Задание 1. «Извините – очень простое русское слово. Значит – простите мою вину, а не «извиняюсь», как часто можно услышать. «Подумаешь, какая разница», – скажет кто-нибудь. А разница есть: в первом случае человек обращается с просьбой к другому, а во втором – как бы сам себя прощает. Когда извинения приносятся вам, принято отвечать словом «пожалуйста». А вы правильно извиняетесь? Задание 2. В соответствии с правилами ведения деловых телефонных разговоров, проиграйте следующие ситуации: договориться о деловой встрече. узнайте по телефону о ходе выполнения работ.
Задание 3. Отталкиваясь от условий и целей коммуникации, определите, какие формулы речевого этикета будут уместны в следующих ситуациях. Вам необходимо обратиться к: а) приятелю, чтобы попросить учебник; б) секретарю в приемной, чтобы узнать решение по вашему заявлению; в) преподавателю, чтобы попросить его принять вас пересдачу экзамена; г) пожилому человеку, чтобы узнать как пройти (проехать) на вокзал. Разыграйте предложенные ситуации. Сформулируйте вывод о фатической стороне общения. В какой степени языковая система русского языка обеспечивает нормативность этикетного взаимодействия Задание 4. Составьте короткий устный рассказ а) о своем городе, б) об университете, в) о своей семье. Используйте для этого монологическую или диалогическую форму речи. Задание 5. Постройте монолог-рассуждение на основе одного из данных высказываний. 1. Пустые слова — что орех без ядра. 2. Не говори наобум, а бери на ум. 3. «Выучить несколько языков — дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни» (Вольтер). 4. «Язык человека — это его мировоззрение и его поведение» (Д.С. Лихачев). Задание 6. Прочитайте юмористические тексты. Какое значение имеют этикетные формулы? Замените их другими, возможными в данной ситуации. 1. К капитану парохода подходит женщина и спрашивает: – Это правда, что море здесь имеет глубину в три километра? – Ну что вы! Здесь не более пятисот метров. – Ну, слава богу. А то я так боялась! 2. – Аккуратность – это главное, что мы ценим в сотрудниках, – говорит начальник человеку, который пришел наниматься на работу. – Вы вытерли ноги перед тем, как войти сюда? – Да, конечно, сэр. – И второе. Больше, чем аккуратность, мы ценим честность. У нас перед входом нет половика. Задание 7. Уместно ли употребление следующих этикетных выражений в приведенных ситуациях? 1. Вы находитесь на консультации у преподавателя: – Рад приветствовать Вас! – Позвольте Вам напомнить о… – Спасибо за преподанный урок… – Хочу Вас поблагодарить за… – Смею Вас уверить в… – Доброго вам здравия! – Премного вам благодарен.
2. Вы в гостях у друга: – Добрый день! – Разреши тебе сказать о… – Мне необходимо поговорить с тобой о… – Валяй рассказывай… – Ввиду известных тебе обстоятельств… – Наше вам… Источник: Культура речи: Практикум / Авт.-сост. И. П. Кудреватых, Л. А. Бессонова, Е. В. Кожемяченко, Л. М. Надумович, А. Н. Федоринчик. Минск – БГПУ, 2011. 170 с.
|