На главную Просвещение школьников Беседы с детьми и подростками Я и моя будущая семья (беседа-занятие №1, 11 класс)
Я и моя будущая семья (беседа-занятие №1, 11 класс)
Просвещение школьников - Беседы с детьми и подростками

11 КЛАСС

ЗАНЯТИЕ 1.
Тема: «Я и моя будущая семья»

Цель занятия: помочь учащимся осмыслить свою будущую личную жизнь и принять здоровые репродуктивные решения.
Основные понятия: планирование семьи, половая и физическая зрелость, репродуктивные права, контрацепция, детородный возраст.

Учащимся предлагается обсудить ряд вопросов:
В каком возрасте лучше вступать в брак и почему?
Могут ли люди заранее спланировать рождение ребенка и зачем это нужно?
В чем разница между желанными и нежеланными детьми?
Что надо для того, чтобы родить здорового ребенка?
Как вы относитесь к добрачным интимным отношениям, рождению внебрачных детей и матерям-одиночкам?
Планирование семьи – это принятие оптимальных решений о том, когда л сколько иметь детей или не иметь их вообще.

Половая и физическая зрелость индивидуума – это тот возраст, который позволяет прижимать наиболее разумные решения в плане реализации своих семейных установок.
Вы знаете: строить дом дети учатся очень рано. С чего же еще начинать репетицию взрослой жизни? Безусловно, прежде всего нужен дом а. уж потом все остальное. Но, подрастая, к сожалению, мы забываем простую житейскую истину. Впрочем речь не об игре, а о том, как уже сейчас, в подростковом возрасте, начать закладывать фундамент своего будущего счастья, которое невозможно без семейного благополучия и рождения здоровых и; желанных детей.
Каждый человек в течение своей жизни «прорастает» сквозь три семьи: родительскую, где он усваивает основные нормы и правила общежития: собственную, где он утверждает эти традиции и передает их своим детям (вырастая, он становиться опорой и главным источником счастья своих близких); семьи дочерей и сыновей, в которых он живет радостями и печалями своих детей. Все эти три семьи необходимы человеку потому, что каждая дает ему возможность испытывать ни с чем не сравнимые чувства, пережить ничем не заменимые радости, без которых нет и не может быть ощущения полноты жизни.
Безусловно, семья начинается с любви между юношей и девушкой: это вполне естественное явление. Взаимное влечение делает их жизнь более яркой, заставляет их быть лучше, способствует расцвету сил и творческой активности.
Но все в природе должно совершаться в свое время. Поэтому, прежде чем стремиться к первому, не всегда ясному и неустоявшемуся раннему половому чувству, следует хорошо все взвесить и продумать. И здесь не следует торопиться: слишком юные родители (13–16 лет) еще не окрепли физически и духовно и пока не готовы для выполнения такой ответственной задачи, как быть отцом и матерью. Существует меткая поговорка: «Юность – это опьянение без вина». Действительно, в 15–18 лет человек подобен опьяненному: он не всегда правильно оценивает обстановку, недостаточно хорошо управляет своими помыслами и желаниями, с трудом подчиняет душевные порывы велению разума. Отсюда – и серьезные жизненные промахи, глубокие заблуждения и разочарования.
В среднем период половой и физической зрелости у девушек наступает к 20–22, а у юношей – к 23–25 годам. Именно в этом возрасте девушка способна стать полноценной женой и матерью, а юноша – настоящим мужем и отцом. В этот период молодые люди обретают определенную социальную зрелость: у них формируются собственные взгляды на жизнь, они начинают лучше разбираться в людях и оценивать обстоятельства. После 22 лет у юношей и девушек обычно появляются специальность и определенные условия для материального благоустройства семейного быта, т.е. возможность построить свой дом (в широком смысле слова). Сложившееся мировоззрение супругов позволяет им быть готовыми к рождению и воспитанию желанных детей.
Безусловно, молодые люди, вступающие в брак, совершают очень ответственный шаг в своей жизни. И от того, насколько продуманным будет этот шаг, каковы глубина их чувств и твердость намерений, зависят их будущие взаимоотношения и семейное благополучие.
Неоспорим тот факт, что дети – неотъемлемая часть счастливой и гармоничной семейной жизни. Общение с детьми дарит отцу и матери множество глубоких переживаний. И для того чтобы эти переживания, эмоции и чувства были действительно радостными и счастливыми, дети должны быть здоровыми и желанными. Последнее очень важно, так как нежеланные дети зачастую оставляются родителями и воспитываются в детских домах, что стало серьезной социальной и моральной проблемой нашего общества.
Могут ли люди спланировать рождение здорового и желанного потомства?
Конечно, могут. Существует целая служба по планированию семьи, которая в состоянии предложить каждому человеку наиболее оптимальные пути решения данного вопроса. Понятие «планирование семьи» включает в себя предупреждение нежелательной беременности, выбор времени деторождения в зависимости от возраста и состояния родителей, рождение только желанных детей. Это вопрос не только здоровья людей, но и их прав. Поскольку право на планирование семьи – одно из наиболее важных прав человека. Сексуальные и репродуктивные права имеют прямое отношение к таким проблемам, как доступность эффективных и безопасных контрацептивов, возможность безопасной беременности, хорошее сексуальное просвещение, не наносящий ущерб здоровью легальный аборт.
Семейное планирование преследует следующие цели: рождение только желанных детей и максимальное сохранение здоровья детей, матерей и семьи в целом.

Как семейное воспитание способствует сохранению здоровья семьи?
Через:

  • регулирование рождаемости (количество членов семьи должно соответствовать ее материальным возможностям);
  • применение контрацепции, которая способствует снижению числа абортов и негативных последствий от них (воспалительные заболевания репродуктивной системы, бесплодие и смерть женщин);
  • улучшение психологической атмосферы семьи (снижение риска незапланированной беременности делает половые отношения более желанными для обеих сторон);
  • появление больших возможностей в получении образования и повышении материального статуса.

Какую пользу приносит семейное планирование детям?
Оно способствует выживаемости и укреплению здоровья детей путем:

  • удлинения интервала между беременностями, что оказывает существенное влияние на выживаемость детей по двум причинам. Во-первых, женщина может быть физически истощена после недавней беременности, поэтому небольшой промежуток между беременностями увеличивает вероятность самопроизвольных выкидышей, мертворожденный и рождения детей с низкой массой тела. Во-вторых, нельзя забывать о «конкуренции». Если мать снова забеременела, то первый ребенок может быть слишком рано оторван от груди, лишившись тем самым необходимого и полноценного режима питания, а также иммунитета, получаемого от матери. Оптимальный интервал между рождением, детей составляет минимум 2 года;
  • уменьшения числа деторождении в подростковом и пожилом возрасте. У детей, рожденных от пожилых (после 35 лет) и очень молодых (до 18 лет) матерей, снижается вероятность выживания. Очень молодые женщины еще не достигли репродуктивной (детородной) зрелости, они эмоционально и социально менее готовы к обеспечению оптимального ухода за ребенком и т.д. Пожилой возраст матери связан с возрастающим риском самопроизвольных абортов и внутриутробного развития аномалий (синдром Дауна, пороки сердца, «заячья губа» и т.д.). Наиболее оптимальным детородным возрастом является промежуток от 20 до 35 лет;
  • уменьшения числа деторождении высокого порядка (количества детей в многодетных семьях). Остается стабильным рост младенческой смертности в случае 3 и более родов. Это связано с истощением организма матери, снижением интервалов между родами и т.д.

Какую пользу приносит семейное планирование самой матери?
Применение методов семейного планирования существенно улучшает положение женщины: снижается число смертей женщин в возрасте от 15 до 35 лет, связанных с патологией репродуктивной системы, нежелательными беременностями, нелегальными абортами и родами в неблагоприятных условиях. Применение противозачаточных средств и регулярные медицинские наблюдения снижают риск осложнений от вышеперечисленных факторов.
И еще один момент: безусловно, для рождения здорового ребенка необходимо не только своевременное обращение и консультирование в службе планирования семьи, но и личные усилия самих будущих родителей:

  • ведение здорового образа жизни (рациональное питание, физическая активность, здоровая сексуальность, умение справляться со стрессами и сохранение психического здоровья, а также отказ от курения и употребления наркотических препаратов и ограничение потребления алкоголя);
  • регулярные и своевременные медицинские осмотры (обязательное обращение к специалистам, гинекологу, урологу, генетику за полгода до планируемой беременности значительно снижает риск (до 90%) рождения детей с аномалиями развития).

Планирование семьи включает в себя:

  • предупреждение нежелательной беременности;
  • выбор времени деторождения;
  • рождение только желанных детей.

Планирование семьи – это не только вопрос здоровья, но и одно из неотъемлемых прав человека. Каждый должен иметь право и возможность на пользование доступными и безопасными контрацептивами, безопасную беременность, хорошее сексуальное просвещение и образование и на легальный аборт, сводящий к минимуму все возможные осложнения.
Знайте свои права, но не забывайте свои обязанности!
Вероятно, в своей жизни вы не раз сталкивались с ситуацией, когда родившийся ребенок не был нужен никому. «Брошенные дети» – это определение звучит страшно. Но еще страшнее реальность – жизнь этих детей, жизнь без любви и внимания самых близких .людей – родителей. Не забывайте: взрослое счастье невозможно ценой детского горя. Поэтому прежде, чем решиться на рождение ребенка, подумайте: готовы ли вы (морально, материально, физически) к такой ответственности. От вашего личного выбора зависит счастье будущего человека.

Несколько рекомендаций на будущее

Для рождения желанных и здоровых детей достаточно выполнения некоторых простых, но весьма действенных рекомендаций:

  • любой «Homo sapiens» – человек разумный – может и должен планировать рождение своих детей. Наиболее оптимальный срок деторождения приходится в среднем на 20–35 лет;
  • здоровые родители – здоровые дети. Не пренебрегайте своим здоровьем. Придерживайтесь рационального образа жизни: питайтесь полноценно и сбалансированно; систематически занимайтесь физическими упражнениями; старайтесь быть оптимистами, умейте противостоять любым жизненным ситуациям; регулярно и своевременно проходите медицинские обследования; ограничьте до минимума, а если возможно, то исключите вообще курение, алкоголь, наркотики.

Ваше здоровье будет залогом не только вашего личного счастья, но и счастья ваших детей. Не забудьте:

  • минимальный интервал между родами – 2 года;
  • контрацепция – самый разумный и щадящий способ регулирования деторождения. Не доводите дело до аборта.

Каждая семья хочет видеть своего ребенка здоровым и полноценным. И это прекрасно! Однако примерно в 5–8% случаев беременность заканчивается рождением младенца с врожденными пороками развития или наследственными болезнями. Можно ли это предотвратить? Да. В значительной части случаев современная медицина располагает такими возможностями. Как? При помощи медико-гигиенического консультирования и дородовой диагностики.
Посредством биохимических, цитогенетических и ультразвуковых методов исследован им можно установить диагноз практически любой хромосомном Осмотической) болезни, большинства болезней обмена веществ и врожденных пороков развития. Где? Полноценную консультацию поданному вопросу вы сможете получить у врача-генетика в медико-генетическом центре (МГЦ) Минска или в областных медико-генетических консультациях.
Здесь, если понадобится, вам проведут необходимые диагностические исследования и корригирующую терапию при условии, что супружеская пара обратилась в медико-генетическую консультацию:

  • до беременности (для уточнения степени риска);
  • в ранние сроки беременности (оптимальный срок – от 10 до 12 недель).

Кто нуждается в генетических консультациях? Учитывая современную эколого-эпидемическую обстановку, генетическое консультирование рекомендовано всем супружеским парам. Но наличие одного, а тем более двух и более, факторов риска обязывает супругов обратиться в медико-генетическую консультацию.
Основные факторы риска:

  • наследственная отягощенность (наличие у супругов или их кровных родственников наследственных болезней и пороков развития);
  • самопроизвольное прерывание беременности в первые 16 недель;
  • брак кровных родственников;
  • употребление беременной женщиной алкоголя, прием химических веществ с целью прерывания беременности или медикаментов, повреждающих плод;
  • облучение беременной большими (более 10 сГр) дозами ионизирующей радиации;
  • некоторые инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности (чаще вирусные);
  • неполноценное питание (недостаток витаминов) в течение беременности;
  • неблагоприятный для родов возраст женщины (моложе 18 и старше 35 лет).

Тест «Ваша потребность в детях»

Предложите учащимся выразить свое отношение к нижеприведенным утверждениям (согласны – «да», не согласны «нет»). Сравните результаты ответов юношей и девушек.
Рождение ребенка – это...

  • Благотворная встряска, новые впечатления.
  • Радость в доме.
  • Возможность проявить свою нежность, заботу.
  • Большая физическая нагрузка.
  • Детская ласка, привязанность к отцу, матери.
  • Помощник в семье, опора в старости.
  • Возможность вырастить образованного, интересного человека.
  • Наследник всего хорошего во мне.
  • Трудность воспитания, обучения.
  • Разлад, напряжение в семье.
  • Материальные затруднения.
  • Надежда и будущее родителей
  • Необходимость на время оставить работу, коллектив.
  • Бессонные ночи.
  • Возможность проявить свои воспитательные способности.
  • Укрепление семьи и чувств между супругами.
  • Возможность вырастить доброго, отзывчивого человека.
  • Радость материнства (отцовства).
  • Возня с пеленками, бутылочками.
  • Проблема жилья.
  • Самый благодатный объект вложения наших сил.
  • Столкновение с трудностями устройства в ясли, сад.
  • Привязать себя к дому.
  • Потеря лучшей части нашей жизни.
  • Придание смысла жизни.
  • Волнение за его судьбу, будущее.
  • Сложность дать хорошее образование, профессию.
  • Утешение в горе и радости.
  • Зависимость от бабушек и дедушек.
  • Гордость для родителей.
  • Веселые игры, содержательный досуг.

Обработка результатов.
Ученики записывают в тетради по одному баллу за каждый ответ «да» на следующие высказывания: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 18, 19, 22, 26, 29, 31, 32. Затем записывают по одному баллу за ответ «нет» на остальные высказывания: 4, 5, 10, 12, 14 15, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 28, 30. Суммируют набранные баллы. Условно можно считать, что у них выражено чадолюбие (есть потребность в будущем иметь в браке детей), если результат для девушек более 20 баллов, для юношей – более 18.

Информация к размышлению
Дети удовлетворяют, как утверждают психологи, ряд потребностей человека:

  • потребность в покровительстве, заботе о другом человеке, защите слабого;
  • потребность воспроизведения своего «я» в детях;
  • потребность в психологической гарантии от одиночества и беспомощности в старост;
  • желание быть неповторимым для кого-то;
  • потребность в игре, уходе от профессиональной и внесемейной деятельности (забот);
  • потребность учить другого, передавать ему опыт;
  • потребность в любви и нежности.

Вопросы и задания:

  • Что означает «планирование семьи»?
  • В чем проявляется половая и физическая зрелость?
  • В чем польза от планирования семьи?
  • Сравните по тесту потребность в детях юношей и девушек.

Источник: "Безопасное и ответственное поведение" Под общей редакцией доцента А.Н.Сизанова

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.