Занятие: Я и мои интересы, склонности, возможности и потребности Цели: определение учениками собственных интересов, склонностей и возможностей; осознание учениками собственных потребностей. Задачи: Помочь ученикам сориентироваться в своих интересах, склонностях и возможностях (проведение соответствующих диагностических методик). Способствовать осознанию учениками своих потребностей (проведение соответствующих диагностических методик). Краткий конспект занятия: Ученикам предлагается ответить на вопросы: насколько хорошо они учатся, насколько хорошо они себя чувствуют и насколько им интересно учиться по предметам, представленным в анкете.
1. Тест "Карта интересов". 2. Анкета "Тип интеллекта".
В конце каждого занятия ученики отвечают на вопросы: – Что я делал? – Что я узнал? – Чем полученная информация может быть для меня полезна? Обсуждение результатов диагностики ученика проводится на индивидуальной консультации. После получения информации о результатах диагностики ученику предлагается составить портрет-эссе по следующей схеме: Ø Меня интересует … Ø Я умею … Ø Мне необходимо … Ø Мои самые сильные стороны – это … Ученики пишут эссе дома. Работа вкладывается в портфолио в раздел "Мой портрет". Очень важно в работе по данной теме акцентировать внимание учеников и на учебных достижениях.
Карта "Интересы и потребности"
1. Работа с картой интересов (вариант 1). Результаты работы с картой обсуждаются на индивидуальной консультации. 2. Индивидуальная работа с картой "Мои интересы".
1. Мне интересно
|
|
2. Для меня ценно
|
3. Меня привлекает
|
4. Я увлекаюсь
|
Интересы
|
Я хочу
|
Мне надо
|
|
|
|
|
|
|
Поэтому я буду
|
Карта "Мои возможности" 1. Работа в группах. Для обсуждения в группах предлагается вопрос: "Что влияет на мои возможности?" Результаты заносятся в сводную таблицу (лучше это сделать на большом листе бумаги). Здесь мы приводим пример подобной схемы, используемой при выборе профильного класса.
2. Индивидуальная работа с картой "Я могу". Учащимся предлагается проанализировать свои возможности на примере данной карты.
Моя успеваемость Средний балл: Русский язык Литература Алгебра Геометрия География Биология Физика Химия Физкультура История Информатика и ИКТ Иностранный язык Технология * выдели маркером профильные предметы |
Дополнительное образование Кружок (секция, студия), в котором я занимаюсь:_____________ Результат моих занятий (полученные знания, грамоты и награды) 0 10
|
Умение учиться
|
1. Умею взять все необходимое для школы
|
0 10
|
2. Умею слушать объяснения и задания
|
0 10
|
3. Умею попросить о помощи, если что-то не получается
|
0 10
|
4. Умею отвечать на поставленный вопрос
|
0 10
|
5. Умею выполнять задания в соответствии с инструкцией
|
0 10
|
6. Умею распределять работу
|
0 10
|
7. Умею правильно реагировать на замечания
|
0 10
|
8. Умею гордиться своей работой
|
0 10
|
9. Умею быть самостоятельным
|
0 10
|
10.Умею делать домашнее задание быстро и качественно
|
0 10
|
11. Умею организовать свое свободное время
|
0 10
|
Состояние здоровья 0 10
|
Досуговое самоопределение 1. Как выбрать себе занятие по вкусу? Как организовать свое свободное время? Наверное, каждому ребенку так или иначе уже приходилось сталкиваться с подобными вопросами. Однако не всем удается найти правильный ответ. Многие из ребят, записываясь во множество кружков, не могут найти для себя наиболее подходящее занятие в течение долгого времени. Почему так происходит? Здесь мы снова сталкиваемся с проблемой выбора, когда необходимо соотнести свои потребности и интересы с имеющимися возможностями, взвесить все "за" и "против". На этом этапе программы необходимо вспомнить тему, в которой обсуждались условия правильного выбора, и еще раз обсудить это с учениками. Так что же необходимо учитывать, выбирая себе занятие? • Возможности, способности ("Я могу"). • Склонности, интересы ("Я хочу"). • Имеющиеся варианты выбора. • Время, которым ты располагаешь. • Мнение твоих родителей. 2. Индивидуальная работа с картой "Мои интересы, потребности и возможности". Ученикам предлагается проанализировать свои интересы, склонности, потребности и возможности, заполнив карту "Мои интересы, потребности и возможности".
Карта "Мои интересы, потребности и возможности"
Я люблю
|
Мне интересно научиться
|
Я могу
|
Делать что-то руками (рисовать, шить, вязать, конструировать модели и т. д.)
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
Выполнять физические упражнения (танцевать, плавать, играть в спортивные игры и т. д.)
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
Заниматься музыкой (слушать, петь, играть на музыкальных инструментах)
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
Получать углубленные знания по предметам (иностранному или русскому языку, литературе, биологии, информатике, истории, химии, физике, математике, географии и др.)
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
Поэтому я буду (наиболее приемлемые варианты, которые я буду рассматривать)*:
|
• •
|
3. Анализ вариантов выбора. Заполняя таблицу, обсуждай варианты выбора с родителями.
Варианты выбора (исходя из интересов и возможностей)
|
Информация о кружках и секциях
|
Где находится?
|
Время занятий
|
Условия приема
|
Дополнительная информация
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мой выбор:
|
Профилактика трудностей в учебе УЧИМСЯ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЯ
В процессе взаимодействия с людьми важно уметь представить себя так, чтобы с тобой захотели общаться. Предлагаем тебе несколько простых правил преставления себя окружающим:
- Выбери правильное место и время, чтобы представиться.
- Поздоровайся с собеседником и назови свое имя, полное или сокращенное в зависимости от ситуации общения.
- Спроси человека, с которым разговариваешь, как его зовут.
- Расскажи о себе самое главное, представляя свои интересы, ориентируясь на то, что хотел бы узнать о тебе собеседник.
В качестве упражнения предлагаем тебе представить себя, написав эссе, адресованное приятному тебе собеседнику.
Разрешите представиться
________________________________________________________________
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЛАНА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Ты уже выделил главное дело, которое необходимо сделать в первую очередь. 2. Теперь ответь на вопрос: – Какой результат я хочу получить? Запиши ответ в таблицу 2. Ответ на вопрос и является той конечной целью, которую ты ставишь перед собой. 3. Ответь на вопрос: что я должен сделать, чтобы получить желаемый результат? Запиши план действий в таблицу 2. 4. Отметь в таблице 2, предполагаемый результат по каждому пункту плана действий. 5. Начни выполнение плана. Отмечай в таблице 2, удалось ли получить желаемый результат по каждому его пункту. 6. Когда план будет полностью выполнен, ответь на вопрос: – Достигнута ли конечная цель? Таблица 2 Что я должен сделать? __________________________________ Какой результат я хочу получить? ________________________ Что я буду делать, чтобы получить желаемый результат:
План действий
|
Предполагаемый результат
|
Полученный результат
|
1.
|
|
|
2.
|
|
|
3.
|
|
|
4.
|
|
|
5.
|
|
|
Достигнута ли конечная цель? Соответствует ли полученный результат поставленной цели? _______________________________ Если цель не достигнута, подумай, в чем проблема?
ЛЕСТНИЦА УСПЕХА И ЛИНЕЙКА ДОСТИЖЕНИЙ
Одним из самых важных секретов успешной учебы мы считаем УМЕНИЕ ЗАМЕЧАТЬ СОБСТВЕННЫЕ УСПЕХИ И РАДОВАТЬСЯ ИМ. "А что тут сложного?", – скажешь ты. Вспомни, пожалуйста, свое последнее достижение в учебе. Что тебя по-настоящему обрадовало: полученные знания, хорошо выполненная работа или отличная (хорошая) оценка? Конечно, приятно, когда твои успехи отмечает учитель, но не менее важно самому уметь это делать. Нам часто приходилось слышать от учеников: "Учил, учил, а меня не спросили". Или: "Я так готовился к контрольной, но по невнимательности сделал глупую ошибку и пятерки не получил". Случается, что оценка не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но мы-то с тобой знаем, что оценка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба.
Знания и опыт – вот то, что действительно пригодится тебе в жизни
Поэтому, используя ниже приведенные схемы, научись отмечать на лестнице успеха и линейке достижений не только улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ты приложил для этого, и те знания, умения и навыки, которые тобой в результате приобретены. Линейки достижений Оцени по 5-балльной шкале: 1) затраченные усилия на выполнение отдельного вида работ: 0 5 2) полученные мною знания, умения и навыки: 0 5 3) какую оценку в школе я получил? 0 5
Такие линейки мы рекомендует тебе использовать каждый день. Таким образом, ты можешь всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями. Лестница успеха В конце каждого месяца "поставь" себя на какую-нибудь из ступенек лесенки успеха (самая верхняя ступенька – наилучшие результаты в учебе). Проставляй даты (ручкой или фломастером) на соответствующих ступеньках лесенки не реже 1 раза в месяц.
МОИ ЦЕЛИ
Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить толковый словарь Ожегова
ЛИНЕЙКА ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА
МОИ ЦЕЛИ
|
Краткосрочные
|
Среднесродные
|
Долгосрочные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОИ ЦЕЛИ - МОИ РЕСУРСЫ
|
Учеба
|
Хобби
|
Общение
|
Здоровье
|
Ресурсы Цель
|
Есть в наличии
|
Нет в наличии
|
Есть в наличии
|
Нет в наличии
|
Есть в наличии
|
Нет в наличии
|
Есть в наличии
|
Нет в наличии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАСПОРЯДОК ДНЯ
Конечно, "жить на свете без сюрпризов", когда "все на свете предусмотрит расписание", – как поется в одной песенке, – скучно. Но и без режима дня сохранить здоровье и все успевать, обучаясь в современной школе (тем более в гимназии), трудно. Давай вместе подумаем, как составить такой распорядок дня, который включал бы в себя и важные дела, и полноценный отдых. 1. Используя Таблицу 3, составь свой распорядок дня по следующему плану:
- Организация утреннего времени:
– подъем, зарядка, водные процедуры, уборка постели, завтрак; – повторение материала; – дорога в школу.
- Организация времени после школы:
– обед, прогулка; – посещение секций, кружков, факультативов; – выполнение домашнего задания; – ужин; – отдых: чтение, настольные игры, прослушивание музыки и др.; – подготовка и отход ко сну. 2. Попробуй в течение определенного времени (не менее недели) отмечать в таблице выполнение (невыполнение) намеченного распорядка дня. 3. Ответь на вопрос: – Помогает ли мне соблюдение режима дня учиться? Ответ запиши в Таблице 3. Если режим дня не помог тебе организовать время, следует его пересмотреть, внося изменения или уточнения. Таблица 3 Мой распорядок дня
Содержание |
Время
|
Отметка о выполнении
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Помогает ли мне соблюдение режима дня успешно учиться? _________________________________________________________
Что мне мешает соблюдать режим дня?____________________
МОИ ПЛАНЫ
Приоритет – первенство по времени в чем-либо. толковый словарь Ожегова
Представь, что этот сосуд – твоя жизнь.
- Она наполнена крупными событиями и делами, какими-то важными для тебя вещами. Пусть это будут самые крупные шары. Надпиши наиболее значимые для тебя в настоящий момент.
- Шары среднего размера – менее важные дела.
- Самые мелкие фигуры – те "мелочи жизни", которые часто отрывают нас от дел.
- Остальное пространство сосуда заполнится само собой, без нашего желания и участия…
* Когда ты выделишь самые значимые для тебя дела и проблемы, можешь воспользоваться алгоритмом принятия решения.
План – заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ И. Ожегов "Словарь русского языка", М.:ОНИКС, 2005
- В правой верхней части прямоугольника поставь точку или восклицательный знак. Напиши то, к чему стремишься, какой цели хочешь добиться.
- В левой нижней части прямоугольника поставь точку. Это отправная точка, на которой ты сейчас находишься. Подумай, какими ресурсами ты в настоящий момент располагаешь.
- Теперь тебе предстоит наметить определенные шаги, необходимые для достижения цели. Приблизительно сколько их будет?
- Обозначь ступенями эти шаги так, чтобы последняя ступень подвела тебя к намеченной цели (точке или восклицательному знаку).
- Над каждой ступенью напиши содержание конкретного шага. Что ты будешь делать сначала, что потом и т.д.
- Под каждой ступенькой напиши дату (обозначь сроки преодоления данной ступеньки).
Твой план, таким образом, будет выглядеть примерно так:
Автор: Д. п. н., проф.Е.И.Казакова
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] |