической, психотерапевтической помощи, оказание которых невозможно в условиях школы.
- Оформление развернутой психолого-педагогической характеристики на учащегося.
- Проведение заседания консилиума в присутствии родителей учащегося, приглашенных экспертов.
- По результатам принятых консилиумом решений в случае необходимости оформление направления учащегося на ПМПК с согласия родителей
|
По мере необходимости
|
Консультации, беседы, игры, психологом классных часов с целью профилактики возникновения проблем в межличностных отношениях.
|
|
1. Посещение педагогом-психологом классных часов с целью профилактики возникновения проблем в межличностных отношениях. 2. Обеспечение доступности помощи педагога-психолога для всех учащихся школы в режиме «онлайн». 3. Популяризация доверительных отношений учащихся с педагогом-психологом для решения проблем в межличностной сфере (социальная реклама, информирование всех участников образовательных отношений о возможности получения качественной психологической поддержки у школьного психолога) 4. Мониторинг педагогом-психологом активности учащихся в социальных сетях в интернете. Посещение педагогом-психологом популярных среди подростков и юношей площадок, сообществ, чатов в интернете
|
В течение года по графику (плану)
|
Оказание помощи учащимся выпускных классов в профессиональном и личностном самоопределении
|
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы
|
Проведение тематических классных часов, индивидуальных бесед, презентаций профессий, организация встреч со специалистами разных профессий и экскурсий на предприятия
|
в период осенних и зимних каникул
|
Организация работы кружка (клуба, факультатива) с целью проведения коррекционно-развивающей работы за счет часов школьного компонента учебного плана
|
Оказание специализированных видов психолого-педагогической помощи в систематическом режиме Формирование основ психологической грамотности учащихся
|
|
1. Разработка программы работы кружка (клуба, факультатива) на основе изучения запросов учащихся и их родителей в специализированных видах психолого-педагогической помощи и поддержки. 2. Организация работы кружка (клуба, факультатива)
|
Проведение занятий по расписанию
|
Психолого-педагогическое консультирование
Организация работы телефона доверия, «страницы доверия» на школьном сайте, «почты доверия» и т. д
|
Оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений
|
Обеспечение возможности для всех участников образовательных отношений получить экстренную психологическую помощь, в том числе в анонимном режиме
|
Постоянно
|
Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, родителей, педагогов
|
|
1. Создание банка тем консультаций и обеспечение возможности участникам образовательных отношений самостоятельно выбирать тему для «откровенного разговора». 2. Организация циклов бесед с педагогом-психологом в режиме круглого стола по актуальным темам-проблемам
|
По отдельному плану педагога-психолога
|
|
|
|
|
Организация работы консультативного пункта, психолого-педагогического консилиума
|
1. Составление повестки плановых заседаний психолого-педагогического консилиума с целью профилактики возникновения случаев дезадаптации учащихся, рассмотрения адаптированных развивающих про грамм, индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ. 2. Формирование памяток, рекомендаций, буклетов по результатам консультативной работы
|
Ежемесячно
|
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
|
Выступления педагога-психолога на педагогических советах, проведение методических объединений
|
Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей
|
Обучение педагогов школы технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учениками, организации и проведению педагогического диагностического мероприятия
|
|
Проведение родительских собраний
|
1. Обучение родителей учащихся простым методикам решения конфликтов с детьми и построения продуктивных отношений на основе взаимоуважения. 2. Ознакомление со спецификой возрастных кризисов и правильной тактикой поведения родителей. 3. Помощь родителям в организации режима дня, отдыха детей и подростков в свободное от учебы время
|
Ежемесячно
|
Организация работы «странички психолога» на официальном сайте школы
|
1. Регулярная подготовка интересных и актуальных материалов для всех участников образовательных отношений (экспресс-тестов, опросов, советов, рекомендаций) и размещение их на страничке психолога 2. Выпуск электронной стенгазеты
|
Еженедельно
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
|
Участие в составлении годового плана работы школы, плана работы методических объединений,планов проведения родительских собраний, плана работы с молодыми специалистами
|
Формирование банка эффективных психологических методических материалов для сопровождения образовательного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования участниками образовательных отношений
|
Курирование блока психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности
|
Август -сентябрь
|
Разработка комплексных планов программ коррекционно-развивающей работы
|
Формирование содержания планов и программ на основе адаптации апробированных эффективных психолого-педагогических практик с учетом особенностей социальной, образовательной ситуации в конкретной школе
|
Сентябрь
|
|
|
|
Вид деятельности
и тема мероприятия
|
Цель
|
Примерное содержание работы
|
Рекомендуемый период проведения
|
|
|
Оформление буклетов, памяток, листовок, газет по различным темам психологической профилактики и просвещения
|
|
1. Отбор актуального содержания для раздаточного материала.
2. Постоянное обновление и распространение методических материалов
3. Организация акций, выставок методической продукции
|
Постоянно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оформление основной рабочей документации педагога-психолога
|
1. Составление плана работы на год, плана работы на месяц, на неделю (день).
|
Постоянно
|
|
|
|
|
2. Составление графика работы, циклограммы видов психолого-педагогической деятельности, расписаний занятий, консультаций, индивидуальной работы 3. Оформление индивидуальных результатов психодиагностических материалов, личных карточек, психологических портфолио учащихся. 4. Оформление журналов регистрации проведения различных видов психолого-педагогической работы с различными категориями участников образовательных отношений. 5. Подготовка аналитических справок и отчетов 6. Перечень психологических методик и пакеты инструментария для проведения психологических диагностик
|
|
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
|
Участие в разработке годового плана работы школы, программы развития
|
Создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе образовательной организации, профилактика эмоционального выгорания и трудовых споров, межличностных конфликтов
|
Курирование блока психологической работы
|
Август -
|
|
сентябрь
|
|
|
|
|
Диагностика и мониторинг психологического климата в педагогическом коллективе, изучение ведущих мотивов профессионально-педагогической деятельности, степени удовлетворенности педагогов условиями труда
|
1. Подбор диагностического инструментария в зависимости от особенностей кадрового состава школы 2. Обработка результатов диагностики, оформление справок, рекомендаций для администрации школы по оптимизации условий труда и отдыха педагогов
|
Октябрь, декабрь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сплочение педагогического коллектива, оптимизация профессиональных отношений
|
|
1. Поиск и апробация эффективных технологий совместной профессиональной деятельности учителей-предметников, классных руководителей, администрации. 2. Организация досуговых мероприятий для формирования позитивной корпоративной культуры и профилактики конфликтов
|
Постоянно
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
|
Родительское собрание «Адаптация - это легко!» в 1-х и 5-х классах
|
Консолидировать работу учителей и родителей в процессе адаптационного периода «привыкания» учащихся 1-х классов к условиям пребывания в школе после летнего периода Организовать взаимодействие педагогического коллектива с семьями в целях обеспечения подготовки учащихся 5-х классов к новой образовательной ситуации в связи с переходом в основную школу
|
1. Выбор председателя и секретаря родительского собрания. 2. Определение периодичности проведения родительских собраний, удобного времени и места их проведения. 3. Ознакомление родителей с расписанием занятий 4. Советы педагога-психолога и врача педиатра по организации рационального режима питания, сна и отдыха детей, организации свободного времени 5. Ознакомление с основными локальными актами и образовательной программой школы
|
Сентябрь
|
Педагогический лекторий «Секреты воспитания родителей и педагогов: учимся друг у друга»
|
Обеспечить совместную работу учителей и родителей по максимальному удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей учащихся с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья
|
1. Организация педагогического лектория для родителей (обсудить план и режим работы на первое полу годие, назначить ответственных). 2. Выступление педагога-психолога по результатам стартовой диагностики образовательных возможностей учащихся. Советы по учету индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и развития 3. Советы дизайнера по оформлению комнаты учащегося дома: оптимальный подбор мебели, цветового решения с учетом санитарно-гигиенических требований 4. О посещении детьми кружков по интересам: как выбрать? Сколько раз в неделю посещать? 5. Выступление педиатра о профилактике заболеваемости гриппом и ОРВИ, правильное питание, закаливание и режим дня дома. 6. Советы психолога: детские страхи и неврозы - преодолеем вместе
|
Октябрь
|
|
|
|
|
Родительское собрание «Формируем адекватную самооценку учащихся»
|
Согласование с родителями педагогической тактики формирования адекватной самооценки у учащихся с учетом реального уровня образовательных возможностей и уровня притязаний. Профилактика переутомления учащихся
|
1. Выступление педагога-психолога «Возрастные особенности развития детей: что следует учитывать родителям?». 2. Низкая самооценка и перфекционизм - две крайности и путь к неврозу. 3. Советы по организации осенних каникул для родителей 4. О результатах диагностики затруднений в обучении Что делать дальше? Советуемся с родителями при составлении индивидуальных образовательных траекторий
|
Ноябрь
|
Консультация «Родители - союзники, эксперты в деле образования или потребители образовательных услуг?»
|
Создать условия для активизации педагогической функции родителей, включение родителей в процесс оценки качества школьного образования
|
1. Обсуждение результатов опросов, анкетирования родителей по теме «Удовлетворенность качеством и условиями школьного образования». 2. Обсуждение предложений, поступивших от родителей, по улучшению качества образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования 3. «Когда учеба не в радость?» Анализируем причины и ищем решение проблем. 4. «Как воспитать отличника?» Организация обмена лучшими практиками семейного воспитания
|
Декабрь
|
Консультация «Особенный ребенок»
|
Согласование усилий по формированию индивидуальных программ развития школьников
|
1. «Воспитываем вундеркиндов?» Как правильно выбрать перечень дополнительных образовательных услуг для ребенка, чтобы не навредить здоровью? Признаки стресса и детского переутомления. Советы психолога 2. «Счастливое детство - это время, проведенное с родителями». О пользе совместного активного отдыха и общения родителей с детьми 3. «Обсуждаем план зимних каникул: проведите время с пользой для здоровья». Выступление врача-педиатра 4. Отличник - «зубрила» или одаренный ребенок? Как распознать одаренность и отличить трудолюбие и выдающиеся способности? 5. Школьная неуспеваемость и дезадаптация не приговор? Вместе ищем причины и разрабатываем пошаговый план реабилитации. 6. Межличностное общение в кругу сверстников: о чем родители должны знать?
|
Январь
|
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа, июнь 2018 |