Цель психологического анализа: оптимизация эффективности учебной и воспитательной деятельности учащихся и педагогов, предотвращение дезадаптации учащихся 5 -х классов, сохранение преемственности в их обучении и воспитании, профилактика конфликтных ситуаций во взаимоотношениях учитель- ученик- родитель. Предложения по созданию благоприятных условий обучения и воспитания в этой параллели.
Объект психологического анализа: учащиеся 5 - х классов. Всего в исследовании приняли участие 78 учеников.
Предметом психологического анализа явились некоторые психологические особенности, определяющие интеллектуальное развитие личности и мотивацию учебной деятельности учащихся гимназии.
Диагностические методики: 1.Анкетирование. 2.Методика изучения выраженности познавательных интересов к учебным предметам. 3. Тест школьной тревожности Филлипса.
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в среднюю. Уже с начала обучения в средней школе расширяется само понятие "учения", так как теперь оно не ограничивается рамками обязательных учебных программ, выполнением заданий учителя, а часто выходит за пределы не только класса, но и школы, может в большей степени осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Но такое развитие познавательной активности учащихся возможно лишь в том случае, если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом, т. е., если понимание учения (в широком смысле этого понятия) переходит для школьников из области "значений" в область личностных смыслов. По каким же показателям можно судить о том, насколько учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю?
Можно выделить следующие понятия "готовности к обучению в средней школе": 1) Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. 2) Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах). 3) Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Готовность (или неготовность) учащихся к следующему возрастному и образовательному этапу проявляется не только в степени успешности их учения, но и в тех переживаниях, которые отражают то, как именно эта успешность оценивается самими школьниками. Не всякий неуспех может вызвать отрицательные переживания, а с другой стороны, в некоторых случаях и вполне приличные с точки зрения педагогов достижения, расцениваются учениками как неудовлетворительные. В ходе изучения социально – психологической адаптации пятиклассникам были предложены анкеты, анализируя которые можно сделать вывод о том, что большинство учащихся оценивают изменения в их школьной жизни в связи с переходом из начальной школы в среднюю как позитивные: "Стало учиться интереснее, появились новые предметы, больше узнаешь новой информации", "Здесь хорошо, уроки интересные и познавательные", "появились новые интересные предметы, изменился подход к учебе", "Я стал умнее, ответственнее. Нашел хороших друзей", "Очень нравится учиться, много хороших учителей". Безусловно, есть и ребята, которые считают нагрузку в 5 классах достаточно серьезной: "трудные уроки, учиться стало сложнее", "Дольше делаю уроки, стало сложнее". Но такие ответы были единичные. Родители, со слов ребят, тоже замечают позитивные изменения с переходом школьников на новую возрастную ступень: "Стал серьезнее, самостоятельнее", "Я подросла и могу все делать самостоятельно", "Стала ответственнее, старше, получаю более высокие отметки", "Поумнела, появился интерес к знаниям". Есть высказывания и с негативным оттенком: "Стало учиться сложнее, им придется больше сидеть со мной за уроками", "Не остается времени на отдых". Анализируя результаты методики изучения выраженности познавательных интересов к учебным предметам, можно констатировать, что в 5-А классе ребятам хорошо и интересно на математике (46%), легко, интересно, хорошо на русском языке, литературе, английском языке. Интересно, весело, легко на уроке человек и мир, хорошо, интересно на изобразительном искусстве, труде, физкультуре в то же время большая часть детей скучает на белорусской литературе, рисовании, истории, музыке. 46% ребят трудно на белорусском языке. В 5-Б классе хорошо и интересно ребятам на уроке математики, интересно, легко и хорошо на английском языке, русском языке и литературе. 60 % детей интересно на уроке человек и мир, более 50% на уроке истории, весело и хорошо ощущают себя школьники на физкультуре. Вместе с тем, много скучающих детей на уроках музыки, ритмики, белорусском языке. В 5-В классе большой интерес у ребят вызывают уроки математики (41%), интересно, хорошо, легко на уроках английского языка, русского языка (59%), русской литературы (80%). Интересно, хорошо школьникам на белорусском языке и белорусской литературе, легко, весело на рисовании, музыке, физкультуре. У 81 % школьников вызывает интерес предмет человек и мир, интересно (59%) школьникам на истории. Вместе с тем, часть школьников испытывает негативные эмоции на уроках музыки, белорусского языка. На уроках истории, белорусской литературы, белорусского языка, музыки в 5 - А классе, белорусского языка, музыке, ритмике в 5 - Б классе, есть возможность педагогу проявить себя, увлечь, заинтересовать, повести за собой, стараясь вызвать эмоционально-положительное отношение к учебным предметам. В результате исследования уровня и характера тревожности, связанной со школой, в 5 – А классе повышенная общая тревожность наблюдается у 65 % учащихся. По отдельным факторам наибольшее беспокойство вызывают: Страх самовыражения. Высокие показатели тревожности по данному фактору наблюдаются у 15 %учащихся. Страх ситуации проверки знаний- у 42 %учащихся. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих- у 54 % учащихся. В 5 – Б классе повышенная общая тревожность наблюдается у 32%учащихся. По отдельным факторам: Страх ситуации проверки знаний у 12 % учащихся. Страх самовыражения у 36 %учащихся. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – у 24 % учащихся. В 5 -В классе повышенная общая тревожность у 28,5 % гимназистов. По отдельным факторам: Страх самовыражения у 21, 4 % учащихся. Страх ситуации проверки знаний у 25 %. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – у 11 % школьников.
Работа по преодолению тревожности должна осуществляться на нескольких взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
- Обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
- Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т. п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию "запаса прочности";
- Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.
Рекомендации педагогу:
- Проводить работу, направленную на гуманизацию педагогического процесса.
- Развивать эмпатическое понимание, как основу диалога со всеми учащимися; создавать благоприятный психологический микроклимат в классе.
- Ориентироваться на организацию успеха ученика в учебной деятельности, путем опоры на его положительные качества.
- Формировать взаимоотношения со сверстниками, путем привития навыков жизни и деятельности в коллективе.
- Реализовывать задачи дифференцированного подхода к учащимся.
- Проверить обучаемость ребенка (задания с дозированной помощью педагога) с целью выявления сформированности элементов учебной деятельности, произвольной регуляции, опираясь на которые спланировать виды помощи дезадаптированным учащимся.
Рекомендации родителям:
- Создавать благоприятный психологический микроклимат в семье.
- Устранять эмоционально – психологические перегрузки.
- Создавать сферы деятельности, позволяющие компенсировать не всегда достаточно высокие успехи в обучении за счет успехов во внеурочной деятельности (кружки, секции и т. п.)
- Преодолевать инфантилизм воспитания в семье: гиперопека или гипоопека, неблагоприятные факторы, разрушающие положительную мотивацию учебной деятельности.
|