Отрывок из книги Большаковой Е. Ваш ребенок – неформал. Родителям о молодежных субкультурах
Юность: «трудный возраст» или счастливая пора?
Я сегодня сам не свой, Потому что вдруг Я открыл, что я — живой И живой — мой друг. С. Махотин Так уж сложилось, что самым трудным и кризисным этапом развития личности мы считаем подростковый возраст. А ведь существует еще и кризис младенчества, трех лет, период школьной адаптации... Да мало ли трудностей на пути растущей личности? И все же именно возраст 12—17 лет (или даже более ранний) большинству взрослых кажется самым взрывоопасным. В этом есть свой резон: в данный период происходят самые значительные изменения в характере и физиологии. Этот период я не случайно назвала взрывоопасным: подросток похож на бомбу с часовым механизмом, которая рано или поздно «бабахнет»...
В семье Ильиных никто не ожидал, что добрый и отзывчивый Саша в 13 лет станет крикуном и спорщиком. Причем эти изменения в характере Саши произошли буквально за несколько недель. Сначала он впервые в жизни не согласился с мнением отца, а чуть позже убежал посередине обеда, хлопнув дверью и ничего никому не объясняя. А до этого он всегда с готовностью шел на компромиссы и ничего не скрывал от родных. Родители были в шоке, ведь они думали, что Саша будет спокойным и покладистым всегда.
«Взрыв» не обязательно будет громким и всем заметным. Например, если юный человек по психологическому складу флегматик, то не стоит от него ждать темпераментных демонстративных выпадов. Однако это не значит, что замкнутый и внешне равнодушный ко всему подросток не переживает эмоциональную и гормональную бурю. Просто его страсти, кипящие внутри, не видны окружающим. Мама 16-летней Сони не может понять, как ее медлительная, неактивная и всегда рассудительная девочка чуть не покончила с собой из-за предательства подруги. Мать не насторожило, что пришедшая с дискотеки Соня была молчаливее обычного — просто было похоже, что дочка устала от танцев. А после этого почти две недели все было как прежде: Соня ходила в школу и к репетитору, была внешне сдержанной и спокойной. Вот только все чаще закрывалась в комнате и что-то писала в личном дневнике. К счастью, он попал в руки к старшей сестре (Соня забыла закрыть тетрадь). Тут-то и выяснилось, что девушка очень переживает, что «Ирка флиртует со Славиком, зная, что я его люблю». И рядом была записана идея выхода: «Наглотаться таблеток, чтобы все это скорее кончилось». В письменном столе была найдена пачка сильного бабушкиного снотворного. К счастью, трагедию удалось предотвратить, Соне вовремя оказали психологическую помощь.
Однако есть и такие юноши и девушки, которых подростковые «бури» обходят стороной — опять же, в силу характера и индивидуальных особенностей личности. Они не скандалят по-крупному с родителями, редко ссорятся с приятелями и не закатывают истерик. Порой может показаться, что само окружение не дает им повода для протеста: зачем же бунтовать, если и так все устраивает. Но скорее всего дело не в этом, просто такие подростки умеют направлять свою энергию в позитивное русло: начинают активно проявлять себя. Не зря юность считается одним из самых креативных периодов: в этом возрасте у человека уже имеются базовые знания и небольшой опыт, хорошо развито стремление ко всему новому. Мишин папа был удивлен, когда 14-летний сын, до этого ничем не интересовавшийся, увлекся сразу программированием, математикой и черчением. И вот пустой и пыльный стол начал заполняться учебниками, компьютерными дисками, пособиями и чертежными принадлежностями. На сидение перед телевизором не стало хватать времени, каждая минута для подростка была на вес золота. А ведь еще полгода назад он мог без дела щелкать пультом или просто валяться на диване. Самое удивительное, что и в комнате стало меньше разбросанных вещей и грязи. Миша понял, что гораздо быстрее найти вещь на полке, чем каждый раз разыскивать нужный предмет под кроватью или за спинкой кресла. А год спустя Миша победил в математической олимпиаде, и после окончания школы его пригласили в известный столичный вуз.
Если некоторые подростки выбирают кропотливые и сосредоточенные занятия наукой, то другие предпочитают отправиться в творческий полет. В 12 лет Лена всерьез увлеклась поэзией, она запоем читала Лермонтова и Есенина. И вот однажды, в 13 лет, написала совсем не детское стихотворение — о терроризме. Его опубликовали в местной газете, Леной заинтересовались журналисты. А в 15 лет вышли ее первые книжки стихов. Стихи удивляли взрослых глубиной и одновременно свободолюбием и бунтарством, в них гармонично соседствовали байкеры и любовь к природе, ценность человеческой жизни и романтизм смерти... В 17 лет девушка поступила в гуманитарный вуз и решила посвятить себя связям с общественностью — ведь она уже не мыслила себя без творчества и общения с разными людьми.
И конечно же, подросток общается с людьми, примеряет на себя новые образы и роли. Он, словно бабочка, порхает с цветка на цветок в поисках того, что придется ему по душе. Подросток ищет не только новых развлечений, но и нового себя. За год 14-летний Сергей пять раз менял стиль одежды, цвет и длину волос. Вчера он был словно джентльмен из английского кино, а сегодня перед зеркалом стоит нечто демонстративно-неряшливое. Он был блондином, потом рыжим, а однажды побрил голову налысо, чем шокировал не только родителей, но и учителей. Сначала он носил узкие джинсы, а потом, забыв о них, выбрал спортивный костюм. Друзья в этот период у него тоже менялись, впрочем, как и любимая музыка, книги, фильмы... Лишь в 17 лет Сергей смог определить, что ему близко... буквально все! И теперь он готовится к поступлению в театральный институт.
Сколько всего нового случается каждый день! Юная личность открывает неизведанные уголки своей и чужой души. Вот уж точно поется в одной старой песне: «...не повторяется такое никогда». Вот почему подростковый возраст не только сложный, но и прекрасный. Но между тем, говоря «трудный подросток», некоторые взрослые будто бы хотят свалить все проблемы на своих взрослеющих детей. Ведь так проще: «Ты сам во всем виноват, ты неуправляемый и дикий, от тебя одни проблемы». А подтекст этой фразы таков: «Мы устали, ты нам надоел, и мы умываем руки — выкарабкивайся сам, без нас». В семье Стаса воцарилась напряженная тишина: здесь больше не спорят до хрипоты, не кричат и не пытаются никого убедить. После двух лет конфликтов с 16-летним сыном-хулиганом родители решили «не метать бисер перед свиньями»: подрался — ходи в синяках, разбил окно — возмести убыток из своих денег. А задержан милицией за распитие алкоголя и сквернословие — посиди несколько часов в отделении, подумай, никто тебя оттуда не будет спешить забирать. Равнодушие к Стасу у родителей показное, а вот проявление теплых чувств к его сестре Марине самое искреннее. Подросток завидует, злится и назло родителям хулиганит еще сильнее. Замкнутый круг налицо.
А между тем и «трудных» взрослых хватает. Как часто некоторые родители, да и учителя, видят в подростках один негатив, буквально зацикливаются на нем, тем самым зацикливая самих подростков. И при этом забывают, что бунтарство и протест — это закономерный этап становления личности. И если подросток не протестует в четырнадцать лет, то может начать делать это в двадцать, а то и гораздо позже. Но еще хуже, если этот протестный период не наступит у личности никогда... Ведь тот, кто не «тренируется» на своих родителях, не отделяется постепенно от них, может вообще никогда не решиться на самостоятельную жизнь, карьеру и поиски второй половинки. А нерешительным и несамостоятельным людям очень трудно приходится в наш век, где ценится решительность и успешность буквально во всем. Виктору уже больше двадцати, но он так и не определился, кем хочет быть и что его интересует вообще. Лет в 12—13 он хотел стать профессиональным боксером и до этого даже несколько лет успешно занимался в спортивной секции, но... Властная и тревожная мама запретила, сочтя спорт слишком опасным. Затем подростка увлекли компьютеры, но и эту забаву мама запретила: «Там одно насилие, да и для глаз вредно». Со временем парень устал от бесконечных споров и прекратил попытки поиска себя. Теперь ему ничего не интересно, но маме стало спокойнее: ее «деточка» при ней, хоть нигде и не работает. Вот только от «деточки» все чаще попахивает спиртным — ведь надо же чем-то занять свободное время.
Конечно, не стоит подростка призывать к бунту, но уж если ему хочется проявить себя, пусть даже неординарно, не стоит мешать ему пробовать. И даже если эти попытки ни к чему не приведут, то, возможно, воспоминания о геройствах станут одними из самых прекрасных и останутся с повзрослевшим сыном или дочерью навсегда. Поэтому, на мой взгляд, правильнее называть подростковый возраст не только трудным, но и счастливым. Успехи и победы юности придают человеку сил даже в самые трудные моменты жизни. Вспоминаешь о них — и за спиной вырастают сильные крылья, готовые унести далеко-далеко от невзгод. Весенний сквер. По аллее идет шумная компания подростков, они смеются и буквально светятся от счастья. А двое из них, сразу заметно, влюблены друг в друга. Навстречу молодежи идут пожилые мужчины, они переглядываются, расплываются в улыбке и говорят практически в один голос: «Посмотрел на них — и будто вся моя молодость перед глазами пролетела».
Как вы думаете, какой у юности цвет? Во многих культурах это зеленый, цвет весенней травы и обновления. Но мне все же представляются не нежные оттенки зелени, а ярко-кислотный цвет. Цвет дерзости, энергии и... постоянного стресса! Ведь то, что в 30—40 лет вспоминается как романтичное приключение, в подростковом возрасте заставляет сжимать кулаки от злости или тереть мокрые глаза. Все слишком ново и непредсказуемо. И даже первая любовь, воспетая поэтами и музыкантами, — это очередной вопрос без ответа, очередной стресс. Подросток не знает, что надо делать, как реагировать на то или иное событие. Он боится быть отвергнутым сверстниками и в то же время хочет выделиться из серой толпы. А к родителям за советом и вниманием отправляться ох как не хочется! Кажется, что они или не поймут и осудят, или начнут «сюсюкаться», как с младенцем: «Ути-пути, как мило и cмешно, мой малыш влюбился (разозлился, нарисовал картину, захотел пойти в клуб)». Но «малышу» уже 14, а то и 17. А родители будто и не заметили этого! Аню последнее время все бесит. Ведь ей уже 16, а мама продолжает контролировать ее, словно пятилетнего ребенка. За нее даже пытаются решать, какую одежду носить и какой косметикой пользоваться. Но самое ужасное для Ани то, что мама при друзьях может сказать ей: «Вернись домой не позже девяти!» Она и сама это давно знает, Аня ответственный и осмотрительный человек. Но для родителей она по-прежнему беспомощная кроха, которая нуждается в неустанной опеке.
А все потому, что взрослые плохо помнят себя в юности. Точнее, хорошо запоминаются лишь события и факты молодых лет, но забываются чувства и эмоции. А ведь эмоции, их яркость и острота и отличают юношу от умудренного (и порой «охлажденного») жизнью человека. Отсюда и извечный конфликт отцов и детей: взрослые не считаются с чувствами подростков просто потому, что не знают, что именно чувствуют молодые люди. Подростки же, по причине своей импульсивности, не могут понять рассудительную логику родителей. И вот в этот коктейль противоречий, споров и конфликтов примешивается новая обжигающая струя — подросток становится неформалом. Чаще всего первая реакция родителей — это шок. Пугает буквально все: и новый имидж, и непонятная музыка... Еще сильнее настораживает манера общения и незнакомая компания, с которой сдружился ребенок. Если бы в гости к Власовым зашел посторонний человек, то ему бы показалось, что в семье случилось горе: кто-то сильно заболел, а остальные ищут способ его исцеления. Мама, бабушка и тетя Надя нервно ходят по комнате и приговаривают: «Как же нам помочь Вовочке? Он же теперь покатится по наклонной...» А все дело в том, что семейство недавно узнало: их сын неформал. Сам же Вова не разделяет родительских опасений: ну да, он увлекается готикой, носит темную одежду и любит мистику. Ну и что? Как ни странно, но многие взрослые до сих пор видят в молодежных субкультурах опасность, хотя лозунги «сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь» давно канули в Лету. Когда подросток из «приличного ребенка» становится «лохматым разгильдяем», мамам и папам становится неуютно: все слишком необычно и неясно. Как строить свои отношения с изменившимся подростком, требующим все больше независимости? Как понять его увлечение? Как оставаться в курсе жизни взрослеющего ребенка, если он отстраняется и избегает общения? Чтобы ответить на все эти непростые вопросы, надо разобраться в самом явлении: что такое молодежная субкультура и зачем она нужна взрослеющим личностям.
Практикум 1. Попытайтесь, даже если это будет непросто, вспомнить себя в юности. – Что вас волновало, расстраивало, радовало? – Чем вы увлекались (какую музыку слушали, какие книги читали)? – Какую одежду вы носили? Всегда ли ваши родители одобряли ее, как воспринимали ваш стиль в школе? – Легко ли вы находили друзей, часто ли ссорились с одноклассниками? При удобном случае поделитесь своими воспоминаниями с подростком.
2. Подумайте, как изменился характер вашего ребенка, когда он начал взрослеть. – В чем именно проявляются эти изменения? – Какие из новых черт его характера вас радуют, какие огорчают? – Если появится такая возможность, узнайте у подростка, замечает ли он сам перемены в себе?
Купить книгу можно тут Большакова Е. Ваш ребенок – неформал. Родителям о молодежных субкультурах |