На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Организация индивидуальной работы с агрессивным ребенком
Организация индивидуальной работы с агрессивным ребенком
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Проведение индивидуальной коррекционной работы с детьми является важным этапом в общей цепочке помощи ребенку, имеющему агрессивные особенности. Если психологу позволяет время работать с детьми индивидуально, то он добьется более качественного результата при последующем проведении групповой коррекции. Индивидуальная работа весьма полезна как для психолога, так и для ребенка.

У психолога появляется возможность:

  1. изучить причины возникновения агрессивных особенностей не только с использованием диагностических средств, но и в ходе коррекционной работы, то есть появляется возможность понаблюдать за проявлениями и изменениями в поведении ребенка в динамике;
  2. оказать психологическую помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах школьника (возникших вследствие травмирующих жизненных ситуаций, повлиявших на появление отрицательных особенностей в поведении ребенка), что невозможно при работе с группой;
  3. сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребенок в группе, и, исходя из этого, адаптировать программу с учетом его индивидуальных особенностей.

У ребенка появляется возможность:

  1. ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы;
  2. получить мотивацию к внутренним изменениям;
  3. отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях.

В индивидуальной работе психолог может применять различные формы игровой, арт- и сказкотерапии. Эти методы помогают ребенку пережить некогда подавленные чувства. Так, сказкотерапия дает возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутридичностные конфликты и успешно разрешить их. В соответствии с возрастом дети в доступной форме получают психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживаниями вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также дает возможность выразить свои эмоции с помощью образов, символов, а значит, и освободиться от гнетущих эмоций.
Иначе говоря, доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное — внимание к ребенку, помогают ему принять себя и мир, который его окружает.
Содержание индивидуальных занятий с детьми целесообразно строить в соответствии с четырьмя стадиями отреагирования гнева, которые выделяет В. Оклендер (2000):

  1. Предоставить детям приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане.
  2. Помочь детям эмоционально отреагировать гнев и ситуацию в целом «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить из пластилина — зрительно обозначить. Часто у детей этот образ отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.
  3. Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть выскажут все тому, кому следует — образу, отождествленному с обидчиком, которому непосредственно адресован их гнев. Обычно после того, как дети полностью выговорятся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.
  4. Обсудить с детьми то, что заставляет их гневаться, ситуации, когда это чаще всего случается, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев и оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между неуправляемым (асоциальным) его проявлением и проявлением в приемлемой в социальном отношении форме.

При проведении индивидуальной коррекционной работы психолог ставит перед собой задачи в зависимости от эмоционально-волевых и поведенческих особенностей ребенка, которые были определены в диагностическом обследовании.

Таблица 1 Задачи и способы коррекционной работы в зависимости от психологических особенностей ребенка

Психологические
особенности
ребенка

Задачи коррекции

Способы реализации

1

2

3

Наличие агрессивных действий в поведении

Предоставлять возможность для отреагировакия агрессии. На стадии отреагирования гнева необходимо помочь ребенку высвободить истинные переживания (боль, обиду), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Необходимо помочь ребенку изменить взгляд с травмирующего и негативного на более позитивное восприятие ситуации в целом

— арттерапия,
рисование;
— песочная терапия;
— упражнения на
отреагирование
агрессии;
— обучение технике
«Я-высказывания»

Низкий
самоконтроль, импульсивность поведения

Обучать детей самоконтролю и рефлексии своего поведения (не обязательно агрессивного). Обучение приемам саморегуляции, самообладания

— установление
определенных правил,
которые помогут
детям справиться с
собственным гневом;
— закрепление этих
правил (навыков) в
ролевой ифе
(провоцирующей
игровой ситуации);
— обучение
релаксационным
техникам с
применением
глубокого дыхания

Склонность искать причины трудностей во внешних обстоятельствах, а не в себе

Учить детей принимать на себя ответственность за собственные действия

— ролевое
проигрывание;
— сказкотерапия,
применение
терапевтических
сказок

1

2

3

Неумение сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей

Необходимо специально обращать внимание на умение ждать. Обучать способам выражения гнева в приемлемой форме

— арттерапия;
— телесно-
ориентированная те
рапия;
— обучение технике
«Я-высказывания»

Неумение задумываться над последствиями своих поступков

Полезно обсуждать с ребенком причины, вызвавшие агрессивные действия, и их последствия.
Учить сочувствовать другим детям и взрослым, ставить его в ситуацию оказания помощи окружающим. Обучать конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации

— работа с рисунка
ми, отражающими
проблемные ситуации;
— выработка навыков
конструктивного пове
дения через ролевую
игру;
— ведение самона
блюдения;
— игровая терапия ,

Неустойчивый образ Я

Детям необходимо создавать ситуации успеха и использовать другие средства, направленные на усиление Я. Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии

— символическое
изображение эмоций
(игры с карточками);
— изображение различных предметов и
явлений природы,
составление рассказов от лица этих явлений;
— методика «Как ты
поступишь?»

Источник: Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. — 216 с. — (Психологическая работа с детьми).

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.