На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики учебной группы
Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики учебной группы
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

1. Общие сведения об учебной группе
В данном пункте следует отразить следующие данные:
• место обучения, номер и название учебной группы; будущая профессия, специальность;
• количество учащихся; число юношей и девушек;
• возраст учащихся;
• социальное положение семей учащихся, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семьях.
Методы: изучение документов, беседа, наблюдение.


2. Направленность учебной группы
Направленность учебной группы - это психическое свойство, в котором выражаются общие для всех членов группы потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности.
В данном пункте необходимо рассмотреть следующие формы:
• интересы учащихся вне учебного заведения: посещение кино, театров, музеев, выставок, спортивных секций; чтение литературы и т. д.;
• ценностные ориентации учащихся;
• профессиональная направленность учащихся: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), профессиональные склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения.
Методы: беседа, тестирование (методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей, направленности личности В. Басса, дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, диагностика ценностных ориентаций М. Рокича и др.).


3. Индивидуальный опыт учащихся группы
Индивидуальный опыт - это совокупность знаний, умений, навыков учащихся, накопленных за время существования группы.
Данный пункт предполагает освещение следующих составляющих:
• уровень сформированности профессиональных умений и навыков, развития разносторонних умений и навыков;
• отношение учащихся к учебе: отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий;
• дисциплинированность и успеваемость учащихся по различным предметам (перечислить фамилии успевающих и неуспевающих, дисциплинированных и недисциплинированных учащихся, проанализировать причины создавшейся ситуации).
Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.


4. Особенности межличностных отношений в учебной группе
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Студентам необходимо рассмотреть следующие вопросы:
• официальная структура группы: отношение к общественным
поручениям, распределение общественных поручений, качество их выполнения, характеристика членов актива группы, общественные дела группы и их направленность;
• неофициальная структура группы: неформальные лидеры, их
индивидуально-психологические особенности, изолированные и нейтральные, причины изолированности; наличие микрогруппировок их состав, отношения между микрогруппировками;
• уровень развития группы: ее организованность, ответственность, открытость (наличие или отсутствие стремления общаться и сотрудничать с другими группами, отношение к новым членам группы, «новичкам»);
• психологический климат в группе: эмоциональная атмосфера, совместимость, сплоченность членов группы;
• традиции в группе, проведение вечеров отдыха, праздников, дней рождения;
• особенности поведения учащихся в конфликтных ситуациях.
Методы: беседа, наблюдение, тестирование (методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено и др.).


5. Общие выводы и рекомендации по работе с учебной группой и отдельными учащимися
В данном пункте студентам необходимо отразить следующие вопросы:
• насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащихся выбранной ими профессиональной деятельности;
• какие можно принять меры по улучшению дисциплины и успеваемости в группе;
• какие характеристики познавательных процессов у каких учащихся требуют развивающего воздействия;
• какие приемы послужат повышению сплоченности, срабатываемости членов группы и т. д.

Источник: Психолого-педагогический практикум: [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / сост. С.И. Матафонова, Т.Ф. Ушева. - Электрон. текст. дан. (2,5 Мб). - Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. - 148 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц 512 Мб RAM, 2,5 Мб свобод. диск. пространства; CD- привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.