На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Модель организации воспитания духовно-нравственной культуры личности
Модель организации воспитания духовно-нравственной культуры личности
Просвещение школьников - Духовно-нравственное воспитание

А.С.Метелица

Растущий интерес к проблеме духовно-нравственного развития личности, свидетелями которого мы являемся сегодня, вовсе не случаен. Практические знания и методы, накопленные в различных областях человекознания и адаптированные педагогической наукой, способны оказать теоретическую и методическую помощь в процессе развития и коррекции духовно-нравственной сферы личности обучающихся. Проблема изучения духовно-нравственной культуры личности характеризуется разноплановыми исследованиями в области философии, психологии, педагогики, акмеологии. И хотя понимание духовно-нравственной культуры неоднозначно в трудах многих ученых, фактически оно рассматривается как интегративное качество личности.

 

Предлагаемый педагогический проект (таблица 1) воспитания духовно-нравственной культуры личности интегрирует психологическую организацию субъекта учебной деятельности посредством усиления взаимосвязи следующих структурных компонентов личности: когнитивного (ценностные ориентации, профессионально-социальное мышление); эмоционального (мотивация, рефлексия, аутопсихология); конактивного (поведенческие реакции, творческая активность профессиональной и личностной самореализации).
Основная трудность, которую приходится преодолевать в процессе воспитания духовно-нравственной культуры личности, связана со способом усвоения или коррекцией содержательно-смыслового компонента духовно-нравственной сферы, т.к. процесс воспитания духовно-нравственной культуры личности связан с преобладанием внутренних противоречий, борьбой отрицательных и положительных мотивов, желаний, намерений и т.д., поэтому его осуществление является длительным и сложным. Представляется возможным выделить три этапа, которые проходит личность в процессе становления духовно-нравственной культуры.
Первый – осознание внутренних творческих ресурсов. На этом этапе личность осознает, рефлектирует имеющуюся у него систему духовно- нравственных ценностей, убеждаясь в необходимости интегрировать социальные требования («так принято в обществе, в коллективе») и личностные притязания. На данном этапе используются механизмы осуществления мотивации духовно-нравственной обусловленности личностного и профессионального роста.
Второй этап — присвоение понятийно-гностической составляющей духовно-нравственной сферы личности. Для него характерным является процесс субъективизации моральных и правовых норм, принципов, критериев; понимание и принятие их ценности, целесообразности и необходимости соблюдения. На этом уровне у личности формируется (или меняется) система ценностных ориентаций, происходит своеобразная «переоценка» ценностей. Для данного этапа характерны механизмы идентификации, эмпатии, глубокой рефлексии, медитации.
Третий этап — закрепление полученных знаний на поведенческом уровне. Третьему этапу присуще наличие сформировавшейся убежденности у воспитуемого в необходимости следовать социальным нормам, с одной стороны, и внутриличностным ориентирам на саморазвитие и самосовершенствование — с другой. Реализация имеющихся духовных и нравственных представлений, идеалов, смыслов возможна посредством поведенческих тренингов.
Обозначенные выше этапы не изолированы, напротив, они взаимодополняют и оказывают влияние друг на друга.
При осуществлении процесса воспитания духовно-нравственной культуры личности возникает необходимость использовать широкий арсенал педагогического инструментария. Формы организации воспитательного воздействия могут быть как групповые, так и индивидуальные (индивидуально-коррекционная работа). Воспитание духовно-нравственной культуры личности — процесс, направленный на гармонизацию глубинной, сущностной составляющей личности (ее духовности) с моральной, социально детерминированной подструктурой (нравственностью), обусловливающей реализацию «Я» в обществе.
Исходя из вышеизложенного, при формировании такого личностного новообразования, как духовно-нравственная культура, необходимо сбалансировать социально активные методы (тренинговые поведенческие технологии, ролевые игры, дискуссии и т.д.) и аутопсихологические (имаготехнологии, медитации, рисуночное проектирование). Среди способов, обеспечивающих воспитание духовно-нравственной культуры личности, следует выделить: объяснительно-иллюстративный; рефлексивный; проблемно-поисковый; коммуникативный; репродуктивный; имитационно-ролевой.
В число основных условий, обеспечивающих становление духовно- нравственной культуры обучающихся, входят:
- мотивация на личностный и профессиональный рост, саморазвитие;
- формирование духовно-нравственных ориентиров как регуляторов поведения;
- стимулирование творческого потенциала личности;
- организация специфического воспитательного пространства;
- педагогическая подготовка кадров учреждений образования к работе по воспитанию духовно-нравственной культуры личности.

Результатом системы воспитательного воздействия выступает сформированность духовно-нравственной культуры личности, а критериями данного личностного новообразования:
- реализация оптимальных решений сложных задач, связанных с необходимостью морального выбора;
- структурированность ценностных ориентаций, которые обусловливают мотивацию деятельности в процессе образования на основе устойчивых нравственных норм;
- защита психической организации личности от опасных воздействий при наличии собственной ценностной системы;
- оптимальное функционирование в системе социально- психологических условий;
- эффективное взаимодействие в группе, команде, возможное на основе ориентированности на гуманистические идеалы;
- стремление к непрерывному личностному самосовершенствованию;
- изменение ценностных ориентаций на служение человечеству, государству, народу и, как следствие, достижение поставленных целей;
- способность оказывать духовно-нравственное влияние на других людей, их деятельность;
- ответственность за жизнетворчество.

духовность6

Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.