На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для студентов. Продолжение
Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для студентов. Продолжение
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги

Продолжение

Занятие 8. Физиологические последствия курения

Цель: добиться от студентов понимания физиологических последствий курения и влияния табачной смолы на живую ткань.
Основные понятия: никотин, дыхательные пути, головной мозг, последствия курения для организма.
Материалы: прозрачная пластиковая бутылка с колпачком, трубка длиной 5–7 см, шарики из ваты, пластилин, сигарета без фильтра, спички.
Исследовательские задания:
1. Приготовьте прибор для курения. В крышке проделайте отверстие размером с диаметр трубки. Вставьте трубку и замажьте отверстие пластилином.

2. Необходимо продемонстрировать учащимся проникновение смолистых веществ в легкие.
Задача эксперимента — показать, что смолистые вещества немедленно проникают в рот и легкие.
Вставьте ватные шарики в бутылку, сигарету — в трубку. Завинтите крышку.
Сжав бутылку, выдавите из нее воздух. Зажгите сигарету и начните медленно и равномерно ослаблять давление на бутылку.
Выводы из наблюдений можно получить, ответив на вопросы:
q Как выглядят ватные шарики после эксперимента?
q Как выглядит бутылка?
q Как вы думаете, какое влияние оказывает курение на внутреннюю поверхность ваших легких?
После эксперимента проделайте следующее:
q протрите ватным шариком стебель нескольких растений;
q посмотрите, что произошло с растениями.

В природных условиях никотин представляет собой жидкое вещество, содержащееся в растении под названием табак. Он содержится в сигаретах, сигарах, трубочных и жевательных сортах табака. Когда человек закуривает сигарету, никотин вдыхается с дымом. Дым проникает через клетки дыхательных путей с током крови и быстро достигает головного мозга.

При курении никотин способствует повышению частоты сердечных сокращений, в результате чего сердце вынуждено работать интенсивнее, и ему требуется больше кислорода. Одновременно угарный газ, образующийся в легких из дыма, уменьшает количество кислорода, поступающего в кровь и к сердцу.

Таким образом, в то время когда организму требуется большее количество кислорода, он его недополучает. Кроме того, курение временно повышает кровяное давление, сужая сосуды и учащая сердечный ритм. Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, подвергает себя вдвое большему риску сердечного приступа по сравнению с некурящим. Чем раньше он начал курить, тем выше этот риск.
Безвредных сигарет не существует. Сигареты с пониженным содержанием никотина и никотиновых смол также вредны и увеличивают опасность разных заболеваний. В сигаретах содержится липкое вещество, называемое смолой. Она похожа на гудрон, или вар. Никотиновая смола налипает на легкие, приводит к появлению пятен на зубах и пальцах. Даже если в сигарете имеется фильтр, он не может задержать все количество смолы, часть которой попадает в организм курящего. Часто люди, курящие сигареты с фильтром, затягиваются сильнее, таким образом все равно наполняя легкие табачным дымом и смолой.
В состав табачного дыма входит около 4000 химических веществ, многие из которых ядовиты. Более 40 из них вызывают раковые заболевания. Шансы курильщика на получение рака легких в 10 раз выше, чем у некурящих. Курение тесно связано с эмфиземой и хроническим бронхитом. Курильщики часто кашляют, пытаясь избавить свой организм от дыма и ядовитых химических веществ. Сигаретный дым вреден как для курящих, так и для некурящих.
Затем учащиеся вместе с преподавателем изготавливают аппарат, с помощью которого демонстрируется воздействие табачного дыма на легкие человека

Вопросы по теме занятия:
1. Обсудите итоги эксперимента.
2. Каковы физиологические последствия курения и влияния табачной смолы на живую ткань?
3. Что изменяется в организме человека во время курения?
Информ-дайджест
Сигарета — атомный реактор?
Итальянские ученые выяснили: никотин и смолы не являются единственными вредными веществами, воздействующими на организм курильщиков.
По данным исследователей, курильщик подвергается также воздействию радиации. Так, 20 выкуренных в день сигарет по влиянию радиации равносильны 300 флюорографиям, сделанным в течение года. Дело в том, что в табаке содержится радиоактивный полоний-210, альфа-излучение которого особенно вредно для живых клеток.
Результаты исследования должны пройти проверку в государственных органах Италии. Затем, если эти данные подтвердятся, Организация по защите итальянских потребителей потребует от производителей табака химическим способом нейтрализовать полоний-210 в производимой ими продукции.

Занятие 9. Кратковременные и длительные последствия курения

Цель: убедить студентов в однозначности отрицательного влияния курения.
Основные понятия: кратковременные последствия, длительные последствия.
Материалы: бумага, карандаши.
Исследовательские задания:
1. Разделите группу на четыре команды. Капитан каждой команды записывает ответы четырех команд, которые должны перечислить:
q отрицательные кратковременные последствия курения (1-я группа);
q возможные отрицательные длительные последствия курения (2-я группа);
q положительные кратковременные последствия курения (3-я группа);
q положительные долгосрочные последствия курения (4-я группа).
Каждой команде для обдумывания ответов дается 10–15 минут.
2. Проанализируйте ответы по степени важности.
3. Обсудите результаты работы.

Кратковременные отрицательные последствия курения (проявляющиеся через несколько минут после первой затяжки):
q учащенное сердцебиение;
q рост артериального давления;
q раздражение слизистой оболочки горла;
q проникновение в кровь угарного газа;
q попадание в легкие канцерогенных веществ;
q отравление воздуха;
q иногда раздражение слизистой оболочки глаз;
q снижение температуры кожных покровов.
Возможные другие отрицательные последствия курения:
q повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, гортани, горла, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях;
q появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта;
q ухудшение обоняния;
q преждевременное образование морщин на лице;
q пожелтение зубов;
q нарушение нормального дыхания и снижение выносливости;
q снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
Воздействие длительного курения на организм может вызывать следующие заболевания:
q рак легких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы и мочевого пузыря;
q инфаркт миокарда;
q язвы желудка, двенадцатиперстной кишки;
q заболевания системы кровообращения, инсульты;
q эмфизему;
q хронический бронхит.
К положительным последствиям курения учащиеся могут отнести, например, то, что оно помогает выглядеть "как надо", и другие "мифы о пользе курения".

Вопросы по теме занятия:
1. Вспомните опасные последствия курения.
2. Дайте отрицательную оценку выбору, сделанному в пользу курения.
3. Какие могут быть отрицательные последствия курения?
4. Действительно ли имеются "плюсы" курения?
Информ-дайджест
Пагубное воздействие курения
Какие действующие компоненты табака приводят к столь резким реакциям сердечно-сосудистой (побледнение кожных покровов) и нервной систем (тошнота, головокружение, слабость мышц), наконец, органов пищеварения (рвота)?
Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая дым от содержащихся в нем частиц, делают его безвредным. К сожалению, это не так. Предлагаемые поглотители пока не достигают желаемой цели, а наиболее часто употребляемые фильтры, изготовленные из специально обработанных сортов бумаги, задерживают не более 20% содержащихся в дыме веществ. Таким образом, подавляющая масса веществ при сухой перегонке табака поступает в легкие. Всасываясь через слизистые оболочки в кровь и разносясь по всему организму, эти вещества производят в своей совокупности то своеобразное действие, ради которого курильщик спустя некоторое время вновь начинает курить.
Курящий с жадностью затягивается ароматным дымом, не задумываясь, конечно, о том, что вызывает в организме каждая подобная затяжка. Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Проходя через слой табачной набивки, дым от тлеющего табака хотя и успевает охладиться, но не настолько, чтобы сравняться с температурой полости рта. Обычно температура табачного дыма около 55—60°С.
Разрушительное воздействие на организм первым оказывает тепло. Чтобы ввести дым из полости рта и носоглотки в легкие, курильщик автоматически и незаметно, слегка приоткрывая рот, вдыхает порцию воздуха, с которым дым изо рта и носоглотки попадает в легкие.

Температура воздуха, поступающего при этом в рот, обычно на 40°С ниже температуры дыма. Такие значительные перепады температуры во время курения отражаются на состоянии зубной эмали. Со временем на ней появляются микроскопические трещинки — "входные ворота" для микроорганизмов. В результате этого зубы у курящих начинают разрушаться раньше, чем у некурящих.
Нарушение зубной эмали способствует отложению на поверхности зубов табачного дегтя, вследствие чего эмаль приобретает желтоватый цвет, а полость рта начинает издавать специфический запах, ощущаемый при разговоре с курильщиками. Температура дыма оказывает влияние на слизистые оболочки рта и носоглотки. Капилляры их расширяются, слизистая оболочка (щек, нёба, десен) подвергается раздражению, воспаляется.

Тепло табачного дыма и находящиеся в нем химические вещества (аммиак, кислоты и др.) раздражают слюнные железы. Наступает усиленное выделение слюны, которую курильщики вынуждены сплевывать. Часть слюны они проглатывают. Ядовитые вещества дыма (анилин, сероводород и др.), переходя в слюну, действуют на слизистую оболочку желудка, что не остается бесследным.

Потеря аппетита, боли в области желудка, чередование запора и поноса, хронические гастриты и, наконец, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки — вот расстройства, которые встречаются у курящих во много раз чаще, чем у некурящих.
Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом, который проявляется кашлем после пробуждения и отхаркиванием сероватой, грязно-коричневой мокроты. Хроническое раздражение слизистой оболочки голосовых связок сказывается на тембре голоса. Он теряет звучность и чистоту, что особенно хорошо заметно у девушек и женщин, злоупотребляющих курением. Еще более наглядно курящего характеризует цвет лица.
В результате поступления дыма кровь альвеолярных капилляров, вместо того чтобы обогащаться кислородом, насыщается угарным газом, который, соединяясь с гемоглобином, образует так называемый карбоксигемоглобин, в результате чего часть гемоглобина исключается из процесса нормального дыхания организма.
Коварно действие синильной кислоты. Проникая в кровь, она снижает способность клеток воспринимать кислород из притекающей крови. Наступает кислородное голодание, а так как нервные клетки больше всех остальных нуждаются в кислороде, они первыми страдают от действия синильной кислоты. При большой дозе синильной кислоты вслед за сильнейшим возбуждением центральной нервной системы наступает ее паралич, прекращается дыхание, а затем останавливается и сердце.
Конечно, содержание синильной кислоты в дыме сигарет чрезвычайно мало: в дневном "рационе" среднего курильщика ее в 40 раз меньше смертельной дозы, тем не менее хроническое отравление нервной системы этим ядом, безусловно, сказывается на ее работе.

Итак, при каждой затяжке дыма сигареты нарушается усвоение кислорода организмом и в связи с этим нормальное течение одного из важнейших физиологических процессов — дыхания, без которого невозможна жизнь.

Немаловажное значение имеют и остальные составные части сигаретного дыма, в частности аммиак. Этот газ отлично растворяется в воде с образованием щелочно реагирующего раствора, известного под названием нашатырного спирта. Обладая свойствами щелочи, нашатырный спирт раздражает слизистые оболочки, вызывая безлихорадочный бронхит курильщиков. В итоге значительно снижается сопротивляемость легких к различным инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулезу.
Табачный деготь, являясь концентратом жидких (органических кислот, эфирных масел, анилина и др.) и твердых (частиц углерода, канцерогенов, полония) веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливается и в альвеолах. Часть табачного дегтя выделяется при кашле с мокротой, а часть проникает в ткани слизистых оболочек, придавая им темный цвет.
Как видим, курение сопровождается весьма неприятными ощущениями и даже патологическими реакциями организма.

Занятие 10. Принятие решения

"Курить — не курить" есть важный вопрос, решать который приходится многим из нас в какой-то момент жизни. Каждый человек имеет право на свободу выбора — курить или не курить, но наш выбор не может быть по-настоящему свободным и отвечать нашим интересам, если мы не познали самого себя, свои нравственные ценности и цели. Человек находится в неведении относительно внешних воздействий, которые влияют на принятие решений.
Оптимальное решение относительно курения можно принять, только поняв, что ты за человек, кем хочешь быть, как стать тем, кем тебе бы хотелось. Только тогда можно свободно решить, "вписывать" или "не вписывать" курение в свои планы на ближайшую и отдаленную перспективы.

Методика для тех, кто хочет принять решение "Не курить!"
Суть методики состоит в проведении своеобразной "психической атаки" на привычку курить, в оказании помощи в мобилизации сознания и воли курящего человека против этого очевидного зла, которое укорачивает жизнь миллионов людей.
По статистике, если человек выкуривает в день полторы пачки сигарет ("отравляющих снарядов"), то это приравнивается к тому, что он в течение года добровольно 300 раз подвергается флюорографии.
Кроме того, токсичность табачного дыма в 4,5 раза выше токсичности выхлопных автомобильных газов. При выкуривании 20 сигарет человек фактически дышит воздухом, загрязнение которого в 580—1100 раз превышает гигиенические нормы.
Для активизации сознания следует взять себе за правило добросовестно, независимо от повода к курению, фиксировать на отдельном листе бумаги каждое отравление табачным дымом галочкой или крестиком. Отравился раз (затянулся табачным дымом) — поставь крестик. Случилось, к примеру, 15 отравлений (затяжек) от одного "отравляющего снаряда" (сигареты) — значит, на бумаге должно быть 15 фиксаций-крестиков. Обязателен и подсчет "отравляющих снарядов" (сигарет), выкуренных за сутки.
Для дальнейшей активизации сознания на отдельном листе бумаги напишите следующее:
"Подарки" от курения: снижение интеллектуальных способностей, умственной и физической трудоспособности, формирование конфликтности характера, угроза возникновения ишемического заболевания сердца, гипертонической болезни, гастрита, язвы желудка, хронического бронхита, эмфиземы легких, раковых заболеваний, потеря привлекательности, преждевременное старение, сокращение жизни в среднем на 10—15 лет.
На оборотной стороне листа напишите, что вы получите в результате отказа от курения: укрепление здоровья, прекрасный сон, возрастание умственных и физических способностей, спокойную нервную систему, повышение устойчивости к стрессам, улучшение взаимоотношений с родителями, высокую работоспособность, повышение интереса к жизни, к творчеству, рост самоуважения.
Лист бумаги с перечисленными показателями, аккуратно сложив, положите в пачку сигарет ("отравляющих снарядов"). Когда пачка закончится, лист переложите в другую пачку. Пусть эта информация постоянно помогает вам определиться в вопросе: курить или не курить?

Вопросы по теме занятия:
1. Подумайте, какие ваши личностные качества могут повлиять на принятие решения в пользу или против курения.
2. В ваши будущие планы вписывается или не вписывается курение? Обоснуйте ответ.

Информ-дайджест
Юрий Горный советует
Известный психолог с феноменальными способностями Юрий Горный предлагает свой вариант избавления от курения и переедания.
Начнем с того, что поведение человека в большей степени, чем мы это себе представляем, автоматизировано. Привычки, стереотипные действия играют огромную роль. А после того как стереотип действия приобретен, он начинает жить своей жизнью и переходит из сферы сознания в сферу подсознательную. В том случае, когда поведенческие стереотипы не противоречат представлениям сознания о том, что хорошо и что плохо, — конфликта нет. Ну а когда бессознательный стереотип начинает оцениваться как вредный, нежелательный, он начинает выступать как "паразитарная воля". Иначе говоря, человек обнаруживает в себе как бы "чужую волю". Эта воля действует как инородное тело, она слепа, на нее не действуют ни убеждения, ни разумные доводы.
Избавляясь от вредной привычки, важно твердо усвоить, что волевое ее подавление, постоянная борьба с самим собой малоэффективны. Кроме того, такая борьба, как правило, сопровождается чрезмерной возбудимостью, раздражительностью, часто переходящими в невроз.
Итак, с чего мы начинаем? Прежде всего необходимо осознать и четко сформулировать, почему вы хотите избавиться от ненужной привычки. Лучше всего для этого в спокойной обстановке составить список ваших мотивов. Например, если вы хотите избавиться от курения или переедания, ваш мотив — сохранение здоровья. Поэтому начните с составления списка причин, способствующих сохранению вредной привычки, и продумайте, чем их можно заменить. Например, если вы курите, подумайте о том, как еще можно снять нервное возбуждение, неуверенность в себе. Может быть, курение возможно заменить жевательной резинкой, сосанием леденцов и т.д. И уже после того как вы решили для себя, что главное в вашем стремлении — избавиться от вредной привычки, можно приступать к самовнушению, к самогипнозу.
Достигнув состояния глубокого расслабления, старайтесь как можно ярче представить себе ваше самочувствие после избавления от вредной привычки. Например, вы стремитесь избавиться от лишнего веса. Постарайтесь мысленно увидеть, как вы легко и непринужденно идете по улице, как легко и приятно вам дышится, как на вас чаще обращают внимание окружающие, провожая вас восхищенным взглядом, постарайтесь увидеть себя стройным и гибким, без жировых отложений; постарайтесь вообразить четко и ясно, как вы садитесь за стол, съедаете очень небольшое количество пищи и после этого испытываете необыкновенную сытость. Постарайтесь "увидеть", как вы пьете чай, не положив в чашку сахара, ощущая приятный, не испорченный посторонней примесью вкус напитка. При проведении самогипноза (самовнушения) старайтесь максимально использовать свое воображение и максимально наглядно представлять все выгоды в случае успеха.
Ни в коем случае нельзя заниматься самобичеванием и самоуничижением. Не надо "насмерть" бороться с вредной привычкой: если вы испытываете сильную потребность в сигарете — выкурите ее, в принятии пищи — можно немного поесть. Не реже двух раз в день проводите сеансы самогипноза, при этом максимально "включая" собственное воображение. Делая это регулярно, вы скоро обнаружите, что вредная привычка "угасает". (Например, если вы курите, то обнаружите, что сократилось количество потребляемых сигарет.)
Помимо самовнушения можно использовать еще один прием: решите для себя, что всякий раз, когда вам захочется есть или курить, вы сделаете это, выполнив определенный ритуал. Положим, перед тем как что-нибудь съесть, вы сделаете десять глубоких вдохов и выдохов, сосредоточившись на самом процессе, на том, как воздух входит в легкие и затем их покидает. В качестве ритуального действия можно выбрать отжимания с помощью ручного эспандера: вы можете решить для себя, что каждый раз, когда захочется есть, вы предварительно 15 раз отожмете экспандер либо сделаете другое физическое упражнение, выполнив его максимально сосредоточившись. После выполнения этого ритуала вы решаете — принимать пищу или нет, вытаскивать из пачки сигарету или отложить это "на потом". Ритуал в данном случае является заменителем паразитарного влечения, ослабляет его, гасит, снижает порочную страсть. При проведении такой психотерапии в комплексе с гимнастикой мы гарантируем вам успех. Ваше искреннее желание и наши советы дадут вам необходимую уверенность в том, что ваше здоровье — в ваших руках
Еще одна попытка бросить курить
Новейший рецепт профессора, доктора медицинских наук А.Т. Филатова: 1 столовую ложку листьев эвкалипта залить 0,5 л кипятка, настоять 1 час. Добавить 1 столовую ложку меда, 1 столовую ложку глицерина. Принимать по 1/4 стакана 7 раз в день. Курс лечения — 30 дней.
Одновременно выполняйте следующие правила. Каждые день-два уменьшайте количество сигарет на 1 штуку, увеличивайте интервалы между перекурами. Когда сигарет останется 5—7 штук, выкуривайте их не полностью: на три четверти, наполовину. Через несколько дней делайте только несколько затяжек. Старайтесь с самого начала как можно дольше не курить с утра, не курить после еды. Уберите из квартиры, из клюбого помещения все, что напоминает о курении: зажигалки, пепельницы, сигареты.
После курения люди нередко набирают вес. Специалисты предлагают следующий рецепт для такого случая.
Вам поможет сбор из разных лечебных трав. Смешайте1/2 чайной ложки семян укропа с 1 чайной ложкой цветков ромашки и 1 столовой ложкой липового цвета. Заварите 1 столовую ложку приготовленной смеси стаканом кипятка в термосе и пейте по 1/2 стакана утром и на ночь. Этот настой довольно эффективен, пить его нужно примерно месяц или полтора, а затем через 1—3 месяца курс лечения повторить. Только тогда вы добьетесь хорошего результата.

Тренинг отказа от курения

Первое занятие

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ

Все студенты становятся или садятся в круг. Ведущий или члены группы могут предложить свой вариант приветствия на всех занятиях. В качестве приветствия может быть "речёвка", демонстрация какого-либо жеста и т.п. Например, каждый член группы по очереди говорит: "Наша группа делает вот так…" – и показывает какой-либо жест, вся группа повторяет.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

В начале работы каждый должен оформить визитку, где указывается свое тренинговое имя. При этом каждый вправе взять себе любое имя. Представляется полная свобода выбора. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится на груди так, чтобы все могли прочитать. В дальнейшем на протяжении занятий нужно обращаться друг к другу по этим именам. Время на оформление визиток – 5 минут.
Затем необходимо найти себе партнера и в течение 5 минут подготовиться к представлению его всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнера, рассказать о нем так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Все объединяются в один большой круг и по очереди рассказывают о своем партнере, подчеркивая его особенности (привычки, качества, умения, привязанности).

ВЫРАБОТКА ПРАВИЛ ГРУППЫ

После того, как все выбрали себе тренинговое имя, необходимо поговорить об основных правилах психологического тренинга, обсудить особенности этой формы общения. Ведущий говорит: "Сегодня мы должны выработать правила работы именно нашего коллектива". Примеры таких правил: говорит один человек, безоценочно принимать личность, соблюдать конфиденциальность. Участники тренинга должны соблюдать следующие правила группы: не курить за час до начала тренинга,  во время проведения тренинга,  а также не курить час после проведения тренинга; вести дневник самонаблюдения,  выполнять домашние задания.

УПРАЖНЕНИЕ "ОБЩИТЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ?"

Любому человеку интересно и полезно знать мнение о себе окружающих. Что о вас думают другие люди? Как они воспринимают вас, ваши поступки, слова, внешность? Но самое обидное – очень трудно узнать об этом. Ведь у нас не принято, например, подойти в автобусе или трамвае и просто спросить: "Как ты ко мне относишься?". Нас не поймут. Да только ли в трамвае, ведь и дома, где живем, и в университете не всегда это удобно сделать. Вот мы и живем, не зная точно, как же все-таки к нам относятся люди.
В нашем коллективе у вас такая возможность есть. Давайте прямо сейчас попробуем провести мини-социологический опрос членов группы. Каждый присутствующий имеет определенное мнение по поводу вашей внешности, манеры говорить, жестикулировать. Но мы зададим друг другу только один вопрос: "Как ты думаешь, я общительный человек?". Для более организованного проведения опроса целесообразно будет использовать специальный бланк – опросный лист.

Опросный лист

Тренинговое имя опрашиваемого

Мнение, баллы

Подпись

1.

2.

3.

4 и т.д.

Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу тoварищей и задать один и тот же вопрос: "Как ты думаешь, я общительный человек?" Тот, к которому обратились, может и не отвечать, ему ведь самому нужно собрать как можно больше мнений о себе. Но если он решается ответить, то нужно давать оценку по следующей шкале:
+2 – ты самый общительный человек;
+1 – ты общительный человек, но есть более общительные люди;
0 – я тебя совсем не знаю с этой стороны;
--1 – ты необщительный человек, но есть более необщительные люди;
--2 – ты совсем необщительный человек.
Вы оцениваете спрашивающего исходя из своих представлений о нем и того нового, что уже смогли узнать на занятии. Оценка сразу записывается в опросный лист того участника, который ее получил. Не забудьте вместе с оценкой в баллах получить подпись опрашиваемого. Если не будет подписи, то балл не засчитывается. На все дается максимум 5 минут.

УПРАЖНЕНИЕ "ИНТЕРВЬЮ"

Все члены группы садятся в круг. Ведущий предлагает им рассчитаться на первый-второй. Первые — это журналисты. Их задача — выяснить наиболее полную картину отношения к курению и умения отказываться у большего числа людей. Вторые — люди, у которых журналисты берут интервью. Затем происходит обмен ролями. После завершения интервью члены группы рассаживаются по кругу и обсуждают полученную информацию с позиций интервьюируемых и журналистов.

РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ

Одной из последних процедур каждого занятия является ритуал прощания. Он может проходить в форме анкетирования, которое начинается словами "Откровенно говоря…". Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к происходящему. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и всей группы в целом.
Студенты могут встать в круг и держаться за руки. Каждый на прощание говорит одно слово, отражающее его настроение. Или каждый произносит фразу "Сегодня я понял, как важно отказаться от курения, как важно отстаивать свою позицию, и это проявляется в том, что я …" и заканчивает предложение. Возможен и такой вариант: каждый говорит своему соседу комплимент, пожатием руки выражает поддержку. Это может быть и своеобразный "Танец свободы". Представьте себе танец победы над трусостью, плохими привычками, над своими слабостями. Каждый танцует и проявляет свои чувства так, как хочет и может. Клич во время танца – победоносное "х-х-э!".
Можно и "обменяться впечатлениями". Участники группы высказывают по очереди свои чувства, подчеркивая значение самостоятельно принимаемых решений, умение отказываться от неподходящих предложений. Иногда полезно провести "конкурс". Это также завершающее упражнение, в котором каждому члену группы по очереди предоставляется возможность сделать как можно больше рекомендаций по здоровому образу жизни. Участники садятся в круг. Каждый дает одну рекомендацию по очереди. Если кто-то не сможет это сделать, то выбывает, и так до тех пор, пока не выявится победитель. Можно организовать и "корзину подарков". Все участники группы садятся в круг, и каждый дарит от себя группе одно доброе слово.  Рекомендуется и вариант "самопомощи". Каждый участник по очереди говорит о том, что он узнал о самопомощи, какие советы, кому и по каким проблемам он может дать, а также – какую помощь он может оказать себе сам.

Второе занятие

УПРАЖНЕНИЕ "АССОЦИАЦИИ"

Из списка слов выберите те, которые относятся к человеку, к  его чувствам и состояниям, и те, которые относятся к курению и              сигарете.
Список слов: дружба, удовольствие, Чернобыль, одиночество, общение, яд, гости, растение, радость, зависимость, мода, современность, самостоятельность, независимость, отрава.
После составления на большом листе ватмана двух списков слов членам группы предлагается дополнить его по этому же принципу самостоятельно.

УПРАЖНЕНИЕ "КОГДА Я КУРЮ"
Проверка дневников самонаблюдения  участников группы, выяснение наиболее типичных ситуаций курения.

УПРАЖНЕНИЕ "СВОБОДА И ЗАВИСИМОСТЬ"

Проводится дискуссия на тему "Курение – свобода или зависимость?". Вначале обсуждение происходит в подгруппах, тезисы записываются на листах ватмана. Затем каждая подгруппа аргументирует свою точку зрения.

УПРАЖНЕНИЕ "НЕОБИТАЕМЫЙ НЕКУРЯЩИЙ ОСТРОВ"

Участники садятся в большой круг, и ведущий объясняет правила предстоящей ролевой игры. "В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатым растительным и животным миром. Но жизнь там полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, кратковременный, но жестокий холод, визиты каннибалов с соседних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни. Ваша задача — создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и опасность происшедшего. Люди иногда в этих обстоятельствах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни — вам надо есть и пить, обустроить жилье, чтобы солнце не жгло кожу, и вы могли бы укрываться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов. Нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство, наладить социальную жизнь, распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом они будут выполняться. Прежде всего, решите вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение? Все жители острова единогласно (консенсус) или простое большинство, группировка авторитетных жителей или единолично — лидер? Каким образом будет контролироваться выполнение? Под страхом наказания, смерти? Как будет распределяться пища? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работали? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь? А если такой образ жизни сделает его слабым, болезненным, обузой для других? Какие будут у вас праздники? Сколько? Как вы будете их устраивать? Если вы курите, подумайте, как вы сможете обойтись на острове без сигарет.
Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотношений примерно из 15—20 пунктов. Правила нужны конкретные, а не абстрактные, они должны помогать решению возникающих проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор. Нужно также предусмотреть санкции на нарушение установленных правил.
На все обсуждение и принятие правил дается 40 минут и полная свобода действий в рамках задания. Нужно выбрать летописца, который будет фиксировать все основные события, записывая все решения и то, каким образом проходило обсуждение и принятие их.

Третье занятие

УПРАЖНЕНИЕ "ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ"

Участникам группы раздаются по два небольших листка бумаги. На одном из них они пишут "жизнь", на другом — "смерть". Затем все участники группы раздают свои листочки другим участникам группы. После этого происходит подсчет "жизней" и "смертей" у каждого из членов группы.
Инструкция: "Сейчас на одном из листов бумаги напишите "жизнь", на другом — "смерть". А теперь отдайте свою "жизнь" и свою "смерть" кому-то из членов группы".
В конце игры проводится работа с эмоциональными реакциями участников, возникшими в процессе выполнения упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ "АВТОБИОГРАФИЯ ЗА 45 СЕКУНД"


Участникам дается задание написать коротко свою биографию, в которой было бы понятно все о них. После этого говорится, что время рассказа биографии — 45 секунд (рекомендуем использовать песочные часы). Реально никто не укладывается в это время так, чтобы рассказать о себе достаточно.
В конце упражнения проводится обсуждение результатов игры и обмен чувствами.

УПРАЖНЕНИЕ "ПОСЛЕДСТВИЯ КУРЕНИЯ"
Участникам дается задание вспомнить наиболее распространенные последствия курения для здоровья человека. Название заболеваний записываются на отдельные листы бумаги, ведущий уточняет симптомы и течение данных заболеваний. Затем как в лотерее каждый участник должен вытащить листок с названием заболевания и проиграть симптомы заболевания в группе.
В конце игры проводится работа с эмоциональными реакциями участников, возникшими в процессе выполнения упражнения.

Четвертое занятие

УПРАЖНЕНИЕ "МОЙ КРУГ ОБЩЕНИЯ И КУРЕНИЕ"

На этом занятии в группах по 3-4 человека вы продолжите изучение стиля общения, но уже с помощью специальной аналитической таблицы "Круг общения".

Мой круг общения и курение

Возрастная категория

Имя, фамилия

Тип отношения (общения)

курят

не курят

Сверстники

Люди старше вас на 3-5 лет

Люди старше вас на 6-10 лет

Люди старше вас более чем на 10 лет

Ребята моложе вас на 1-3 года

Ребята моложе вас на 4-5 лет

Маленькие дети

В графу "Имя, фамилия" вы должны вписать имена и фамилии людей, с которыми действительно регулярно общаетесь, а не ограничиваетесь приветствием или разговором раз в месяц. Если их будет много, увеличьте место в таблице для того, чтобы вписать всех. Отметьте, курят ли они. Проанализируйте, постарайтесь понять, в каких отношениях вы с этими людьми. Кто лидер в вашей паре во время общения? Кто вас инициирует на общение? Какие чувства вы испытываете во время общения? Радость, удовлетворение или страх? Почему? Что является предметом беседы, о чем вы чаще всего говорите, обсуждаете? Каким образом вы заканчиваете диалог? Что испытываете после его завершения? Желание скорее увидеться или горечь от общения? Как часто происходят ваши встречи и как долго они длятся? Минутный обмен репликами или ведется обстоятельный разговор, или душевная беседа?
Исходя из всего вышесказанного, сделайте запись в графе "тип отношений".

УПРАЖНЕНИЕ "OTKAЗ В ТРЕБОВАНИИ"

Для этого Вам понадобятся Ваши записи.
Сказать "нет" — можно ли этому научиться? Да, конечно можно! Если захотеть. И немного поработать. В упражнении 1 речь идет о том, чтобы научиться отказу в формальной ситуации. Партнер здесь мало интересует нас как личность, мы не собираемся развивать с ним межличностные отношения, никак от него не зависим, т. е. он нам безразличен. Обоснование отказа здесь основано на нормах закона или нормах поведения. Нас просят сделать то, что мы делать никому не обязаны или же что просто запрещено, не принято, чего, по нашему мнению, делать никак нельзя. Именно в силу этих особенностей официальный отказ, наверное, самая простая форма отказа, с которой имеет смысл начать.
ИНСТРУКЦИЯ.
Шаг 1. Внутренняя решимость. Это — безусловная предпосылка всякого успешного самоутверждения (а ведь отказ — это одна из форм самоутверждения). По крайней мере, для Вас самих должно быть абсолютно ясно, что в данный момент Вы собираетесь отказаться от предложения или требования. Скажите сначала самому себе: "Нет, я этого делать не буду и сейчас скажу об этом".
Шаг 2. Скажите "нет". Используйте местоимение "Я": "МНЕ это не подходит"; "МЕНЯ это не устраивает"; "МНЕ это не нужно"; "МЕНЯ это не интересует"; "Я этого делать не буду". КРАТКО и ЧЕТКО поясните, почему это именно так, дайте краткое обоснование Вашему отказу.
Шаг 3. Пауза для выслушивания провокаций партнера. Вы делаете паузу (то есть — молчите) спокойно выслушиваете партнера, пока он не замолчит. (Перебивать партнера — только затягивать разговор и злить партнера.)
Шаги 4 — 6. Повторы. Дайте понять собеседнику, что Вы его услышали ("Я Вас внимательно выслушал и понял, что..."; "Это — новая для меня информация...") и переходите к шагу 1 — "НО Я ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕ БУДУ, ПОТОМУ ЧТО...". Вам потребуется минимум 3 раза повторить отказ. Если Вы к этому не готовы, то и начинать не стоит. В среднем эффективный отказ включает в себя 4 "дубля".
Пояснение к шагу 1. Если у Вас нет внутренней решимости, если Вы сами для себя не решили, стоит ли отказывать, то партнер это наверняка почувствует и решит, что Вы "ломаетесь", "набиваете цену", "хотите получить дополнительные выгоды", и наверняка будет настаивать на своем. Даже если он не достигнет своего, он обидится на Вас, решит, что его "водят за нос" и т. д. То есть без внутренней решимости отказ либо не удастся, либо будет неполноценен.
Пояснение к шагу 2.
Использование местоимения Я вместо неопределенных формулировок, сослагательного наклонения и т. д. — одна из ключевых характеристик уверенного поведения. Следите за этим! Если Вы не называете себя, это всегда интерпретируется как неуверенность,
Краткое и четкое обоснование — признак уверенности. Агрессивный отказ вообще не содержит обоснования, неуверенные люди начинают с обоснования, увязают в нем и в конечном счете вообще забывают произнести ключевое слово "нет" ("Ведь и так все ясно!" — в том то и дело, что не ясно!). Итак: сначала отказ, потом — краткое и четкое обоснование.
Пояснение к шагу 3. С первого раза ни один человек не понимает. Это закон. Остаются неясности, которые партнер захочет разрешить. Намеренно или случайно Ваш партнер будет использовать одну из двух стратегий:
Провокация неуверенностью: "Но я же сам с этим не справлюсь", "Без тебя ведь ничего не получится" и т. д.
Провокация агрессивностью: "Ах так! Тогда мы тебе..."; "Вы упускаете свой шанс..." (Скрытое запугивание) и т. д.
На провокации реагировать не надо. Их надо пережидать и выслушивать. Провокации будут сменять друг друга.
Не возражайте!
Не задавайте вопросов!
Не вступайте в дискуссии!
Говорите "нет"!

УПРАЖНЕНИЕ "ТРЕНИНГ"

1. Вручите "ассистенту" текст просьбы или требования, с которым он к Вам должен будет приставать. Пусть он начнет игру. Ваша задача состоит в том, чтобы 3 раза повторить текст своего отказа и не увязнуть в дискуссии. Если это с первого раза не получается — повторите упражнение несколько раз.
2. Повторите упражнение еще раз. Используйте для этого описание новой ситуации. Или попросите партнера самого предложить ситуацию для тренировки. Перед началом ролевой игры попросите партнера давать Вам какой-либо знак (например, поднимать руку) каждый раз, когда он услышит из Ваших уст всю связку; "Я" + "отказ" + "четкое обоснование",
Если же среди Ваших ситуаций Вы обнаружите только межличностные, тo, пожалуйста, переходите к занятию 2.

Пятое занятие

Перед проведением этого занятия, необходимо попросить каждого участника принести свою фотографию, для составления коллажа.

УПРАЖНЕНИЕ "ПРИНИМАЮ РЕШЕНИЕ"

Одно из важнейших умений, которым нужно овладеть каждому человеку — это умение самостоятельно принимать решения. Составьте перечень тех из них, которые приняли за последнее время, например, за последнюю неделю или месяц. На первом этапе нужно просто записать содержание решений, которые касаются непосредственно вас. Например: "Я решила изменить прическу" или "Я решил заняться изучением испанского языка". На это отводится 3 минуты.
Сейчас проанализируйте записи и откровенно ответьте на следующие вопросы:
Кто помогал принимать эти решения?
Может, ктo-то принимал их за вас?
Если да, то почему?
Почему решения, которые касаются только вас, принимает кто-то другой?
Значит ли это, что вы не умеете принимать решения?
Объединитесь в группы по 3 — 4 человека и обсудите записи.

УПРВЖНЕНИЕ "ПОЧЕМУ Я РЕШИЛ БРОСИТЬ КУРИТЬ"
Каждый участник тренинга аргументирует свою позицию о причинах, побудивших его бросить курить, остальные участники группы пытаются отговорить его. 
УПРАЖНЕНИЕ "ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА"
Участники тренинга заключают договор об отказе от курения на  12 часов, фотографии участников прикрепляются на лист ватмана.

Шестое занятие


УПРАЖНЕНИЕ "НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"

Группа делится на три – пять подгрупп, каждая разрабатывает свою тему. Затем происходит защита и обсуждение тем: "Экономические аспекты вреда курения", "Медицинские аспекты вреда курения", "Социальные аспекты вреда курения", "Психологические аспекты вреда курения", "Нравственно-этические аспекты вреда курения".

УПРАЖНЕНИЕ "АФОРИЗМ"

Один из мыслителей прошлого (Публий Сир) сказал: "Стерпев пороки друга, наживешь их себе". Обсудите эту мысль применительно к проблеме курения. Все участники тренинга высказываются по очереди.

УПРАЖНЕНИЕ "ПОПРОСИ МЕНЯ О…"

Инструкция: "Сейчас вам нужно найти партнера, которому вы больше всего доверяете. Вы можете свободно расположиться в помещении как вам угодно. После этого вам нужно рассказать партнеру о своих недостатках и слабостях. Завершением каждого монолога должна быть искренняя просьба о помощи".
Вопросы ведущего:
— Какие трудности вы испытывали в процессе своего монолога?
— В чем состоит трудность просьбы?

  • Какие чувства вы испытывали, когда просили?

— В чем заключается сила вашего недостатка и слабость вашего достоинства?

  • Какие чувства у вас остались после своего рассказа?

Седьмое занятие

УПРАЖНЕНИЕ В ТРЕХ ГРУППАХ

1 группа выполняет упражнение "Составление кроссворда "Курение и здоровье"
Цель: научить правилам построения определений и классификаций терминов.
Инструкция: "Для того, чтобы составить кроссворд, необходимо определить перечень понятий, наименований, слов, относящихся к теме курения и здоровья". 
2 группа выполняет упражнение "Составление карты города Некурящих"
Цель: научить ориентироваться в понятиях, устанавливать связи между ними.
Инструкция: "Исходя из прочитанного, продуманного, прочувствованного, дайте "психологические"наименования улицам, площадям, различным объектам города-фантома, подарив ему и название. Не забудьте составить и легенду к карте".
3 группа  выполняет упражнение "Создание проекта "Школа без табака" в области образования"
Цель: способствовать самостоятельному участию студентов в создании проектов в области образования.
Инструкция: "Составьте положения, которые будут способствовать отказу от курения в школах города".

УПРАЖНЕНИЕ "ПИШЕМ СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА"

Участники, разбившись на группы, сочиняют сценарий фильма по проблеме курения.

УПРАЖНЕНИЕ "СЛОГАН"

Как известно, на пачках сигарет печатают: "Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья". Разработайте слоганы о вреде курения и предложите список товаров, на которых они могут быть напечатаны. Напоминание: для большей эффективности учтите характеристики курящих людей и людей, которые ведут здоровый образ жизни.
Задание выполняется по подгруппам. Проводится конкурс на лучший слоган.

УПРАЖНЕНИЕ "ЭКСПЕДИЦИЯ ЧЕРЕЗ ПУСТЫНЮ"

Вы отправляетесь в путешествие через пустыню. Вам разрешается взять с собой десять предметов. Выберите из указанных на карточках предметов (даны наименования разнообразных предметов, в том числе, и сигарет) те, которые вы возьмете с собой. Участники тренинга выбирают какой-либо предмет из указанных на карточках, лежащих на столе (карточки заранее готовит ведущий), затем обсуждают свой выбор по подгруппам и создают образцовый набор.
Особо обсуждается вопрос о том, почему не нужны сигареты.

УПРАЖНЕНИЕ "ЖИВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ"

Объявлен конкурс на лучшую скульптуру, посвященную антиникотиновой рекламе. Представьте, как должна выглядеть эта скульптура, предложите участникам тренинга позировать (расположите их так, как вам представляется). Затем определяются скульптуры, наиболее выразительно отражающие идею конкурса.

Начало

Источник: А.Н.Сизанов, В.А.Хриптович, Н.Н.Поплавский, Т.А.Баневич, Т А.Савич "Антиникотиновые занятия и тренинг отказа от курения для студентов"

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.