На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Методические рекомендации по организации работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи
Методические рекомендации по организации работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Методические рекомендации по организации работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи
Приложения
Все страницы

Методические рекомендации по организации работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи в 2011/2012 учебном году
Содержание.

1.Введение.
2..Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой документ.
3.Актуальные направления идеологической и воспитательной работы в новом учебном году.
4.Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи художественного, технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического профилей.

5.Заключение.
6.Приложения.
Новый учебный год является знаковым для всех учреждений образования – 1 сентября вступает в силу Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее Кодекс). Особое значение этот правовой документ имеет для учреждений внешкольного воспитания и обучения, так как в нем впервые законодательно закреплена стратегия развития этих учреждений. В соответствии с Кодексом с 1 сентября 2011 года учреждения внешкольного воспитания и обучения будут переименованы в учреждения дополнительного образования детей и молодежи. В связи с этим с 1 сентября 2011 года должность «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива любительского объединения, секции, студии, туристской группы и других)» будут переименованы на должность «педагог дополнительного образования». Новые подходы к организации дополнительного образования детей и молодежи будут отражены не только в смене названия, но и, что особенно важно, в самой сути образовательного процесса. В разделе XIII глава 46 «Система дополнительного образования детей и молодежи» определены принципиальные основы функционирования системы дополнительного образования детей и молодежи в национальной системе образования, сформулированы общие требования к реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, обозначены подходы к разработке образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи, которые предусматривают выдачу документа об обучении - свидетельства о дополнительном образовании детей и молодежи с повышенным уровнем получения дополнительного образования (в соответствии со ст. 99 Кодекса).
Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию (глава 46, ст. 228 Кодекса).
Становление и развитие дополнительного образования детей и молодежи предполагает решение следующих задач: привлечение к занятиям обучающихся среднего и старшего возраста, изучение интересов и потребностей учащихся, их родителей, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся, создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего и других народов, формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности учащихся с целью создания единого образовательного пространства учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
При организации дополнительного образования детей и молодежи следует опираться на свободный выбор видов и сфер деятельности, личностные интересы, потребности, способности детей и молодежи, возможность их свободного самоопределения и самореализации, единство обучения, воспитания, развития, практико-деятельностную основу образовательного процесса.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей и молодежи, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на интересы воспитанников, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
Переход к системе дополнительного образования требует от учреждений образования качественного изменения содержания, форм и методов деятельности, что невозможно без соблюдения следующих условий: высокого уровня программно-методического обеспечения, внедрения инновационных педагогических методик, технологий в образовательный процесс, системной работы по повышению профессионального уровня кадров.
Образовательный процесс и воспитательное влияние на обучающихся основываются на программном обеспечении, которое характеризуется постепенно усложняющейся деятельностью детей и подростков творческих объединений, что способствует повышению творческого потенциала и самоопределению в выборе будущей профессии. Дополнительное образование детей и молодежи предполагает, прежде всего, реализацию образовательной программы по одному или нескольким профилям деятельности. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи являются нормативным правовым документом, определяющим цели, задачи, содержание и результаты деятельности, реализуется в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в иных учреждениях образования.
Освоение образовательных областей, тем учебных предметов, учебных дисциплин осуществляется на базовом, повышенном уровнях. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании каждое учреждение имеет право разрабатывать образовательные программы объединений по интересам на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи.
Учреждениям образования, которые реализуют образовательные программы художественного профиля, рекомендуется для создания программ объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины, использовать материалы сборников, подготовленных Национальным центром художественного творчества детей и молодежи:
- Образовательные программы музыкальных и хореографических объединений учреждений внешкольного воспитания и обучения (с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь). – Мн., 2009. – 210с.
- Программно-методические материалы участников финала Республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог года внешкольного учреждения» / – Минск: «Услуга», 2010. – 308 с.
Учреждениям образования, которые реализуют образовательные программы технического профиля, рекомендуется использовать для создания программ объединений по интересам материалы сборников:
- Учебные программы. Для учебных заведений и учреждений внешкольного воспитания и обучения. Техническое и художественное творчество. Часть 1, 2. – Мн.: 2002.
- Праграмы для пазашкольных устаноў і агульнаадукацыйных школ. Тэхнічная творчасць. Частка 1,2. – Мн.: 1997.
Учреждениям образования, которые реализуют образовательные программы эколого-биологического профиля, рекомендуется использовать для создания программ объединений по интересам материалы сборников:
- Программы «Исследователи природы» для учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учебных заведений. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2003. - 112 с.
- Сборник программ «Любители природы» для учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учебных заведений. – Мн.: ООО «Мэджик Бук», 2007. - 82 с.
- Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля для руководителей объединений по интересам (кружков) учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учреждений (с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь). – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009.
Учреждениям образования, которые реализуют образовательные программы туристско-краеведческого профиля, рекомендовано для создания программ объединений по интересам использовать материалы сборника «Учебные программы для учреждений внешкольного воспитания и обучения и общеобразовательных учреждений. Туризм и краеведение / – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. — 256 с.»
Готовятся к выпуску сборники образовательных программ театральных объединений, образовательных программ изобразительного и декоративно-прикладного творчества, образовательных программ по техническому творчеству учащихся.
Материалы данных сборников рекомендуется также использовать для создания индивидуальных программ дополнительного образования детей и молодежи, которые определяют особенности получения дополнительного образования детей и молодежи одаренными учащимися, учащимися из числа лиц с особенности психофизического развития, а также учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия (уроки). Приложение 1
В учреждении дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность, апробируется экспериментальная программа дополнительного образования детей и молодежи.
Переход в режим развития требует от учреждений дополнительного образования и молодежи определения специфики своей деятельности, включение в поиск нового содержания образования, осмысление научно-методических основ образовательно-воспитательного процесса, освоения новых форм методической работы, совершенствования системы работы с кадрами.
19-20 октября 2011 года в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи состоится Международная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей и молодежи: опыт, перспективы развития», которая будет способствовать выявлению основных тенденций развития дополнительного образования, решению актуальных проблем функционирования системы дополнительного образования детей и молодежи, расширению международных контактов в сфере дополнительного образования детей и молодежи. Материалы конференции рекомендуется использовать при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Создание системы научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи, которое должно отвечать всем требованиям современного содержания образования, является основной задачей методической службы. Это – осуществление координации информационного, организационного, программно-методического обеспечения учреждений, оптимизация их деятельности и перевод на качественно новый уровень. В центре внимания необходимо поставить вопросы развития проектировочных способностей методистов и педагогов, с тем чтобы обеспечить эффективную разработку программ нового поколения, перспективных моделей обучения с учетом запросов детей, родителей, общества. Процесс создания образовательных программ в современных условиях – это творческий труд, предполагающий активную исследовательскую деятельность педагога. Программы должны носить креативный характер, учитывать возможности самовыражения учащихся, их творческой импровизации, сочетать индивидуальную и коллективную формы работы. Содержание образовательных программ должно соответствовать современным образовательным технологиям, достижениям культуры, национальным традициям и особенностям регионов, возрастным особенностям учащихся. С этой целью необходимо шире использовать возможности и результаты конкурсов педагогического мастерства, программно-методических материалов, продолжить формирование республиканского и региональных банков программ дополнительного образования детей и молодежи.
В новом учебном году целесообразно продолжить совершенствование деятельности методических служб учреждений по следующим направлениям:

  • образовательное — разработка подходов к созданию системы обеспечения профессионального роста педагогических кадров;
  • научно-исследовательское — прогнозирование образовательных потребностей педагогов в связи с тенденциями развития образования, организация исследований по актуальным проблемам воспитания;
  • опытно-экспериментальное — мониторинг результативности процессов обучения и воспитания, оказание учебно-методической поддержки в создании, освоении, внедрении и распространении инноваций среди педагогических коллективов и отдельных педагогов;
  • информационное — создание и развитие эффективно действующей инфраструктуры: базы данных по различным направлениям педагогической практики, достижениям педагогической науки и педагогического опыта, системы мониторинга результатов, издательской базы, компьютерной сети и т. д.

Методическая служба учреждений остается центральным звеном в создании системы оказания адресной практической помощи педагогам, внедряющим новое содержание образования, использующим новые педагогические технологии и новое содержание в своей работе. Важно, чтобы в конкретных условиях модель, структура, содержание деятельности методической службы носили конкретный, открытый, гибкий, мобильный характер.
Рекомендуется сделать широко доступными результаты реализации инновационных проектов в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

Инновационная деятельность в учреждениях образования Республики Беларусь регламентируется нормативным правовым обеспечением. В помощь руководителям учреждений образования создана страница на сайте ГУО «Академия последипломного образования», содержащая информацию по сопровождению инновационной деятельности в учреждениях образования. Выпущены методические рекомендации по организации инновационной деятельности в учреждениях образования.

По вопросам организации инновационной деятельности в учреждениях образования можно обращаться в центр развивающих педагогических технологий ГУО «Академия последипломного образования»: 220040, г. Минск, ул. Некрасова, 20 (каб. 217-1); контактные телефоны: (017) 285 78 55, 268 49 83.
В сфере дополнительного образования детей и молодежи в настоящее время реализуются три инновационных проекта. С целью распространения результатов инновационной деятельности в массовой образовательной практике будут опубликованы методические рекомендации.
Изменяющиеся образовательные и досуговые запросы и потребности детей и молодежи вызывают необходимость постоянного совершенствования профессионального роста педагогических кадров. Повышению эффективности в этом направлении способствует работа созданной в 2010 году Республиканской лаборатории передового педагогического опыта (Республиканский центр технического творчества учащихся). Рекомендуем создание в каждом учреждении постоянно действующих творческих лабораторий передового опыта, ресурсных информационных центров, которые в дальнейшем станут центрами комплексной методической и информационно-аналитической поддержки педагогов учреждений дополнительного образования детей.
Развитию личности педагога, его творческого потенциала будет содействовать совершенствование и реализация инновационных моделей обеспечения профессионального роста: республиканские, региональные методические объединения педагогических работников различных профилей, республиканские семинары, мастер-классы, творческие объединения.
Значимым фактором развития системы дополнительного образования детей и молодежи призвана стать информатизация образования. Для более динамичного осуществления процесса информатизации необходимо:

  • объединить усилия региональных структур учреждений дополнительного образования детей и молодежи с целью создания межрегиональной информационно-образовательной среды;
  • разработать и совершенствовать имеющиеся WEB-сайты учреждений. Работу сайта необходимо осуществлять в соответствии с Положением о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 года № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 года»);
  • совершенствовать систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных кадров в области телекоммуникационных средств и новых информационных технологий, активизировать работу по созданию образовательных электронных изданий и ресурсов, реализовывать собственные программы применения информационных компьютерных технологий, поощрять педагогические новации, основанные на использовании современных информационных технологий;
  • распространять опыт учреждений по внедрению новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и систему управления учебно-воспитательным процессом.

С целью популяризации, информирования общественности о деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи рекомендуем широко использовать возможности рекламы и средств массовой информации.
В центре внимания воспитательной деятельности учреждений в новом учебном году - вопросы идейно-воспитательной работы: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания личности на основе государственной идеологии, подготовка к самостоятельной жизни и труду, овладение навыками здорового образа жизни, создание условий для социализации и саморазвития личности. Система дополнительного образования должна использовать те ценностные ориентиры, которые помогают осмыслить духовный опыт поколений и обеспечивают движение человечества к прогрессу. Важно, чтобы наши дети воспитывались в духе национальной идеологии, культурных традиций. Идеологическая составляющая должна присутствовать во всех проводимых мероприятиях.
Учреждения дополнительного образования детей и молодежи имеют огромные возможности и богатый опыт работы по формированию у учащихся патриотических качеств личности, приобщению к культурно-историческим и социально-политическим традициям, развитию желания быть полезным людям, своей стране. Об этом свидетельствует XIV Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и детского творчества «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы», которая состоялась в марте 2011 года на базе Национального выставочного центра БелЭкспо. Выставка методических материалов показала, что в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи республики создана целостная система гражданско-патриотического воспитания, которое осуществляется через организацию работы историко-патриотических клубов, кружков, центров, экспедиций, поисковой, исследовательской деятельности, взаимодействие с воинскими частями, допризывными пунктами, подготовку учащихся к несению Почетной Вахты Памяти. Педагогам рекомендуется активно обращаться к методическому фонду республиканских выставок, использовать выставочный материал в профессиональной деятельности (Республиканские центры дополнительного образования детей и молодежи).
Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения является активная социализация и формирование у учащихся таких качеств, как социальная ответственность, неравнодушное отношение к судьбе страны, к судьбе своей малой родины. Гражданственность и патриотизм прежде всего связываются с тем местом, где человек родился, где проходит его сознательная жизнь. Чем полнее и содержательнее получены знания о родном крае, его людях, его прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач – воспитание гражданина, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовной культурой.
Министерством образования разработана и утверждена инструкция о проведении республиканской акции учащейся молодежи "Жыву ў Беларусі і тым ганаруся" (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2006г. № 4, зарегистрирована в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 7 февраля 2006г. №8/13938).
В соответствии с планом основных мероприятий в рамках республиканской акции учащейся молодежи "Жыву ў Беларусі і тым ганаруся" в 2011/2012 учебном году проводятся творческие конкурсы:
конкурс на лучшую летопись населенного пункта;
конкурс творческих работ "Мае землякі, мой гонар";
конкурс творческих работ "Нататкі юнага вандроўніка";
конкурс исследовательских работ "Зямля бацькоў – мая зямля";
конкурс видеофильмов "Радзіма мая дарагая";
конкурс на лучший туристский поход "Познай Родину – воспитай себя".
В 2012 году планируется проведение республиканских конкурсов исследовательских работ "Праз творчасць у прафесію жыцця"; фоторабот "Зямля пад белымі крыламі"; экологических проектов "Родная зямля ‑ Беларусь"; творческих работ "Бабулін куфэрак"; исследовательских работ "Таямніцы малой радзімы".
Посредством участия в конкурсах Акции молодежь узнает об истории, культуре, природе своего края не только из книг и рассказов педагогов, но и в процессе изучения активными способами: в походах, путешествиях, научных экспедициях, экскурсиях и т.д. Акция способствует всестороннему изучению своей Родины, возрождению региональных культурных традиций и обрядов, сохранению историко-культурного и природного наследия.
Особое значение имеет воспитание молодежи на примерах трудовых и военных подвигов народа в годы Великой Отечественной войны. Героика войны, мощный патриотический подъем белорусского народа против захватчиков несут в себе огромный нравственный потенциал. Информационные часы, диспуты, пресс-конференции, тематические лекции, исследовательские работы, просмотр и обсуждение хроникально-документальных и художественных фильмов, тематические экспозиции художественно-публицистических изданий, мультимедийные презентации – возможные формы проводимых в учреждениях образования мероприятий.
При организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся целесообразно использовать «Сборник материалов республиканской научно-практической конференции "Гражданско-патриотическое воспитание как основа формирования активной жизненной позиции и высокого нравственного облика молодежи Республики Беларусь" ("Издательство "Адукацыя і выхаванне", 2010).
В Республике Беларусь разработана и действует Государственная программа по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн на 2011–2014 годы. В соответствии с целями и задачами программы учащиеся могут принять участие в выявлении неучтенных воинских захоронений; установлении имен и судеб погибших защитников Отечества и жертв войн, используя архивно-исследовательские методы работы (в архивных учреждениях Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья, архивные сведения, размещённые на сайте ОБД-Мемориал). Проведение поисковых работ в местах, где проходили боевые действия, а также вскрытие воинских захоронений лицами, не уполномоченными Министерством обороны Республики Беларусь, категорически запрещается. Учащиеся могут принять участие в благоустройстве воинских захоронений, памятников военной истории и содержании их в надлежащем состоянии.
2012 год – год 200-летия начала Отечественной войны 1812 года. Целесообразно активизировать поисково-исследовательскую деятельность, связанную с этим событием.
Во многом успехи воспитания гражданственности и патриотизма учащейся молодежи предопределяет активное взаимодействие Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь. В 2008 году Министерством образования совместно с Министерством обороны разработаны "Методические рекомендации по организации оказания помощи воинскими частями Вооруженных Сил общеобразовательным учреждениям в допризывной подготовке и военно-патриотическом воспитании учащихся". В целях совершенствования патриотического воспитания учащейся молодежи, повышения качества допризывной подготовки ежегодно проводится республиканский патриотический лагерь учащихся, посещающих факультативные занятия (классы, клубы) военно-патриотической направленности.
Особое внимание в содержании деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи необходимо уделить проблеме, касающейся приобщения подрастающего поколения к духовно-нравственным идеалам и ценностям белорусского народа. Наиболее эффективно освоение духовно-нравственных приоритетов будет реализовано посредством консолидации сил государственных и социальных институтов в области воспитания детей и молодежи. Учреждениям дополнительного образования детей и молодежи необходимо определить ведущие векторы и формы взаимодействия учреждений образования с государственными и социальными структурами, направленные на реализацию духовных, моральных, социальных, гражданских и индивидуальных интересов, потребностей детей и молодежи, их поддержку и оказание помощи.
Одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дополнительного образования является поддержка и развитие детских и молодежных общественных объединений. Социальное партнерство учреждений дополнительного образования и общественных объединений предполагает реализацию совместных проектов, программ, мероприятий и нацелено на развитие социально активной личности.
Построение гражданского общества требует от современных детей и подростков освоения соответствующих этому обществу норм, правил, процедур. В этих условиях формирование активной гражданской позиции, патриотизма, развитие лидерских качеств подрастающего поколения и укрепление международного сотрудничества становитсяважной задачей. С целью повышения эффективности работы с лидерами детских и молодежных общественных объединений, органов ученического самоуправления, инициатив в новом учебном году состоятся:
- VII республиканская профильная смена "Лидер 2011";
- VIII Национальный детский форум "Дети Беларуси: завтра начинается сегодня";
- II республиканский смотр-конкурс "Лидер года 2012";
- международные ученические и студенческие конференции "Белорусская модель ООН" (совместно с РОО "БелАЮ").
Необходимо расширять участие детей и учащейся молодежи в решении вопросов, касающихся их жизни, содействовать реализации детских самодеятельных инициатив, привлекать к активному участию в реализации молодежной политики. Следует поощрять, изучать, обобщать и распространять опыт действующих, а не формально существующих органов самоуправления: молодежных советов, парламентов городов, дружественных детям – Борисова, Пинска, Пружаны, пионерской общественной приемной г. Новополоцка.
В последние годы сложилась система взаимодействия учреждений дополнительного образования с общественным объединением "Белорусская республиканская пионерская организация". В новом учебном году запланирован ряд юбилейных мероприятий, посвященных 90-летию Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина:
- III республиканский смотр-конкурс пионерских агитбригад "Зажги костер добра!";
- I международный Слет пионерских организаций и объединений.
В работе с учащимися необходимо внедрять современные методики, способствующие созданию положительного имиджа пионерской организации и позитивного образа современного пионера. При подготовке агитбригад рекомендуем использовать материалы сборника сценариев "Зажги костер добра!", выпуск 2, Национальный центр художественного творчества детей и молодежи.
Предоставляя возможности для самовыражения подростков с позиций деятеля, преобразователя, хранителя, творца, общественные объединения и организации способствуют формированию социального опыта и социальной ответственности растущей личности, а также освоению опыта общественного самоуправления. Данной проблематике посвящен семинар "Формирование субъектной позиции личности в детских и молодежных общественных объединениях" для организаторов детского движения, лидеров детских и молодежных общественных объединений (Национальный центр художественного творчества детей и молодежи).
При работе с лидерами детских и молодежных общественных объединений и органов самоуправления рекомендуем использовать методические материалы VI республиканской выставки по проблемам детского движения «Социальное партнерство в создании положительного имиджа детских и молодежных общественных объединений», VII Национального детского форума "Дети Беларуси: инициатива, творчество, поиск"; международной конференции "Создание благоприятных условий для проживания детей в современном городе"; сборника "Социальное партнерство: взрослые и дети".
Учреждение дополнительного образования детей и молодежи имеет широкие практические возможности разностороннего сотрудничества с семьей. Семья по отношению к учреждению образования должна выступать уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что особенно важно, как партнер. С целью организации сотрудничества рекомендуем:

  • использовать различные формы взаимодействия и сотрудничества педагогического коллектива и родителей;
  • создать творческую группу по поддержке и взаимодействию с семьями;
  • организовать семейное воспитание через развитие семейных традиций, семейной досуговой деятельности, культуры внутрисемейного общения, утверждения здорового образа жизни;
  • анализировать результаты совместной деятельности педагогического коллектива учреждения дополнительного образования и родителей по воспитанию обучающихся.

Стоит уделить особое внимание формированию позитивного имиджа семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению статуса семьи, что возможно через организацию родительского психолого-педагогического просвещения. Целесообразно создавать формирования различных видов родительских активов – попечительских советов, советов учреждения, родительских советов, развивать систему психолого-коррекционных мероприятий с детьми и родителями с целью организации практической помощи в решении проблем детско-родительских отношений.
Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования должно быть направлено на активное включение родителей в образовательный процесс (через открытые занятия, конференции, семинары, киноуниверситеты, экскурсии, творческие мастерские, демонстрации родителям учебных достижений ребенка, поисково-исследовательскую деятельность и т.д.), а также привлечение их к досуговой деятельности, используя возможности выходных и праздничных дней (через организацию семейных клубов по интересам, презентации опыта семейного воспитания, родительские гостиные, творческие семейные вечера, вечера отдыха, фестивали и т.д.).
Помимо традиционных, рекомендуется использовать и такие формы работы с родителями как: выставки творческих работ родителей, ярмарки-распродажи семейных поделок, совместные творческие домашние задания, семейные мастер-классы.
Особое внимание следует уделять профилактике и предотвращению домашнего насилия, жестокого обращения с детьми, обеспечению соблюдения их законных прав в семье. С этой целью считаем необходимым разностороннее изучение личности ребенка, условий его жизни в семье, данных о его здоровье, что позволит определить наиболее эффективные формы работы по предупреждению и сдерживанию насилия в семье.
Воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности является одной из основных составляющих воспитания. В учреждениях образования сложилась определенная практика работы по данному направлению. Это — и медико-санитарное просвещение, и физкультурно-оздоровительные занятия, и спортивно-мас­совая работа, и работа по профилактике вредных привычек, утверждению здорового образа жизни. В этом направлении возможно проведение различных акций, конкурсов, праздников, соревнований, игр, презентаций, выставок и т.д., где дети и педагоги могли бы рассказать о своем хобби, о том, как увлечение интересным делом укрепляет физическое и духовное здоровье. Важен содержательный аспект мероприятий: усвоение учащимися сути понятий «жизнь», «здоровье» и восприятие их как общечеловеческих ценностей, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, умение видеть взаимосвязь и взаи­мозависимость в цепочке: жизнь - здоровье - окружающая среда - безопасность.
Для полноценного развития личности ребенка при проведении занятий рекомендуем использовать инновационные методики (например, элементы телесно-ориентированной терапии), комплекс гимнастических упражнений, направленных на коррекцию осанки, поддержание мышечного тонуса, результатом которых является улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела, освобождения телесных зажимов. Регулярное применение данных упражнений формирует стиль поведения детей, направленный на сохранение и укрепление собственного здоровья.
Однако анализ общих наблюдений и результатов тестирования показывает, что в молодежной среде потребность вести здоровый образ жизни не является доминирующей. В связи с этим требуется еще более целенаправленная и действенная пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни. Кодекс Республики Беларусь об образовании (ст. 41) указывает на необходимость профилактики и пресечения курения, употребления алкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ.
Целесообразно в течение года продолжить взаимодействие с заинтересованными учреждениями, организациями по реализации целевых программ воспитания. Необходимо организовать проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню здоровья (7 апреля), Международному дню борьбы с наркотиками(1 марта), Всемирному дню борьбы против СПИДа (1 декабря), Всемирному дню борьбы против курения (31 мая), а также трудовых и благотворительных акций ("Беларусь против табака", "Алкоголю – нет", "Спорт без наркотиков" и др.).
Рекомендуется продолжить использование традиционных форм работы, проведение акций, месячников, декад, дней здоровья, а также предлагаем проводить информационные кампании с привлечением участников волонтерского движения, в которое вовлекались бы подростки, мотивированные на здоровый образ жизни. Цель волонтерского движения – активная пропаганда здорового образа жизни, формирование ответственного отношения к своему здоровью через реализацию принципа «равный - равному». Позитивные возможности использования волонтеров заключаются в том, что они не только формируют у подростка представление о недопустимости употребления алкоголя, наркотиков, никотина, но и на собственном примере показывают, как без помощи этих веществ можно сделать жизнь интересной и счастливой. Тот факт, что носителем доступной информации о вреде наркотиков, алкоголя, никотина, примером социально и физически здоровой жизни выступает сверстник (волонтер), значительно повышает уровень усвоения информации. Реализация принципа «равный - равному» должна стать частью комплексного подхода к формированию позитивного социального поведения.
При организации воспитательной работы рекомендуется использовать ресурсшестого школьного дня, наполнять мероприятия новыми интерактивными формами, активно взаимодействовать с семьей, социальными службами, общественными организациями. Для распространения и внедрения опыта работы учреждений дополнительного образования по организации мероприятий в шестой школьный день, обеспечения взаимодействия учреждений образования рекомендуем организовывать проведение выездных мероприятий (сборные и сольные концерты коллективов художественного творчества, игровые и шоу-программы, тематические викторины и другие формы).
Особое место занимают походы выходного дня, туристско-спортивные мероприятия, соревнования по видам туризма. Организационно-содержательное наполнение данных форм работы позволяет участвовать в таких мероприятиях всем учащимся, в том числе и тем, которые по состоянию здоровья находятся в подготовительной и специальной медицинских группах. Подобные соревнования способствуют популяризации туризма, краеведения, пропаганде здорового образа жизни и экологической культуры, повышению уровня физического и нравственного развития учащихся.
В организации взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи и учреждений общего среднего образования значительная роль должна отводиться методическому сопровождению шестого школьного дня. Это:
-информационно-образовательные услуги: организация обмена опытом работы, семинары, практикумы, методические выставки;
-социально-педагогическая поддержка: тренинги, оздоровительные площадки, профильные лагеря, коррекционная работа;
-совместная творческая деятельность: выставки, концерты, фестивали, экскурсии. Учреждениям дополнительного образования детей и молодежи особое внимание необходимо уделить разработке и внедрению новых форм, методик и технологий образовательно-воспитательной деятельности с учетом особенностей шестого школьного дня. С этой целью учреждениями будет продолжена работа по подготовке программ кружков и серии дидактических материалов по организации и проведению занятий в учреждениях общего среднего образования.
Широкими возможностями в формировании и развитии творческих способностей учащихся, раскрытии внутреннего потенциала личности, приобщении детей и молодежи к культурным ценностям располагают учреждения дополнительного образования художественного профиля.
Современные тенденции в системе дополнительного образования детей и молодежи направлены на обеспечение социальных гарантий во всех направлениях жизнедеятельности детей и молодежи, особенно в развитии их творческого потенциала, способностей, склонностей и дарований. В связи с этим в педагогической практике должны шире использоваться формы и методы деятельности, требующие от воспитанников проявления фантазии, обобщения личностного опыта, осознанного использования его в реальной действительности, быстрого принятия решений, нравственного выбора, адаптации в изменяющейся социокультурной ситуации. Наряду с этим очень важно использовать формы работы, основанные на импровизации и экспромте, способствующие развитию творческого потенциала человека. Необходимо также обеспечить детей и подростков возможностью выбора и участия в деятельности, разнообразной и многоплановой по содержанию, направлениям, характеру, формам.
Актуальна задача совершенствования процесса обучения, использования инноваций при решении задач эстетического воспитания, которые будут активизировать творческие силы учащихся, стимулировать познавательный интерес к тому или другому виду творчества. Очень важно создавать режим благоприятствия для учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, широко использовать их творческие возможности, создавать условия для демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.
Педагогам детских и молодежных фольклорных коллективов рекомендуется продолжить работу по изучению национальных особенностей и традиций белорусского народа, календарных и семейно-обрядовых праздников, сохранению и развитию региональной фольклорной традиции: песенной, танцевальной, народных промыслов и т. д. На занятиях особые акценты необходимо делать на разъяснении учащимся гуманистических ценностных ориентиров нашего народа: почитание женщины-матери, уважение к старшим, трудолюбие, стремление жить в гармонии с социумом и природой и др.
Педагогам объединений театрального творчества особое внимание следует уделить поиску драматургического материала высокого нравственного содержания, учитывая современные тенденции развития детского театрального творчества, развитию интерактивных видов театра.
Педагогам объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества необходимо продолжить работу по развитию культуры творчества, воспитанию чувства прекрасного. Эффективным способом формирования эстетических качеств подрастающего поколения в условиях дополнительного образования детей и молодежи является выставочная деятельность. Важным шагом в приобщении учащихся к духовным и культурным ценностям белорусского народа и народов мира станут III Международный конкурс детского рисунка «Дружат дети на планете» и республиканские художественные проекты: выставка-конкурс детского творчества «Калядная зорка», конкурс юных мастеров «Золотая соломка», выставка детского творчества «Пад небам сінім», посвященная 130-летию со дня рождения Якуба Коласа и Янки Купалы.
Одной из основных задач дополнительного образования является сохранение и развитие жанра «хоровая музыка». Необходимо разрабатывать инновационные методы и формы работы с учащимися, опираясь на национальные традиции белорусской песенной культуры и педагогический опыт ведущих специалистов. В решении образовательных и воспитательных задач данного направления могут помочь организация и проведение концертов, фестивалей хоровой музыки, конкурсов хорового исполнительства.
Для обогащения репертуара классическими произведениями руководителям хоровых коллективов рекомендуем обратиться к сборникам хоровых произведений «Хоровая музыка эпохи Возрождения. Вып.1. Тет.1.», «Хоровая музыка эпохи Романтизма. Вып.2. Тет.1.» (составитель Маслеников В. С.), «Люблю цябе, мая Радзіма» (составители Иванова Э. В., Турко О. М.), представленным на XIV Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и детского творчества.
В системе музыкально-эстетического воспитания учащихся значительное место занимает инструментальное исполнительство. Одним из важнейших вопросов этого направления является репертуарная политика. От правильного подбора произведений зависят не только творческий, но и духовный рост воспитанников, формирование и развитие художественного вкуса. Музыкальные произведения должны соответствовать следующим требованиям: высокий художественный уровень, воспитательная направленность, соответствие возрастным особенностям восприятия учащихся.
Творческой самореализации детей и молодежи способствует многожанровость хореографического направления: эстрадный танец, народный, классический; активно развивается брейк-данс, джазовый танец, степ, танец-модерн.
В предстоящем учебном году необходимо систематизировать деятельность по развитию и совершенствованию работы сети кружков, клубов для детей и молодежи, занимающихся интеллектуальным творчеством. Такой форме работы с учащимися как игры Клуба весёлых и находчивых, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг» и другие принадлежит значимая роль в формировании гражданско-патриотической позиции, нравственных ценностей и коммуникативной культуры. В апреле 2012 г. запланировано проведение единого общереспубликанского отбора на финал XIX чемпионата Республики Беларусь по интеллектуальным играм, который будет проводиться Национальным центром художественного творчества детей и молодёжи при содействии общественного объединения «Белорусская лига интеллектуальных команд».
С целью пропаганды и развития КВН-движения среди учащихся рекомендуем организовывать региональные лиги КВН. Победители областных лиг КВН и лиги г. Минска примут участие в чемпионате Республики Беларусь по игре КВН (май 2012 г.)
Учреждения дополнительного образования детей и молодежи Беларуси имеют богатый опыт проведения массовых и культурно-досуговых мероприятий. При организации фестивалей, конкурсов, концертов с участием коллективов художественного творчества следует использовать новые технологии, современные технические средства, избегать штампов и шаблонов. В работе с творческими коллективами рекомендуется обратить внимание на режиссуру и отбор концертных номеров. Тематическая программа должна выстраиваться с учётом возрастных особенностей и отличаться жанровым разнообразием. Руководителям коллективов рекомендуется работать над техникой, качеством исполнительского уровня конкурсантов, повышением сценической культуры воспитанников, использовать в работе современный материал, произведения белорусских авторов, включать в репертуар белорусскую народную музыку, песни, танцы.
По итогам проведенного Национальным центром художественного творчества детей и молодежи в 2010 году республиканского заочного конкурса сценарных разработок «Зямля бацькоў – жыцця крыніца» подготовлен сборник, включающий работы победителей. Организаторам мероприятий рекомендуем обратиться к данным методическим материалам для использования в профессиональной деятельности.
С целью поиска новых творческих методов и приёмов в организации и проведении традиционных новогодних мероприятий при организации содержательного досуга детей и молодежи в 2011 году состоится ставший традиционным республиканский смотр-конкурс Дедов Морозов и Снегурочек «Елка-фэст-2011» среди работников общеобразовательных учреждений и учреждений внешкольного воспитания и обучения.
Повышению профессионального мастерства, совершенствованию качества и обновлению содержания образовательного процесса в детских и молодежных коллективах будет способствовать цикл научно-методических мероприятий (семинаров, мастер-классов, творческих лабораторий) для педагогов дополнительного образования детей и молодежи по различным жанрам и направлениям художественного творчества (приложение 2).
Сноски:


Приказ Министерства образования Республики Беларусь № 467 от 02.07.2010 «О некоторых вопросах регулирования экспериментальной и инновационной деятельности УО в 2010/2011 учебном году»; Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2010. – № 15 Инструкция об экспериментальной и инновационой деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 08.12.2006 № 121) Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.
– 2007. – № 15, 16.

www.academy.edu.by; http:alib.edu.by/apo; E-mail: ro@academy.edu.by.

Организация инновационной деятельности в учреждениях образования / сост. С. Д. Шакура ; под ред. д-ра пед. наук Г. И. Николаенко ; ГУО «Акад. последиплом. образования». –– Минск : АПО, 2010. ––224 с.

 

Основная задача учреждений дополнительного образования детей и молодежи технического профиля в 2011-2012 учебном году состоит в обновлении подходов к организации учебно-воспитательного процесса, поиске оптимального инструментария, создании особой инфраструктуры педагогической деятельности.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи технического профиля будет направлена на создание условий, способствующих развитию новых современных направлений технического творчества. Такие направления, как спортивно-технический моделизм, исследовательская работа, производственно-техническое творчество, современные компьютерные технологии и т. д., позволят привлечь к занятиям интересными видами творчества широкий круг молодежи. Особое внимание следует уделить организации технических кружков в сельских школах. Это — кружки общетехнического моделирования и конструирования разновозрастного состава учащихся. Позитивный опыт организации такой работы имеется во многих сельских школах республики. Опорные центры организации тех­нического творчества учащихся в сельской местности - школы в агрогородках.
Ведущим направлением технического творчества учащихся в 2011-2012 учебном году станет поисково-конструкторская деятельность по различным видам промышленного и сельскохозяйственного производства республики, а также техническим видам спорта. Педагогами учреждений дополнительного образования детей и молодежи разрабатывается принципиально новый подход к использованию моделирования в техническом творчестве. Моделирование рассматривается не только как внешнее копирование реальной техники или изготовление экспонатов, оно используется в качестве метода экспериментального исследования. Техническая модель становится ценнейшим средством экспериментального исследования, интерпретации и научного объяснения явлений, а также объектом конструктивного проектирования, разработки и реализации технических идей. Такой вид организации работы ориентирован на повышение интеллектуального уровня учащихся в области науки, техники, современного производства.
Действенной формой профессиональной подготовки и привития практических навыков изобретательства и рационализаторства в рамках системы дополнительного образования детей и молодежи может стать организация специальных внешкольных курсов для талантливых, технически одаренных детей учреждений общего среднего образования.
При организации творческой деятельности учащихся возможно использование заочной, дистанционной форм обучения с применением новейших информационных технологий, организуемых учреждениями дополнительного образования детей и молодежи технического профиля. Результатом такой работы станут недели сельского школьника, проводимые на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи технического профиля.
В новом учебном году педагогическим коллективам учреждений необходимо активизировать работу по организации экспериментальной работы кружков в области разработки альтернативных источников энергии и энергосбережения. С этой целью необходимо наладить сотрудничество с организациями и учебными заведениями, работающими в области энерго- и ресурсосбережения, для определения тематики работ по эффективному использованию энергоресурсов и организации экспериментальной работы кружков. Проведение общественно значимых акций по экономии и бережливости, конкурсов приборов и экспонатов по энергосберегающим технологиям, макетов энергосберегающих зданий и сооружений, рекламных роликов по пропаганде эффективности использования энергоресурсов будет способствовать воспитанию у учащихся навыков экономного и бережливого отношения к сырьевым и энергетическим ресурсам Республики Беларусь.
По-прежнему в поле зрения учреждений дополнительного образования детей и молодежи технического профиля остаётся организация свободного времени учащихся в шестой школьный день и каникулярное время. Важным условием результативности этой деятельности является тесное, скоординированное взаимодействие образования учреждений дополнительного образования детей и молодежи технического профиля и учреждений общего среднего образования с местными органами по планированию и проведению учебно-воспитательного процесса и массовых мероприятий по техническому творчеству.
Учреждения дополнительного образования детей и молодежи технического профиля должны стать опорными центрами организации различных видов творчества детей и учащейся молодежи через максимальный охват кружковой, клубной деятельностью, творческим развивающим досугом, спортивно-оздоровительными, семейными мероприятиями. Создание разветвленной сети клубных объединений, творческих мастерских с переменным составом учащихся, филиалов по месту жительства, профильных лагерей на базе воинских частей, предоставление соответствующей техники подросткам группы риска в учреждениях на базе картодромов, кордодромов, стадионов и компьютерных классов — действенные формы организации их содержательного досуга.
Кружки технического творчества являются благоприятной средой для решения задач формирования мотивации к выбору здорового образа жизни. Так, в кружках технического творчества можно на примере известных ученых и конструкторов показать, что для достижения цели нужны знания, труд и физические возможности человека — здоровье и силы. Обсуждение физических и моральных качеств моряков, летчиков, спортсменов, людей, работающих со сложнейшей техникой, несовместимости вредных привычек и работы в современных условиях, опасности алкоголизма и наркомании станет тематикой бесед, диспутов, встреч в кружках юных техников. На занятиях кружков необходимо дать возможность детям поделиться своими знаниями о влиянии современных радио- и электронных приборов, электрических полей, излучений Солнца на здоровье человека, о моде и ее целесообразности с точки зрения здоровья. В планы работы технических кружков целе­сообразно включить подвижные игры и соревнования на открытом воздухе, физкультурные паузы.
Областные, районные, городские профильные оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха на базе учреждений, а также профильные смены юных техников на базе Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубренок» — эффективные формы оздоровительной деятельности детей и молодежи.
В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи технического профиля необходимо создать условия для получения дополнительного образования и обогащения досуга тех, кто получает общее среднее или специальное образование на дому, в санаторно-курортных и оздоровительных организациях. Каждое учреждение имеет свой стиль, подход и формы организации работы с такими детьми.
В новом учебном году актуальным остаётся создание инфраструктуры воспитательного пространства за счет связей между различными учреждениями и службами, занимающимися воспитанием детей в пределах района, города, региона (правоохранительными органами, учреждениями культуры, здравоохранения, социальной защиты, молодежными организациями, общественными объединениями и т. д.). Спартакиады и соревнования по техническим видам спорта, автомотопробеги, конкурсы, праздники юного техника, дни авиации, автомобилиста, космонавтики, флота и т. д., фестивали технического творчества, дни здоровья, семьи, матери, показательные выступления юных техников, экскурсии, походы, встречи с выдающимися людьми страны, массовые мероприятия и соревнования, приуроченные к наиболее важным событиям в жизни государства и общества сочетают в себе разнообразные формы идейно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся.
В условиях стремительного развития наукоёмких технологий и интеллектуализации труда работа учреждений по выявлению, развитию и реализации потенциальных способностей одаренных детей становится важной задачей. Разнообразны формы организации работы с талантливой молодежью в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи республики:
- Конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства "Таланты XXI века";
- Международный фестиваль авиамоделизма "Воздушный бой";
- Республиканский конкурс научно-технического творчества учащихся «Техноинтеллект»;
- Спартакиада учащихся по техническим видам спорта (авиамоделизм, судомоделизм, радиоспорт, картинг, ракетомоделизм, автомоделизм, трассовый моделизм);
- Республиканские соревнования, посвященные Дню защитника Отечества по скоростной радиотелеграфии, трассовому автомоделизму, «воздушному бою»;
- Республиканские соревнования по 7-ми техническим видам спорта;
- Республиканская выставка технического творчества учащихся;
- Открытые республиканские соревнования по юношескому мотомногоборью памяти Петра Куприянова;
- Международный фестиваль детского и молодежного видео «Хрустальный аист»;
- Республиканский конкурс художественной фотографии «Зямля пад белымі крыламі»;
- Республиканская выставка фотографий "Красуй, Беларусь!"
С целью привлечения к занятиям техническим творчеством и изобретательством широкого круга детей и подростков республики, расширения и углубления уровня их миро­воззренческого кругозора, воспитания интереса к приобретению современных знаний, а также более полного обеспечения педагогов методическими материалами, установления тесных связей между наукой и практикой, внедрения лучших педагогических технологий в практику работы Республиканский центр технического творчества учащихся продолжит выпуск информационно-методического журнала "Юны тэхнік-вынаходнік".
Эффективная работа учреждений дополнительного образования детей и молодежи предопределит ситуацию, когда в технические высшие учебные заведения страны многие из ее выпускников будут поступать как состоявшиеся изобретатели и рационализаторы. Со временем именно они, обладая полученными профессиональными знаниями, навыками и уверенностью в собственных силах, станут определять научно-технический уровень государства.
Важное место в организации туристско-краеведческого движения принадлежит учреждениям дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, которые осуществляют организационно-методическое обеспечение туристко-краеведческой деятельности: анализ и обобщение современных форм и методов образовательно-воспитательного процесса, внедрение передового опыта в практическую деятельность, организацию обучения педагогических кадров наиболее эффективным методикам и технологиям работы с учащейся молодежью.
Учреждениям дополнительного образования туристско-краеведческого профиля принадлежит особая роль в решении задач воспитания моральных и волевых качеств, физического развития личности, т. к. в походах и путешествиях происходит проверка и закалка таких качеств, как организованность, ответственность, смелость, честность. Участие в туристско-краеведческих мероприятиях способствует воспитанию культуры и навыков здорового образа жизни, физическому совершенствованию, трудовому и профессиональному воспитанию, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности у учащейся молодежи, а также воспитанию культуры безопасной жизнедеятельности и умению целесообразно и эффективно использовать свободное время.
Широкому привлечению к занятиям туризмом способствует традиционно проводимая в конце учебного года республиканская Неделя туризма и краеведения для детей и молодежи. В арсенале организаторов Недели туризма и краеведения - разнообразные виды туристской деятельности: туристские походы, тематические праздники, туристские эстафеты, конкурсы на исполнение туристских песен, соревнования по ориентированию на местности и др. Участвуя в туристских мероприятиях, учащиеся восстанавливают свои силы, укрепляют физическое и психическое здоровье.
Однодневные походы и экскурсии могут организовываться недалеко от учебного заведения, ведь в каждом городе, поселке, деревне есть свои специфические природные, исторические и культурные особенности, составляющие тот феномен, который формирует у молодого поколения интерес к родному краю, воспитывает патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.
Во время Недели проводятся туристские слеты – яркие и увлекательные праздники туризма, в ходе которых подводятся итоги туристско-краеведческой работы за учебный год.
При проведении мероприятий Недели активизируется работа по направлениям эколого-туристской деятельности, способствующая формированию у подрастающего поколения сознательного, бережного и заинтересованного отношения к природе, осмыслению взаимодействия общества и природы.
Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность ‑ уникальное средство формирования у учащихся навыков здорового образа жизни. Положительные эмоции, связанные с занятием по интересам, ожидание новых интересных мероприятий, впечатлений, знакомств, встреч с новыми людьми, общение с природой - все это создает особый, неповторимый, положительный эмоциональный фон. Реальная жизнь в туристском походе, лагере представляет собой модель здорового образа жизни. Педагогам важно не только формировать образец здорового образа жизни, но и побуждать учащихся к дальнейшему поиску, действиям, движению в этом направлении, используя все положительные стороны пребывания учащихся в походе, лагере.
При проведении туристско-краеведческих мероприятий с учащейся молодежью особое внимание необходимо обратить на обеспечение безопасности учащихся, строго соблюдая Директиву Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины", выполнение инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007г. № 35а), Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года №972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров".
Практическое краеведение неизбежно связано с накоплением материала, отражающего историю и культуру данного региона, что вызывает необходимость его презентации. Наиболее распространенной и универсальной формой такой презентации является музей. В настоящее время в учреждениях образования республики действует 1459 музеев самой различной направленности: историко-краеведческие, боевой и трудовой славы, этнографические, литературные, природы и др. Они являются не только учебно-воспитательными, но и информационными центрами, способствуют развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории родного края.
Важно, что музейные формы работы помогают детям учиться видеть детали и важные мелочи. Поэтому главное в основе методики работы с учащимися – научить видеть, уважать и беречь предметы, оставленные ушедшими поколениями, научить видеть за небольшими и порой незначительными предметами прошлого целые человеческие жизни, с их победами и поражениями, ошибками и подвигами.
Особый статус музея в учреждении образования определяется не только тем, что он создается и действует на общественных началах, но и тем, что в учреждении образования он становится организующим звеном, объединяющим молодежь на основе интереса к истории, культуре и природе родного края.
Необходимо полнее использовать фонды и экспозиции музеев в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи, способствовать обобщению и пропаганде опыта лучших музеев учреждений образования, инициировать проведение на их базе открытых мероприятий воспитательного характера. Повышению педагогического и профессионального мастерства руководителей музеев учреждений образования, координации их организационно-методической работы способствует ежегодное проведение республиканского и региональных семинаров руководителей музеев.
Идейно-воспитательная работа требует инновационного подхода с использованием новейших информационных технологий, в результате чего учащиеся не только самостоятельно добывают и анализируют краеведческий материал, но и делают его достоянием общественности.
В деятельности музеев учреждений образования необходимо предусмотреть организацию учета музейных предметов, обеспечение их сохранности.
Особое внимание необходимо обратить на музеи боевой славы, в которых собраны материалы о ветеранах войны, воинских соединениях и частях, участвовавших в освобождении нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, партизанах и подпольщиках, организовавших сопротивление на временно оккупированной территории. В результате поисковых экспедиций в музеи боевой славы попадают взрывоопасные музейные предметы. Экспонаты, которые помещаются в экспозиции без заключения специалистов, могут представлять угрозу жизни и здоровью людей.
Исходя из вышеизложенного, следует коллекционировать и экспонировать оружие и боеприпасы только при наличии соответствующих специальных разрешений (лицензий) Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Не признается коллекционированием и не подлежит лицензированию сбор и хранение разрезанных образцов оружия и боеприпасов, восстановление рабочего состояния которых технически невозможно, а также боеприпасов с просверленной гильзой без пороха и с пробитым капсюлем.
Музейные предметы взрывных устройств и средств взрывания помещаются в экспозициях музеев учреждений образования на основании имеющихся лицензий и при наличии предварительного заключения специалистов саперно-пиротехнических подразделений, а оружия и боеприпасов – экспертов органов внутренних дел.
Проведение поисковых работ в местах, где проходили боевые действия, а также вскрытие воинских захоронений лицами, не уполномоченными Министерством обороны Республики Беларусь, категорически запрещается (письмо Министерства образования Республики Беларусь "Об экспонатах музеев, комнат (уголков) Боевой Славы" от 7.04.2010 №12-01-13/1700/дс).
Музеи учреждений образования находятся в ведении системы образования. Однако для того, чтобы организовать работу на должном профессиональном уровне, им необходима не только методическая помощь учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, но и государственных музеев системы Министерства культуры. В связи с этим будет правильным разработать во всех районах и городах республики планы совместной деятельности учреждений образования и культуры. Эта взаимосвязь может включать оказание методической и практической помощи музеям учреждений образования посредством проведения совместных мероприятий (семинаров, конференций, конкурсов, экскурсий, организацию в музеях системы Министерства культуры выставок с использованием фондов школьных музеев и др.) и будет способствовать решению воспитательных и образовательных задач.
Расширению и укреплению дружественных связей между молодежью Беларуси и России способствует туристский слет учащихся Союзного государства, в котором принимают участие команды юных туристов России и всех областей нашей страны и г. Минска, а также слет юных туристов городов-героев.
Экологическое воспитание подрастающего поколения является одним из ведущих направлений развития системы образования. Основная задача экологического образования – воспитание ответственного и заботливого отношения к окружающей природе, понимание взаимозависимости процессов в окружающей среде, частью которой является человек.
Одной из проблем, решаемой сегодня педагогами республики и требующей пристального внимания в новом учебном году, является реализация в практике деятельности учреждений образования экогуманитарной модели экологического образования.
В учреждениях дополнительного образования эколого-биологического профиля эффективной формой экологического воспитания является проведение профильных недель: недели биологии, недели природоведения, недели агробиологии, экологии и др., задача которых - поддержка школьников, проявляющих интерес к эколого-биологическим дисциплинам, вовлечение учащихся в совместную коллективно-творческую деятельность, формирование экологической грамотности и бережного отношения к окружающей среде.
Важным компонентом творческой деятельности учащихся является работа с природным материалом в объединениях по интересам. Палитра использования природного материала очень разнообразна.
Организация и проведение выставок и тематических показов детских творческих работ, выполненных с использованием разнообразного природного материала, являются эффективным средством демонстрации и пропаганды детского творчества.
Республиканская галерея "Природа и творчество" Республиканского экологического центра детей и молодежи используется и как выставочный зал, и как площадка для проведения мастер-классов, творческих мастерских, презентаций и вечеров.
Проведение республиканских массовых мероприятий детского творчества дает возможность юным экологам проникнуться чувством гордости за природу родного края, приобщиться к национальному творчеству, развить эстетический вкус и креативные способности.
Одним из направлений экологического воспитания является развитие детского творчества через проведение республиканской выставки-конкурса фитодизайна «Лед.Цветы.Фантазия.», «Юннат», конкурсов флористов.
Республиканский конкурс научных биолого-экологических работ учащихся проводится с целью подытожить знания и практические умения по вопросам состояния окружающей среды, проблемам ресурсо- и энергосбережения, сохранения и восстановления природной среды. Талантливая молодежь несет эстафету лучших национальных традиций, поднимает авторитет и престиж государства, создает его реальный суверенитет. Немаловажно воспитание молодого поколения биологов и экологов, которое продолжит работу нынешних ученых и приведет нашу науку на высокую ступень развития.
Энергосбережение является одним из главных приоритетов государственной политики и определяется Директивой № 3 Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007г. (Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства). Республиканский конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания», который проводится с 2008 года, стал эффективным средством воспитания и пропаганды в области энергосбережения, использования возобновляемых источников энергии, просвещения учащихся и населения по вопросам эффективного использования и сбережения ресурсов энергии. По итогам республиканского конкурса школьных проектов проводятся тренинги для учащихся «Альтернативные источники энергии». При организации уроков и факультативных занятий по энергии и энергосбережению рекомендуем использовать учебно-методический комплекс для общеобразовательных учреждений (5 - 8 классов) «Энергия и окружающая среда» (2010г.).
Во исполнение Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами», который устанавливает принципы организации сбора и удаления твердых бытовых отходов (ТБО), в том числе и макулатуры, в учреждениях дополнительного образования ведется работа по пропаганде общественной необходимости и экологической полезности сбора макулатуры. С целью активизации пропаганды экологической полезности сбора макулатуры в учреждениях дополнительного образования необходимо вести постоянную работу по информированию учащихся, студентов, населения о необходимости сбора и сдачи на вторичную переработку макулатуры через организацию информационных кампаний совместно со средствами массовой информации, экологических акций: «Спаси дерево» – посадка деревьев, «Сохраним дерево – сдадим макулатуру» – по сбору макулатуры, практической работы «Вторая жизнь вещей», тренингов для учащихся «Потребление и вторичная переработка мусора».
Большие возможности имеют экологические факультативы, мастер-классы, профильные экологические смены в дни школьных каникул, которые организуются как для учащихся объединений по интересам, так и для актива школьников республики. Грамотно организованная деятельность школьников дает хороший результат и способствует развитию экологического образования в стране.
На формирование экологического мышления, ответственности за состояние окружающей среды, творческого самовыражения детей и молодёжи нацелены традиционные мероприятия, проводимые в учреждениях дополнительного образования: праздники осени, труда и урожая, птиц, экологические акции и трудовые десанты по благоустройству территорий, детские научно-практические конференции по итогам опытнической и исследовательской деятельности, комплексные игры «Исследователи природы» и др.
Эффективной формой организации свободного времени детей являются досуговые клубы. Приоритетным компонентом работы клуба является воспитание чувства разумного отношения к природе, любви к Земле, малой родине как к источнику творческого развития и вдохновения, сохранения национального колорита во всех сферах деятельности. Наиболее яркими и увлекательными формами работы клуба являются: тематические вечера, организационно-деятельностные игры, беседы, театрализации, караоке, дискотеки.
Важной составляющей социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования эколого-биологического профиля является включение игрового пространства в воспитательную систему. Природная среда определяет содержание многих игр на местности – экологических, краеведческих, туристических, познавательных. Гуманизировать отношения учащихся с природой помогает знание белорусского народного календаря, который строится на фольклоре и народных традициях. В процессе проведения народных игр, обрядов, праздников, исполнения песен, танцев, чтения сказок о птицах, животных, растениях у детей формируется бережное отношение к природе, глубоко осмысливается все живое, раскрывается земное предназначение человека, его роль в общей системе мироздания.
Природа является важнейшим средством формирования у учащихся культуры здорового образа жизни, развития их физической культуры, двигательных качеств, умений и навыков, укрепления иммунитета. Для формирования здорового образа жизни детей и молодежи следует использовать различные формы общения детей с природой: экскурсия, прогулка, поход, экспедиция, практикум, экологическая акция - наполняя их разнообразным содержанием, использовать все общие формы организации педагогического взаимодействия детей с природой. Целесообразно проводить выездные и пешие экологические экскурсии в природу (Березинский биосферный заповедник, Национальный парк «Нарочанский», «Беловежская пуща», «Браславские озёра», лесопарковые и эколого-биологические комплексы).
Деятельность, связанная с охраной природы и благоустройством территории, уходом за растениями и животными, является неотьемлемой частью трудового воспитания. Трудовые экологические акции "Поможем пернатому другу", "День птиц", "Школа радости общения с природой" активизируют работу детских объединений эколого-биологической направленности по уходу за уголками живой природы и помогают выявить талантливых учащихся в области опытно-экспериментальной, исследовательской и практической деятельности.
Одной из важнейших экологических дат является 5 июня - Всемирный день окружающей среды, который можно отметить проведением театрализованных экологических судов, турниров юных экологов, конкурсов творческих проектов "Природа моей Родины", организацией экологических трудовых десантов в парках, скверах, на прилегающей к водоемам территории по уборке мусора и посадке саженцев деревьев "Помоги природе".
22 апреля - Всемирный день Земли - рекомендуем отметить проведением областных, городских, районных экологических акций: "Охранять природу – значит любить Родину!", "Чистая вода", "Вместе против отходов", "Украсим Беларусь цветами", "Мир, в котором я живу", и другие.
На заседании Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о создании Международного экологического календаря. Создание Международного экологического календаря – стремление мирового сообщества привлечь внимание каждого человека к осмыслению и решению экологических проблем. Рекомендуем в планы воспитательной работы учреждений дополнительного образования включить мероприятия, посвящённые наиболее значимым экологическим датам: День заповедников и национальных парков, Международный день птиц, Всемирный день здоровья, Международный день земли, День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, Всемирный день окружающей среды и другие. С 2006 года Постоянный комитет Союзного государства проводит слеты учащейся молодежи "Экология без границ". В 2010 году на базе Березинского биосферного заповедника состоялся слет юных экологов Беларуси и России «Экология без границ», в котором юные экологи Беларуси стали абсолютными победителями. В связи с проведением в 2012 году слета юных экологов Беларуси и России «Экология без границ» на территории Российской Федерации необходима целенаправленная подготовка учащихся по следующим направлениям: орнитология, зоология, энтомология, гидробиология, почвоведение, геоботаника.
В рамках реализации Плана мероприятий по проведению в 2011 году в Республике Беларусь Международного года лесов на базе Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубренок» пройдет слет юных лесоводов. Участники слета приобретут практические и теоретические знания по следующим направлениям: лесоводство, лесозащита, озеленение населённых мест, лесная ботаника, дендрология, лесные культуры, лесное семеноводство и питомники, биология лесных зверей и птиц. В рамках слета состоится защита творческих, научно-исследовательских проектов практической деятельности в области охраны окружающей среды.
Новый учебный год должен стать для учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля годом совершенствования экологического образования детей и молодежи, активизации экологического образования как условия устойчивого развития личности, природы и общества, семьи, социума, как стратегического условия решения экологических проблем Беларуси.
В республиканских учреждениях дополнительного образования детей и молодежи создан банк информационно-методических материалов и пособий по профилям деятельности (смотреть на сайтах учреждений: Национальный центр художественного творчества детей и молодежи, Республиканский экологический центр детей и юношества, Республиканский центр технического творчества учащихся, Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи).
Дополнительное образование детей и молодежи представляет собой перспективное направление в контексте развития образования в целом и способно решать задачи различной степени сложности в разных сферах жизнедеятельности: творческой, познавательной, трудовой, гражданско-общественной, культурно-досуговой.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.