1. Общие сведения об учебной группе В данном пункте следует отразить следующие данные: • место обучения, номер и название учебной группы; будущая профессия, специальность; • количество учащихся; число юношей и девушек; • возраст учащихся; • социальное положение семей учащихся, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семьях. Методы: изучение документов, беседа, наблюдение.
2. Направленность учебной группы Направленность учебной группы - это психическое свойство, в котором выражаются общие для всех членов группы потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности. В данном пункте необходимо рассмотреть следующие формы: • интересы учащихся вне учебного заведения: посещение кино, театров, музеев, выставок, спортивных секций; чтение литературы и т. д.; • ценностные ориентации учащихся; • профессиональная направленность учащихся: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), профессиональные склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения. Методы: беседа, тестирование (методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей, направленности личности В. Басса, дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, диагностика ценностных ориентаций М. Рокича и др.).
3. Индивидуальный опыт учащихся группы Индивидуальный опыт - это совокупность знаний, умений, навыков учащихся, накопленных за время существования группы. Данный пункт предполагает освещение следующих составляющих: • уровень сформированности профессиональных умений и навыков, развития разносторонних умений и навыков; • отношение учащихся к учебе: отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий; • дисциплинированность и успеваемость учащихся по различным предметам (перечислить фамилии успевающих и неуспевающих, дисциплинированных и недисциплинированных учащихся, проанализировать причины создавшейся ситуации). Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.
4. Особенности межличностных отношений в учебной группе Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Студентам необходимо рассмотреть следующие вопросы: • официальная структура группы: отношение к общественным поручениям, распределение общественных поручений, качество их выполнения, характеристика членов актива группы, общественные дела группы и их направленность; • неофициальная структура группы: неформальные лидеры, их индивидуально-психологические особенности, изолированные и нейтральные, причины изолированности; наличие микрогруппировок их состав, отношения между микрогруппировками; • уровень развития группы: ее организованность, ответственность, открытость (наличие или отсутствие стремления общаться и сотрудничать с другими группами, отношение к новым членам группы, «новичкам»); • психологический климат в группе: эмоциональная атмосфера, совместимость, сплоченность членов группы; • традиции в группе, проведение вечеров отдыха, праздников, дней рождения; • особенности поведения учащихся в конфликтных ситуациях. Методы: беседа, наблюдение, тестирование (методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено и др.).
5. Общие выводы и рекомендации по работе с учебной группой и отдельными учащимися В данном пункте студентам необходимо отразить следующие вопросы: • насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащихся выбранной ими профессиональной деятельности; • какие можно принять меры по улучшению дисциплины и успеваемости в группе; • какие характеристики познавательных процессов у каких учащихся требуют развивающего воздействия; • какие приемы послужат повышению сплоченности, срабатываемости членов группы и т. д.
Источник: Психолого-педагогический практикум: [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / сост. С.И. Матафонова, Т.Ф. Ушева. - Электрон. текст. дан. (2,5 Мб). - Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. - 148 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц 512 Мб RAM, 2,5 Мб свобод. диск. пространства; CD- привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана. |