На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF)
Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

автор Н. Пезешкиан (в сотрудничестве Х. Дайденбаха)

Цель методики: опросник предназначен для оценки характерологических и личностных особенностей супругов или партнеров и оценки способов переработки конфликтов.
WIPPF отражает содержание индивидуальных семейных и социальных конфликтов.
Теоретические основы и описание методики
Висбаденский опросник (WIPPF) появился в недрах неопсихоаналитической концепции Н. Пезешкиана. Теория немецкого психиатра Н. Пезешкиана синтезирует представления современных психоаналитиков о динамике конфликта и о методах поведенческой терапии.

Концепция Н. Пезешкиана строится на позитивном видении человека и представляет модель конфликта следующим образом:

  • стратегии поведения в конфликте;
  • образцы конфликтного поведения, приобретенные в родительской семье;
  • особенности личности обследуемого.

Таким образом, по мнению автора, каждый конфликт имеет три составляющие ("три производные"). Каждый конфликт отражает сегодняшние проблемы субъекта.
В авторском варианте Висбаденский опросник представляет собой совокупность четырех вербальных тестов:

1. Опросник "Первое интервью", который заполняет терапевт в процессе беседы с пациентом.
2. Субтест "Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии" для самостоятельного заполнения клиентом.
3. "Календарь наблюдений и укрепления душевного здоровья" для самостоятельной оценки пациентом эффективности психотерапии.
4. "Карманный календарь врача/терапевта" для отслеживания специалистом качества его взаимоотношений с пациентом.
Второй субтест (в терминологии Н. Пезешкиана, он же – Висбаденский опросник), по мнению С.Ю. Зелинской и А.И. Тащинской, психолог может использовать в качестве самостоятельного методического инструментария.
Существует две формы опросника (А и Б), что делает возможным целенаправленный контроль процесса (до терапии – после терапии). Однако практический опыт работы исследователей С.Ю. Зелинской и А.И. Тащинской с данной методикой выявил существенные различия результатов, полученных с помощью форм А и Б независимо от наличия или отсутствия факта психокоррекционного воздействия на респондента. Поэтому они предлагают последовательно предъявлять респонденту обе формы опросника для минимизации фактора случайности (для усиления объективности полученных данных).

Текст методики состоит из 85 утверждений (в каждой форме опросника). Висбаденский опросниксодержит 27 шкал: к каждой шкале относится по 3 утверждения, за исключением 24-ой шкалы ("Я"). 24-ая шкала делится на две подшкалы ("мать" и "отец"), в которые входят по 3 утверждения. Для оценки результатов опросника предлагается специальный бланк.

Форма А

Фамилия, имя

Код

Вам предлагаются утверждения и высказывания из бесед с людьми различного происхождения, возраста и пола. Предполагается, что при этом будут отражены совершенно разные установки, чувства и образ действий.
Этот опросник не является "тестом" в обычном смысле этого слова; скорее Вы отразите в нем самих себя. Поэтому, оценивая эти высказывания, Вы не можете сделать что-то "неправильно", ведь каждый человек имеет право на свое личное мнение. И это Ваше личное мнение.
Мы просим Вас оценить эти высказывания. При этом у Вас есть четыре возможности для ответа:
Если Вы согласны с каким-нибудь утверждением, поставьте крестик слева, под словом "да":
да нет

Если Вы не согласны с каким-либо утверждением, поставьте крестик справа, под словом "нет":
да нет

Может случиться и так, что Вы затрудняетесь, как полностью подтвердить, так и полностью отвергнуть какое-либо высказывание, поскольку оно может быть для Вас верно или неверно лишь при определенных условиях.
В таких случаях у Вас есть еще две возможности:
Если Вы склоняетесь к тому, что какое-либо утверждение чаще подходит для Вас, нежели не подходит, то Вы можете поставить крестик ближе к "да":
да нет

Если вы скорее согласны с каким-либо утверждением, чем можете подтвердить это, то поставьте крестик ближе к "нет":
да нет

Пожалуйста, выберите для каждого высказывания только один вариант ответа. Поскольку Вы не можете ответить "неправильно", не раздумывайте долго, а быстро отмечайте свои ответы один за другим.
Слова "родители", "отец" и "мать" подразумевают в первую очередь Ваших настоящих родителей. Если Вы росли преимущественно у родственников, в семье попечителей или приемных родителей, а также в приюте или детском доме, то слова "родители", "отец" и "мать" подразумевают в таком случае тех воспитателей, которые играли для Вас родителей (например, бабушка, дядя, сестра, сосед, няня, воспитатель детского дома и т.д.).
Теперь приступайте к работе. Мы уверяем Вас, что все ваши ответы останутся в тайне.
да нет

1. Я прочитал инструкцию и готов честно оценить каждое высказывание.
2. Я всегда так планирую свое время, что мне никогда не приходится превращать день в ночь.
3. По форме общения человека можно судить, чего он стоит.
4. Мои знакомые считают меня надежным человеком.
5. Ребенок, который даже при спокойном обращении к нему не делает того, о чем его просят, должен испытать родительскую строгость.
6. Я часто бываю расслабленным, вялым, изможденным.
7. Моя мать была для меня примером.
8. Терпение и выдержка являются для меня показателями внутренней силы.
9. Единство человечества — важная цель для меня.
10. Когда дела идут вкривь и вкось, можно сойти с ума.
11. Я хотел бы быть нежным со многими людьми, а не только с одним.
12. Мое мировоззрение (религия, убеждения) я сохраняю, несмотря ни на какие внешние влияния.
13. Мои родители (отец и/или мать) молились вместе со мной.
14. При покупке я особенно обращаю внимание на цену.
15. Мне часто кажется, что со мной обошлись несправедливо.
16. Частые рукопожатия опасны, потому что с ними могут передаваться
17. На меня можно полностью положиться.
18. Сначала работа, а затем уже удовольствия!
19. Личные контакты на работе, несмотря на занятость, для меня очень важны.
20. Мой отец был очень терпелив со мной.
21. Иногда я проглатываю обиду и не подаю виду, хотя потом очень злюсь на себя за это.
22. Большинство людей, с которыми я общаюсь, искренни со мной.
23. Мне больше по душе прочные отношения с одним человеком, чем много кратковременных, сменяющихся контактов.
24. Когда у меня появляются проблемы, я всегда нахожу хорошее решение.
25. Я часто отвлекаюсь тем, что с головой ухожу в работу.
26. Прежде чем я что-то сделаю (на работе или в семье), я всегда все планирую.
27. Мои родители умели улаживать возникшие между ними разногласия.
28. Мои родители (отец и/или мать) бывали дружелюбны с незнакомыми людьми.
29. У меня широкий круг знакомых.
30. Я не спешу, принимая важные решения, чтобы дать себе возможность все обдумать.
31. На работе и дома я "пашу, как вол".
32. Я всегда действую по такому принципу: "время — деньги".
33. Я стараюсь внутренне принимать людей, которые имеют иные взгляды и установки, чем я.
34. Моих родителей беспокоил вопрос о смысле жизни.
35. Когда кто-то не приходит к назначенному времени, я выхожу из себя.
36. Я открыто высказываю свои потребности и интересы.
37.Помню, моя мать была очень терпелива со мной.
38. Несправедливость по отношению ко мне всегда доводит до болезни (появляются боли в животе, головные боли и др.).
39. Даже в самых трудных ситуациях я обычно сохраняю спокойствие.
40. Ласки и физические контакты я нахожу очень приятными.
41. Верность (в дружбе и любви) для меня являются абсолютной ценностью.
42. Мои родители участвовали в деятельности общественных организаций.
43. Даже если все настроено против меня, я не сдаюсь.
44. При проявлении профессиональных проблем я обращаюсь к коллегам вместо того, чтобы примириться с неудачей.
45. Мои родители всегда хорошо ладили друг с другом.
46. Мой организм очень чутко реагирует, когда я не могу найти решение проблемы.
47. Я только тогда хорошо себя чувствую, когда я полностью погружаюсь в работу.
48. Меня раздражает, когда в квартире беспорядок.
49. Я вижу смысл своей жизни, даже если у меня есть трудности.
50. Я не могу представить себе человеческое общество без пунктуальности.
51. Мне нравятся люди, которые открыто говорят, что они думают, даже если у меня другое мнение.
52. Я всегда открыто высказываю свое мнение, даже если это будет для меня опасным.
53. Когда я был ребенком, мои родители беседовали со мной на религиозные и мировоззренческие темы.
54. Без взаимного доверия я не могу жить или работать с другими людьми.
55. Если я однажды что-то пообещал, значит, я обязательно сдержу свое слово.
56. Мне важно знать, существует ли жизнь после смерти.
57. Со всеми людьми нужно обращаться одинаково, иначе воцарится несправедливость.
58. По чистоте в квартире можно судить о чистоте характера.
59. Когда у меня есть трудности на работе, я обращаюсь к коллегам и/или к начальству.
60. Мой отец был для меня примером, когда я был маленьким.
61. Я охотно провожу время вне дома (в ресторане, кино, театре, кафе, на танцах и т.д.), т.к. мне нравится знакомиться с новыми людьми.
62. К моим родителям часто приходили друзья или их самих приглашали в гости.
63. Я трудолюбивый, старательный человек.
64. Я надеюсь достичь в своей жизни еще больших успехов.
65. Я очень вежлив, чтобы быть признанным у других.
66. Сексуальная любовь—это лучшее, что есть на земле.
67. У моей мамы всегда находилось для меня много времени.
68. Я длительно ищу контактов, чтобы не быть в одиночестве.
69. Я экономлю даже тогда, когда в этом нет необходимости.
70. Когда я знакомлюсь с людьми, я сначала бросаю им "пробный шар" доверия.
71. Когда меня критикуют, у меня появляются боли в желудке (желчном пузыре и т.д.) или у меня бывают судороги.
72. У моего отца для меня находилось много времени.
73. То, что каждый из нас подразумевает под чувствами, всего лишь маленькая часть действительности.
74. При возникновении проблем вся моя энергия направлена на поиск решения и я всегда нахожу выход.
75. Я считаю, что мои решения (на работе и/или в личной жизни) должны выполняться без долгих разговоров.
76. Что думают другие люди о моем мнении, мне безразлично.
77. Работа — это содержание всей жизни.
78. Гости для меня вовсе не безразличны, я всегда нахожу для них время.
79. Я злюсь на себя, если все находится в беспорядке (посуда, пустые бутылки, невыброшенный мусор).
80. В сложных ситуациях мои родители могли открыто говорить между собой.
81. Мне очень неудобно, когда приходят гости, а квартира не сверкает чистотой.
82. Есть люди, которые мне нравятся, несмотря на то, что у них другие убеждения.
83. Я очень нервничаю (беспокоюсь, злюсь...), если кто-то заставляет меня ждать.
84. Я убежден, что в моей жизни можно достичь еще большего.
85. Когда проблему нельзя преодолеть тотчас же, я могу подождать, пока не появится другая возможность.

Литература:


Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. С. 194 – 222.

Зелинская С.Ю., Тащева А.И. WIPPF – опросник для исследования личностных особенностей, стратегий поведения в конфликте и "моделей для подражания" // Прикладная психология. 2000. № 1. С. 64 – 76.

[1] [2] [3]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.