Контрольные вопросы
1 курс
- Основные принципы работы группы.
- Принцип "Здесь и теперь"
- Искренность и открытость
- Принцип Я
- Принцип активности
- Конфиденциальность
- Принцип уважения говорящего
- Принцип недопустимости непосредственных оценок участника.
- Факторы, влияющие на развитие сплоченности в группе
- Характеристика качеств личности важных для общения.
2 курс
- Вербальные средства установления контакта.
- Невербальные средства установления контакта.
- Приемы слушания собеседника.
- Эмпатическое понимание собеседника.
- Установление позитивной обратной связи.
- Эффективная обратная связь как средство повышения самооценки.
- Классификация конфликтов.
- Формы проявления внутриличностных конфликтов.
- Способы управления внутриличностными конфликтами.
- Причины и факторы межличностных конфликтов.
- Способы управления межличностными конфликтами.
- Эффективное поведение в конфликтной ситуации.
3 курс
- Основные понятия телесно-ориентированной психотерапии
- Пластический тренинг, как разновидность телесно-ориентированных тренингов.
- Метафоры, как тренинговый прием.
- Использование метафор в общении.
- Основные понятия гештальт-терапии
- Использования методов телесной терапии в социально-психологическом тренинге.
- Понятие и цели тренинга креативности.
- Особенности гештальт подхода в тренинге
- Игровые методы и приемы в тренинге.
- Медитации-визуализации как метод психологического тренинга.
Литература
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: 1994.
- Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: 1996.
- Брэтт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. – М.: 1996.
- Вачков И. В. Основы психологии группового тренинга. Психотехники. – М.: 2000.
- Гордон Д. Терапевтическая метафора. – СПб.: 1995
- Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж . – 1993.
- Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: 1993.
- Донской Д. И., Кондратенко В. Г. Общая психотерапия. – Мн.: 1998.
- Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: 2000.
- Жизневский Б. П. Приобретение уверенности в себе: программа тренинга общения. – Мн.: 1994.
- Избранные рабочие материалы для занятий учебных групп по гештальт – терапии / Сост. Е. Петрова. М.: 2000
- Игры – обучение, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусинского В. В. – М.:1994.
- Казанский О. А. Игры в самих себя. – М.: 1995.
- Кандыба Д. В., Кандыба В. М. Управляемый медитативный аутотренинг. – М.: 1990.
- Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
- Конфликты: сущность и преодоление. Метод, материалы. Под ред. Ясниковой Л.Д. – М., 1990.
- Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. 1997.
- Лампен Д. и Дж. Молодые люди управляют конфликтом.– Мн.: 1998
- Маккей Г. Основы умения совладать с собственным гневом. – М.: 1993.
- Миллс Д., Кроули Дж. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". – М.: 1996.
- Наранхо К. Гештальт–терапия. – Воронеж, 1995.
- Пезешкиан Н. Психотерапия на каждый день. – Архангельск, 1993.
- Пиз А. Язык телодвижений. Н-Новгород. 1992.
- Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М.: 1992.
- Прутченков. Свет мой зеркальце скажи. – М.: 1999.
- Психогимнастика в тренинге / под ред. Хрящевой. – Спб.: 2001.
- Разрешение конфликтов: Тренинги / С. Барановский, Е. Вотчицева, Л. Зубелевич и др.–Мн.:1999.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: 2000.
- . С психологией – в 21 век: Сб. ст. / авт. колл.– Гомель, 2000
- Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. – СПб.: 2000.
- Солдатова Г. У. Шайгерова Л. А. Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2000.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Р/на Дону, 1997.
- Цзен Н. В. Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: 1988.
- Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: 1990.
- Хрестоматия по психотехнике /сост. В.Ю. Баскаков.– М.:2000.
- Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: 2003.
Приложение 1
"Потерпевшие кораблекрушение" Представьте себе, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять одно долларовых банкнот.
- Сектант.
- Зеркало для бритья.
- Канистра с 25 литрами воды.
- Противомоскитная сетка.
- Одна коробка с армейским рационом.
- Карты Тихого океана.
- Надувная плавательная подушка.
- Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
- Маленький транзисторный радиоприемник.
- Репеллент, отпугивающий акул.
- Два квадратных метра непрозрачной пленки.
- Один литр рома крепостью 80%.
- 450 метров нейлонового каната.
- Две коробки шоколада.
- Рыболовная снасть.
Приложение 2
Ответы экспертов ЮНЕСКО для упражнения "Потерпевшие кораблекрушение" Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут бытъ использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом. Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
- Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
- Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.
- Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
- Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.
- Непрозрачная пленка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
- Коробка шоколада. Резервный запас пищи.
- Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица" в руках лучше "журавля" в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу
- Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.
- Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
- Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.
- Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
- Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
- Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
- Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
- Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Источник: Бука Татьяна Леонидовна, Митрофанова Марина Леонидовна "Психологический тренинг" |