Этика речевого общения
Просвещение школьников - Курсы для школьников

Задание 1. «Извините – очень простое русское слово.
Значит – простите мою вину, а не «извиняюсь», как часто можно услышать. «Подумаешь, какая разница», – скажет кто-нибудь. А разница есть: в первом случае человек обращается с просьбой к другому, а во втором – как бы сам себя прощает. Когда извинения приносятся вам, принято отвечать словом «пожалуйста».
А вы правильно извиняетесь?
Задание 2. В соответствии с правилами ведения деловых телефонных разговоров, проиграйте следующие ситуации:
договориться о деловой встрече.
узнайте по телефону о ходе выполнения работ.

Задание 3. Отталкиваясь от условий и целей коммуникации, определите, какие формулы речевого этикета будут уместны в следующих ситуациях.
Вам необходимо обратиться к:
а) приятелю, чтобы попросить учебник;
б) секретарю в приемной, чтобы узнать решение по вашему заявлению;
в) преподавателю, чтобы попросить его принять вас пересдачу экзамена;
г) пожилому человеку, чтобы узнать как пройти (проехать) на вокзал.
Разыграйте предложенные ситуации. Сформулируйте вывод о фатической стороне общения. В какой степени языковая система русского языка обеспечивает нормативность этикетного взаимодействия
Задание 4. Составьте короткий устный рассказ
а) о своем городе,
б) об университете,
в) о своей семье.
Используйте для этого монологическую или диалогическую форму речи.
Задание 5. Постройте монолог-рассуждение на основе одного из данных высказываний.
1. Пустые слова — что орех без ядра.
2. Не говори наобум, а бери на ум.
3. «Выучить несколько языков — дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни» (Вольтер).
4. «Язык человека — это его мировоззрение и его поведение» (Д.С. Лихачев).
Задание 6. Прочитайте юмористические тексты. Какое значение имеют этикетные формулы? Замените их другими, возможными в данной ситуации.
1. К капитану парохода подходит женщина и спрашивает:
– Это правда, что море здесь имеет глубину в три километра?
– Ну что вы! Здесь не более пятисот метров.
– Ну, слава богу. А то я так боялась!
2. – Аккуратность – это главное, что мы ценим в сотрудниках, – говорит начальник человеку, который пришел наниматься на работу. – Вы вытерли ноги
перед тем, как войти сюда?
– Да, конечно, сэр.
– И второе. Больше, чем аккуратность, мы ценим честность. У нас перед входом нет половика.
Задание 7. Уместно ли употребление следующих этикетных выражений в приведенных ситуациях?
1. Вы находитесь на консультации у преподавателя:
– Рад приветствовать Вас!
– Позвольте Вам напомнить о…
– Спасибо за преподанный урок…
– Хочу Вас поблагодарить за…
– Смею Вас уверить в…
– Доброго вам здравия!
– Премного вам благодарен.

2. Вы в гостях у друга:
– Добрый день!
– Разреши тебе сказать о…
– Мне необходимо поговорить с тобой о…
– Валяй рассказывай…
– Ввиду известных тебе обстоятельств…
– Наше вам…
Источник: Культура речи: Практикум / Авт.-сост. И. П. Кудреватых, Л. А. Бессонова, Е. В. Кожемяченко, Л. М. Надумович, А. Н. Федоринчик. Минск – БГПУ, 2011. 170 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.