На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Эмпирическое исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте
Эмпирическое исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Бажин А. С. клинический психолог научный руководитель центра психологических исследований, ООО «Эксперт-Наука» Россия, г. Владивосток

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте. Целью исследования было эмпирически определить, существует ли зависимость психологических особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте от особенностей семейных взаимоотношений.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, подростковый возраст.


Целью эмпирического исследования явилось необходимость определить зависимость психологических особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте от особенностей семейных взаимоотношений.
Объектом исследования явились дети подросткового возраста и их родители., а предметом исследования - психологические особенности детскородительских взаимоотношений
Гипотеза исследования была построена на предположении, что психологические особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте зависят от особенностей семейных взаимоотношений.
Методы исследования, примененные в данной работе
1. Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) позволяет определить, каким образом родители
воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция, гипопротекция,
потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований- запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.
Затем можно получить ответ на вопрос: почему они воспитывают его так, измерив следующие 9 шкал, относящихся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка (подростка) собственных не желаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств, предпочтение женских качеств.
Дополнительная двадцать первая шкала построена А.Л. Лихтарниковым и измеряет асоциальность отношений в семье. Шкала создана методом контрастных групп: рассматривались пункты опросника АСВ, имеющие значимые различия по Т-критерию с уровнем значимости не хуже 0,01 на выборках: А) здоровых семей; Б) семей с ребенком, совершившим
правонарушение и находящимся на учете в ИДН. Высокие значения шкалы асоциальных отношений в семье получают конфликтные семьи, где нет взаимопонимания между родителями и между родителями и ребенком, родители не знают, чем ребенок занят и не доверяют ему, предоставляют его самому себе, иногда непредсказуемо наказывают, манипулируют им, настраивая ребенка против другого супруга. Эта шкала могла бы быть иначе названа шкалой простых жестоких игр.
2. Опросник «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына) помогает изучать установки, поведение и тактику воспитания
родителей так, как это видят и понимают их дети в подростковом возрасте.
В результатах методики, моделирующей определенные «воспитательные» ситуации, проявляется субъективное понимание и отношение подростков к гипотетической практике принятия родителями воспитательных решений, или, иначе говоря, создается образ, который складывается в восприятии подростка относительно этих отношений и воспитательной практики под влиянием осознаваемых и неосознаваемых факторов.
Подросток оценивает 50 положений о матери и отце (в баллах) на двух отдельных бланках.


Опросник включает в себя 5 шкал.
1. Шкала позитивного интереса (POZ)
2. Шкала директивности (DIR)
3. Шкала враждебности (HOZ)
4. Шкала автономности (AUT)
5. Шкала непоследовательности (NED)


«Сырые» баллы по шкалам переводятся в стандартный балл. Если по параметру набрано 4-5 баллов, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо и обозначается нами как высокий уровень, если же 1-2, то можно говорить, что он слабо выражен и обозначается нами как низкий уровень. Количество баллов 3 обозначается как средний уровень.
Кроме того, анализируются фактор близости (POZ/ HOZ) и фактор критики (DIR/ AUT), которые вычисляются путем разницы «сырых» баллов по шкалам Позитивного интереса и Враждебности и по шкалам Директивности и Автономности соответственно, с последующим переводом этого результата в стандартный балл.
Анализ результатов, полученных при помощи опросника «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына).
Подростки (и мальчики и девочки) вкладывают несколько разный смысл в понятия «позитивный интерес», «директивность», «враждебность»,
«автономность» и «непоследовательность» в зависимости от пола родителей.
Различия в восприятии образов отца и матери их сыновьями — подростками. При психологическом принятии («позитивном интересе») родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения, почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве «позитивного интереса» мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражены независимость и твердость позиций.
По шкале Директивности у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Такие матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы.
«Враждебность» матерей отличается от характеристики «враждебности» отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим.
«Автономность» матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования. Наряду с этим у матерей более заметен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов — отгороженность. И у тех и других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.
«Непоследовательность» же в проведении линии воспитания обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремальнопротиворечивым формам проявления со значительной амплитудой колебания.
Причем у матерей противоположностью силе и недоверию являются уступчивость и гиперактивность, а у отцов — доверчивость и конформизм.
Различия в восприятии образов отца и матери их дочерями-подростками. При «позитивном интересе» у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступают доверие и подчиняемость. У отцов же доминируют уверенность в себе и отсутствие жестокости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления.
«Директивность» матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю над поведением дочери, а «директивность» отцов наряду с этим оказывается в зависимости от мнения окружающих и его самовлюбленности.
При «Враждебности», эмоциональном отвержении у матерей выявляются упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что выходит, в отличие от характеристик отца, на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери - подростку на первый план выступают жестокость и самоутверждение властью и силой.
«Автономность» со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца «автономность» выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери.
При «непоследовательной» воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми. Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов, а также подчиненностью и недоверием у матерей.


Таблица 1. Результаты, полученные при помощи опросника «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И. А. Г орьковая, Е. Е. Ромицына)

шкалы

Уровень отношения матери к подростку

Уровень отношения отца к подростку

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Позитивного интереса

9

10

14

7

17

6

Директивности

9

9

12

15

9

6

Враждебности

12

9

9

12

7

11

Автономности

9

9

12

9

12

9

Непоследовательности

14

12

4

16

6

8

Фактор близости

5

10

15

10

9

11

Фактор критики

7

12

11

7

12

11

уровни

Рисунок 1. Уровни отношения матери к подростку, где 1-шкала позитивного интереса, 2 -
шкала директивности, 3 - шкала враждебности, 4 - шкала автономности, 5 - шкала
непоследовательности, 6 - фактор близости. 7 - фактор критики.

уровни2

Рисунок 2. Уровни отношения отца к подростку, где 1-шкала позитивного интереса, 2- шкала директивности, 3 - шкала враждебности, 4 - шкала автономности, 5 - шкала непоследовательности, 6 - фактор близости. 7 - фактор критики.


Анализ результатов исследования отношения матери к подростку по шкалам
Шкала Позитивного интереса. 20% (6 ч) испытуемых показали высокий результат. Данный результат подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий мам. 46,7% (14ч) испытуемых показали низкий результат по шкале Позитивного интереса, что говорит о неприятии этих подростков матерями, об отсутствии любви и уважения, о враждебности. 33,3% (10ч) показали средний балл по этой шкале.
Шкала Директивности. 30% (9ч) испытуемых показали высокий результат. По-видимому, родительский контроль у них несколько повышен. Имеет место, определенное давление и преднамеренное руководство ребенком. 40% (12ч) подростков показали низкий результат по этой шкале, что свидетельствует о пониженном родительском контроле. 30% (9ч) показали средний балл по этой шкале.
Шкала Враждебности. 40% (12ч) подростков показали высокий результат. Данный результат олицетворяет отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения. В настоящий момент ребенок воспринимает отношения с мамой как конфликтные. 30% (9ч) испытуемых показали низкий результат, что свидетельствует об отсутствии у них на данный момент конфликтных отношений с мамой. У 30% (9ч) подростков средний балл по этой шкале.
Шкала Автономности. 40% (9ч) подростков показали высокий результат. Данный результат может говорить об отстраненности, отсутствии у мамы потребности в душевном тепле и участии по отношению к своему ребенку. 30% (12ч) подростков показали низкий результат по шкале. Это может свидетельствовать о большей вовлеченности матерей в воспитание девочек, чем мальчиков. 30% (9ч) подростков показали средний результат.
Шкала Непоследовательности. 46,7% (14ч) показали высокий результат по шкале Непоследовательности, что указывает на тенденцию к резкой смене стилей воспитания, представляющую собой переход от очень строгого к либеральному, и затем, наоборот, переход от значительного внимания — к эмоциональному отвержению матерью. Есть основания считать воспитательную практику этих мам дисгармоничной, на что следует обратить особое внимание, т. к. велика вероятность парциальной психической дезадаптации. 13,3% (4ч) показали низкий результат по шкале, что означает отсутствие непоследовательности в воспитательной практике матерей этих подростков. 40% (12ч) подростков показали средний результат.
Фактор близости. 16,7% (5ч) подростков показали высокий результат, который характеризует высокую степень проявления теплых чувств и принятия мамами своих детей. 50% (15ч) показали низкий результат, что означает преимущественное отвержение матерями этих подростков. 33,3% (10ч) подростков показали средний результат.
Фактор критики. 23,3% (7ч) подростков показали высокий результат.
Данный показатель характеризует высокую заинтересованность и тотальный контроль матерей в отношении своих детей. 36,7% (11ч) испытуемых показали низкий результат, Данный показатель свидетельствует об отсутствии заинтересованности матерей в сочетании с безнадзорностью. 40% (12ч) подростков показали средний результат.
Наиболее тревожные результаты 46,7% (14 ч) подростков ощущают со стороны мамы неприятие, отсутствие любви и уважения, эмоциональное отвержение. Враждебность матерей, их отрицательное отношение к себе испытывают также 40% (12 ч) подростков. 13,3% (4 ч) ребят воспринимают воспитательную тактику матерей как непоследовательную, дисгармоничную.
Анализ результатов исследования отношения отца к подростку по шкалам
Шкала Позитивного интереса. 23,3 % (7 ч) испытуемых показали высокий результат. Данный результат подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий пап. Причем у мальчиков уровень принятия папами несколько выше, чем у девочек. 20% (6ч) испытуемых показали низкий результат по шкале Позитивного интереса, что говорит о непринятии этих подростков отцами, об отсутствии любви и уважения, о враждебности. 56,7% (17 ч) показали средний балл по этой шкале.
Шкала Директивности. 50% (15 ч) испытуемых показали высокий результат. По-видимому, родительский контроль у них несколько повышен. Имеет место, определенное давление и преднамеренное руководство ребенком. 20% (6ч) подростков показали низкий результат по этой шкале, что свидетельствует о пониженном родительском контроле. 30% (9ч) показали средний балл по этой шкале.
Шкала Враждебности. 40% (12 ч) подростков показали высокий результат. Данный результат олицетворяет отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения. В настоящий момент ребенок воспринимает отношения с папой как конфликтные. 36, 7% (11ч) испытуемых показали низкий результат, что свидетельствует об отсутствии у них на данный момент конфликтных отношений с папой. У 23,3% (7ч) подростков средний балл по этой шкале.
Шкала Автономности. 30% (9ч) подростков показали высокий результат. Данный результат может говорить об отстраненности, отсутствии у папы потребности в душевном тепле и участии по отношению к своему ребенку. 30% (9ч) подростков показали низкий результат по шкале, что свидетельствует не об отстраненности отца, а, наоборот, о его заинтересованности и вовлеченности в воспитание ребенка. 40% (12ч) подростков показали средний результат.
Шкала Непоследовательности. 53,3 % (16ч) показали высокий результат по шкале Непоследовательности, что указывает на тенденцию к резкой смене стилей воспитания, представляющую собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания — к эмоциональному отвержению отцом. Есть основания считать воспитательную практику этих пап дисгармоничной, на что следует обратить особое внимание, т. к. велика вероятность парциальной психической дезадаптации. 26,7% (8ч) показали низкий результат по шкале, что означает отсутствие непоследовательности в воспитательной практике отцов этих подростков. 20% (6ч) подростков показали средний результат.
Фактор близости. 23,3% (10ч) подростков показали высокий результат, который характеризует высокую степень проявления теплых чувств и принятия папами своих детей. 36,7% (11ч) показали низкий результат, что означает преимущественное отвержение отцами этих подростков. 30% (9ч) подростков показали средний результат.
Фактор критики. 23,3 % (7ч) подростков показали высокий результат. Данный показатель характеризует высокую заинтересованность и тотальный контроль отцов в отношении своих детей. 36,7% (11ч) испытуемых показали низкий результат. Данный показатель свидетельствует об отсутствии заинтересованности отцов в сочетании с безнадзорностью. 40% (12ч) подростков 
показали средний результат.
Наиболее тревожные результаты: (6ч) подростков ощущают со стороны папы неприятие, отсутствие любви и уважения, эмоциональное отвержение. Враждебность отцов, их отрицательное отношение к себе испытывают 40% (12ч) подростков. 53,3 % (16 ч) ребят воспринимают воспитательную тактику отцов как непоследовательную, дисгармоничную.
Анализ результатов, полученных при помощи методики Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений".


Таблица № 2. Средние данные по шкалам, позволяющим определить тип воспитания ребенка

 

 

Г+

Г-

У+

У-

Т+

Т-

З+

З-

С+

С-

Н

матери

7,2

2,2

1,5

8,3

3,2

4,2

1

2,9

2,2

4,8

2,8

отцы

6,9

2,1

1

8,5

3,9

4,1

1,1

3,2

2,8

4,6

2,3

отношение матери


Рисунок 3. Средние данные, полученные при помощи методики Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений"


Таблица № 3. Частота встречаемости типов негармоничного семейного воспитания

 

Тип воспитания

Кол - во семей

%

Выявленная шкала причин

Потворствующая гиперпротекция

7

23,3%

ВН

Доминирующая гиперпротекция

5

16,7%

РРЧ

Гипопротекция

2

6,7%

НРЧ

протекция

Таким образом, наиболее частыми типами воспитания, встречающимися в исследуемых семьях, являются «потворствующая гиперпротекция», «доминирующая гиперпротекция», «гипопротекция».
«Потворствующая гиперпротекция» (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка. Причиной такого типа воспитания является воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. 
Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его "слабое место" и добивается для себя в этой ситуации "минимум требований - максимум прав". Типичная комбинация в такой семье - бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель.
«Доминирующая гиперпротекция» (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако, в то же время, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Причиной такого типа воспитания является расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными.
Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов - потребность во взаимной исключительной привязанности, частично - эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальной возможности повторного замужества.
Появляется стремление отдать ребенку (подростку) - чаще противоположного пола - "все чувства", "всю любовь". В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью доминирующей гиперпротекции.
«Гипопротекция» (гипоопека - Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов. Причиной такого типа воспитания является неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания - гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность "реализовать себя" в детях, "продолжить себя". Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла.
Таким образом, проведенное исследование среди подростков и их родителей позволяет сделать вывод, о согласованности родительских стратегий и нормальной ситуации в семьях подростков, а «подростковый бунт» и обесценивание родительских фигур - это временный, но в то же время необходимый этап на пути обретения подростком личной автономии и истинного чувства взрослости. Характер детско - родительских отношений, неправильное семейное воспитание может быть источником психологического напряжения ребенка и влиять на его личностные особенности.


Список использованных источников:
1. Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицина Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и её практическое применение, М., СПб., 1994
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., Возрастная и педагогическая психология, М., 2003
3. Пишо П. Психологическое тестирование, под ред. Нафтульева А.И. Питер, 2003
4. Г рецов А.Г. Эмоциональные отношения подростков со сверстниками // Психология современного подростка. СПб., 2005
Пермотаева Д.В. студент

Всероссийский научно-методический журнал «Современный педагогический взгляд» N1 2020

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.