Цикл "Учитель - ученик"
Игра "Позиционное общение" Цель игры: расширение диапазона коммуникативных средств учителя, поиск эффективного индивидуального стиля педагогического общения с учащимися средних и старших классов. Игра проводится в три этапа. На первом этапе психолог предлагает двум участникам группы проиграть одну из типичных ситуаций, взятых из взаимодействия учителя и ученика-подростка или старшеклассника. Остальные участники наблюдают. Возможны следующие ситуации: "Ученик сорвал урок, и учитель вызвал его для беседы"; "Ученик курит в школе", "У старшеклассницы резко снизилась успеваемость" и т.п.
Выбранная ситуация проигрывается в соответствии с заданными коммуникативными позициями: "учитель" выступает строгим, реализующим формально оценивающий стиль, а "ученик" оправдывается, молча выслушивает нотацию "учителя". Затем происходит общее обсуждение: какие ощущения и впечатления получил "ученик" от такой беседы, как чувствовал себя "учитель", какие мысли и эмоции вызвала данная сцена у группы. Довольно часто учитель, который играл роль ученика, с удивлением признавался, что никогда бы не подумал, что жесткие, директивные меры воздействия, справедливо применяемые для наказания нерадивого школьника, рождают в последнем такую подавленность, пассивность, а иногда и раздражение. Участники группы приходят к выводу, что применение авторитарных средств общения с подростками и старшеклассниками в целом малоэффективно. На втором этапе проигрывается та же ситуация общения учителя и ученика, но меняются "актеры" и заданные коммуникативные позиции. Участнику группы, играющему роль учителя, предлагается перейти на упрашивающий тон {например, в дорогой элитной школе учитель вынужден уговаривать сына миллионера), в то время как старшеклассник ведет себя высокомерно и вызывающе. Групповое обсуждение результатов второго этапа игры посвящено анализу того, по каким причинам возникают ситуации зависимости учителя от ученика и как их преодолеть или избежать. На третьем этапе организуется групповой поиск средств и способов, помогающих учителю наладить психологически полноценное общение с учеником на примере той же ситуации, но при этом реализовать педагогическую управляющую позицию. Рассматриваются вопросы: как учителю следует начать разговор со школьником, как сесть, какие фразы и когда говорить, какую атмосферу и настрой должна носить такая беседа и др.
Упражнение "Мой самый трудный подросток"
Цель упражнения: обмен между учителями опытом общения с трудным подростком, поиск эффективных способов взаимодействия с учеником, нарушающим дисциплину в классе. Группа учителей рассаживается в круг. По желанию в течение 10-15 минут каждый из них рассказывает одну из самых трудных в педагогическом отношении ситуаций его общения с подростком. Он обращает внимание группы на то, что делал, переживал и чувствовал, а также на то, какие были результаты при применении тех или иных мер воздействия. В ходе одного занятия удается обычно выслушать 4-5 случаев, взятых из реального профессионального опыта учителей. На коллективном обсуждении достигаются следующие цели: учитель-рассказчик получает от группы поддержку; участники обмениваются опытом общения с учеником в проблемных ситуациях. Важно и то, что психолог имеет возможность продемонстрировать применение психологических средств для решения конкретных педагогических задач: как следует говорить, что следует делать, какую позицию необходимо занять.
Упражнение "Моя юность" Цель упражнения: активизация воспоминаний учителей, отнесенных ко времени, когда они были девушками (или юношами). Группа учителей садится в круг и по очереди (или по желанию) вспоминают случаи из своего личного опыта: "Самое радостное событие моей юности" или "Самое грустное событие моей юности". Выполнение упражнения будет успешным, если участникам группы удастся почувствовать себя такими, какими они были в юности, ярко и отчетливо ощутить свои юношеские переживания. |