Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г. Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: «педология», «экспериментальная педагогика». Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области знания (Л.С. Выготский, П.П. Блонский). На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Педагогическая психология стала рассматриваться как отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.
Предмет педагогической психологии определяется различными исследователями по-разному [44]: Ø закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, индивидуальные различия в этих процессах; закономерности формирования творческого мышления (В.А. Крутецкий); Ø нормативная структура совместной деятельности, в которой учащийся усваивает, а обучающий передает ему социальный опыт и создает благоприятные условия для усвоения (Т.В. Габай); Ø закономерности развития в условиях обучения и воспитания (Л.И. Божович); Ø психологические закономерности обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны педагога (М.В. Гамезо). Однако, термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них – это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же термином - «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой -использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса [18]. Традиционно структура педагогической психологии рассматривается в составе трех разделов: > психология обучения; > психология воспитания; > психология учителя. Используя личностно-ориентированный подход, И.А. Зимняя в структуру педагогической психологии включает следующие разделы: - психология образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности); - психология учебной деятельности и ее субъекта -обучающегося (ученика, студента); - психология педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя); - психология учебно-педагогического сотрудничества и общения. На современном этапе педагогическая психология все более дифференцируется и представлена тремя направлениями: • психология высшей школы (высшего образования); • педагогическая психология школьного обучения; • психология профессионального образования. Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются: Ø раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; Ø определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях; Ø определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.); Ø определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность; Ø изучение психологических основ деятельности педагога; Ø определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления; Ø определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач; Ø определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами. Ø разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др. Конкретизируются эти задачи в условиях образовательной практики в отечественной и зарубежной педагогической психологии по-разному. Так, анализ публикаций журнала «Educational psychology» показывает приоритет практико-ориентированных задач, направленных на решение конкретных педагогических ситуаций, помощь педагогу в работе с детьми разных возрастных категорий и уровней развития, интеллектуальных и физических возможностей. Отечественная педагогическая психология как продолжение идей советского периода развития рассматривает и теоретические, и практические задачи, которые определяет отдельно [16]: Теоретические задачи: - раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания; - дать психологический анализ закономерностей и механизмов развивающего обучения; - выявить психологические механизмы и обоснования воспитательных и обучающих технологий; - разработать психологически обоснованные требования к реализации различных форм педагогического сотрудничества. Практические задачи: - помочь педагогу построить обучение и воспитание на психологической основе; - способствовать созданию благоприятного, творчески развивающего климата в школе; - научить применять индивидуальный и дифференцированный подход, использовать активные методы обучения, прогрессивные обучающие технологии; - помочь педагогу в реализации своих личностных и профессиональных качеств в педагогической деятельности.
Подводя итог, отметим, что педагогическая психология как наука не статична, и изменение социокультурных условий в обществе постоянно ставит перед ней новые задачи. Связь педагогической психологии со смежными науками, в том числе психологическими, является двухсторонней. Она руководствуется методологией исследования психологии, использует данные, поставляемые всеми отраслями психологии и другими науками. Одновременно педагогическая психология сама поставляет данные для общей и возрастной психологии, психологии труда, нейропсихологии, патопсихологии и других областей психологической науки. Нарциссова С.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие / С.Ю. Нарциссова. – М.: Издательство МНЭПУ. – 2017. – 185 с. |