Проведение индивидуальной коррекционной работы с детьми является важным этапом в общей цепочке помощи ребенку, имеющему агрессивные особенности. Если психологу позволяет время работать с детьми индивидуально, то он добьется более качественного результата при последующем проведении групповой коррекции. Индивидуальная работа весьма полезна как для психолога, так и для ребенка.
У психолога появляется возможность:
- изучить причины возникновения агрессивных особенностей не только с использованием диагностических средств, но и в ходе коррекционной работы, то есть появляется возможность понаблюдать за проявлениями и изменениями в поведении ребенка в динамике;
- оказать психологическую помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах школьника (возникших вследствие травмирующих жизненных ситуаций, повлиявших на появление отрицательных особенностей в поведении ребенка), что невозможно при работе с группой;
- сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребенок в группе, и, исходя из этого, адаптировать программу с учетом его индивидуальных особенностей.
У ребенка появляется возможность:
- ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы;
- получить мотивацию к внутренним изменениям;
- отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях.
В индивидуальной работе психолог может применять различные формы игровой, арт- и сказкотерапии. Эти методы помогают ребенку пережить некогда подавленные чувства. Так, сказкотерапия дает возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутридичностные конфликты и успешно разрешить их. В соответствии с возрастом дети в доступной форме получают психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживаниями вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также дает возможность выразить свои эмоции с помощью образов, символов, а значит, и освободиться от гнетущих эмоций. Иначе говоря, доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное — внимание к ребенку, помогают ему принять себя и мир, который его окружает. Содержание индивидуальных занятий с детьми целесообразно строить в соответствии с четырьмя стадиями отреагирования гнева, которые выделяет В. Оклендер (2000):
- Предоставить детям приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане.
- Помочь детям эмоционально отреагировать гнев и ситуацию в целом «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить из пластилина — зрительно обозначить. Часто у детей этот образ отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.
- Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть выскажут все тому, кому следует — образу, отождествленному с обидчиком, которому непосредственно адресован их гнев. Обычно после того, как дети полностью выговорятся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.
- Обсудить с детьми то, что заставляет их гневаться, ситуации, когда это чаще всего случается, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев и оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между неуправляемым (асоциальным) его проявлением и проявлением в приемлемой в социальном отношении форме.
При проведении индивидуальной коррекционной работы психолог ставит перед собой задачи в зависимости от эмоционально-волевых и поведенческих особенностей ребенка, которые были определены в диагностическом обследовании.
Таблица 1 Задачи и способы коррекционной работы в зависимости от психологических особенностей ребенка
Психологические особенности ребенка
|
Задачи коррекции
|
Способы реализации
|
1
|
2
|
3
|
Наличие агрессивных действий в поведении
|
Предоставлять возможность для отреагировакия агрессии. На стадии отреагирования гнева необходимо помочь ребенку высвободить истинные переживания (боль, обиду), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Необходимо помочь ребенку изменить взгляд с травмирующего и негативного на более позитивное восприятие ситуации в целом
|
— арттерапия, рисование; — песочная терапия; — упражнения на отреагирование агрессии; — обучение технике «Я-высказывания»
|
Низкий самоконтроль, импульсивность поведения
|
Обучать детей самоконтролю и рефлексии своего поведения (не обязательно агрессивного). Обучение приемам саморегуляции, самообладания
|
— установление определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом; — закрепление этих правил (навыков) в ролевой ифе (провоцирующей игровой ситуации); — обучение релаксационным техникам с применением глубокого дыхания
|
Склонность искать причины трудностей во внешних обстоятельствах, а не в себе
|
Учить детей принимать на себя ответственность за собственные действия
|
— ролевое проигрывание; — сказкотерапия, применение терапевтических сказок
|
1
|
2
|
3
|
Неумение сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей
|
Необходимо специально обращать внимание на умение ждать. Обучать способам выражения гнева в приемлемой форме
|
— арттерапия; — телесно- ориентированная те рапия; — обучение технике «Я-высказывания»
|
Неумение задумываться над последствиями своих поступков
|
Полезно обсуждать с ребенком причины, вызвавшие агрессивные действия, и их последствия. Учить сочувствовать другим детям и взрослым, ставить его в ситуацию оказания помощи окружающим. Обучать конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации
|
— работа с рисунка ми, отражающими проблемные ситуации; — выработка навыков конструктивного пове дения через ролевую игру; — ведение самона блюдения; — игровая терапия ,
|
Неустойчивый образ Я
|
Детям необходимо создавать ситуации успеха и использовать другие средства, направленные на усиление Я. Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии
|
— символическое изображение эмоций (игры с карточками); — изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений; — методика «Как ты поступишь?»
|
Источник: Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. — 216 с. — (Психологическая работа с детьми).
|