Описание шкал WIPPF Следующие ниже описания шкал приводятся по Peseschkian, 1977, (шкалы 1-19) и Peseschkian; 1982, (шкалы 20-27) в литературной обработке С.Ю. Зелинской и А.И. Тащинской.
Когнитивные особенности личности (по Н. Пезешкиану "вторичные способности")
1. Аккуратность. Аккуратность, любовь к порядку, которая обеспечивает личности стабильность. Проявляется в полном соответствии каждой вещи своему месту; ни одна из вещей не мешает другой, любая может быть тут же найдена в нужный момент.
Полюса и их синонимы: 12-10 баллов — педантичность, потребность в "стерильной" чистоте, постоянная уборка, "вылизанная квартира". 5-3 балла — беспорядок, небрежность, "Содом и Гоморра", склонность к разбрасыванию вещей и неумение убирать за собой. Утверждения: форма А: 10, 48, 79 форма Б: 3, 40, 72
2. Чистоплотность: опрятность, уход за телом, одеждой, предметами ежедневного пользования. 12-10 баллов — избыточное внимание к чистоте собственного тела, одежды, предметам ежедневного пользования. Такой человек Н. Пезешкианом называется "чистюлей", "одетым "с иголочки", выхоленным, ухоженным. Данные особенности могут проявляться в навязчивом стремлении к чистоте и в брезгливости ко всему, сто может запачкать тело. 5-3 балла — очевидная небрежность по отношению к собственному телу и предметам ежедневного пользования, которая проявляется в неряшливости, неумытости, в дурных запахах, исходящих от тела. Утверждения: форма А: 16, 58, 81 форма Б: 14, 56, 67
3. Пунктуальность: строгое соблюдение временных договоренностей. 12-10 баллов — точность до минуты ("по вам часы можно сверять"). 5-3 балла — непунктуальность, которая проявляется в постоянных опаздываниях. Утверждения: форма А: 35, 50, 83 форма Б: 37, 48, 57
4. Вежливость: корректность, уважительное отношение к себе и к окружающим. Данная шкала, по мнению Н. Пезешкиана, является важнейшим показателем "ключевого конфликта" (потенциального конфликта) личности. Крайние проявления по данной шкале понимаются автором как различные формы агрессии личности по отношению к социуму. 12-10 баллов — проявление скрытой гетероагрессии, что выражается в сверхдружелюбии, подхалимстве, лицемерии, галантности, избыточно хороших манерах, в неумении отказывать людям, и в потребности восприниматься другими неизменно хорошим, милым. 5-3 балла — проявление явной гетероагрессии, что выражается в бестактности, дерзости, игнорировании личности собеседника, в ранящей его невнимательности; может быть описано словосочетанием "как слон в посудной лавке". Утверждения: форма А: 3, 21, 65 форма Б: 13, 41, 70
5. Честность — прямота: различная, с учетом последствий, степень открытости собственного мнения. 12-10 баллов — фанатичное стремление к истине, избыточная правдивость и откровенность, свернормальная склонность к бесконечной презентации собственного мнения, неумение утаивать даже то, что заведомо будет осуждено ("что на уме, то на языке", "мне скрывать нечего"). 5-3 балла — неискренность, замкнутость, избыточная скрытность, постоянное избегание объяснений, выраженная склонность ко лжи, извращению значимой для собеседника информации ("непонятно, что у него на уме", "врет как по писанному"). Утверждения: форма А: 36, 52, 76 форма Б: 9, 44, 85
6. Усердие — деятельность: готовность в течение длительного времени предаваться напряженной и утомительной работе для достижения определений цели. 12-10 баллов — карьеризм, стремление к успеху, рвение, старание, способность трудиться "как пчела". 5-3 балла — леность, праздность, склонность к бессмысленному времяпрепровождению, неритмичность, постоянные сбои в работе. Утверждения: форма А: 18, 31, 63 форма Б: 29, 45, 80
7. Обязательность, точность, совестливость. Обязательность и совестливость понимаются как внутренняя готовность выполнить обещанное независимо от наличия внешнего контроля. Точность – это поведение, направленное на достаточно безошибочное выполнение работы. 12-10 баллов — избыточная принципиальность, скрупулезность, расчетливость, стремление безукоризненно выполнить любое обещание независимо от обстоятельств. 5-3 балла — необязательность, непоследовательность, неточность, небрежность в отношениях с людьми, самостоятельное изменение договоренностей ("сегодня одно — завтра другое"). Утверждения: форма А: 4, 17, 55 форма Б: 6, 42, 68
8. Бережливость: экономное обращение с деньгами и вещами. 12-10 баллов — скупость, отказ себе во всем до аскетизма, потребность скрупулезно учитывать собственные доходы и ничем не брезговать с целью их увеличения ("считать каждую копейку"). 5-3 балла — неумение планировать материальные расходы, обесценивание денег до расточительства ("сорит деньгами", "широкая натура"). Утверждения: форма А: 14, 32, 68 форма Б: 8, 25, 66
9. Послушание: умение адекватно реагировать на просьбы и поручения людей, от которых личность зависит физически и психологически и столь же адекватное поведение по отношению к людям, которые зависят от нее. 12-10 баллов — пассивное следование просьбам и приказам, слепое послушание, безграничная преданность авторитету и в той же мере активная строгость по отношению к подчиненным, стремление во что бы то ни стало подчинить их собственной воле. 5-3 балла — все формы непослушания от молчаливого сопротивления до открытого бунта, отрицание любых авторитетов ("вы мне не указ"). Утверждения: форма А: 5, 26, 75 форма Б: 16, 46, 60
10. Справедливость: поведение, которое определяется разумным сочетанием целесообразности и личных привязанностей, склонностей. 12-10 баллов — сверхчувствительность к несправедливости, имманентная, часто в ущерб себе, потребность в отстаивании принципов ("жажда справедливости", "суровая справедливость"). 5-3 балла — игнорирование целесообразной справедливости в угоду личным привязанностям, симпатиям, собственному настроению. Утверждения: форма А: 15, 38, 57 форма Б: 27, 65, 81
11. Верность: следование собственным нормам и концепциям в отношении всех сфер жизнедеятельности и умение изменить собственные представления об этих нормах при изменении обстоятельств. Эта шкала в авторском исполнении характеризует, прежде всего, верность сексуальному партнеру. 12-10 баллов — ригидность, косность, упрямство, непоколебимость, неопровержимость установок и авторитетов, безграничное стремление сохранить имеющееся ("пока смерть не разлучит нас!"). 5-3 балла — неверность, склонность к смене партнеров, к "предательству" ("как флюгер на ветру"). Утверждения: форма А: 12, 23, 41 форма Б: 7, 35, 53
Эмоциональные особенности личности (по Н. Пезешкиану "первичные способности")
12. Терпение: способность ждать, отсрочивать удовлетворение собственных желаний. 12 -10 баллов — сверхтерпение, мазохистическое бесконечное откладывание удовлетворения собственных потребностей. 5-3 балла — нетерпеливость, агрессивное отстаивание собственного права на немедленное удовлетворение потребностей. Утверждения: форма А: 8, 39, 85 форма Б: 15, 23, 38
13. Время: способность уделять себе и другим достаточное количество времени. 12-10 баллов — бесконечное времяпрепровождение, нерегламентированное, расточительное использование времени в удовлетворении собственных гедонистических потребностей и потребностей значимых окружающих в ущерб продуктивной деятельности. 5-3 балла — тревожное слежение за временем, постоянные перегрузки, пребывание в стрессе из-за острого дефицита времени, тягостные переживания чувства вины из-за неумения рационально организовывать свою деятельность во времени и одновременно жесткого ременного ограничения других людей, в основном близких. Утверждения: форма А: 2, 30, 78 форма Б: 21, 47, 73
14. Контакты: устанавливать и поддерживать контакты с людьми. 12-10 баллов — избыточная коммуникабельность, бесконечный поиск общения, попытка установления достаточно интимных, близких отношений с окружающими независимо от их потребности в подобного рода отношениях, выраженная психологическая зависимость от других людей и отношений с ними. 5-3 балла — избыточная скромность робость, застенчивость, стесненность, неуверенность в себе, напряженность, неумение налаживать отношения с людьми при достаточно высокой потребности в подобного рода отношениях. Утверждения: форма А: 19, 29, 61 форма Б: 30, 62, 78
15. Доверие: способность принимать себя или других людей в их неповторимости такими, как они есть; позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми обладает человек или которые от него ожидаются. 12-10 баллов — доверительный, доверчивый, наивный. 5-3 балла — недоверие к себе и окружающим, подозрительность, ревность, "комплекс неполноценности". Утверждения: форма А: 22, 54, 70 форма Б: 18, 28, 63
16. Надежда: согласно авторской концепции, это способность признавать будущие возможности и одновременно признавать относительность достижений настоящего дня. 12-10 баллов — безоглядный оптимизм, ориентация исключительно на будущее, и обесценивание значимости настоящего, "розовые очки". 5-3 балла — глубокий пессимизм, бесконечные сомнения, частые разочарования, осознание бессмысленности и безнадежности любых собственных действий. Утверждения: форма А: 43, 64, 84 форма Б: 10, 24, 69
17. Сексуальность — нежность: под сексуальностью и нежностью автор понимает отношение к физическому контакту, умение принимать и дарить физические контакты. 12-10 баллов — преувеличение роли сексуальности, избыточная зависимость от физических контактов, повышенная потребность к активной стимуляции эрогенных зон у себя и партнера. 5-3 балла — страх физического контакта, холодность, пассивное защищающееся сексуальное поведение, отказ себе и партнеру в сексуальном удовольствии, следование жестким собственным представлениям о "нормативах" сексуального поведения. Утверждения: форма А: 11, 40, 66 форма Б: 17, 59, 83
18. Любовь и принятие: согласно Н. Пезешкиану, эти качества понимаются как заведомое принятие партнера как личности, положительное эмоциональное отношение к нему независимо от его ситуативных особенностей и образа его поведения ("позитивная генерализация восприятия партнера" - А.И. Тащева). Данная шкала является диагностическим критерием гармоничности эмоциональных и когнитивных особенностей личности. При высоких показателях отмечается превалирование эмоционального начала личности, при низких – когнитивного, при адекватных – гармоничное сочетание. 12-10 баллов — "материнская позиция" по отношению к партнеру, избыточная заинтересованность в нем, проявляющаяся в попустительстве, потакании и в балующем отношении ("посадить себе на голову"). 5-3 балла — психологическая дистанцированность от партнера, проявляющаяся в равнодушии, отвержении, скрытой и явной ненависти, бесконечной придирчивости и требовательности, явное злоупотребление наказаниями. Утверждения: форма А: 33, 51, 82 форма Б: 31, 61, 76
19. Вера, религия, церковь: по Н. Пезешкиану, это заинтересованность в собственном внутреннем мире, выраженный интерес смысложизненным представлениями вопросам веры при адекватном отношении к реальной действительности. 12 – 10 баллов – сверхвыраженный до фанатизма интерес к мировоззренческим, смысложизненным и вероисповедальным проблемам. 5 – 3 балла – от индифферентного до агрессивного отношения к вере, отрицание самой ее возможности и табуирование обсуждения этой проблематики, акцентирование внимания на материальных проблемах ("верю только тому, что вижу"). Утверждения: форма А: 9, 56, 73 форма Б: 22, 36, 54
Четыре поведенческие реакции на конфликт
20. Тело – ощущения. Данная шкала подразумевает реакцию физического "Я" на конфликт. 12 – 10 баллов – организм реагирует психосоматическими нарушениями, низкой активностью, слабостью, вялостью, ипохондричностью, т.е. "бегством в болезнь". 5 – 3 балла – низким показателям соответствует гиперактивность личности в поддержке физической формы до изнеможения, путем физических перегрузок или сверхзаинтересованностью в активном отдыхе, включающем непосильные для нервной системы и организма в целом нагрузки с явным или скрытым для человека риском для жизни, либо абсолютное, бесцельное "расслабление". Утверждения: форма А: 6, 46, 71 форма Б: 2, 50, 77
21. Деятельность. Вид и способ проявления норм деятельности, включенных в концепцию Я, и их динамику в конфликтных ситуациях. 12-10 баллов — попытки решения проблемы при помощи активной деятельности (например, убирать, чистить, углубиться в учебу...) с сознательным или бессознательным намерением "забыть" таким образом проблемы; акцентирование "логического" мышления, бегство в работу. 5-3 балла — с одной стороны, способность избегать требования достижений; с другой стороны, отказ от требуемых достижений, "бегство" в бездеятельность, нарушения внимания, памяти, трудности в принятии решения, склонность к рационализации, навязчивости, мечтательность, дереализация. Утверждения: форма А: 25, 47, 77 форма Б: 12, 52, 71.
22. Контакты. Способность устанавливать и поддерживать отношения с самим собой, другими людьми и окружающей действительностью в целом в конфликтной ситуации. 12-10 баллов — способы поведения, с помощью которых проблемы решаются "бегством" в общение. 5-3 балла — "бегство" в одиночество, безграничная, но безрезультатная саморефлексия или частичная алекситимия, выражающаяся в нарушении контакта с самим собой, в неумении и неделании понять себя. Утверждения: форма А: 44, 59, 68 форма Б: 20, 51, 82.
23. Фантазии — будущее. Интуитивное суждение, творчество как средство решения проблем. 12-10 баллов — "бегство в фантазии" - избыточная активизация фантазии, которая позволяет человеку только в воображении решать собственные конфликты, мысленно достигать желаемых успехов или наказывать обидчиков. 5-3 балла — погружение в "негативные" (продуцирующие проблемы) мысли и концепции как способ решения проблем, при этом фантазия разрушает привычные для человека психологические защиты, и события представляются ему бесконечно страшными и уникальными, а поэтому непреодолимыми и непереносимыми. Утверждения: форма А: 24, 49, 74 форма Б: 5, 33, 58.
Н. Пезешкиан полагает, что адекватный ответ личности на конфликтную ситуацию должен состоять в равноценном проявлении всех четырех позиций, очевидная односторонность реагирования на конфликт является проявлением неадекватного отношения к реальности.
Четыре модели для подражания 24-27. В шкалах 24-27 спрашивается об отношениях пациента в детстве и юношестве к своим родным и близким, как он их сегодня воспринимает — переживает.
24. Я. Отношение к родителям (воспитателям), братьям и сестрам. 12-10 баллов – в сегодняшнем восприятии пациента скорее позитивные, теплые отношения, возможно, даже гиперопека. 5-3 балла – скорее холодность, отвержение, индифферентность. Утверждения: форма А: 24А (мать) 7, 37, 67 форма А: 24Б (отец) 20, 60, 72 форма Б: 24А (мать) 34, 64, 84 форма Б: 24Б (отец) 19, 49, 75.
25. Ты. Отношения между родителями. 12-10 баллов — скорее позитивные, внимательные, преодолевающие проблемы. 5-3 балла — скорее негативные, холодные, близкие к скандалу, иногда переживались как скрывающие проблемы. Утверждения: форма А: 27, 45, 80 форма Б: 11, 32, 43.
26. Мы. Отношение родителей к окружающему миру. 12-10 баллов — открытое, терпимое, сердечное, общительность. 5-3 балла — скорее замкнутость, нетерпимость, защита, необщительность. Утверждения: форма А: 28, 42, 62 форма Б: 4, 39, 74.
27. Пра-мы. Отношение родителей к вопросам мировоззрения, религии, смысла и к будущему. 12-10 баллов — скорее оптимистическое, обнадеживающее, мотивирующее, обязывающее, возможно, даже фанатичное в некоторых вопросах. 5-3 балла — скорее пессимистичный, защитный, вытесняющий, индифферентный настрой. Утверждения: форма А: 13, 34, 53 форма Б: 26, 55, 79.
Бланк
Имя, код
Форма А Б
min medium max Баллы 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Аккуратность |
небрежный
|
|
педантичный
|
2. Чистоплотность
|
неряшливый
|
|
опрятный
|
3. Пунктуальность
|
непунктуальный
|
|
пунктуальный
|
4. Вежливость
|
бесцеремонный
|
|
учтивый
|
5. Честность, искренность
|
скрытность
|
|
искренний
|
6. Усердие, деятельность
|
ленивый
|
|
сверхстарательный
|
7. Обязательность
|
необязательный
|
|
обязательный
|
8. Бережливость
|
расточительный
|
|
скупой
|
9. Послушание
|
послушный
|
|
самостоятельный
|
10. Справедливость
|
несправедливый
|
|
справедливый
|
11. Верность
|
неверный
|
|
верный
|
12. Терпение
|
нетерпеливый
|
|
терпеливый
|
13. Время
|
успевающий
|
|
неуспевающий
|
14. Контакты
|
замкнутый
|
|
общительный
|
15. Доверие
|
подозрительный
|
|
доверчивый
|
16. Надежда
|
отчаявшийся
|
|
надеющийся
|
17. Нежность, сексуальность
|
отвергающий
|
|
зависящий
|
18. Любовь
|
требовательный
|
|
балующий
|
19. Вера (религия), смысл
|
безразличный
|
|
верующий
|
20. Тело (ощущения)
|
здоровье
|
|
психосоматические нарушения
|
21. Профессия
|
дезорганизация
|
|
"бегство" в работу (деятельность)
|
22. Контакты
|
замкнутость
|
|
"бегство" в общение
|
23. Фантазии
|
отсутствие
|
|
"бегство" в мечты (будущее)
|
24А. Я мать
|
отвержение
|
|
принятие
|
24Б. Я отец
|
отвержение
|
|
принятие
|
25. ТЫ
|
отчужденность
|
|
единство
|
26. МЫ
|
замкнутость
|
|
общительность
|
27. ПРА-МЫ
|
безразличие
|
|
фанатизм
|
Четыре реакции на конфликты 20. Тело – ощущения
3 - 5
|
6 - 9
|
10 - 12
|
-
|
0
|
+
|
21. Деятельность — профессия
3 - 5
|
6 - 9
|
10 - 12
|
-
|
0
|
+
|
22. Контакты
3 - 5
|
6 - 9
|
10 - 12
|
-
|
0
|
+
|
23. Фантазии - будущее
3 - 5
|
6 - 9
|
10 - 12
|
-
|
0
|
+
|
20. Тело - ощущения
Четыре модели для подражания
24. Я: родители — дети — братья — сестры А - Мать Б – Отец
терпение |
Форма А Форма Б
|
|
Форма А Форма Б
|
|
Форма А Форма Б
|
3 - 5
|
6 - 9
|
10 - 12
|
-
|
0
|
+
|
25. Ты: родители между собой
3 - 5
|
6 - 9
|
10 - 12
|
-
|
0
|
+
|
26. Мы: родители – окружающий мир
3 - 5
|
6 - 9
|
10 - 12
|
-
|
0
|
+
|
27. Пра-мы: родители – религия – мировоззрение
3 - 5
|
6 - 9
|
10 - 12
|
-
|
0
|
+
|
24. Я
Висбаденский опросник предназначен для практикующих врачей, психологов, социальных работников, оказывающих социальную и психологическую помощь населению. Возможно применение методики в исследовательских целях.
Литература:
Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. С. 194 – 222.
Зелинская С.Ю., Тащева А.И. WIPPF – опросник для исследования личностных особенностей, стратегий поведения в конфликте и "моделей для подражания" // Прикладная психология. 2000. № 1. С. 64 – 76.
[1] [2] [3] |