Лекции и практикум по психологии -
Педагогическая психология
|
Личностно ориентированный подход выражается в отношении к обучающемуся как целостной личности; обучение необходимо выстраивать с учетом интересов и потребностей воспитанников (И. С. Якиманская, С. Л. Братченко, А. Б. Орлов). Отличия личностно ориентированной и когнитивно ориентированной (классической) образовательных парадигм ________________ (по С. Л. Братченко) ________________
Основания для различий
|
Парадигмы
|
Когнитивно ориентированная (классическая)
|
Личностно ориентированная
|
Основная миссия образования
|
Подготовка к жизни и труду
|
Обеспечение условий для самоопределения и самореализации
|
Цель
|
Дать знания, умения, навыки, обеспечить социализацию
|
Способствовать личностному росту
|
Ценности
|
Нормативность, управляемость, одинаковость
|
Личность, достоинство, свобода, творчество, индивидуальность
|
Общая стратегия
|
Формирование, вмешательство в жизнь ребенка
|
Помощь, поддержка, сопровождение развития
|
Личная значимость
|
Содержание и процесс образования не связаны с реальными актуальными интересами и потребностями ребенка
|
Содержание и процесс образования максимально осмысленны и индивидуально значимы
|
Ведущая активность
|
Принадлежит учителю — преподавание
|
Принадлежит ученику — учение
|
Познание
|
Через вербальное объяснение, демонстрацию, предъявление готовых результатов
|
Через собственный опыт, исследование, поиск, экспериментирование
|
Роли участников образовательного процесса
|
Ведущая роль принадлежит учителю — организатору, инструктору, судье, контролеру
|
Равноценность, равноправие и сотрудничество взрослого и ребенка
|
Принципы традиционной и гуманистической парадигм обучения (по А. Б. Орлову)
Парадигма
|
Традиционная
|
Гуманистическая
|
Принцип субординации: мир детей — часть мира взрослых
|
Принцип равенства: мир взрослых и мир детей — равноправные части мира человека
|
Принцип монологизма: мир детей — мир учеников и воспитанников, мир взрослых — мир учителей и воспитателей
|
Принцип диалогизма: взаимодействие этих миров — диалогичный учебно-воспитательный процесс
|
Принцип произвола: мир взрослых всегда навязывал свои законы миру детей
|
Принцип сосуществования: оба мира поддерживают обоюдный суверенитет
|
Принцип контроля как необходимый элемент обучения и воспитания со стороны взрослых
|
Принцип свободы: мир взрослых должен предоставить миру детей выбирать свой путь
|
Принцип взросления: развитие мира детей есть взросление, движение к миру взрослых
|
Принцип соразвития: мир детей развивается параллельно миру взрослых
|
Принцип инициации: существование границ между миром взрослых и детей
|
Принцип единства: оба мира составляют единый мир людей
|
Принцип деформации: мир детей всегда деформирован вторжением мира взрослых
|
Принцип принятия: человек принимается другими таким, какой он есть, безотносительно взрослости и детскости
|
Источник: Схемы по педагогической психологии : пособие для студентов, изучающих психологию и педагогику / сост. О. Г. Ксён-да. — Минск : БГУ, 2008. — 115 с. ISBN 978-985-485-975-0. |