Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися 10-11 классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости
10 КЛАСС
ЗАНЯТИЕ 1. Тема: «Как мы выбираем друг друга?»
Цель занятия: показать учащимся сложность и ответственность выбора будущего(ей) супруга(и). Основные понятия: критерии выбора, удовлетворенность отношениями, этика взаимоотношений юноши и девушки.
Юноши и девушки часто считают, что любить – это просто, а вот найти объект любви – трудная задача. Проблема выбора будущей невестки или зятя не безразлична и для родителей. Сколько волнений и переживаний, сколько конфликтов возникает между родителями и детьми по поводу выбора, сделанного сыном или дочерью. Как часто можно услышать от родителей: «Она тебе не пара», «Только через мой труп», «Наплачешься ты с ним» и т.п. Действительно, выбрать достойного себе и приемлемого для родных спутника жизни – сложнейшая проблема.
Древнегреческий миф гласит, что когда-то на свете не было мужчин и женщин, а жили и процветали на земле сросшиеся двуполые существа – андрогины. Красоты они были изумительной, доброты необычайной, а самое главное, они обладали огромной силой, которая из года в год умножалась. Сила андрогинов привлекла внимание самого Зевса, который, опасаясь, что они когда-нибудь дерзнут посягнуть на трон богов, рассек их пополам. Каждая половина устремилась к другой: они обнимали друг друга, сплетались между собой, стремились срастись и вновь стать одним целым. Зевс, увидя это стремление, смешал все половинки и, чтобы они не смогли найти друг друга, раскидал их по всему белому свету. С тех пор эти половинки ищут друг друга. Специалисты подсчитали, что для оптимального выбора будущего супруга необходимо перебрать 60 тысяч вариантов. В жизни, конечно же, люди обходятся гораздо меньшим числом. Как же происходит выбор будущего спутника жизни? Обратимся с этим вопросом к тем, кто уже сделал выбор и образовал семью. Женщина с семейным стажем 23 года вспоминает: «Муж знал меня около года, а я не подозревала об этом. Случай нас познакомил. Он мне понравился своей открытой улыбкой, высоким ростом, был очень интересен в разговоре, хорошо умел рассказывать и заразительно смеяться, к тому же оказался человеком, любящим спорт». А вот воспоминание женщины с семейным стажем 3 года: «Мужчина, ставший моим мужем, поразил меня при первой встрече. Я думаю потому, что внешность, черты характера совпали с тем образом, который был в сознании и сформировался в очень молодые годы. К тому же он имел отдаленное внешнее сходство с первой любовью». И еще несколько воспоминаний о встрече будущих супругов. «Выбор жены произошел случайно. В институте на третьем курсе вместе ходили в турпоход на десять дней. До этого не был с ней знаком. Идеал женщины сложился у меня под впечатлением классических произведений (Наташа Ростова, Анна Каренина) и самой жизни (моя мать). Я не считаю, что моя избранница была близка к идеалу, но я был уверен, что переделаю ее характер. Сейчас это мне почти удалось» (семейный стаж 9 лет). «Познакомились на работе случайно. Вначале обратил внимание на внешность, затем при общении начал испытывать все большую симпатию. Но заметил и недостатки, с которыми можно мириться» (семейный стаж 8 лет). «Как мы познакомились? Трудно дать ответ на этот вопрос. Решение создать семью пришло неожиданно. Я уже была в разводе с первым мужем. Я преподаватель, а он студент, моложе меня на три года. Это уже дистанция. В свободное время не было никаких личных контактов. И вдруг за полгода до получения диплома он мне делает предложение, хотя до этого с его стороны я ничего не чувствовала. В голове сумбур. Шесть месяцев я решала, все взвешивала, и мы подали заявление» (семейный стаж во втором браке 2 года). Можно ли проследить в этих «исповедях» какую-либо закономерность при выборе спутника жизни? Прежде всего заметим, что образ будущего супруга начинает формироваться с ранних лет жизни. Этот образ постепенно наделяется чертами героев любимых книг и кинофильмов, людей, которые встретились в жизни и понравились нам. Иногда этот образ, как видно из воспоминаний семейных людей, наделялся чертами отца или матери. И вот встречается человек, чем-то похожий на этот образ. Происходит «узнавание», которое сопровождается положительными эмоциями. На первых порах симпатия к человеку противоположного пола возникает на основе внешних данных, таких, как рост, тип телосложения, цвет волос, выразительность глаз и мимики. Если принять во внимание, что внешне привлекательный человек обычно здоров, то мы фиксируем при первой встрече и его состояние здоровья. Все эти критерии принято называть физическими критериями выбора. Хорошо известно, что в момент выбора у юношей более четко выражены требования к внешности девушек. Большинство из них оценивает понравившихся им девушек как внешне привлекательных и красивых. Психологи обнаружили, что юноши-брюнеты выбирают и брюнеток, и блондинок. Юноши-шатены и блондины выбирают в основном шатенок и блондинок. Юношам высокого роста нравятся высокие и низкие девушки, крупные, полные, миниатюрные и изящные. Характерно и то, что объекты симпатий у каждого юноши в той или иной мере сходны с ним по признакам роста, типу телосложения, цвету волос, в ряде случаев и строению лица. А вот большинство девушек не обнаружили устойчивых ориентации на те или иные признаки внешнего облика избранника. Только некоторые из них предпочитают определенный рост, тип телосложения, цвет волос, глаз, кожи. В выборе объекта симпатии девушки проявляли пристрастное отношение и чувствительность к свойствам темперамента, предпочитая сходство по таким параметрам, как высокая или низкая эмоциональность, активность, подвижность. У девушек отмечается повышенный интерес к нравственным особенностям объекта симпатии (открытость, доверчивость, чуткость, отзывчивость, повышенная требовательность к себе и другим, критичность, сдержанность). Большинство девушек при выборе юноши ориентируются на психологические признаки – особенности темперамента, интересы, способы проведения досуга. Все это входит в психологические критерии выбора. К ним же относится и уровень культурного развития, который определяется при дальнейшем общении. Итак, на этапе знакомства и первых впечатлений эмоциональными источниками межличностной привлекательности выступают факторы внешнего и внутреннего облика человека: общая конституция, рост, цвет волос, глаз, свойства темперамента (активность, эмоциональность, подвижность), выразительность глаз и мимики, уровень культурного развития, активные эмоционально-нравственные свойства. Обнаружено также, что человек начинает осознавать возникновение симпатии, когда отмечает совпадение образа избранника и эталонного образа по отдельным, но значительным компонентам. В дальнейшем при общении выясняются социальное положение друг друга, возраст, национальность, материальная обеспеченность, образование. Все это составляет социально-экономические критерии выбора. Психологи выделяют еще и семейные критерии выбора: представление об образе жизни семьи, распределение ролей между супругами, отношение к семейной жизни. Таким образом, от момента встречи до создания семьи необходимо пройти своеобразный «конкурс» по всем критериям: физическим, психологическим, социально-экономическим, семейным. Чтобы пройти все этапы «конкурса», необходимо определенное время. Вот почему создание семьи после непродолжительного знакомства чревато разрывом. Некоторые молодые люди, по-видимому, не зная обо всех этапах «конкурса», форсируют создание семьи сами, а порой и под влиянием родителей. На каждом из названных этапов «конкурса» идет отсев кандидатов в мужья и жены. При этом замечено, что, чем дальше юноша или девушка проходит по «конкурсу», тем труднее родителям влиять на выбор детей. И если молодые знакомятся с родителями друг друга накануне принятия решения о создании семьи, то старшим уже трудно изменить ход событий. Неодобрение родителей во внимание не принимается, семья создается. В такой ситуации родители становятся потенциальным источником конфликтов в молодой семье. Интересно, что у среднего человека (статистически среднего) больше возможностей для выбора, чем у человека с характерными признаками (высокий или небольшой рост, очень вспыльчивый, с высокой или низкой самооценкой и т.п.). Считается также, что внешняя привлекательность, хотя и важна, не является решающей при выборе будущего спутника жизни. Влюбленные должны иметь прежде всего общую личностную направленность: общее мировоззрение, сходную систему моральных ценностей, одинаковое понимание цели и смысла жизни. К тому же сами юноши и девушки в подавляющем большинстве определяющими чертами будущего спутника жизни «читают его духовный мир, уровень культуры, жизнерадосность, тактичность. При взаимном выборе друг друга наблюдаются и некоторые противоречия. Так, известно, что мужчины хуже определяют характер человека, чем женщины, но инициатива выбора обычно принадлежит им или, по крайней мере, они считают, что инициатива принадлежит им. Мужчины ориентируются в основном на внешние данные, а женщины – на личностные, нравственные качества партнера. По-видимому, эти противоречия просто необходимы. За счет них возможен выбор спутника жизни в относительно короткий промежуток времени. Идеальное дополнение личностных качеств при выборе практически неосуществимо. Юноши и девушки часто сетуют на то, что в наше время трудно познакомиться. Да, действительно, некоторым молодым людям трудно войти в контакт с незнакомым человеком. Это обусловлено в первую очередь их личностными качествами, узостью круга общения, высокими требованиями к противоположному полу. Веками складывалось так, что мужчине в любовных отношениях отводится более активная роль. Но от девушки, женщины зависит характер этих отношений, их чистота, целомудрие. Уже первые часы знакомства могут многое рассказать о человеке, предопределить стиль отношений в будущем. Поспешное признание в любви, поцелуй в первый вечер, развязность не будут способствовать ни продолжительности, ни глубине отношений. Нередко девушка соглашается танцевать с изрядно выпившим парнем, не находя в себе гордости отказать ему, молча сносит сквернословие, оскорбительный тон. Обычно юноши, стремящиеся к серьезному общению, неуважительно относятся к девушкам, которые легко идут навстречу всем их желаниям. Учащимся предлагается составить список вопросов для будущего жениха и невесты. Им предстоит побывать в роли психолога-консультанта, чтобы определить обдуманность выбора, спрогнозировать трудности в семейной жизни. Список вопросов, составленный школьниками на уроке, сравнивается с нижеприведенным:
- Имеете ли вы примерно одинаковые представления о жизни и совпадают ли ваши идеалы?
- Доволен ли ваш избранник (избранница) своей (будущей) профессией?
- В одинаковой ли мере вы общительны?
- Был ли один из вас разведен?
- Можете ли вы во всем рассчитывать на своего партнера (партнершу)?
- Давно ли вы знакомы?
- Часто ли бывают между вами недомолвки?
- Одинаково ли вы смотрите на вопросы воспитания детей?
- Возражают ли родители против вашего брака?
- Имеете ли вы приблизительно одинаковое образование?
- Вы оба здоровы?
- В одинаковой ли степени вы эмоциональны?
- У вашего избранника (избранницы) хорошее воспитание?
- Удачен ли брак ваших родителей?
- Проявляет ли ваш избранник (избранница) необоснованную ревность?
- Остается ли ваш избранник (избранница) спокойным, даже если вы вспылите?
- Совпадают ли ваши мнения по вопросам интимной жизни?
- Уверены ли вы, что ваш избранник (избранница) не имеет вредных привычек?
- В одинаковой ли мере вы добросовестны?
- Одинаково ли ваше желание иметь детей?
В качестве домашнего задания учащимся можно предложить тест «Удовлетворенность отношениями в паре». Выполнение этого опросника поможет юношам и девушкам разобраться в своих взаимоотношениях. Инструкция: «Все вопросы задания касаются ваших отношений с тем человеком противоположного пола, к которому вы испытываете чувства большие, чем просто дружеская симпатия. Именно его имя вы можете мысленно поставить вместо значка (__). На все вопросы задания даны возможные варианты ответов. Вам нужно выбрать тот из них, который соответствует вашему мнению. Отвечайте, пожалуйста, на вопросы в том порядке, в котором они представлены в задании. Постарайтесь отвечать быстро. Помните, что «правильных» и «неправильных» ответов на эти вопросы быть не может. На листке выписывайте номер вопроса и рядом номер варианта ответа». 1. Знакомы ли ваши близкие друзья с (__)? 1) да; 2) нет. 2. Как вам кажется, нравится ли (__) вашим близким друзьям? 1) да (__) им нравится; 2) вероятно, (__) им нравится; 3) вряд ли (__) им нравится; 4) нет, (__) им не нравится. 3. Знакомы ли ваши родители с (__)? 1) да; 2) нет. 4. Как вы думаете, нравится ли (__) вашим родителям? 1) да, (__) им нравится; 2) вероятно, (__) им нравится; 3) вряд ли (__) им нравится; 4) нет, (__) им не нравится. 5. Бывает ли вам скучно вдвоем с (__)? 1) не бывает практически никогда; 2) бывает, но очень редко; 3) бывает, и довольно часто; 4) бывает практически всегда. 6.* Можно ли сказать, что вы всегда были согласны друг с другом в оценке большинства ваших друзей? 1) нет; 2) скорее нет, чем да; 3) скорее да, чем нет; 4) да. 7. Хочется ли вам иногда отдохнуть от (__), побыть некоторое время в одиночестве? 1) нет, никогда; 2) да, но очень редко; 3) да, но только периодически; 4) да, очень часто. 8. Как часто, на ваш взгляд, вы с (__) проводите вместе свободное время, ходите в театр, в кино, в гости, на выставки, гуляете, ездите за город и т.д.? 1) часто; 2) довольно часто; 3) довольно редко; 4) редко. 9. Как вы считаете, хорошим ли партнером по развлечениям является (__)? 1) очень хорошим; 2) достаточно хорошим; 3) довольно плохим; 4) плохим. 10.* Когда у вас бывает неприятность, плохое настроение и т.д., становится ли вам легче от общения с (__)? 1) редко становится легче; 2) иногда становится легче; 3) часто становится легче; 4) становится легче практически всегда. 11. Бывали ли у вас серьезные конфликты, длительные ссоры? 1) никогда не было; 2) было 1 раз; 3) 2 раза; 4) 3 раза и более. 12.* Случается ли, что (__) резко разговаривает с вами? 1) всегда; 2) это бывает часто; 3) это бывает редко; 4) никогда. 13. Считаете ли вы себя дружной парой? 1) да; 2) скорее да, чем нет; 3) скорее нет, чем да; 4) нет. 14.* Случается ли, что вы резко разговариваете с (__)? 1) всегда; 2) часто; 3) редко; 4) никогда. 15. Часто ли у вас появляется желание расстаться с (__)? 1) никогда; 2) очень редко; 3) иногда; 4) часто. 16*. Если ваши взгляды с (__) по какому-либо поводу расходятся, всегда ли вы пытаетесь убедить (__), что вы правы? 1) пытаюсь всегда; 2) часто; 3) редко; 4) никогда не пытаюсь убедить (__). 17.* Если ваши взгляды по какому-либо поводу не совпадают со взглядами (__), то всегда ли (__) старается доказать вам свою правоту? 1) пытается всегда; 2) часто; 3) редко; 4) никогда. 18. Как вы думаете, можно ли вас с (__) назвать близкими людьми? 1) да; 2) скорее да, чем нет; 3) скорее нет, чем да; 4) нет. 19.* Часто ли вы ссоритесь с (__)? 1) очень часто; 2) иногда; 3) редко; 4) никогда. 20. Часто ли вы, обращаясь друг к другу, используете смешные прозвища (например, «Винни-Пух» и т.п.)? 1) почти всегда; 2) иногда; 3) редко; 4) никогда. 21. Часто ли вы стараетесь рассмешить друг друга? 1) почти всегда; 2) иногда; 3) редко; 4) никогда. 22. Как, по-вашему, кто из вас двоих больше дорожит отношениями: вы или (__)? 1) мы дорожим отношениями в равной степени; 2) (__) дорожит отношениями больше, чем я; 3) я дорожу больше, чем (__); 4) трудно сказать. 23. Как вы считаете, достаточно ли времени вы проводите вместе с (__)? 1) да; 2) скорее да, чем нет; 3) скорее нет, чем да; 4) нет, этого времени недостаточно. 24*. Часто ли ваши взгляды по различным проблемам не совпадают со взглядами (__)? 1) почти всегда; 2) иногда; 3) редко; 4) никогда. 25*. Часто ли вы с (__) развлекаетесь отдельно? 1) почти всегда; 2) часто; 3) редко; 4) практически никогда.
Обработка результатов: Подсчет баллов осуществляется по трем показателям. Баллы приписываются следующим образом. Варианты ответов на вопросы без знака «*» оцениваются в порядке возрастания баллов: за первый вариант – 1 балл, за второй – 2, за третий – 3, за четвертый – 4 балла. Варианты ответов на вопросы со знаком «*» оцениваются в порядке убывания баллов: за первый вариант – 4 балла, за второй – 3, за третий – 2, за четвертый – 1 балл. Первый и третий вопросы не оцениваются, но если в этих вопросах дан отрицательный вариант ответа, то нет необходимости отвечать на второй и четвертый вопросы (они пропускаются). Далее вычисляются три показателя.
- Непосредственный показатель удовлетворенности отношениями (показатель «Ун»). В него входят те вопросы, в которых отвечающий непосредственно оценивает удовлетворенность отношениями с (__).
Ун = (сумма баллов на вопросы 11, 13, 15, 18, 22) : 5. Среднее арифметическое находится в интервале от 1 до 4 баллов. Этот интервал сохраняется и в последующих показателях. Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше непосредственная удовлетворенность отношениями с (__). (Деление производить до десятых).
- Косвенный показатель удовлетворенности отношениями (показатель «УК»). В него входят такие вопросы, ответы на которые дают косвенную оценку удовлетворенности отношениями (например, отсутствие ссор и т.п.).
УК = (сумма баллов на вопросы 5, 7, 9, 10, 19) : 5. Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше косвенная удовлетворенность отношениями.
- Показатель «позитивности», общей благоприятности отношений в паре (показатель «П»). В него входят вопросы, оценивающие косвенную удовлетворенность отношениями, и вопросы, определяющие отношения к различным явлениям окружающего мира.
П = (сумма баллов на вопросы 2, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25): 18 или разделить на 17 или 16 в зависимости от того, были ли даны ответы на 2-й и 4-й вопросы или нет). Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше общая благоприятность (позитивность) отношений. Это задание можно проводить неоднократно, поскольку межличностные отношения имеют определенную динамику. Можно путем нескольких замеров проследить, успешно или неуспешно развиваются межличностные отношения в той или иной паре. Сравнивать оценки отвечающих не рекомендуется, поскольку это может привести к взаимным обидам. Если показатели не удовлетворяют отвечающего, то ему необходимо обратить внимание на те вопросы, которые привели к неудовлетворительным выводам.
Вопросы и задания:
- Каковы закономерности выбора спутника жизни?
- Как влияют родители на выбор сына или дочери?
- Отличаются ли требования к будущему спутнику жизни юношей и девушек? Если да, то чем?
- Какой вариант знакомства вы можете предложить?
Источник: "Безопасное и ответственное поведение" Под общей редакцией доцента А.Н.Сизанова |