В помощь заочнику-первокурснику
Просвещение школьников - Подготовка к экзаменам

В помощь  заочнику-первокурснику

Задача становления специалиста-профессионала может быть решена совместными усилиями преподавателей и студентов. Обучение в вузе на заочном отделении ко многому обязывает. Необходимо знать:

  • как самоорганизоваться, как четко распределить свое время, чтобы не страдала работа, чтобы хватало сил на семью, чтобы культурная жизнь оставалась в поле интересов;
  • как при такой большой нагрузке- работа, учеба, семья -продолжать соответствовать требованиям современной жизни, с быстро меняющимися условиями, правовыми нормами и принципами организации деятельности;
  • как позаботиться о развитии собственного мировоззрения, поменять свое отношение к делу, понимая, что истинным профессионалом, становится тот, для кого успех дела определяется не только его прибыльностью, но и способностью работать в команде, решать социально-гуманитарные задачи, создавать условия для максимальной самореализации.

С первых дней учебы в университете каждому из Вас предстоит самому спланировать время, разработать график занятий дома и соблюдать его, ведь при заочном обучении самостоятельная работа является основным видом учебной деятельности, все другие — лекции, семинарские, практические занятия, консультации — играют вспомогательную роль.

Как показывает опыт, чтобы стать специалистом-профессионалом, необходимо заниматься самостоятельно по 3–4 часа в день, и делать это лучше в одно и то же время. Наиболее продуктивна работа в библиотеке, где сама обстановка способствует более глубокому погружению в учебный материал, есть необходимая литература по профилю, методические разработки, подготовленные преподавателями. Целесообразно чередовать изучение дисциплин, чтобы уменьшить утомляемость, обеспечить более качественное усвоение материала. Итак, от того, насколько грамотно Вы организуете свою учебную работу, насколько она будет сочетаться с вашей производственной деятельностью, зависит успех учебы. Главное, не нарушайте установленного плана, работайте систематически.
В первые дни учебы Вы можете встретиться с типичными проблемами и трудностями: отсутствуют навыки быстрого конспектирования лекционного материала, предлагаемого преподавателем; не освоены способы работы с различными источниками информации. Возможно, Вы испытаете сложности в подготовке к семинарским занятиям, в написании и оформлении рефератов, контрольных, а позднее — курсовых работ. Не бойтесь трудностей,особенно в начале пути, все они вполне преодолимы, важно проявить настойчивость и систематически заниматься.
Учебный процесс в университете построен в соответствии с государственным стандартом. На первом-втором курсах Вам будут предложены предметы социально-гуманитарного цикла. Занятия по ним в основном будут проходить в лекционной форме. Лекция -это устное систематизированное последовательное изложение преподавателем материала учебной дисциплины. Советуем Вам обязательно посещать лекции, записывать их, а точнее, правильно конспектировать. Примите за правило еще один важный совет: сразу после лекции просмотрите записи, сделайте пометки, восстановите главную линию лекции, зафиксируйте на полях возникшие вопросы. Все это шаги к освоению материала. Возможно, не у каждого хватит на это воли, но именно таков путь постижения сути предмета.
Во время учебы Вам предстоит выполнять различные виды письменных заданий: контрольные работы, рефераты на заданную тему, курсовые работы, а на выпускном курсе — готовить и защищать диплом. В любом варианте письменного текста важно представить суть проблемы, определив ключевые понятия, ее анализ, сформулировать личностное понимание проблемы, аргументируя его, обосновать предлагаемые выводы. Например, контрольная работа - это самостоятельная работа, содержащая письменный ответ на вопрос, рассматриваемый в рамках одной учебной дисциплины. Ответ на поставленный вопрос предполагает знание теории, понимание механизма действия данного явления или предмета, практики его применения.
Наряду с лекциями у Вас будут проводиться семинарские и практические занятия. На семинарские и практические занятия выносятся наиболее сложные вопросы, те, в которых, по мнению преподавателей, студентам непросто разобраться самим, поэтому важно регулярно посещать семинарские и практические занятия. Следует помнить, что от этих занятий будет больше пользы, если Вы подготовитесь к ним. Ведь именно в ходе обсуждения проблемы, поиска аргументации для обоснования своей точки зрения происходит самоанализ, проверка знаний, возникают вопросы, выявляются неточности в понимании сущности предмета. Семинары и практические занятия помогают студентам глубже овладевать учебной дисциплиной, а преподавателям — позволяют судить о том, насколько успешен процесс освоения материала курса каждым студентом, какова степень учебной активности каждого, сохраняется ли интерес, желание учиться.
Разумеется, первокурсникам будет непросто адаптироваться к новой ситуации. Порой возникнут трудности, с которыми Вы не сможете справиться самостоятельно. Причинами этих трудностей могут быть низкий уровень довузовской подготовки; длительный перерыв в учебе после школы, среднего профессионального учебного заведения ; различная мотивация в получении образования; разные приоритеты в учебных предметах и др. Какими бы ни были причины трудностей, помните, что каждый пробел в знаниях, может помешать усвоению не только данной дисциплины, но и смежных с ней предметов, стать тормозом в будущем профессиональном становлении.
И если Вы чувствуете, что не в состоянии преодолеть эти трудности самостоятельно, обязательно обращайтесь к преподавателю за консультацией. Консультации помогут Вам уяснить причины непонимания того или иного вопроса, разобраться в материале, понять суть проблемы. Практика показывает, что своевременное консультирование помогает студенту полнее овладевать учебной дисциплиной, позволяет избежать неприятностей на этапах контроля знаний — зачетах и экзаменах. А еще консультации важны для студентов, склонных к исследованию, студентов, стремящихся заложить в основание своей практической деятельности прочный теоретический фундамент.

Учебный семестр заканчивается экзаменационной сессией, которая является заключительным этапом работы студентов и преподавателей. Для Вас это, прежде всего, итог самостоятельной работы над учебным материалом. Конечно, первая экзаменационная сессия полна волнений, переживаний, сопряжена со стрессом, но главное в ней — стремление ярче проявить себя, достичь положительных учебных результатов. Чтобы все получилось, необходимо заранее и серьезно готовиться к зачетам и экзаменам. На этом этапе очень полезно выработать жесткий распорядок дня, но при этом не перегружать себя занятиями чрезмерно. Ваша нагрузка в период подготовки к экзаменам не должна превышать 8–10 часов в день. Экзаменов не следует бояться, к ним надо готовиться! Не забудьте при сдаче экзамена или зачета предъявить зачетную книжку. Взяв экзаменационный билет, внимательно прочитайте вопросы, убедитесь в том, что Вы их понимаете. Времени для подготовки ответа отводится достаточно. Самое главное — Ваши ответы на экзамене должны быть краткими, четкими, логически выстроенными.В ответах необходимо давать четкие определения понятий, аргументировать основные положения, формулировать выводы по проблеме.

Источник: Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу //Методические рекомендации. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2006. 42 – с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.