На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур"
Методика "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур"
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Ход работы:
Учащимся дается инструкция: "Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента присутствовали в изображении человека, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем 10, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции".


Обработка результатов методики "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур":

Подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни означают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "формулу рисунка"
По полученной формуле необходимо соотнести респондента с определенным типом личности.
Тип "руководитель" (901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640)..обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладают даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Обычно выбирают зеленый цвет.
Тип "ответственный исполнитель" (505, 514, 523, 532, 541, 550). Обладают многими чертами типа "руководитель", являясь рядоположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Они более ориентированы на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладают высоким чувством ответственности и требовательности к себе и к другим, высоко ценят правоту. Часто страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
Тип "тревожно-мнительный" (406, 415, 424, 433, 442, 451, 460). Характеризуются разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, оно могут поменять ее на совершенно противоположную, неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
Тип "ученый" (307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370).  Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать на все свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Тип "интуитивный" (208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280). Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которыми стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других. Обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Тип "изобретатель, конструктор, художник" (109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046). Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Обладают богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Часто интровертированны, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Тип "эмотивный" (550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091). Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие сцены. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.
Тип "противоречивый" (901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 10). Обычно эти люди не чувствуют переживания других людей или относятся к ним с невниманием. Если это хороший специалист, то он может заставить  делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Комментарий к тесту: данная методика является проективной, поэтому ее данные не следует рассматривать как надежные на 100%. В случае,  если вы сомневаетесь, то лучше провести дополнительное обследование с помощью стандартизированных методик.

Источник: Рогов Е.И. "Настольная книга практического  психолога в образовании".

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.