Секреты успеха в учебе 6
Просвещение школьников - Рекомендации школьникам от психолога

Занятие: Я и мои интересы, склонности,
возможности и потребности

Цели: определение учениками собственных интересов, склонностей и возможностей; осознание учениками собственных потребностей.
Задачи:
Помочь ученикам сориентироваться в своих интересах, склонностях и возможностях (проведение соответствующих диагностических методик).
Способствовать осознанию учениками своих потребностей (проведение соответствующих диагностических методик).
Краткий конспект занятия:
Ученикам предлагается ответить на вопросы: насколько хорошо они учатся, насколько хорошо они себя чувствуют и насколько им интересно учиться по предметам,  представленным в анкете.

1. Тест "Карта интересов".
2. Анкета "Тип интеллекта".

В конце каждого занятия ученики отвечают на вопросы:
– Что я делал?
– Что я узнал?
– Чем полученная информация может быть для меня полезна?
Обсуждение результатов диагностики ученика проводится на индивидуальной консультации.
После получения информации о результатах диагностики ученику предлагается составить портрет-эссе по следующей схеме:
Ø Меня интересует …
Ø Я умею …
Ø Мне необходимо …
Ø Мои самые сильные стороны – это …
Ученики пишут эссе дома. Работа вкладывается в портфолио в раздел "Мой портрет".
Очень важно в работе по данной теме акцентировать внимание учеников и на учебных достижениях.

Карта "Интересы и потребности"

1. Работа с картой интересов (вариант 1). Результаты работы с картой обсуждаются на индивидуальной консультации.
2. Индивидуальная работа с картой "Мои интересы".

1. Мне интересно

 

2. Для меня ценно

3. Меня привлекает

4. Я увлекаюсь

Интересы

Я хочу

Мне надо

 

 

 

 

 

 

Поэтому я буду

Карта "Мои возможности"
1. Работа в группах.
Для обсуждения в группах предлагается вопрос: "Что влияет на мои возможности?"
Результаты заносятся в сводную таблицу (лучше это сделать на большом листе бумаги). Здесь мы приводим пример подобной схемы, используемой при выборе профильного класса.

Секреты успеха в учебе

2. Индивидуальная работа с картой "Я могу".
Учащимся предлагается проанализировать свои возможности на примере данной карты.


Моя успеваемость
Средний балл:
Русский язык
Литература
Алгебра
Геометрия
География
Биология
Физика
Химия
Физкультура
История
Информатика и ИКТ
Иностранный  язык
Технология
* выдели маркером профильные предметы

Дополнительное образование
Кружок (секция, студия), в котором я занимаюсь:_____________
Результат моих занятий (полученные знания, грамоты и награды)                 0  10

Умение учиться

1. Умею взять все необходимое для школы

0 10

2. Умею слушать объяснения и задания

0  10

3. Умею попросить о помощи, если что-то не получается

0  10

4. Умею отвечать на поставленный вопрос

0  10

5. Умею выполнять задания в соответствии с инструкцией

0  10

6. Умею распределять работу

0  10

7. Умею правильно реагировать на замечания

0  10

8. Умею гордиться своей работой

0  10

9. Умею быть самостоятельным

0  10

10.Умею делать домашнее задание быстро и качественно

0  10

11. Умею организовать свое свободное время

0  10

Состояние здоровья 0  10

Досуговое самоопределение
1. Как выбрать себе занятие по вкусу? Как организовать свое свободное время?
Наверное, каждому ребенку так или иначе уже приходилось сталкиваться с подобными вопросами. Однако не всем удается  найти правильный ответ. Многие из ребят, записываясь во множество кружков, не могут найти для себя наиболее подходящее занятие в течение долгого времени. Почему так происходит? Здесь мы снова сталкиваемся с проблемой выбора, когда необходимо соотнести свои потребности и интересы с имеющимися возможностями, взвесить все "за" и "против".
На этом этапе программы необходимо вспомнить тему, в которой обсуждались условия правильного выбора, и еще раз обсудить это с учениками.
Так что же необходимо учитывать, выбирая себе занятие?
• Возможности, способности ("Я могу").
• Склонности, интересы ("Я хочу").
• Имеющиеся варианты выбора.
• Время, которым ты располагаешь.
• Мнение твоих родителей.
2. Индивидуальная работа с картой "Мои интересы, потребности и возможности".
Ученикам предлагается проанализировать свои интересы, склонности, потребности и возможности, заполнив карту "Мои интересы, потребности и возможности".

Карта "Мои интересы, потребности и возможности"

Я люблю

Мне интересно научиться

Я могу

Делать что-то руками
(рисовать, шить, вязать, конструировать модели и т. д.)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Выполнять физические упражнения
(танцевать, плавать, играть в спортивные игры и т. д.)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Заниматься музыкой
(слушать, петь, играть на музыкальных инструментах)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Получать углубленные знания по предметам
(иностранному или русскому языку, литературе, биологии,
информатике, истории, химии, физике, математике, географии и др.)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Поэтому я буду
(наиболее приемлемые варианты, которые я буду рассматривать)*:


3. Анализ вариантов выбора.
Заполняя таблицу, обсуждай варианты выбора с родителями.

Варианты выбора
(исходя из интересов
и возможностей)

Информация о кружках и секциях

Где находится?

Время
занятий

Условия
приема

Дополнительная информация

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мой выбор:

Профилактика трудностей в учебе
УЧИМСЯ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЯ

В процессе взаимодействия с людьми важно уметь представить себя так, чтобы с тобой захотели общаться. Предлагаем тебе несколько простых правил преставления себя окружающим:

  • Выбери правильное место и время, чтобы представиться.
  • Поздоровайся с собеседником и назови свое имя, полное или сокращенное в зависимости от ситуации общения.
  • Спроси человека, с которым разговариваешь, как его зовут.
  • Расскажи о себе самое главное, представляя свои интересы, ориентируясь на то, что хотел бы узнать о тебе собеседник.

 

В качестве упражнения предлагаем тебе представить себя, написав эссе, адресованное приятному тебе собеседнику.

Разрешите представиться

________________________________________________________________

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ
ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЛАНА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Ты уже выделил главное дело, которое необходимо сделать в первую очередь.
2. Теперь ответь на вопрос:
– Какой результат я хочу получить?
Запиши ответ в таблицу 2.
Ответ на вопрос и является той конечной целью, которую ты ставишь перед собой.
3. Ответь на вопрос: что я должен сделать, чтобы получить желаемый результат?
Запиши план действий в таблицу 2.
4. Отметь в таблице 2, предполагаемый результат по каждому пункту плана действий.
5. Начни выполнение плана. Отмечай в таблице 2, удалось ли получить желаемый результат по каждому его пункту.
6. Когда план будет полностью выполнен, ответь на вопрос:
– Достигнута ли конечная цель?
Таблица 2
Что я должен сделать? __________________________________
Какой результат я хочу получить? ________________________
Что я буду делать, чтобы получить желаемый результат:

План действий

Предполагаемый
результат

Полученный
результат

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

Достигнута ли конечная цель? Соответствует ли полученный результат поставленной цели? _______________________________
Если цель не достигнута, подумай, в чем проблема?

 

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА И ЛИНЕЙКА ДОСТИЖЕНИЙ

Одним из самых важных секретов успешной учебы мы считаем УМЕНИЕ ЗАМЕЧАТЬ СОБСТВЕННЫЕ УСПЕХИ И РАДОВАТЬСЯ ИМ.
"А что тут сложного?", – скажешь ты.
Вспомни, пожалуйста, свое последнее достижение в учебе. Что тебя по-настоящему обрадовало: полученные знания, хорошо выполненная работа или отличная (хорошая) оценка?
Конечно, приятно, когда твои успехи отмечает учитель, но не менее важно самому уметь это делать. Нам часто приходилось слышать от учеников: "Учил, учил, а меня не спросили". Или: "Я так готовился к контрольной, но по невнимательности сделал глупую ошибку и пятерки не получил". Случается, что оценка не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но мы-то с тобой знаем, что оценка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба.

Знания и опыт – вот то, что действительно
пригодится тебе в жизни

Поэтому, используя ниже приведенные схемы, научись отмечать на лестнице успеха и линейке достижений не только улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ты приложил для этого, и те знания, умения и навыки, которые тобой в результате приобретены.
Линейки достижений
Оцени по 5-балльной шкале:
1) затраченные усилия на выполнение отдельного вида работ:
0                                                                            5

2) полученные мною знания, умения и навыки:
0                                                                            5

3) какую оценку в школе я получил?
0                                                                            5

Такие линейки мы рекомендует тебе использовать каждый день.
Таким образом, ты можешь всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями.
Лестница успеха
В конце каждого месяца "поставь" себя на какую-нибудь из ступенек лесенки успеха (самая верхняя ступенька – наилучшие результаты в учебе). Проставляй даты (ручкой или фломастером) на соответствующих ступеньках лесенки не реже 1 раза в месяц.

Секреты успеха в учебе

МОИ ЦЕЛИ

Цель то, к чему стремятся, что надо осуществить
толковый словарь Ожегова

ЛИНЕЙКА ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА

Секреты успеха в учебе

МОИ ЦЕЛИ

 

Краткосрочные

Среднесродные

Долгосрочные

  • Учеба

 

 

 

  • Хобби

 

 

 

  • Общение

 

 

 

  • Здоровье, красота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОИ ЦЕЛИ - МОИ РЕСУРСЫ


Учеба

Хобби

Общение

Здоровье

Ресурсы
Цель

Есть в наличии

Нет в наличии

Есть в наличии

Нет в наличии

Есть в наличии

Нет в наличии

Есть в наличии

Нет в наличии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Конечно, "жить на свете без сюрпризов", когда "все на свете предусмотрит расписание", – как поется в одной  песенке, – скучно. Но и без режима дня сохранить здоровье и все успевать, обучаясь в современной школе (тем более в гимназии), трудно. Давай вместе подумаем, как составить такой распорядок дня, который включал бы в себя и важные дела, и полноценный отдых.
1. Используя Таблицу 3, составь свой распорядок дня по следующему плану:

  • Организация утреннего времени:

– подъем, зарядка, водные процедуры, уборка постели, завтрак;
– повторение материала;
– дорога в школу.

  • Организация времени после школы:

– обед, прогулка;
– посещение секций, кружков, факультативов;
– выполнение домашнего задания;
– ужин;
– отдых: чтение, настольные игры, прослушивание музыки и др.;
– подготовка и отход ко сну.
2. Попробуй в течение определенного времени (не менее недели) отмечать в таблице выполнение (невыполнение) намеченного распорядка дня.
3. Ответь на вопрос:
– Помогает ли мне соблюдение режима дня учиться?
Ответ запиши в Таблице 3. Если режим дня не помог тебе организовать время, следует его пересмотреть, внося изменения или уточнения.
Таблица 3
Мой распорядок дня


Содержание

Время

Отметка
о выполнении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает ли мне соблюдение режима дня  успешно учиться? _________________________________________________________


Что мне мешает соблюдать режим дня?____________________

МОИ ПЛАНЫ

Приоритет – первенство по времени в чем-либо.
толковый словарь Ожегова

Секреты успеха в учебе

Представь, что этот сосуд – твоя жизнь.

  • Она наполнена крупными событиями и делами, какими-то важными для тебя вещами. Пусть это будут самые крупные шары. Надпиши наиболее значимые для тебя в настоящий момент.
  • Шары среднего размера – менее важные дела.
  • Самые мелкие фигуры – те "мелочи жизни", которые часто отрывают нас от дел.
  • Остальное пространство сосуда заполнится само собой, без нашего желания и участия…

* Когда ты выделишь самые значимые для тебя дела и проблемы, можешь воспользоваться алгоритмом принятия решения.

План заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ
И. Ожегов "Словарь русского языка", М.:ОНИКС, 2005

Секреты успеха в учебе
  • В правой верхней части прямоугольника поставь точку или восклицательный знак. Напиши то, к чему стремишься, какой цели хочешь добиться.
  • В левой нижней части прямоугольника поставь точку. Это отправная точка, на которой ты сейчас находишься. Подумай, какими ресурсами ты в настоящий момент располагаешь.
  • Теперь тебе предстоит наметить определенные шаги, необходимые для достижения цели. Приблизительно сколько их будет?
  • Обозначь ступенями эти шаги так, чтобы последняя ступень подвела тебя к намеченной цели (точке или восклицательному знаку).
  • Над каждой ступенью напиши содержание конкретного шага. Что ты будешь делать сначала, что потом и т.д.
  • Под каждой ступенькой напиши дату (обозначь сроки преодоления данной ступеньки).

Твой план, таким образом, будет выглядеть примерно так:

Секреты успеха в учебе

Автор: Д. п. н., проф.Е.И.Казакова

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.