На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Как педагог-психолог участвует в подготовке школьников к ЕГЭ. План работы на учебный год
Как педагог-психолог участвует в подготовке школьников к ЕГЭ. План работы на учебный год
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

Дарья Соловьева, методист по воспитательной работе МУ ДО «Центр детского творчества», г. Сыктывкар
В статье – образец годового плана сопровождения участников образовательных отношений во время подготовки к ЕГЭ. Чтобы оказать учащимся всестороннюю помощь, организуйте работу по 5 направлениям. Планируйте мероприятия с родителями и с учителями.
В начале сентября предлагаем вам спланировать психолого-педагогическое сопровождение школьников в период подготовки и сдачи ЕГЭ.

Цели: оказать ученикам помощь, чтобы они преодолели возможные трудности перед ЕГЭ.
Такой план вы можете подготовить совместно с классными руководителями 11-х классов. В плане предусмотрите пять направлений:
1) информационное;
2) диагностическое;
3) профилактическое;
4) консультационное;
5) коррекционно-развивающее.
В тексте этой статьи на e. psihologsh. ru вы можете скачать диагностические методики, примеры упражнений и рекомендаций для подготовки к ЕГЭ. К вашей работе непосредственно относятся четыре направления, кроме информационного. Расскажем, почему.

Информационное направление

Мероприятия по этому направлению организуют ваши коллеги – классные руководители и учителя-предметники.
Задачи - предоставить учениками и их родителям полную и достоверную информацию о требованиях, правилах и сроках проведения, организации и процедуре ЕГЭ. Ваши коллеги информируют участников образовательных отношений о всех изменениях в процедуре экзамена, переносе сроков сдачи, мероприятиях в помощь учащимся. Например, о видеоконсультациях по различным предметам, которые выкладывает Рособрнадзор на своем канале в YouTube. Еще ваши коллеги могут научить выпускников заполнять бланки ЕГЭ, подать документы на апелляцию.

Профилактическое направление

Вы можете помочь выпускникам сформировать положительное отношение к экзамену, реалистичную картину ЕГЭ, скорректировать нереалистичные ожидания. Вместе с классными руководителями 11-х классов планируйте тренинговые занятия по профилактике стресса. Подготовьте стендовую информацию по актуальным темам:
- «Психологические советы по подготовке к ЕГЭ»;
- «Как успешно пройти тестирование»;
- «Как поддержать выпускника: рекомендации для родителей».

Диагностическое направление

В рамках этого направления вы можете провести диагностические исследования: учебной мотивации выпускников; уровня тревожности; особенностей восприятия различных типов информации. Запланируйте диагностику в течение всего года.
Определите уровень психологической готовности учащихся, развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции с помощью методик:
- «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»
(модификация методики М.Ю. Чибисовой
Изучение общей самооценки» (опросник Г.Н. Казанцевой);
- «Определение объема внимания», «Выявление уровня устойчивости и переключения внимания», «Корректурные пробы Бурдона»;
- «Цезарь» (тест для диагностики объема оперативной памяти);
- «Определение уровня развития волевой саморегуляции» (тест- опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана).
По результатам диагностики скорректируйте план работы с выпускниками. Составьте график консультаций для выпускников и их родителей совместно с классными руководителями и учителями-предметниками.
Задачи - предоставить учениками и их родителям полную и достоверную информацию о требованиях, правилах и сроках проведения, организации и процедуре ЕГЭ. Ваши коллеги информируют участников образовательных отношений о всех изменениях в процедуре экзамена, переносе сроков сдачи, мероприятиях в помощь учащимся. Например, о видеоконсультациях по различным предметам, которые выкладывает Рособрнадзор на своем канале в YouTube. Еще ваши коллеги могут научить выпускников заполнять бланки ЕГЭ, подать документы на апелляцию.
Профилактическое направление
Вы можете помочь выпускникам сформировать положительное отношение к экзамену, реалистичную картину ЕГЭ, скорректировать нереалистичные ожидания. Вместе с классными руководителями 11-х классов планируйте тренинговые занятия по профилактике стресса. Подготовьте стендовую информацию по актуальным темам:
- «Психологические советы по подготовке к ЕГЭ»;
- «Как успешно пройти тестирование»;
- «Как поддержать выпускника: рекомендации для родителей».

Диагностическое направление

В рамках этого направления вы можете провести диагностические исследования: учебной мотивации выпускников; уровня тревожности; особенностей восприятия различных типов информации. Запланируйте диагностику в течение всего года.
Определите уровень психологической готовности учащихся, развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции с помощью методик:
- «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»
(модификация методики М.Ю. Чибисовой);
- «Изучение общей самооценки» (опросник Г.Н. Казанцевой);
- «Определение объема внимания», «Выявление уровня устойчивости и переключения внимания», «Корректурные пробы Бурдона»;
- «Цезарь» (тест для диагностики объема оперативной памяти);
- «Определение уровня развития волевой саморегуляции» (тест- опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана).
По результатам диагностики скорректируйте план работы с выпускниками. Составьте график консультаций для выпускников и их родителей совместно с классными руководителями и учителями-предметниками.

Консультационное направление

Проанализируйте с учениками и их родителями причины затруднений при подготовке к ЕГЭ. Также помогите им сформировать новые позитивные установки в отношении государственной итоговой аттестации.
Планируйте консультации с учениками, родителями и учителями-предметниками, которые работают в классе. Примерные темы:
- «Как создать психологический комфорт в семье во время экзаменов»;
- «Готовимся к ЕГЭ. Стратегии подготовки выпускников группы риска».

Коррекционно-развивающее направление

Задачи - повысить у выпускников учебную мотивацию, обучить способам совладания с тревогой.
Примерные темы классных часов и практикумов:
- «Как научиться управлять собственным временем, чтобы все успеть на экзамене»;
- «Как не обращать внимание на видеокамеры»;
- «Как справиться с тревогой».

План сопровождения участников образовательных отношений в период подготовки к ЕГЭ

Срок

Задача

Результат

Подготовительный этап

 

Изучить нормативно-правовые документы, методические рекомендации по организации и проведению ЕГЭ

Классный руководитель использует информацию на родительских собраниях и классных часах для тренингов и мастер-классов

Оформить классный стенд по сопровождению учащихся и их родителей в период подготовки к ЕГЭ

Учащиеся и родители имеют представление о процедуре проведения ЕГЭ, обязательных предметах и предметах по выбору. Знают достоверные источники информации о ЕГЭ

Информационное направление

 

Разработать рекомендации, буклеты для учащихся:
– «Готовимся к экзаменам»; – «Как управлять своими эмоциями»; – «Профилактика экзаменационных стрессов»

Педагог-психолог подготовит для учащихся рекомендации. Учащиеся получают конкретные рекомендации, понимают, какие психологические трудности у них есть, знают, как их устранить, чтобы успешно сдать экзамены

Разработать рекомендации, буклеты для
родителей:
– «Как помочь детям подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
– «Поддержка ребенка во время подготовки к экзаменам: советы родителям»

Педагог-психолог рассказывает, как родители могут поддержать ребенка во время экзамена. Родители знают способы и приемы поддержки ребенка во время подготовки к экзаменам. Оказывают ему своевременную помощь. Создают в семье условия для успешной сдачи экзамена

 

Разместить актуальную информацию на официальном сайте ОО, в электронном дневнике

Учащиеся и родители имеют доступ к актуальной информации. Знают основные направления деятельности школы по организации и проведению ЕГЭ, когда и какие мероприятия проводятся

Проф

илактическое направление

 

Провести родительские тренинги, практикумы:
– «ЕГЭ в вопросах и ответах»; – «Порядок проведения ЕГЭ», – «Как поддержать ребенка»; – «Учимся заполнять экзаменационные бланки»

Родители имеют представление о процедуре ЕГЭ, обязательных предметах и предметах по выбору. Педагог-психолог разъяснил им мотивы поведения ребенка в предэкзаменационный период, его состояние. Родители могут оказать ребенку психологическую помощь

 

Провести беседы, групповые консультации с учащимися по темам: – «Что я знаю о ЕГЭ»; – «Как подготовиться к ЕГЭ»; – «Как организовать свой день, чтобы все успеть и подготовиться к экзаменам»

Учащиеся получают достоверную информацию о процедуре экзамена, правилах и требованиях. Знают, как рационально организовать режим дня, чтобы времени хватило на подготовку и отдых. Меньше волнуются, чувствуют себя уверенно

 

 

 

Диагностическое направление

 

Провести диагностику готовности учащихся к сдаче экзаменов

Классный руководитель знает, какие трудности и проблемы испытывают учащиеся. Понимает, какую помощь необходимо оказать. Педагог-психолог, классный руководитель и учителя-предметники разработали индивидуальные программы поддержки учащихся. Классный руководитель доводит эту информацию до сведения родителей и совместно с ними определяет, какую помощь семья может оказать ребенку. Ученики знают характер трудностей и как с ними справиться

Изучить особенности образовательной деятельности учащихся, учебной мотивации, тревожности, работоспособности, особенностей восприятия различных типов информации

Выявить индивидуальные особенности и склонности учащихся, их потенциальные возможности

Посетить уроки с целью наблюдения за индивидуальным стилем образовательной деятельности учащихся

 

Выявление учащихся группы риска

Классный руководитель знает учащихся группы риска. Педагог-психолог вместе с классным руководителем разрабатывает индивидуальные программы поддержки этих учащихся. Доводит информацию до сведения родителей и учителей-предметников

Консультационное направление

 

Организовать совместно с педагогом-психологом индивидуальное консультирование педагогов, учащихся и их родителей по результатам диагностической работы

Классный руководитель корректирует план работы с учащимися и родителями. Знает ключевые проблемы учеников, понимает приоритетные направления работы с классом и родителями

Организовать совместно с педагогом-психологом, учителями-предметниками консультирование учащихся и их родителей по выбору предметов для экзаменов на основе результатов диагностики

Учителя-предметники информировали учеников об образовательных результатах. Учащиеся понимают, какие результаты на ЕГЭ могут получить. Знают, что следует предпринять, чтобы результаты были выше предполагаемых

 

Организовать индивидуальное консультирование учащихся группы риска и их родителей по вопросам подготовки к ЕГЭ

Учащиеся получают своевременную помощь, анализируют причины трудностей при изучении того или иного предмета, осознают, какие пробелы есть в знаниях и как их устранить, повышают успеваемость. Родители знают, как помочь детям

Принять участие в заседаниях малого педагогического совета, совещаниях по проблемам подготовки к экзаменам, в консультациях с учителями-предметниками

Классный руководитель, педагог-психолог и учителя-предметники знают, кто из учащихся нуждается в дополнительной помощи. С учетом этих знаний совместно разрабатывают индивидуальные программы подготовки к ЕГЭ

Поддерживать постоянную связь в триаде «родитель – учитель – ученик»

Все участники образовательных отношений получают актуальную информацию. Родители – активные участники образовательной деятельности

Срок

Задача

Результат

Коррекционно-развивающее направление

 

Выработать предложения по оптимизации процесса подготовки учащихся к ЕГЭ

Классный руководитель совместно с учителями-предметниками, педагогом-психологом формирует банк методов и приемов, которые помогают успешно подготовиться к ЕГЭ

Принять участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов

Учащиеся, которые испытывают затруднения в обучении, получают помощь с учетом дифференцированного подхода к обучению

 

Оказать адресную поддержку и помощь учащимся с учетом их индивидуальных особенностей

Учащиеся получают своевременную помощь в зависимости от своих индивидуальных особенностей. Понимают причины своих психологических проблем, связанных с подготовкой к ЕГЭ, владеют способами и приемами их устранения

 

Организовать практические занятия для учащихся группы риска по формированию готовности к сдаче экзаменов

Учащиеся получают своевременную помощь, анализируют вместе с классным руководителем, учителями-предметниками, педагогом-психологом причины трудностей при изучении предметов

 

Организовать взаимодействие с педагогом-психологом по проведению групповых коррекционно-развивающих занятий по психологической подготовке учащихся к ЕГЭ

Участвуют в тренингах, практикумах, на которых учатся преодолевать тревожность, управлять собственным временем и организовывать свою работу. Знают способы и приемы снятия психического и физического напряжения

Организовать дополнительные занятия (индивидуальные, групповые) по подготовке к ЕГЭ в рамках сотрудничества с учителями-предметниками

Реализовать комплекс индивидуальных и групповых мероприятий поддержки и помощи учащимся при подготовке к ЕГЭ

Организовать работу с учащимися группы риска по усвоению приемов запоминания, освоения способов совладания с тревогой, актуализации внутренних ресурсов

Заключительный этап

 

Отследить состояние учащихся после проведения ЕГЭ

Классный руководитель и педагог-психолог систематизируют информацию о результатах психолого-педагогического сопровождения учащихся при подготовке и сдаче ЕГЭ. С учетом этой информации корректируют план сопроводительной деятельности на будущее

Проанализировать результаты организации психолого-педагогического сопровождения

Проанализировать возникшие педагогические проблемы при подготовке и проведении ЕГЭ

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №9, 2018г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.