На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) План работы педагога-психолога в контексте образовательной задачи школы
План работы педагога-психолога в контексте образовательной задачи школы
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

В материале представлен подход к планированию деятельности педагога-психолого — с учетом актуальных образовательных задач школы. Алгоритм и форму перспективного плана разработали и апробировали специалисты Центра психолого-педагогического сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО» г. Вологды.

Н.В. Афанасьева,
канд. психол. наук, директор центра психолого-педагогического сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО»
Н.В. Малухина,
канд. психол. наук, научный сотрудник центра психолого-педэгогического сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО»
А.А. Хахлина,
педагог-психолог МОУ «СОШ № 14», г. Вологда




Специалисты часто относятся к плану работы как к административному требованию, а процесс планирования ограничивается перечислением мероприятий по традиционным направлениям сопровождающей деятельности. При таком подходе план носит формальный характер, не является ориентиром в деятельности и не позволяет оценить вклад специалиста в решение задач образовательной организации.

 

7 шагов к перспективному плану

Чтобы выстроить системную результативную сопровождающую деятельность, ориентируйтесь на актуальные задами образовательной организации и используйте алгоритм из семи шагов, который поможет определить совместно с администрацией:
1) перечень образовательных задач, в решении которых необходима сопровождающая деятельность;
2) специфические задачи психолого-педагогического сопровождения;
3) приоритетные формы деятельности специалиста для решения поставленных задач;
4) мероприятия, которые обеспечат решение поставленных задач;
5) ориентировочно время на выполнение запланированных мероприятий;
6) формы сотрудничества с педагогами в реализации мероприятий;
7) определить формы и методы контроля за эффективностью деятельности.
Результатом выполнения данной последовательности шагов будет перспективный план, системообразующий элемент которого - актуальные задачи образовательной организации (табл. 1).
Перспективный план отражает; задачи педагога-психолога, направления работы, формы работы и мероприятия, сроки, планируемый результат, формы отчетных документов, формы взаимодействия с педагогами.

Таблица 1

Форма перспективного плана педагога-психолога

план

Разделы перспективного плана заполняйте для каждой образовательной задачи отдельно. Перечень образовательных задач сформулируйте совместно с администрацией 00 на основе анализа локальных документов (целевых ориентиров основной образовательной программы), данных различных мониторингов, результатов работы специалиста за прошедший год. Например: формировать и развивать универсальные учебные действия учащихся (далее - УУД), сопровождать подготовку к сдаче ГИА и ЕГЭ, сопровождать учащихся с ОВЗ и т. д.
В зависимости от образовательной задачи, своих возможностей, условий сопровождающей деятельности в 00 вы можете варьировать специфические задачи, приоритетные формы деятельности, конкретные мероприятия.
Результаты работы (показатели позитивной динамики, полученные конкретные продукты и т. п.) фиксируйте в отчетных документах. Это позволит вам продемонстрировать свою деятельность, а администрации 00 - ее оценить.
Чтобы рационально использовать свои ресурсы и ресурсы других специалистов, определите: затраты времени на планируемые мероприятия — ориентируйтесь при этом на приложение к письму Минобрнауки России от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»; возможные формы привлечения педагогов к реализации мероприятий сопровождающей деятельности. Обязательное условие такого сотрудничества - предварительное обучение педагогов, включающее инструктаж, апробацию методик, овладение приемами эффективного общения.


Внимание

Предлагаемый подход позволит вам не только обоснованно спланировать свою деятельность, но и быстро составить отчет о работе, показать уникальность и эффективность психологического сопровождения для решения актуальных задач образовательной организации.

Пример перспективного плана

Приведем примерный вариант перспективного плана сопровождающей деятельности для образовательной задачи «Формирование и развитие УУД учащихся» (табл. 2).

Данная образовательная задача преобразуется в специфическую задачу для педагога-психолога - обеспечить психологические условия для формирования и развития УУД учащихся.

план 2

Чтобы решить данную задачу, вы можете ограничиться только диагностикой сформированности предпосылок УУД (См.: Афонасьвво Н.В., Копгпяёво О.Н,, Молухино Н.В. Программа стартовой диагностики универсальных учебных действий первоклассников. / Под ред, Н.В. Афанасьевой. Вологда; ВПК, 2012) и динамики развития УУД у учащихся начальной школы с последующим консультированием педагогов и родителей по результатам диагностического обследования.
В случае развернутого варианта дополните сопровождающую деятельность психологическим просвещением участников образовательных отношений поданной проблеме, коррекционно-развивающей работой с учащимися по отдельным группам УУД. В этом случае в план работы включите: диагностические обследования; семинары для педагогов;
выступления на педсоветах и родительских собраниях; разработку коррекционно-развивающих программ; коррекционно-развивающие занятия с детьми.
Планируемые результаты выражаются в определении стартовых возможностей и динамики развития УУД учащихся. Вы представляете их в диагностических материалах, включая статистические данные, аналитические справки и т. п.
Результат вашей просветительской деятельности - повышение психологической компетентности участников образовательных отношений в развитии УУД.
Основной результат реализации коррекционно-развивающих программ - позитивная динамика отдельных групп УУД у учащихся, которые испытывают трудности в обучении, развитии.
Если у вас большие нагрузки, в образовательной организации большое количество классов, привлеките педагогов к проведению отдельных диагностических методик (анкеты, опросники), частичной обработке первичных данных, проведению отдельных развивающих занятий.

Источник Справочник педагога-психолога №11, 2016г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.