У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. Полезные и интересные материалы часто не сразу могут найти применение. Что со всем этим делать? Предлагаем тебе завести папку, в которой ты сможешь не только хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и т.п., но и систематизировать полезную и интересующую тебя информацию. Оформляя портфолио, ты на практике сможешь применить знания "секретов успешной учебы". В Структуре потртфолио представлена структура портфолио. При необходимости и по желанию ты можешь включать в него другие разделы. Как работать с портфолио?
- Оформи основные разделы;
- В первой части портфолио тебе предстоит составить свой собственный портрет. Выдели отличительные черты своего характера; перечисли свои основные дела; выпиши самые любимые занятия. Здесь же тебе будет предложено описать себя в школе. Расскажи немного о школе, в которой ты учишься, о любимых учебных предметах, об учителях и друзьях. Этот раздел может содержать интересные фотографии и (или) твой автопортрет.
- 1 раз в месяц обновляй содержимое раздела МОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Грамоты и дипломы вынимать оттуда не стоит, а вот лучшие работы ежемесячно нужно пересматривать и заменять.
- В начале учебного года и в начале каждой четверти тебе предстоит подумать, чего ты хочешь добиться в своих делах: какие результаты ты должен получить? Это и есть цели, которые нужно записать в соответствующем разделе портфолио. Просматривая содержимое раздела МОИ ДОСТИЖЕНИЯ, подумай: соответствуют ли результаты деятельности поставленным целям?
Структура портфолио
Мой портрет:
- мой характер; мои дела; любимые занятия;
- я в школе (моя школа; любимые учителя и лучшие друзья в школе; любимый предмет).
Мои цели:
- мои цели в учебном году и в каждой четверти;
- табличка продвижения к цели;
- лестница успеха.
Мои достижения:
- мои лучшие работы;
- мои награды.
Копилка:
- рабочие материалы (планирование, расписание и т. д.);
важная и/или интересная информация. Структура портфолио
Мой портрет:
- мой характер; мои дела; любимые занятия;
- я в школе (моя школа; любимые учителя и лучшие друзья в школе; любимый предмет).
Мои цели:
- мои цели в учебном году и в каждой четверти;
- табличка продвижения к цели.
- лестница успеха.
Мои достижения:
- мои лучшие работы;
- мои награды.
Копилка:
- рабочие материалы (планирование, расписание и т. д.);
- важная и/или интересная информация.
"Я учусь учиться" (отражает работу по программам "Секреты успешной учебы" и "Учись учиться"):
- карты памяти;
- алгоритмы;
- памятки и др.
Необходимо отметить, что оформление портфолио – дело творческое. Личный портфель достижений должен отражать индивидуальность ребенка. Хорошо, если он сам подберет картинки-символы к каждому разделу портфолио. Однако не следует превращать портфолио в "сундук" для хранения. Портфолио – "живой" инструмент, отражающий актуальную ситуацию.
На логопедических занятиях ученики работают также в тетрадях. Не стоит все же стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку (например, русского языка). Не будем забывать о том, что ребенок приходит на такие занятия, как правило, после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Желательно максимально использовать игровые приемы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету. И совсем уж излишне, наверное, на подобных занятиях обращаться к школьной отметке как единственно эффективному способу стимулирования активности и интереса. Линейки достижений и лесенки успеха, которые рисует в своей тетради ученик, позволяют ему самому оценить себя, а учитель (индивидуально!) может обсудить с ним объективность оценки. Портфолио – копилка успехов
Одним из инструментов, используемых в работе по сопровождению учащихся в гимназии №56, является портфолио – портфель достижений или "копилка успехов". Портфолио ученика – это не просто папка, в которой можно хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и др., а также систематизировать полезную и интересующую информацию. Портфель достижений используется для самооценивания и учета собственных достижений (в т. ч. успехов в учебе). Составляя портфолио, ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, учась отмечать собственные успехи. Прежде чем начинать собирать портфолио, ученик должен понять цель его составления. В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая объективно существующий уровень подготовки, существующие проблемы, трудности, необходимость их преодоления. Портфолио демонстрирует прогресс во времени. "Чистится" он регулярно: проводится отбор и оценивание работ, которые ученик в нем оставляет. Время "чисток" устанавливается учеником, родителями и учителем (например, 1 раз в две недели). Портфолио является общим инструментом разных программ сопровождения: "Секреты успешной учебы", "Учись учиться", "Я учусь выбирать", "Я выбираю". Раздел "Я учусь учиться" пополняется в процессе реализации программ профилактики и преодоления учебных затруднений - "Секреты успешной учебы" и "Учись учиться". Мы предлагаем структуру портфолио, в которую при необходимости и по желанию ученик может включать другие разделы. ПРЕДМЕТНОЕ ПОРТФОЛИО
Мы предлагаем инструмент, который поможет тебе сделать уверенный шаг к успеху. Этот инструмент – предметное портфолио. С его помощью ты сможешь увидеть и оценить свои достижения в изучении того или иного предмета. Эта оценка не будет зависеть от отметки в журнале, потому что даст возможность тебе не зависеть от учителя и самостоятельно увидеть то, чем ты можешь гордиться, а это – залог позитивной самооценки, которая даёт силы преодолевать любые трудности. Предметное портфолио может состоять из следующих разделов:
- "Портрет" ("Я и предмет")
- "Чему я хочу научиться"
- "Копилка":
- памятки - полезная информация
- "Мои достижения"
- "Список литературы"
В разделе "Портрет" ты сможешь раскрыть себя и выразить своё отношение к избранному предмету, разобраться, почему именно этот предмет тебя привлекает, и в чём заключаются трудности его изучения. Чётко сформулировать цели и задачи в изучении избранного предмета ты сможешь в разделе "Чему я хочу научиться": начиная путь к успеху, необходимо видеть конечный результат и пути его достижении (смотри модуль 1 "Постановка цели"). В "Копилке" собери всю полезную информацию по предмету, различные памятки, алгоритмы действий, которые помогут тебе в учёбе. В разделе "Мои достижения" можно разместить не только грамоты, дипломы, но и всё то, что получилось у тебя лучше, чем обычно и в чём ты видишь свой успех, пусть даже ещё не оценённый учителем. Свою начитанность и широкий кругозор ты сможешь показать, поместив в раздел "Список литературы" информацию о дополнительной литературе по предмету, которую ты прочитал. По желанию ты можешь добавлять в портфолио новые разделы, сохранив основные, предложенные нами. Как работать с портфолио старшеклассника?
- Оформи основные разделы. В первой части портфолио тебе предстоит составить свой собственный портрет. Можешь написать эссе о себе: выдели отличительные черты своего характера; расскажи о своих любимых занятиях. Этот раздел может содержать интересные фотографии и (или) твой автопортрет. Кроме того, свой автопортрет ты можешь выполнить в виде коллажа (используй для этого вырезки и старых журналов). Можно представить свой герб и (или) девиз. Прояви фантазию!
- В раздел "Копилка" вкладывай нужную и полезную информацию.
- 1 раз в месяц обновляй содержимое раздела "Мои достижения".
- В начале учебного года и в начале каждой четверти тебе предстоит подумать, чего ты хочешь добиться в своих делах: какие результаты ты должен получить? Это и есть цели, которые нужно обозначить в соответствующем разделе портфолио. Просматривая содержимое раздела "Мои достижения", подумай: соответствуют ли результаты деятельности поставленным целям?
- Раздел "Обратная связь" будет включать отзывы о твоем портфолио тех людей, которым ты будешь его представлять.
Структура портфолио старшеклассника:
- Мой портрет
- Мои цели
- Мои достижения
- Копилка
Обратная связь
Подготовили психологи гимназии №56 |