Этика практического психолога
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Этика психолога

Этика практического психолога

К профессиональным качествам, необходимым психологу-практику относят:

  • общительность;
  • эмоциональная сдержанность;
  • гибкость поведения;
  • деликатность;
  • умение выдержать до конца свою линию поведения;
  • обладание общекультурными знаниями.

1. Общительность и контактность проявляются во внимательном отношении к собеседнику, способности следить за каждым его словом, жестом, мимикой. Это своеобразное «видение мыслей» и чувств клиента. Причем состояние собеседника нужно воспринимать без суетливости, даже если он нервничает, плачет, проявляет застенчивость.
2. Эмоциональная сдержанность психолога успокоит клиента, поможет избежать резких оценок поведения и качеств клиента. Человек, обращаясь к психологу, рассчитывает на понимание, сам же может позволить себе хотя бы с психологом несдержанность в оценках, которую он, возможно, скрывает дома, на работе. Психолог должен быть готов практически к любому поведению собеседника. Для профессионала не может быть хороших и плохих клиентов, нет добрых и злых, глупых и умных. Нет, конечно же, они, что называется, не на одно лицо. Но при таких установках проще сохранять сдержанность.

3. Очень важно уметь выдержать до конца свою линию поведения, это качество необходимо в случаях, когда собеседник нервничает, переключается с одной темы на другую. Психологу важно вовремя возвращать беседу к главной проблеме, заявленной клиентом или выявленной самим психологом. Следование же за потоком мыслей и чувств собеседника может завести в тупик.

4. Гибкость поведения психолога состоит в том, что он легко переключается с одной темы на другую, выходит из возможных затруднений в ходе беседы. Очень хорошо работает прием противоречий, когда консультант высказывает мнение, прямо противоположное мнению клиента или даже тому, которое он сам недавно высказал. Это помогает собеседнику увидеть ситуацию в другом свете, сдвинуться с мертвой точки.
5. Деликатность
в работе психолога-практика просто необходима. Деликатность - это, прежде всего, уважение к собеседнику, признание его прав на свободу мыслей, поведения. А.П. Чехов особо подчеркивал значение этого качества для врачей и вообще для интеллигентного человека. Иногда, чувствуя, что излияние может повредить клиенту, необходимо тактично прекратить беседу на эту тему.
Случается так, что разговора на некоторые темы следует избегать до тех пор, пока собеседник сам не начнет открытое обсуждение (например, если дело касается табуированных тем). 3адача психолога - расположить к себе клиента так, чтобы он стремился к доверительному общению, постепенно затрагивая новые и новые темы.
6. Психологу-практику необходимо обладать общекультурными знаниями.
Он должен знать лучшие образцы культурного наследия (классическую и современную литературу, философию, музыку, изобразительное искусство и многое другое). Эти знания дают возможность найти общую тему для разговора, а многие психотерапевтические методисты прямо опираются на эти области человеческой культуры (кинотерапия, библиотерапия и др.).
3начительно расширяет кругозор и позволяет поддерживать многочисленные и разнообразные контакты с людьми чтение периодической печати.
А теперь поговорим о ряде правил, которых важно придерживаться практическому психологу (правила эти основаны на социально-правовых и этических нормах). Назовем их «заповедями»:
1. В основе работы психолога должен лежать принцип «Не навреди!»
Помимо сознания психолог проникает в подсознание клиента, а там могут обнаружиться страхи, пороки, страсти. Непрофессиональное использование подобной информации может привести к еще большему психологическому кризису. Вот почему психолог-практик, как и священник, несет большую ответственность. Всякое неосторожное использование диагностических данных, поспешные выводы и рекомендации, необдуманное применение методик может нанести вред психическому состоянию и даже жизни конкретного человека, семьи, коллектива.
2. Никогда не используйте в корыстных или иных целях информацию, полученную от клиента.
Профессиональная тайна - неотъемлемый элемент деятельности многих специалистов: врачей, юристов, психологов, всех тех, кому приходится работать с людьми. Для профессионала дело клиента - его дело, поэтому необходим строгий контроль над полученной информацией, вплоть до применения кодирования.
3. Не советуйте! Квалификация психолога обратно пропорциональна количеству даваемых советов.
Сократ в тех случаях, когда с ним советовались, отвечал: «Поступай, как знаешь, все равно потом раскаешься».
Давая советы, вы наживаете себе врага. В том случае, если совет придется не по душе, клиент пойдет советоваться с кем-нибудь другим, который скажет ему то, что соответствует его тайным и неосознаваемым желаниям. В случае же, когда совет примут - это будет прекрасным поводом при неудаче снять с себя ответственность. «Хочешь приобрести врагов - советуй. Чем лучше совет, тем мощнее враг» (М.Е. Литвак).
4. Не предлагайте свои услуги, ждите, когда об этом попросят.
Лезть в чужую душу без спроса не только неэтично, но и опасно. В случае, если услуги окажутся бесполезными, это вызовет неприязнь. Не рассчитывай на благодарность и в случае, если твои услуги принесут большую пользу! Предлагая свои услуги, вы рискуете попасть в Треугольник судьбы: Преследователь - Избавитель - Жертва. И из Избавителя очень скоро перейдете в роль Жертвы, потому что Избавитель принимает на себя ответственность за судьбу Жертвы, которой не в состоянии мало-мальски управлять. Надо сказать, что Треугольник судьбы - весьма неприятная штука, и выбраться из него гораздо труднее, чем попасть туда.
5. Делайте выводы и выбирайте методы работы, не противореча научным данным!
Все результаты работы психолога должны быть научно обоснованы, всесторонне взвешены. А без фундаментальных знаний, в том числе без знаний психических процессов, темперамента, акцентуации, межличностных отношений и т. д., психолог-практик может своим дилетантством только усилить неврозы, страхи и другие нежелательные состояния.

6. Профессионально растите!
Жизнь идет вперед, и если вы хотите быть успешным в своей профессии, овладевайте новейшими технологиями, постоянно обновляйте средства и методы работы.
7. Ориентируйтесь в своей работе на ценность другого человека.
Это поможет относиться к своей профессии как к одному из немногих видов социальной активности. Психолог-практик как профессионал выполняет важнейшую социальную задачу - создает обобщенный образ другого человека - счастливого, творческого, уверенного в себе, терпимого.

Источник: Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова.- Изд. 4-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.