На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF). Описание шкал WIPPF
Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF). Описание шкал WIPPF
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

Описание шкал WIPPF
Следующие ниже описания шкал приводятся по Peseschkian, 1977, (шкалы 1-19) и Peseschkian; 1982, (шкалы 20-27) в литературной обработке С.Ю. Зелинской и А.И. Тащинской.

Когнитивные особенности личности (по Н. Пезешкиану "вторичные способности")

1. Аккуратность. Аккуратность, любовь к порядку, которая обеспечивает личности стабильность. Проявляется в полном соответствии каждой вещи своему месту; ни одна из вещей не мешает другой, любая может быть тут же найдена в нужный момент.

Полюса и их синонимы:
12-10 баллов — педантичность, потребность в "стерильной" чистоте, постоянная уборка, "вылизанная квартира".
5-3 балла — беспорядок, небрежность, "Содом и Гоморра", склонность к разбрасыванию вещей и неумение убирать за собой.
Утверждения:
форма А: 10, 48, 79
форма Б: 3, 40, 72

2. Чистоплотность: опрятность, уход за телом, одеждой, предметами ежедневного пользования.
12-10 баллов — избыточное внимание к чистоте собственного тела, одежды, предметам ежедневного пользования. Такой человек Н. Пезешкианом называется "чистюлей", "одетым "с иголочки", выхоленным, ухоженным. Данные особенности могут проявляться в навязчивом стремлении к чистоте и в брезгливости ко всему, сто может запачкать тело.
5-3 балла — очевидная небрежность по отношению к собственному телу и предметам ежедневного пользования, которая проявляется в неряшливости, неумытости, в дурных запахах, исходящих от тела.
Утверждения:
форма А: 16, 58, 81
форма Б: 14, 56, 67

3. Пунктуальность: строгое соблюдение временных договоренностей.
12-10 баллов — точность до минуты ("по вам часы можно сверять").
5-3 балла — непунктуальность, которая проявляется в постоянных опаздываниях.
Утверждения:
форма А: 35, 50, 83
форма Б: 37, 48, 57

4. Вежливость: корректность, уважительное отношение к себе и к окружающим.
Данная шкала, по мнению Н. Пезешкиана, является важнейшим показателем "ключевого конфликта" (потенциального конфликта) личности. Крайние проявления по данной шкале понимаются автором как различные формы агрессии личности по отношению к социуму.
12-10 баллов — проявление скрытой гетероагрессии, что выражается в сверхдружелюбии, подхалимстве, лицемерии, галантности, избыточно хороших манерах, в неумении отказывать людям, и в потребности восприниматься другими неизменно хорошим, милым.
5-3 балла — проявление явной гетероагрессии, что выражается в бестактности, дерзости, игнорировании личности собеседника, в ранящей его невнимательности; может быть описано словосочетанием "как слон в посудной лавке".
Утверждения:
форма А: 3, 21, 65
форма Б: 13, 41, 70

5. Честность — прямота: различная, с учетом последствий, степень открытости собственного мнения.
12-10 баллов — фанатичное стремление к истине, избыточная правдивость и откровенность, свернормальная склонность к бесконечной презентации собственного мнения, неумение утаивать даже то, что заведомо будет осуждено ("что на уме, то на языке", "мне скрывать нечего").
5-3 балла — неискренность, замкнутость, избыточная скрытность, постоянное избегание объяснений, выраженная склонность ко лжи, извращению значимой для собеседника информации ("непонятно, что у него на уме", "врет как по писанному").
Утверждения:
форма А: 36, 52, 76
форма Б: 9, 44, 85

6. Усердие — деятельность: готовность в течение длительного времени предаваться напряженной и утомительной работе для достижения определений цели.
12-10 баллов — карьеризм, стремление к успеху, рвение, старание, способность трудиться "как пчела".
5-3 балла — леность, праздность, склонность к бессмысленному времяпрепровождению, неритмичность, постоянные сбои в работе.
Утверждения:
форма А: 18, 31, 63
форма Б: 29, 45, 80

7. Обязательность, точность, совестливость. Обязательность и совестливость понимаются как внутренняя готовность выполнить обещанное независимо от наличия внешнего контроля. Точность – это поведение, направленное на достаточно безошибочное выполнение работы.
12-10 баллов — избыточная принципиальность, скрупулезность, расчетливость, стремление безукоризненно выполнить любое обещание независимо от обстоятельств.
5-3 балла — необязательность, непоследовательность, неточность, небрежность в отношениях с людьми, самостоятельное изменение договоренностей ("сегодня одно — завтра другое").
Утверждения:
форма А: 4, 17, 55
форма Б: 6, 42, 68

8. Бережливость: экономное обращение с деньгами и вещами.
12-10 баллов — скупость, отказ себе во всем до аскетизма, потребность скрупулезно учитывать собственные доходы и ничем не брезговать с целью их увеличения ("считать каждую копейку").
5-3 балла — неумение планировать материальные расходы, обесценивание денег до расточительства ("сорит деньгами", "широкая натура").
Утверждения:
форма А: 14, 32, 68
форма Б: 8, 25, 66

9. Послушание: умение адекватно реагировать на просьбы и поручения людей, от которых личность зависит физически и психологически и столь же адекватное поведение по отношению к людям, которые зависят от нее.
12-10 баллов — пассивное следование просьбам и приказам, слепое послушание, безграничная преданность авторитету и в той же мере активная строгость по отношению к подчиненным, стремление во что бы то ни стало подчинить их собственной воле.
5-3 балла — все формы непослушания от молчаливого сопротивления до открытого бунта, отрицание любых авторитетов ("вы мне не указ").
Утверждения:
форма А: 5, 26, 75
форма Б: 16, 46, 60

10. Справедливость: поведение, которое определяется разумным сочетанием целесообразности и личных привязанностей, склонностей.
12-10 баллов — сверхчувствительность к несправедливости, имманентная, часто в ущерб себе, потребность в отстаивании принципов ("жажда справедливости", "суровая справедливость").
5-3 балла — игнорирование целесообразной справедливости в угоду личным привязанностям, симпатиям, собственному настроению.
Утверждения:
форма А: 15, 38, 57
форма Б: 27, 65, 81

11. Верность: следование собственным нормам и концепциям в отношении всех сфер жизнедеятельности  и умение изменить собственные представления об этих нормах при изменении обстоятельств. Эта шкала в авторском исполнении характеризует, прежде всего, верность сексуальному партнеру.
12-10 баллов — ригидность, косность, упрямство, непоколебимость, неопровержимость установок и авторитетов, безграничное стремление сохранить имеющееся ("пока смерть не разлучит нас!").
5-3 балла — неверность, склонность к смене партнеров, к "предательству" ("как флюгер на ветру").
Утверждения:
форма А: 12, 23, 41
форма Б: 7, 35, 53

Эмоциональные особенности личности (по Н. Пезешкиану "первичные способности")

12. Терпение: способность ждать, отсрочивать удовлетворение собственных желаний.
12 -10 баллов — сверхтерпение, мазохистическое бесконечное откладывание удовлетворения собственных потребностей.
5-3 балла — нетерпеливость, агрессивное отстаивание собственного права на немедленное удовлетворение потребностей.
Утверждения:
форма А: 8, 39, 85
форма Б: 15, 23, 38

13. Время: способность уделять себе и другим достаточное количество времени.
12-10 баллов — бесконечное времяпрепровождение, нерегламентированное, расточительное использование времени в удовлетворении собственных гедонистических потребностей и потребностей значимых окружающих в ущерб продуктивной деятельности.
5-3 балла — тревожное слежение за временем, постоянные перегрузки, пребывание в стрессе из-за острого дефицита времени, тягостные переживания чувства вины из-за неумения рационально организовывать свою деятельность во времени и одновременно жесткого ременного ограничения других людей, в основном близких.
Утверждения:
форма А: 2, 30, 78
форма Б: 21, 47, 73

14. Контакты: устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
12-10 баллов — избыточная коммуникабельность, бесконечный поиск общения, попытка установления достаточно интимных, близких отношений с окружающими независимо от их потребности в подобного рода отношениях, выраженная психологическая зависимость от других людей и отношений с ними.
5-3 балла — избыточная скромность робость, застенчивость, стесненность, неуверенность в себе, напряженность, неумение налаживать отношения с людьми при достаточно высокой потребности в подобного рода отношениях.
Утверждения:
форма А: 19, 29, 61
форма Б: 30, 62, 78

15. Доверие: способность принимать себя или других людей в их неповторимости такими, как они есть; позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми обладает человек или которые от него ожидаются.
12-10 баллов — доверительный, доверчивый, наивный.
5-3 балла — недоверие к себе и окружающим, подозрительность, ревность, "комплекс неполноценности".
Утверждения:
форма А: 22, 54, 70
форма Б: 18, 28, 63

16. Надежда: согласно авторской концепции, это способность признавать будущие возможности и одновременно признавать относительность достижений настоящего дня.
12-10 баллов — безоглядный оптимизм, ориентация исключительно на будущее, и обесценивание значимости настоящего, "розовые очки".
5-3 балла — глубокий пессимизм, бесконечные сомнения, частые разочарования, осознание бессмысленности и безнадежности любых собственных действий.
Утверждения:
форма А: 43, 64, 84
форма Б: 10, 24, 69

17. Сексуальность — нежность: под сексуальностью и нежностью автор понимает отношение к физическому контакту, умение принимать и дарить физические контакты.
12-10 баллов — преувеличение роли сексуальности, избыточная зависимость от физических контактов, повышенная потребность к активной стимуляции эрогенных зон у себя и партнера.
5-3 балла — страх физического контакта, холодность, пассивное защищающееся сексуальное поведение, отказ себе и партнеру в сексуальном удовольствии, следование жестким собственным представлениям о "нормативах" сексуального поведения.
Утверждения:
форма А: 11, 40, 66
форма Б: 17, 59, 83

18. Любовь и принятие: согласно Н. Пезешкиану, эти качества понимаются как заведомое принятие партнера как личности, положительное эмоциональное отношение к нему независимо от его ситуативных особенностей и образа его поведения ("позитивная генерализация восприятия партнера" - А.И. Тащева).
Данная шкала является диагностическим критерием гармоничности эмоциональных и когнитивных особенностей личности. При высоких показателях отмечается превалирование эмоционального начала личности, при низких – когнитивного, при адекватных – гармоничное сочетание.
12-10 баллов — "материнская позиция" по отношению к партнеру, избыточная заинтересованность в нем, проявляющаяся в попустительстве, потакании и в балующем отношении ("посадить себе на голову").
5-3 балла — психологическая дистанцированность от партнера, проявляющаяся в равнодушии, отвержении, скрытой и явной ненависти, бесконечной придирчивости и требовательности, явное злоупотребление наказаниями.
Утверждения:
форма А: 33, 51, 82
форма Б: 31, 61, 76

19. Вера, религия, церковь: по Н. Пезешкиану, это заинтересованность в собственном внутреннем мире, выраженный интерес смысложизненным представлениями вопросам веры при адекватном отношении к реальной действительности.
12 – 10 баллов – сверхвыраженный до фанатизма интерес к мировоззренческим, смысложизненным и вероисповедальным проблемам.
5 – 3 балла – от индифферентного до агрессивного отношения к вере, отрицание самой ее возможности и табуирование обсуждения этой проблематики, акцентирование внимания на материальных проблемах ("верю только тому, что вижу").
Утверждения:
форма А: 9, 56, 73
форма Б: 22, 36, 54

Четыре поведенческие реакции на конфликт

20. Тело – ощущения. Данная шкала подразумевает реакцию физического "Я" на конфликт.
12 – 10 баллов – организм реагирует психосоматическими нарушениями, низкой активностью, слабостью, вялостью, ипохондричностью, т.е. "бегством в болезнь".
5 – 3 балла – низким показателям соответствует гиперактивность личности в поддержке физической формы до изнеможения, путем физических перегрузок или сверхзаинтересованностью в активном отдыхе, включающем непосильные для нервной системы и организма в целом нагрузки с явным или скрытым для человека риском для жизни, либо абсолютное, бесцельное "расслабление".
Утверждения:
форма А: 6, 46, 71
форма Б: 2, 50, 77

21. Деятельность. Вид и способ проявления норм деятельности, включенных в концепцию Я, и их динамику в конфликтных ситуациях.
12-10 баллов — попытки решения проблемы при помощи активной деятельности (например, убирать, чистить, углубиться в учебу...) с сознательным или бессознательным намерением "забыть" таким образом проблемы; акцентирование "логического" мышления, бегство в работу.
5-3 балла — с одной стороны, способность избегать требования достижений; с другой стороны, отказ от требуемых достижений, "бегство" в бездеятельность, нарушения внимания, памяти, трудности в принятии решения, склонность к рационализации, навязчивости, мечтательность, дереализация.
Утверждения:
форма А: 25, 47, 77
форма Б: 12, 52, 71.

22. Контакты. Способность устанавливать и поддерживать отношения с самим собой, другими людьми и окружающей действительностью в целом в конфликтной ситуации.
12-10 баллов — способы поведения, с помощью которых проблемы решаются "бегством" в общение.
5-3 балла — "бегство" в одиночество, безграничная, но безрезультатная саморефлексия или частичная алекситимия, выражающаяся в нарушении контакта с самим собой, в неумении и неделании понять себя.
Утверждения:
форма А: 44, 59, 68
форма Б: 20, 51, 82.

23. Фантазии — будущее. Интуитивное суждение, творчество как средство решения проблем.
12-10 баллов — "бегство в фантазии" - избыточная активизация фантазии, которая позволяет человеку только в воображении решать собственные конфликты, мысленно достигать желаемых успехов или наказывать обидчиков.
5-3 балла — погружение в "негативные" (продуцирующие проблемы) мысли и концепции как способ решения проблем, при этом фантазия разрушает привычные для человека психологические защиты, и события представляются ему бесконечно страшными и уникальными, а поэтому непреодолимыми и непереносимыми.
Утверждения:
форма А: 24, 49, 74
форма Б: 5, 33, 58.

Н. Пезешкиан полагает, что адекватный ответ личности на конфликтную ситуацию должен состоять в равноценном проявлении всех четырех позиций, очевидная односторонность реагирования на конфликт является проявлением неадекватного отношения к реальности.

Четыре модели для подражания
24-27. В шкалах 24-27 спрашивается об отношениях пациента в детстве и юношестве к своим родным и близким, как он их сегодня воспринимает — переживает.

24. Я. Отношение к родителям (воспитателям), братьям и сестрам.
12-10 баллов – в сегодняшнем восприятии пациента скорее позитивные, теплые отношения, возможно, даже гиперопека.
5-3 балла – скорее холодность, отвержение, индифферентность.
Утверждения:
форма А: 24А (мать) 7, 37, 67
форма А: 24Б (отец) 20, 60, 72
форма Б: 24А (мать) 34, 64, 84
форма Б: 24Б (отец) 19, 49, 75.

25. Ты. Отношения между родителями.
12-10 баллов — скорее позитивные, внимательные, преодолевающие проблемы.
5-3 балла — скорее негативные, холодные, близкие к скандалу, иногда переживались как скрывающие проблемы.
Утверждения:
форма А: 27, 45, 80
форма Б: 11, 32, 43.

26. Мы. Отношение родителей к окружающему миру.
12-10 баллов — открытое, терпимое, сердечное, общительность.
5-3 балла — скорее замкнутость, нетерпимость, защита, необщительность.
Утверждения:
форма А: 28, 42, 62
форма Б: 4, 39, 74.

27. Пра-мы. Отношение родителей к вопросам мировоззрения, религии, смысла и к будущему.
12-10 баллов — скорее оптимистическое, обнадеживающее, мотивирующее, обязывающее, возможно, даже фанатичное в некоторых вопросах.
5-3 балла — скорее пессимистичный, защитный, вытесняющий, индифферентный настрой.
Утверждения:
форма А: 13, 34, 53
форма Б: 26, 55, 79.

Бланк

Имя, код

Форма А Б

min  medium  max
Баллы 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


1. Аккуратность

небрежный

——————————

педантичный

2. Чистоплотность

неряшливый

——————————

опрятный

3. Пунктуальность

непунктуальный

——————————

пунктуальный

4. Вежливость

бесцеремонный

——————————

учтивый

5. Честность, искренность

скрытность

——————————

искренний

6. Усердие, деятельность

ленивый

——————————

сверхстарательный

7. Обязательность

необязательный

——————————

обязательный

8. Бережливость

расточительный

——————————

скупой

9. Послушание

послушный

——————————

самостоятельный

10. Справедливость

несправедливый

——————————

справедливый

11. Верность

неверный

——————————

верный

12. Терпение

нетерпеливый

——————————

терпеливый

13. Время

успевающий

——————————

неуспевающий

14. Контакты

замкнутый

——————————

общительный

15. Доверие

подозрительный

——————————

доверчивый

16. Надежда

отчаявшийся

——————————

надеющийся

17. Нежность, сексуальность

отвергающий

——————————

зависящий

18. Любовь

требовательный

——————————

балующий

19. Вера (религия), смысл

безразличный

——————————

верующий

20. Тело (ощущения)

здоровье

——————————

психосоматические нарушения

21. Профессия

дезорганизация

——————————

"бегство" в работу (деятельность)

22. Контакты

замкнутость

——————————

"бегство" в общение

23. Фантазии

отсутствие

——————————

"бегство" в мечты (будущее)

24А. Я мать

отвержение

——————————

принятие

24Б. Я отец

отвержение

——————————

принятие

25. ТЫ

отчужденность

——————————

единство

26. МЫ

замкнутость

——————————

общительность

27. ПРА-МЫ

безразличие

——————————

фанатизм

Четыре реакции на конфликты
20. Тело – ощущения

3 - 5

6 - 9

10 - 12

-

0

+

21. Деятельность — профессия

3 - 5

6 - 9

10 - 12

-

0

+

22. Контакты

3 - 5

6 - 9

10 - 12

-

0

+

23. Фантазии - будущее

3 - 5

6 - 9

10 - 12

-

0

+

20. Тело - ощущения

Описание шкал WIPPF

Четыре модели для подражания

24. Я: родители — дети — братья — сестры
А - Мать
Б – Отец


терпение

Форма А
Форма Б

Форма А
Форма Б

Форма А
Форма Б

3 - 5

6 - 9

10 - 12

-

0

+

25. Ты: родители между собой

3 - 5

6 - 9

10 - 12

-

0

+

26. Мы: родители – окружающий мир

3 - 5

6 - 9

10 - 12

-

0

+

27. Пра-мы: родители – религия – мировоззрение

3 - 5

6 - 9

10 - 12

-

0

+

24. Я

Описание шкал WIPPF

 

Висбаденский опросник предназначен для практикующих врачей, психологов, социальных работников, оказывающих социальную и психологическую помощь населению. Возможно применение методики в исследовательских целях.

Литература:

Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. С. 194 – 222.

Зелинская С.Ю., Тащева А.И. WIPPF – опросник для исследования личностных особенностей, стратегий поведения в конфликте и "моделей для подражания" // Прикладная психология. 2000. № 1. С. 64 – 76.

[1] [2] [3]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.