Задание 1. Прочитайте высказывания писателей и поэтов о трудностях в работе со словом. Какие из наблюдений кажутся вам наиболее интересными? Что из этих советов вы используете при создании собственных письменных текстов? 1. Следите, чтобы конечный слог слова не сливался с начальным другого, образуя ненужное третье, например: «как камень», «в бре-ду ду-мала». Если решили писать, внимательнейше, неутомимо, упрямо изучайте язык (М. Горький). 2. Вы не работаете над фразой: ее надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от «по мере того», «при помощи», надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом «стала» и «перестала (А. Чехов). 3. Берегите слова! Не допускайте, чтобы высокие, святые слова превратились в разменную монету (В. Сухомлинский). 4. Язык готовых выражений, штампов... тем плох, что в нем утрачено ощущение движения, жеста, образа. Фразы такого языка скользят по воображению, не затрагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга (А. Толстой).
5. Слово ценится по силе, с которой говорит человек, у сильного слов меньше, но зато они сильней действуют, у слабого больше слов, и чем больше слов у него, тем больше силы убывает. И так доходит до того, что слова его текут, как вода, и все говорят, его слушая: «Это вода» (М. Пришвин). 6. Всякая штампованная речь многословна. Ведь тот, кто пользуется истертыми штампами, говорит по инерции, спустя рукава, его внимание к каждому слову ослаблено, поэтому он так сыплет словами-паразитами, словами- пустышками, превращающими его речь в болтовню (К. Чуковский). Задание 2. Прочитайте текст. Составьте тезисы на тему «Успех и неудачи в разговорной речи». Добавьте свои примеры. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ Разговорная речь – это пример коммуникативного взаимодействия людей и, следовательно, показывает все особенности целенаправленного поведения. Для понимания сущности разговорной речи важен следующий вывод: говорящий человек всегда заявляет о себе как о личности, и только в этом случае возможно установление контакта в общении с другими людьми. В каждом высказывании говорящий предстает как человек с определенными этническими, национальными, культурными характеристиками, обнаруживая свои особенности мировосприятия, этические и ценностные ориентиры. Что же нужно для успешного общения? 1. Необходимым условием возникновения диалога и успешного его завершения является потребность в общении, в явном виде не выраженная языковыми формами, коммуникативная заинтересованность (по определению М. М. Бахтина). 2. Следующее важное условие успешного общения, правильного восприятия и понимания – настроенность на мир собеседника, близость мировосприятия говорящего и слушающего. Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурный уровень рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как жесты, мимика, тон, тембр голоса. 3. Главным условием успешного речевого общения является умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего. При всех тонкостях индивидуального восприятия речи говорящий и слушающий исходят из следующих предполагаемых фактов: а) существуют законы невыражения языковыми конструкциями структур мысли; б) существуют явные и неявные способы выражения смысла. В разговорной речи невыражение смысловых фрагментов и выборочное отражение «картины мира» – типичное явление: именно в этой функциональной разновидности имеет место самое сложное взаимодействие между говорящим и слушающим, самое жесткое требование ситуативного речевого поведения, наиболее активный и творческий характер понимания речи. Выражение Тютчева «Мысль изреченная есть ложь» вполне соответствует тому положению, когда содержание речевого общения намного шире значения всех языковых элементов и знание их значений не является гарантией успешного понимания. 4. Успешность общения зависит от способности говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события. Это связано с возможностью по-разному видеть окружающий мир. Мировосприятие человека и сложившиеся мыслительные категории обусловливают такие категории языка, которые формальными средствами разных уровней языковой системы обозначают какое-либо понятие о мире. Эти категории называются функциональными, так как показывают язык в действии. Говорящий формирует высказывание и текст в целом. Он формирует свой стиль письменной речи, точку зрения при отражении в речи каких-то событий, явлений, фактов, фрагментов «картины мира». Роль говорящего проявляется и в способе линейной организации речи, в выборе главного «участника действия»; например, синтаксическая позиция в начале предложения предназначена для обозначения того, о чем (о ком) говорится в предложении, то есть для темы высказывания; и от того, чтó именно говорящий делает темой, зависит вид синтаксической конструкции и ее смысл. Ср.: Волна захлестнула лодку; Лодку захлестнуло волной; Лодку захлестнуло. Интересная актуализация языковых элементов представлена в рассказе С. Залыгина «Анекдоты из жизни Кудашкина А. Я.»: …я ведь Кудашкин А. Я., то есть от «а» до «я»! И любопытно, и вполне оригинально! Не у каждого так! Тем более, что есть еще и другая интерпретация: «А я – Кудашкин!» Языковыми средствами говорящий всегда передает свое отношение к предмету речи, а также к адресату. Так, уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных встречаются в речи, если адресат близок или симпатичен говорящему, например: Глазки словно фиалки. То есть в построении высказывания, в выборе слов, интонации говорящий всегда обнаруживает свой взгляд на мир, и успешность речевого общения зависит от того, насколько этот взгляд согласуется с особенностями мировосприятия адресата или его точкой зрения по какому-либо вопросу. Тема разговора «диктует» говорящему способы ее представления в речи. Так, темы патриотизма, личности и общества, долга, любви требуют особой лексики, средств субъективной авторской модальности, отличных от тех, которые могут быть употреблены при обсуждении кулинарных рецептов или в рассказе о шумном застолье. Взаимопонимание, правильное истолкование позиции говорящего по какому-либо вопросу возможно только в том случае, если речь воплощает чувства и мысли, если она образна, искренна, эмоциональна, а не только сообщает «голую правду» (невыразительная речь, как правило, скучна). Только яркая, экспрессивная речь найдет отклик у собеседника, так как «никогда никакими силами нельзя заставить человечество познать мир через скуку» (Л. Н. Толстой). 5. На успешность речевого общения влияют внешние обстоятельства: присутствие посторонних, канал общения (телефонный разговор, записка, сообщение по электронной почте, на пейджер, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональное состояние, физическое состояние – все это может предопределить судьбу разговора. Различают общение контактное – дистантное, непосредственное – опосредованное, устное – письменное. Общение будет более успешным, если оно протекает в устной форме, собеседники находятся наедине. Но даже благоприятные обстоятельства еще не гарантия успеха, согласия. Атмосфера диалога становится не менее существенной, чем его содержание. 6. Важным компонентом успешного речевого общения является знание говорящим норм этикетного речевого общения. Вне зависимости от формул вежливости, в языке есть определенный набор высказываний, закрепленный традицией использования языка, которые предписывают адресату определенную форму ответа. Например, для людей, владеющих языком, не представляет трудности толкование вопроса: Как ваши дела? Существует стереотип ответа, речевое этикетное поведение в качестве реакции на выражение Как вы поживаете? В конкретных ситуациях общения слушатель правильно понимает коммуникативную цель говорящего, даже если высказывание не шаблонно, и в соответствии с этим строит ответную реплику. 7. Условия успешного речевого общения коренятся и в соответствии планов и схем речевого поведения собеседников, в основе которых лежит определенный уровень человеческих отношений и социального взаимодействия. К успеху в диалоге ведет успешный прогноз восприятия слушателем реплик говорящего, умение говорящего предугадать общий замысел интерпретации слушателя и стратегию его восприятия. Задание 3. Известный римский оратор Цицерон говорил: «Поэтами рождаются, ораторами Используя приведенные ниже высказывания, постройте рассуждение на эту тему и оформите ваши мысли письменно.становятся». 1. Прежде чем научиться говорить, надо научиться мыслить (Цицерон). 2. Много говорить и много сказать – это не одно и то же (Софокл). 3. Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку (Вольтер). 4. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить» (Вольтер). 5. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 6. Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой). Задание 4. Сформулируйте основную мысль стихотворений и запишите ее. Неясных замыслов величье Нам души пламенные жгло, Но сквозь затор косноязычья пробиться к людям не могло Ю. Смеляков Быть может, нету слов правдивых, Иль это я – расплывчатый, ленивый, Не чувствуя опоры берегов, Несу обрывки мыслей, слов, слогов, Как тащит мусор талая вода, Сама не ведая – зачем, куда. М. Бабич Задание 5. Определите, в чем, на ваш взгляд, проявился полистилизм в данном тексте. Установите, с какой целью, удачно или не удачно автор вводит языковые средства разных уровней. Определите тему, которая связывает тексты в единое целое. Словарный запас карман не тянет Пользуемся языком непрерывно (некоторые даже во сне), а вспоминаем о нем, когда слов не хватает. Как воздуха. Только словесная одышка наблюдается все чаще и чаще. О том, чтобы ее не было, позаботился, между прочим, врач – по одной из первых своих профессий – Владимир Иванович Даль. В 18 лет он стал мичманом, в 28 – врачом и на всю оставшуюся жизнь – лексикографом, лингвистом, этнографом, писателем и историком. Подарил потомкам плод своего полувекового труда – «Толковый словарь живого великорусского языка», состоящий из 200 тысяч слов, и сборник «Пословицы русского народа», в который включено более 30 тысяч пословиц, поговорок, прибауток, присказок и загадок. Казалось бы, черпай из этого кладезя, или родника. Однако жажда над этим источником мучит немногих. Вот и встречаешь иной раз такой перл в анкете: «образование – вышое гомонитарное». Словарный запас карман не тянет, да не всяк к нему тянется. Почти «наше все» Если Пушкин, по известному выражению, «наше все», то о его современнике Дале, пожалуй, можно было бы сказать, что он почти «наше все». Не случайно же судьба распорядилась так, что Даль безотлучно находился у постели смертельно раненного поэта до последнего вздоха его. Один – гений, другой – титан русской культуры. Правда, 200-летний юбилей титана отметили у нас более чем скромно. Кажется, ЮНЕСКО озаботилось этим больше, внеся юбилей Даля в календарь памятных дат, чем соотечественники. По этому поводу у Даля определенно кое-что найдется. Например: «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди». Возможно, сам он предпочел бы другое: «Скажут спасибо, так и ладно, а нет – и так хорошо». Изменился сильно, но узнать можно Многие писатели-классики «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (Тургенев) хотели бы видеть «без чужого примеса» (Карамзин), завещали беречь его «от порчи» (Сумароков, Лесков), считали, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (Белинский). Отмечали, что богат наш язык, как никакой другой, глаголами и существительными. Но и, восторгаясь им, прилагательных не жалели. «Дивишься драгоценности нашего языка… Иное название еще драгоценнее самой вещи» (Гоголь). Но не вняли потомки. Сегодня иного светоча либеральной мысли понять без словаря иностранных слов последнего издания весьма затруднительно. Хотя отдельные русские слова еще проскальзывают. Устное, печатное и непечатное Непечатное слово родилось одновременно с устным, а может быть, и раньше. С изобретением книгопечатания оно всячески норовило стать печатным, чтобы расширить влияние. В первом издании далевского словаря оные слова вовсе отсутствовали. Матерные выражения впервые появились лишь в третьем издании, которое редактировал Бодуэн де Куртене. В наше время ненормативная лексика (чуть было не написал «ненормальная») не только в словари полезла. Даже всеми любимый блин стал полуругательным словом. Мол, что ж вы, блин, на блины-то не пришли! На телевидении по закону ненормативную лексику пока еще положено заглушать, то есть «запикивать». Пора срочно «морзянку» осваивать. Исторические параллели и перпендикуляры провел Юрий Лобов. Задание 6. Прочитайте текст К. Мелихана «Как надо писать по-русски». Что можно сказать об эффекте воздействия этого текста на читателя? Что создает юмористический эффект? Определите, какие особенности научного стиля пародирует автор? Какими языковыми средствами создается ирония? Наши люди всегда отличались здоровым чувством юмора, которое помогало выжить даже в самые тяжелые времена. Только у нас мог появиться на свет такой прелестный каламбур: «В каждой шутке есть доля шутки». Начиная разговор о стилистике русского языка, поговорим, прежде всего, о том, С ЧЕГО ВООБЩЕ НАЧИНАТЬ. Начинать надо с главного. Многие авторы, особенно начинающие, страдают болезнью раскачки, начинают вяло, с неважного, второстепенного, долго разгоняются, тянут резину, боятся сразу взять быка за рога, ввести в курс дела, и делают это медленно, постепенно, что, конечно, утомляет читателя. Иногда на вводную часть уходит целый абзац. Утомляют и бесконечные ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ фамилий, имен, отчеств, стран, городов, деревень, лесов, морей, полей и рек, озер, пойм, дамб, каналов, заливов и лиманов, а также арыков, айсбергов, оазисов, водопадов, водопроводов, керогазов, козерогов и т. д. Перечислять можно до бесконечности. Но размер данной статьи не позволяет этого сделать. А потому сразу перейдем к другой распространенной ошибке – ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ ЦИТАТАМИ. «Следует больше видеть самому, чем повторять чужие слова». Эти замечательные слова принадлежат Лихтенбергу. Гельвеций в этой связи заметил: «Немногие авторы мыслят самостоятельно». Поэтому не увлекайтесь цитатами. «Учеными глупцами» называл цитатчиков Лев Толстой. В подкрепление этой мысли не побоюсь привести цитату из латинского: «Цитатум минимум» (цитируй только в случае крайней необходимости). ИЗБЕГАЙТЕ НЕНУЖНЫХ КРАСИВОСТЕЙ. Красивое, но ненужное сравнение подобно бриллиантовому колье на груди бородавчатой жабы, которую из серебристого тумана выносит гнусная макака. Теперь спросим: что такое РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС? Когда он ставится? И так ли уж всегда необходим? К скучному тексту также может привлечь внимание ИНВЕРСИЯ. Неправильный в предложении слов порядок – вот что инверсия значит такое. ИЗБЕГАЙТЕ БАНАЛЬНОСТЕЙ. Пишите хорошо, оригинально. ОРИГИНАЛЬНО – то, что не банально. Если б все вокруг было оригинально, писать банально было б оригинально, а писать оригинально – банально. НЕ ПОВТОРЯЙТЕСЬ. Не высказывайте одну и ту же мысль дважды. Дважды высказанная мысль – есть повторение сказанного. Поэтому не повторяйте сказанное дважды. Дважды сказанное – это повторение уже дважды высказанного. ИЗБЕГАЙТЕ И БОЛЬШОГО ЧИСЛА ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ в одной фразе: одно, два числительных – куда ни шло; но три, четыре – уже много; пять, шесть, семь – очень много; восемь – предел; максимум – девять; хотя можно – и больше, если очень хочется, но лучше не надо. БУДЬТЕ КРАТКИМИ, НЕ УДЛИНЯЙТЕ НЕПОМЕРНО ФРАЗУ, загромождая ее ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ, стоящим вдобавок перед ПРИЧАСТНЫМ, который лучше, однако, ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ибо не увеличивает, не расширяет и не нагнетает количество ГЛАГОЛОВ, различных, необязательных и лишних ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, стоящих уже непонятно в каком ПАДЕЖУ, из чего ясно, что крайне много появляется не только НАРЕЧИЙ, но также и СОЮЗОВ, опять-таки каких-либо-нибудь-кое ЧАСТИЦ, СКОБОК, усложняющих (затемняющих) мысль, ЗАПЯТЫХ, ТОЧЕК С ЗАПЯТОЙ; МНОГОТОЧИЙ... прочих знаков препинания – в том числе – ТИРЕ, – если к тому же слог изобилует ложными АЛЛИТЕРАЦИЯМИ, иллюстрирующими лишь иллюзорность любви к слову, и ненужными и натужными РИФМАМИ-шрифмами, потому, что в КОНЦЕ ФРАЗЫ УЖЕ ЗАБЫВАЕШЬ ТО, О ЧЕМ ГОВОРИЛОСЬ В ЕЕ НАЧАЛЕ. Несколько (*) слов О ПРИМЕЧАНИЯХ. Примечания оправданы только в том случае, когда объясняют темные (**) места (***). Крайне (****) редко пользовался примечаниями, например (*****), Пушкин (******). ЗАКАНЧИВАТЬ произведение ни в коем случае нельзя категорически. Никогда, никого и ни в чем не поучайте! Запомните это раз и навсегда!!! Примечания: * Немного. ** Неясные. *** Имеется в виду – в тексте. **** Очень. ***** К примеру. ****** Великий русский поэт (1799–1837), писал стихи. (Секретарское дело. 2002. № 4).
Задание 7. Запишите сокращенно в соответствии с принятыми нормами следующие слова. Проверьте себя по ключу. Университет, доктор, ассистент, доцент, министерство, объединение, отделение, класс, Санкт-Петербург, Минск, производство, научный, статья, область, общество, количество, сельское хозяйство, сельскохозяйственный. Ключ: ун-т, д-р, асс., доц., мин-во, об-ние, отд., кл., СПб, Мн., пр-во, науч., ст., обл., об-во, кол-во, с.х., с/х. Задание 8. Перепишите текст и оформите его в соответствии с правилами письменной речи. И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу неутомимый в своем стремлении к высоте и смотрел на синие зубчатые леса прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства. Из этой сосновой крепости из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир наивно поклявшись никогда не возвращаться но чем дальше и быстрее уходил тем яростней тянуло меня обратно <…> Смешное детство! Оно вписалось в мою жизнь далеким неверным маревом раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. В тот день когда я уходил из дому так же как и сегодня вызванивали полевые кузнечики так же лениво парил надо мной ястреб и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу (В. Белов). Источник: Культура речи: Практикум / Авт.-сост. И. П. Кудреватых, Л. А. Бессонова, Е. В. Кожемяченко, Л. М. Надумович, А. Н. Федоринчик. Минск – БГПУ, 2011. 170 с.
|