ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. Карта памяти
Опорный конспект потому и называется опорным, что помогает тебе хорошо усвоить информацию, а также воспроизвести в памяти пройденное. На него ты можешь положиться как на хорошего друга: подскажет, посоветует, поможет. Существует множество вариантов составления опорного конспекта. Всех их объединяет схематичность, яркость исполнения и использование ключевых (основных, самых важных и запоминающихся) слов. Мы расскажем тебе об одном из опорных конспектов – КАРТЕ ПАМЯТИ. Такой конспект поможет тебе:
- увидеть, как та или иная тема или идея логически разбивается на более мелкие элементы;
- находить связи между отдельными идеями;
- группировать факты;
- увидеть картину (тему) в целом.
Карта памяти имеет структуру, составляется по определенным правилам. При создании КАРТЫ ПАМЯТИ используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выразительные слова и фразы; Составление и использование КАРТЫ ПАМЯТИ доставляет удовольствие, на нее приятно смотреть. Правила составления карты памяти:
- расположи лист бумаги формата А-4 или А-3 горизонтально;
- начни работу с цветного рисунка и названия темы в центре;
- нарисуй жирные изогнутые линии разного цвета, отходящие от центра, обозначающие основные идеи, разделы темы;
- основные линии дополни другими, обозначающими ключевые слова, основные факты;
- слова пиши печатными буквами и сопровождай схематичными рисунками;
- не заключай слова в рамки различной конфигурации.
КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
- Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.
- Прочитай стихотворение. Какие чувства оно у тебя пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.
- Прочитай стихотворение еще 2–3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
- Обрати внимания на те места, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами.
- Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т. д.
- Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.
- Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 1–2 раза кому-нибудь из друзей или родителям.
Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе. Как готовиться к устному ответу
При подготовке устного ответа воспользуйся следующими советами:
- Приступая к работе, вдумайся в формулировку данного вопроса.
- Посмотри на вопрос, как на задачу. Проведи анализ (какими фактами ты располагаешь, к какому выводу можно подвести слушателей).
- Внимательно прочитай учебник. При чтении: выдели главную мысль; разбей прочитанное на смысловые абзацы; обрати внимание на чертежи, схемы, таблицы. Убедись, что всё понятно.
- Раздели лист на две части.
- в левой наметь план ответа. Следи, чтобы этапы плана не нарушали логических рассуждений.
- в правой части сделай необходимые выборки к пунктам плана: примеры, правила, формулировки, схематические записи.
- Если какие-то вопросы забыты, повтори пункт учебника, рекомендованный учителем. Смело обращайся к справочникам.
- Убедись, что каждый этап плана обоснован. Особое внимание обрати на наиболее важные факты.
- Повтори ответ по правой стороне листа, и придерживайся составленного плана.
- Опираясь на рецензию (план приведён ниже), оцени свой ответ.
При ответе у доски особо выдели: анализ, главную мысль, сделай вывод.
КАК РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ
Работа над рефератом начинается с выбора темы. 1. Выбирая тему, задай сам себе следующие в о п р о с ы:
- Действительно ли мне это интересно?
- Какую практическую пользу мне принесет данная работа (кроме положительной оценки)?
Если тема тебя действительно интересует, ты хорошо понимаешь значимость для тебя данной работы, сообщи о своем выборе учителю. 2. Теперь тебе предстоит четко сформулировать цель работы. Воспользовавшись Таблицей 9, ты можешь потренироваться это делать. 3. Следующий очень важный этап работы над рефератом – составление плана, в котором тобой будут определены все его части, включая вводную и заключительную. 4. Теперь тебе необходимо начать сбор информации. Первое, что необходимо сделать, – это посоветоваться с учителем, где и какую информацию по выбранной тобой теме можно получить. Скорее всего, учитель поможет тебе составить ориентировочный список литературы для работы над рефератом. 5. Покажи свой список родителям: возможно, какие-то книги и материалы есть у вас дома. В любом случае, тебе необходимо будет отправиться в библиотеку и медиатеку (как ими пользоваться мы расскажем ниже). 6. Когда у тебя будет собрана вся необходимая для составления реферата информация, приступай к ее изучению. Хорошо, если ты уже умеешь пользоваться компьютером (противном случае, тебе понадобится черновик). Получая необходимые сведения по выбранной теме из различных источников, записывай их в компьютер или на черновике. 7. Систематизируй полученную информацию в соответствии с ранее составленным планом, делаяя собственные выводы и заключения по каждому разделу (параграфу, части) твоей работы. 8. В заключительной части тебе необходимо обобщить все выше сказанное, вернувшись к цели работы. Таким образом, работу над рефератом можно представить в виде схемы:
|
9. Как оформить реферат, подробно расскажет учитель, мы дадим лишь несколько общих рекомендаций:
- Титульный лист должен содержать название, фамилию и имя ученика, класс, № школы, учебный год.
- Хорошо, если ты сумеешь отпечатать работу на компьютере.
- Введение, разделы (параграфы) и заключение должны быть выделены (заголовками, красной строкой, жирным шрифтом и т. д.)
- Если ты хочешь проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями и др., помести их в конце в качестве пронумерованных приложений (в тексте в соответствующем месте в скобках укажи № приложения).
- В конце работы не забудь поместить список используемой литературы. По каждому произведению укажи: Ф. И. О. автора, название книги, издательство, год издания.
Таблица 9
Работа над рефератом
Выбор темы
|
Мне интересно...
|
Меня это интересует, потому что....
|
Поэтому тема реферата, которую я выбрал:
|
|
|
|
|
Цели работы
|
Что я должен изучить?
|
Для чего я должен это изучить?
|
Какую пользу может принести моя работа?
|
|
|
|
|
План работы
|
Главная мысль введения
|
Основная часть (названия частей)
|
Какие выводы я сделал в заключении?
|
|
|
1 2 3 4 5
|
|
Ориентировочный список литературы
|
|
План рецензии на устный ответ
По данному плану ты сможешь оценить как свой ответ, так и ответ товарища
- Был ли использован при ответе план? Что удачно в плане, что утеряно?
- Можно ли назвать ответ логичным, полным?
- Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?
- Проверь правильность формулировок, аксиом, теорем. Если были ошибки – поправь.
- Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?
- Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.
- Правильно ли использовались и использовались ли вообще чертежи, модели, таблицы, наглядные пособия.
- Были ли вопросы, которые остались непонятными тебе в ответе или не усвоенными при изучении.
Оцени ответ.
ПОХОД В БИБЛИОТЕКУ
Если ты на самом деле стремишься стать успешным учеником, не забудь о библиотеке! Необыкновенная атмосфера мира книг, там царящая, заслуживают отдельного разговора. На страницах нашей книжки мы лишь слегка коснемся основных правил пользования библиотечными фондами. Итак, перед тем, как отправиться в библиотеку:
- Определи цель посещения: тебе нужны конкретные книги (у тебя есть точный список); тебе нужна дополнительная литература по теме (у тебя нет точного перечня), или ты хочешь познакомиться с фондами библиотеки, чтобы в дальнейшем ими пользоваться?
- Если учитель не предложил тебе список нужных книг, напиши название темы, по которой тебе необходимо подобрать дополнительный материал, и возьми эти записи с собой в библиотеку.
В библиотеке:
- Если ты посещаешь ее в первый раз, то тебе необходимо оформить абонемент (записаться в библиотеку).
- Попроси библиотекаря помочь тебе в поиске книг в соответствии со списком или темой.
- Под руководством библиотекаря (не стесняйся задавать ему вопросы!) познакомься с расположением книг, порядком поиска необходимой литературы по каталогам.
- Бережно обращайся с книгами!
Вовремя возвращай их в библиотеку. Работа с учебником
1. Внимательно прочитай название параграфа. Информация о содержании заключена уже в нём. Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке. 2. Выдели основные части, главные мысли, наметь план текста. 3. Установи логическую связь и зависимость между сведения, изложенными в параграфе, попытайся составить опорный конспект, схемы, таблицы по тексту учебника. 4. Сравнивай, изучаемые явления, делай обобщения и выводы (эти мыслительные операции мы рассмотрим ниже). 5. Найди в тексте то, что необходимо выучить наизусть. Выучи этот материал, используя памятку «Как запоминать материал». Как обобщать
- Выдели главное понятие из данного тебе задания.
- Проверь, как понимаешь его смысл.
- Отбери основные типичные факты из материала. данной темы.
- Сравни их между собой, выдели общее, главное, проанализируйте материал, проследи его развитие.
- Сделай вывод, найди закономерность, главную идею, закон.
Как сравнивать
- Установи основание для сравнения.
- Определи цель сравнения: для чего сравниваешь?
- Наметь план, по которому будешь сравнивать, прежде всего выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.
По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями. Сделай вывод из сравнения.
В МЕДИАТЕКЕ
В нашей Гимназии помимо небольшой библиотеки есть еще одно место, куда любят заглядывать наши ученики, чтобы получить полезную информацию. Это медиатека. В медиатеке ты можешь посетить компьютерный и читальный залы, а также воспользоваться видеотекой. Какие возможности предоставляет медиатека? Прежде всего, это свободный выход в Интернет, что позволяет каждому ученику получить информацию по любой теме. В медиатеке ты можешь также ознакомиться с подборкой выпускных экзаменационных научно-исследовательских работ старшеклассников. Это поможет тебе при подготовке докладов, рефератов и т. д. В каталогах компьютерных программ ты можешь выбрать для себя те материалы, которые необходимы для подготовки к уроку, зачету... В медиатеке имеются различные диафильмы, фоно- и видеоматериалы: документальные и художественные фильмы, научно-популярные программы и др. В читальном зале ты найдешь словари, справочники, энциклопедии, журналы, газеты и другую научную и учебную литературу. В медиатеке тебе помогут отсканировать и распечатать необходимую информацию. Чтобы воспользоваться услугами медиатеки, необходимо записаться у медиаспециалиста, рабочее место которого находится в компьютерном зале. Помни, что работая в медиатеке, ты должен соблюдать тишину, уважать других!
РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ
Люби тетрадь, и она тебе поможет Ученики 6 класса
Задумывался ли ты когда-нибудь о назначении тетради? Для чего она нужна? В тетради ученики выполняют классные и домашние задания; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки; в тетради фиксируется самое важное по теме урока и т. д. Конечно, тетрадь необходимо правильно оформить и вести ее в соответствии с требованиями учителя. «Это мне все известно и понятно», – ответишь ты, и будешь, конечно, прав. Нам бы хотелось вернуться к тем замечательным словам, которые написали о тетради ученики 6 класса нашей Гимназии: «Люби тетрадь, и она тебе поможет». Действительно, хорошо оформленная, аккуратная тетрадь не только подскажет тебе на уроке и дома, но и поддержит, повысит настроение в трудную минуту. Просматривая свою тетрадь, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать... Относись к своей тетради как к другу, и она ответит тебе тем же! Может, тебе пригодятся советы учеников 5 и 6 классов по оформлению, ведению и использованию тетради? 1. Оформление тетради:
- оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку);
- аккуратно подпиши ее;
- записи производи синей ручкой, а темы выделяй зеленой (если учитель не предъявляет других требований);
- оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.
2. Ведение тетради:
- выполняй все работы (в т. ч. рисунки, схемы и др.) аккуратно;
- не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);
- не мни тетрадь;
- пиши аккуратно, разборчиво;
- не пачкай тетрадь;
- не стирай ручку резинкой;
- записывай правила и все самое важное по теме урока.
Умей проверять и исправлять ошибки:
- проверяй работу от начала к концу и наоборот;
- каждое слово читай по слогам;
- если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
- если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно зачеркни карандашом;
- не используй замазку;
- делай работу над ошибками (анализ ошибок);
- если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
- подумай, а потом пиши.
3. Использование тетради:
- просматривай записи, сделанные в тетради;
анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ. План анализа ответа товарища
- По содержанию ответа:
- Правильно ил понята тема; вопрос учителя?
- Рационально ли отобран материал, нет ли мелких фактов, деталей, загромождающих выступление?
- Выделена ли в ответе главная мысль?
- Заметил ли ты отношение выступающего к тому, о чём он говорил? Какими средствами он достигал этого?
- По форме выступления:
1) Удачно ли оно было построено? 2) Соблюдены ли такие требования, как умение логически, последовательно расположить факты, доказать выдвигаемые положения? 3) Достаточно ли богат словарь выступающего? 4) Что ты можешь сказать о темпе речи, её эмоциональной окраске? 5) Какие недостатки в речи ты заметил? Что посоветуешь товарищу? План анализа ответа товарища
- По содержанию ответа:
- Правильно ил понята тема; вопрос учителя?
- Рационально ли отобран материал, нет ли мелких фактов, деталей, загромождающих выступление?
- Выделена ли в ответе главная мысль?
- Заметил ли ты отношение выступающего к тому, о чём он говорил? Какими средствами он достигал этого?
- По форме выступления:
1) Удачно ли оно было построено? 2) Соблюдены ли такие требования, как умение логически, последовательно расположить факты, доказать выдвигаемые положения? 3) Достаточно ли богат словарь выступающего? 4) Что ты можешь сказать о темпе речи, её эмоциональной окраске? 5) Какие недостатки в речи ты заметил? Что посоветуешь товарищу? Приёмы самоконтроля
Умение контролировать свою деятельность – одно из важнейших условий успеха в учёбе. 1. До начала работы:
- Представь, какой результат ты предполагаешь получить.
- Определи общий объём работы, время которого она потребует.
- Наметь основные этапы работы, с чего начнёшь, что будешь выполнять потом.
- Прикинь, что для тебя представляет наибольшую трудность, на чём придётся задержаться.
- Определи, как ты будешь проверять результат, что ты будешь проверять в своей работе (например, в сочинении – его содержимое, оформление, отсутствие ошибок)
- В каком порядке ты будешь проверять, по каким образцам и нормам будешь оценивать.
2. В ходе работы:
- Старайся удерживать во внимании намеченный предполагаемый результат.
- Несколько раз по ходу работы спрашивай себя, соответствует ли то, что ты делаешь, тому проекту, результат которого ты наметил получить. Это поможет предупредить ошибки в работе.
3. В конце работы:
- Если допустил ошибку и нашёл в работе, стремись не только исправить её, но и найти причины.
Для этого постарайся мысленно выполнить работу как бы в обратном порядке, чтобы найти ошибочное звено, это поможет тебе в следующий раз предусмотреть эту трудность.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД ИЛИ РЕФЕРАТ
Тебе поручили подготовить доклад или реферат! С чего начать? Где взять информацию? Как оформить? ….
Это вполне естественные вопросы, которые тут же возникают в твоей голове, как только ты получил это задание. А ведь ты ученик старших классов и предполагается, что ты это умеешь делать. Мы хотим предложить тебе несколько советов, алгоритмов, которые могут тебе пригодиться.
- Для начала - успокойся! Нет безвыходных ситуаций! Что такое доклад и реферат?
Доклад – сообщение на определенную тему, а также текст такого сообщения Реферат – краткое изложение содержания книги, научной работы, подготовленное на основе изучения источников (Е.А.Быстрова, А.П.Окунева «Школьный толковый словарь русского языка»; С-Пб, Просвещение, 2002)
- Тебе необходимо определиться с темой доклада или реферата. В этом может помочь учитель, по учебному предмету которого ты готовишь выступление. Главное, чтобы тема была тебе понятной.
- Как только ты определился с темой доклада или реферата, тебе необходимо подумать об источниках информации. У учителя-предметника ты можешь узнать, кто занимался изучением интересующей тебя темы (обязательно запиши авторов). А дальше:
- Можно пойти в библиотеку, где по каталогу ты можешь подобрать интересующие тебя книги или журналы. Тебе могут предложить информацию и на других носителях информации: на аудиокассетах, на видеокассетах, на дисках.
- Для поиска интересующей информации ты можешь использовать Интернет. Но как не запутаться во всемирной паутине? Ты наверняка уже освоил все поисковые системы (Rambler, Google, Yandex и другие), если нет, то попробуй поискать информацию в разных системах и найти более информативную для себя.
С чего начать поиск? Для успешного поиска информации тебе необходимо сформулировать запрос: подбери ключевые слова, введи и по результатам поиска изучай полученную информацию.
Но помни! Хороший доклад или реферат – это не только скаченная из Интернета информация, а структурированный и тобой продуманный материал. Если тебе не удается найти информацию в каталоге или в Интернете, обратись к сотрудникам библиотеки или центра информационной поддержки. Специалисты тебе помогут! Ты собрал всю необходимую информацию, продумал структуру доклада или реферата. Возникает вопрос: как оформить? Мы хотим предложить тебе несколько правил по оформлению работы. Эта информация может тебе понадобиться и в институте!
Автор: Д. п. н., проф.Е.И.Казакова
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] |