Психологическая профилактика
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей и взрослых. Психологическая профилактика является наименее разработанным направлением в работе школьного психолога, но отнюдь не самым малозначительным. К тому же формы психопрофилактики могут быть крайне разнообразны.
Для примера, в американской традиции выделяют три уровня психопрофилактики ( Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб., 2006. -С. 80-81. ):

1. Первичная профилактика. Психолог работает со всеми детьми, включая и тех, у кого наблюдаются незначительные отклонения в психологическом развитии.
2. Вторичная профилактика. Психолог работает с детьми «группы риска», у которых проблемы уже проявились, но не стали неуправляемыми. Здесь психолог встречается с родителями и учителями, ведет активную работу по преодолению различных трудностей.
3. Третичная профилактика. Психолог занимается коррекцией
только с детьми с ярко выраженными психологическими проблемами.
На наш взгляд, непосредственно чистой психопрофилактикой можно назвать лишь 1-й уровень работы, поскольку 2-й и 3-й уровни являются уже собственно психокоррекцией, просто разной степени глубины.
Поскольку профилактика — это прежде всего работа по предупреждению возможного неблагополучия в развитии детей, то основными ее шагами являются: своевременное выявление особенностей детей, которые могут привести к определенным сложностям и создание условий для их предупреждения, а также профилактика отклонений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.

Однако психопрофилактика проводится не только с отдельными детьми и группами детей, классами, но и с учителями и родителями, которые оказывают влияние на развитие ребенка. Определенная сложность в осуществлении профилактических мер в рамках школы связана с тем, что профилактика обычно встречает непонимание со стороны педагогического коллектива. Думать о сложностях, которые еще не возникли, а только могут возникнуть, на первый взгляд кажется странным. Ведь в психопрофилактике инициатива и запрос исходят, по сути, от самого психолога. Но если сделать формы психологической профилактики разнообразными и интересными, думаем, этот барьер легкопреодолим.
Мы предлагаем следующие формы психологической профилактики в начальной школе.



Формы психологической профилактики в начальной школе

 

Психопрофилактика

Психопрофилактика

Психопрофилактика

 

детей

родителей

учителей

Формы

Уроки психологии

Родительский

Психопрофилак

проведения

в начальной

клуб.

тические и

 

школе.

Психологический

обучающие

 

Коллективные

стенд

тренинги для

 

игры.

 

учителей.

 

Обряды инициа

 

Психологический

 

ций при переходе

 

стенд.

 

на следующую

 

Психолого-

 

возрастную

 

педагогические

 

ступень.

 

консилиумы

 

Психологический

 

 

 

стенд. «Почта

 

 

 

доверия».

 

 

 

Преемственность

 

 

 

работы начальной

 

 

 

и средней школы

 

 

Ниже остановимся подробнее на рассмотрении таких форм психопрофилактики, как уроки психологии в начальной школе, коллективные игры, обряды инициаций при переходе на следующую возрастную ступень, психопрофилактические, адаптационные и обучающие тренинги для учителей. Про «почту доверия» для младших школьников подробно почитайте в разделе психологического консультирования.

Настольная книга школьного психолога. 1—4 классы / Л. М. Новикова, И. В. Самойлова. — М. : Эксмо, 2009. — 384 с. — (Настольная книга учителя).

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.